Религия в Швеции читать ~9 мин.
Одна из скандинавских стран, Швеция расположена между Финляндией и Норвегией, её побережье граничит с Балтийским морем и Ботническим заливом на востоке. На юго-западе Швеция граничит с узким проходом между Балтийским и Северным морями. Длинная, узкая страна простирается до Арктики и включает в себя 173 700 квадратных миль территории. В 2009 году население страны составляло чуть более 9 миллионов человек. Мегалитические памятники, наскальные рисунки и могильные курганы свидетельствуют о доисторической религии каменного, бронзового и железного веков.
В одном из самых ранних письменных источников о религии на территории Швеции Адам из Бремена в отчёте своему архиепископу в 1070 году рассказывает о языческом храме в Упсале, где богам Тору, Водену и Фрею поклонялись через жертвенные ритуалы каждый девятый год. Скорее всего, Швеция разделяла древненорвежскую мифологию и космологию, описанную в исландской литературе (Эдды).
Христианские миссии начались в Швеции в девятом веке. Небольшая община была основана в 830 году Ансгаром, франко-немецким монахом, считавшимся «апостолом Севера». Благодаря поселениям викингов и торговле влияние христианства усилилось. Олоф Скетконунг, считающийся первым королём Швеции, вероятно, был крещён в 1000 году. В 1164 году Уппсала была назначена резиденцией архиепископа.
Святая Бриджит (Биргитта) Шведская, известная своими видениями и откровениями, а также основанием ордена, жила в 14 веке. Во времена Реформации, в 16 веке, Церковь Швеции перешла из римско-католической церкви в лютеранство и в настоящее время существует как евангелическо-лютеранская церковь. В последующие века положение церкви как государственной церкви укрепилось, и шведское гражданство подразумевало членство в церкви. Принятие или выражение веры, не соответствующей строгому учению церкви, стало уголовным преступлением и могло привести к изгнанию.
Религиозные течения XVIII века, такие как пиетизм, также распространились в Швеции. Позже из Англии и Северной Америки в страну были завезены методизм, баптисты, движение святости и другие движения возрождения. В Швеции эти движения возрождения превратились в народные движения (folkrörelser), оппозиционные церкви Швеции и обществу с государственной церковной системой. Более того, либеральные идеи XIX века внесли значительный вклад в разрушение религиозной гегемонии церкви.
Во второй половине этого столетия ряд деноминаций были признаны и получили разрешение действовать в качестве свободных церквей наряду с государственной церковью. Также к тому времени в стране была создана Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. В первые десятилетия 20-го века стали заметны Свидетели Иеговы; пятидесятничество также приобрело приверженцев.
Шведскому народу пришлось ждать до 1952 года, чтобы получить полную свободу вероисповедания, даже право отвергать любую религиозную принадлежность. Сегодня, однако, некогда однородная страна Швеция превратилась в плюралистическое и многокультурное общество. Эти изменения произошли в основном благодаря трудовой иммиграции и притоку беженцев. Население Швеции составляет 8,8 миллиона человек, и 12% из них – иммигранты. Все это, конечно же, повлекло за собой изменения в области религии. 2000 год запомнился тем, что государственная церковная система как таковая была упразднена. Влияние этого события на религиозное сообщество в целом ещё предстоит выяснить.
Сегодня 7,4 миллиона шведов, или 83% населения, являются членами Церкви Швеции. В 1975 году было зарегистрировано 10,8 миллионов посещений воскресной утренней службы, а среди 15-летних 63% были конфирмованы; в 2000 году соответствующие показатели снизились до 6,6 миллионов и 43%. С другой стороны, за тот же период посещаемость музыкальных служб/концертов (musikgudstjänster) увеличилась с 1,4 до 2,4 млн. человек. Эти данные могут служить примером религиозных изменений в Швеции. В 1960 году состоялось первое рукоположение женщин-священников. Сегодня из тех, кто находится в сане, почти треть – женщины, две из которых – епископы.
