Средневековые чумные церкви
Русские летописцы сообщают, что при приближении чумы в 1390-1552 годах жители Новгорода и Пскова строили специальные вотивные церкви (обыденные храмы). Возведённые за 24 часа из свежих брёвен и на «девственной земле», эти временные молитвенные дома служили для специальной литургии, и даже царь Василий III приказал построить их против моровой язвы.
В других странах католической Европы общинные и национальные правительства, а также местные церковные власти строили церкви либо по обету (ex voto), либо спонтанно после эпидемий. В них сочетались общинная благодарность за прекращение чумы и стремление к духовной защите. Часто они посвящались местным чумным святым, чьи заступники убедили Бога прекратить последнюю чуму, и эти сооружения напоминали святым о неизменной преданности общины.
В Лондоне монашеские общины были созданы на местах чумного кладбища Ист-Смитфилд (цистерцианцы, Св. Мария Грейс, 1350 г.) и Вест-Смитфилд (Картузианская хартия, 1371 г.) – напоминание о важности молитв за умерших для лондонцев-католиков. В Англии приходские «чумные церкви» часто стоят отдельно, их поражённые чумой деревни полностью обезлюдели или были заброшены и переселены.
Флорентийцы превратили городское зернохранилище в Ор Сан Микеле, посвящённый ангелу, чей меч в ножнах возвестил об окончании римской чумы шестого века, а сиенцы построили в 1352 году мемориальную Капеллу делла Пьяцца. В Рагузе, зависимой от Венеции, часовня, посвящённая чумному святому Себастьяну (1465), оказалась популярной и эффективной, за ней последовали церкви, посвящённые чумному святому Роше (1526) и Деве Марии (1533).
Венеция имела самую известную коллекцию чумных церквей. В 1478 году была основана Скуоль (братство) Сан-Рокко (святого Роше), а в 1485 году его мощи были привезены в Венецию. Это послужило толчком к строительству церкви Сан-Рокко, в которой долгое время проводился фестиваль в день его праздника (16 августа). Сразу же за ним последовал Сан-Себастьяно (1508-1548 гг.).
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Венецианские шедевры Тинторетто доступны для посетителей
- Живопись маньеристов
- Венецианская живопись
- «Луна и грош» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Всё хорошо, что хорошо кончается» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- Владимир Сойфер отзывы
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?