Некогда мятежные деноминации Свободной церкви сегодня хорошо интегрированы в шведское общество и участвуют в экуменической работе. Что касается членства в этих деноминациях, то наблюдается тенденция к снижению: с 255 500 в 1985 году до 216 000 в 1999 году. Самым крупным является пятидесятническое движение (Pingströrelsen), насчитывающее 90 000 членов. Пятидесятники работают с иммигрантами, и собрания, хотя и небольшие, проводятся не только на распространённых западных языках, но и на амхарском/тигринья, арабском, персидском и цыганском языках.
Миссионерская ковенантная церковь Швеции (Svenska Missionsförbundet), возникшая на основе малоцерковного движения, насчитывает 67 000 членов. Она принимает как крещение младенцев, так и крещение верующих и является членом Всемирного альянса реформатских церквей. InterAct (Nybygget), насчитывающая 28 800 членов, является единственной деноминацией, в которой наблюдается небольшой, но явный рост числа членов. Она была создана в 1996 году в результате объединения трёх баптистских деноминаций, основанных в 19 веке. Она является членом Всемирного евангелического альянса.
В стране также представлены Баптистский союз Швеции (Svenska Baptistsamfundet), Шведская миссия Альянса (Svenska Alliansmissionen), Армия спасения, Методистская церковь, филиал Объединённой методистской церкви, расположенной в США, и Церковь адвентистов седьмого дня. Все эти церкви объединены в Шведский совет свободных церквей (Sveriges Frikyrkosamråd).
Римско-католическая церковь и православные и восточные церкви в Швеции имеют некоторые общие черты, хотя их истории различны. Это церкви, в которых проживает много иммигрантов, они активно развиваются, и их можно встретить в основном в крупных городах. Католическая церковь насчитывает 150 000 прихожан, что свидетельствует о том, что с 1975 года число прихожан увеличилось более чем в два раза. Эта церковь, вероятно, является самой многокультурной организацией в Швеции.
Кроме общин, существуют так называемые национальные группы, крупнейшими из которых являются польская община (30 000 членов) и испаноязычная (20 000 членов). Мессы регулярно совершаются на арабском, хорватском, венгерском, английском, французском, гезском, итальянском, португальском, словенском и вьетнамском языках.
Православные и восточные церкви насчитывают в общей сложности 100 000 верующих, эта цифра удвоилась с 1975 года.
Греческий православный патриархат Антиохии и всего Востока является самым крупным и насчитывает 28 000 членов. Сербская православная церковь насчитывает 23 000 членов. Многие члены Греческой православной церкви, приехавшие в Швецию в качестве трудовых мигрантов, вернулись в Грецию. Также существуют Болгарская, Эстонская, Финская, Македонская, Румынская, Русская, Армянская, Коптская и Эфиопская православные церкви, а также Апостольская католическая ассирийская церковь Востока. Существует также Шведский православный деканат.
Среди протестантских зарубежных церквей самой большой является Эстонская евангелическая лютеранская церковь (12 000 членов), за ней следует Венгерская протестантская церковь (6 000). Все вышеперечисленные церкви и деноминации являются членами или наблюдателями Христианского совета Швеции (Sveriges kristna råd).
«Движение веры» (Trosrörelsen) возникло в Швеции в начале 1980-х годов, когда Ульф Экман, некогда священник Церкви Швеции, но затем под влиянием учения пятидесятнического учителя Кеннета Хейгина в Талсе, штат Оклахома, основал в Упсале общину «Слово жизни» (Livets Ord). В настоящее время насчитывается около 40 общин с 6 000 членами, связанными со «Словом жизни». Вначале рост Движения веры вызывал конфликты с окружающим религиозным обществом.
«Слово Жизни» ведёт обширную миссионерскую работу, особенно в бывшем Советском Союзе, где было основано большое количество общин и библейских школ. В последние годы в центре этой деятельности находится Индия. Виноградник также имеет некоторое распространение в Швеции, где насчитывается 1 000 членов в 10 общинах и домашних группах. Международные церкви Христа имеют одну общину в Стокгольме, насчитывающую около 150 членов.
До начала 20-го века почти 8 000 мормонов уехали в Юту. Сегодня Церковь Иисуса Христа Святых последних дней в Швеции насчитывает 8 500 человек, что означает рост более чем на 50% с 1975 года. Почти половина членов Церкви принадлежит к общинам в трёх крупных городах – Стокгольме, Мальмё и Гетеборге. В 1985 году в пригороде Стокгольма был построен храм.
Число Свидетелей Иеговы также увеличилось более чем на 50%, и в настоящее время насчитывается 23 500 членов или издателей; на мемориале в 1999 году присутствовало около 36 000 человек. В отличие от Святых последних дней, их общины более равномерно распределены по всей стране. В большей степени, чем пятидесятники, Свидетели Иеговы приобрели приверженцев среди иммигрантов. В совокупности иммигранты составляют 10% членов; есть даже арабская община.
Такие движения, как Либеральная католическая церковь, Новоапостольская церковь и Церковь Христа, Учёного, насчитывают около 2 000 членов, включая приверженцев движения Сведенборгиан.
Среди нехристианских мировых религий евреи получили специальное разрешение поселиться в Швеции и исповедовать свою религию ещё в конце 18 века. Сегодня в стране насчитывается 16 500 евреев, из которых 8 000 являются членами общины, и эта цифра остаётся достаточно постоянной.
Большие волны иммиграции в последние годы объясняют огромный рост числа мусульман в Швеции. Число постоянных прихожан в различных мечетях Швеции можно оценить в 100 000 человек, хотя число иммигрантов и беженцев с мусульманскими корнями («этнических» мусульман) может достигать 300 000 или даже больше. Большая мечеть, вмещающая 1 500 человек, находится в Стокгольме. Другие мечети – здания, которые были созданы и построены исключительно для того, чтобы быть мечетью, – можно найти в Мальмё, Тролльхеттане и Уппсале. В Гетеборге находится мечеть движения Ахмадийя в исламе.
Вера Бахаи насчитывающая 900 приверженцев, представляет собой явление среднего класса, состоящее из иранцев, но в ней также много новообращённых шведов.
Индусов можно насчитать от 3 000 до 5 000, включая Международное общество сознания Кришны. Сикхов насчитывается около 800. Кроме того, в Швеции насчитывается от 8 000 до 10 000 буддистов, среди которых много обращённых на Западе, в частности, дзен-буддисты и тибетские буддисты.
Конечно, ряд новых религий утвердился даже в Швеции. Существуют такие образования, как церковь сайентологии (в 2000 году им было выдано разрешение на проведение бракосочетаний), несколько приверженцев раэлианского движения, Вселенская и Триумфальная церковь, а также ряд неоиндуистских и неоязыческих групп, включая викку и неошаманизм.
По предварительным оценкам, число постоянных и активных членов этих движений составляет 10 000 человек, и около 500 из них придерживаются культа эсира. За последние десятилетия эта цифра практически не изменилась. С этими религиями и движениями тесно связано большое количество слабо организованных групп, вдохновлённых нью-эйдж.
Если вера в реинкарнацию будет служить критерием восприимчивости к этим видам новой религиозности, то они могут охватывать около 400 000 человек (исключая индуистов и буддистов). Наконец, организация Humanisterna («Гуманисты»), пропагандирующая гуманизм как философию жизни и связанная с Международным союзом гуманизма и этики, насчитывает около 700 членов.
Исследование 1999 года, включающее все религии, показало, что во время сентябрьских выходных один миллион человек, или 12% населения, приняли участие в религиозных мероприятиях, либо посещая службы, либо через СМИ (или и то, и другое). Это результат, который, если рассматривать все религии и различные вероисповедания, ставит под сомнение представление о Швеции как о высоко секуляризованной стране.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Король оступился — да здравствует король! Лучший писатель не останется без награды
- Вглядеться пристальнее в самих себя, мечтать и не сдаваться
- Российские номинанты на премию имени Астрид Линдгрен в ожидании вердикта жюри
- Британский писатель Кадзуо Исигуро — новый обладатель Нобелевской премии по литературе
- Боб Дилан получил Нобелевскую премию по литературе
- «Пространство Lucida» как фокусирующая световая камера искусства
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?