Средневековые чумные церкви читать ~2 мин.
Русские летописи сообщают, что в XIV – XVI веках при угрозе эпидемии жители Новгорода и Пскова возводили особые обетные храмы, известные как «обыденные». Эти церкви строили всего за один день (отсюда и название) из свежих брёвен на «нетронутой» земле. В них проводились специальные богослужения для избавления от мора. Известно, что даже великий князь Василий III приказывал строить такие храмы во время моровой язвы.
В католических странах Европы практика строительства «чумных церквей» была также широко распространена. Их возводили как по обету (ex voto), так и в знак благодарности после окончания эпидемий. Строительство инициировали городские власти, церковные общины и национальные правительства. Такие храмы сочетали в себе общественную благодарность и мольбу о духовной защите.
Часто эти церкви посвящались местным святым — защитникам от чумы. Считалось, что их заступничество убедило Бога прекратить бедствие. Возведение храма служило напоминанием святым о нерушимой преданности общины и должно было обеспечить их покровительство в будущем.
В Лондоне на местах чумных кладбищ возникли монашеские общины: цистерцианское аббатство Святой Марии Всемилостивой (1350) в Ист-Смитфилде и картезианский монастырь (1371) в Вест-Смитфилде. Это подчёркивало важность молитв за души умерших. В других частях Англии приходские «чумные церкви» нередко стоят в уединении, поскольку поражённые болезнью деревни были полностью заброшены, а их жители переселены.
Во Флоренции городское зернохранилище Орсанмикеле было преобразовано в церковь. Её посвятили ангелу, который, по преданию, вложил меч в ножны, возвестив об окончании чумы в Риме в VI веке. В Сиене в 1352 году была построена мемориальная Капелла делла Пьяцца в благодарность за спасение от «Чёрной смерти».
В Рагузе, находившейся под влиянием Венеции, часовня Святого Себастьяна (1465) стала важным центром поклонения. Позже были возведены церкви в честь святого Роха (1526) и Девы Марии (1533), что свидетельствует о повторяющихся волнах эпидемий и уповании горожан на небесную помощь.
В Венеции находится одна из самых известных коллекций «чумных церквей». В 1478 году здесь была основана скуола (братство) Святого Роха, а в 1485 году в город перенесли его мощи. Это событие послужило началом строительства церкви Сан-Рокко, где и сегодня в день памяти святого (16 августа) проходят торжества. Вскоре была заложена и церковь Сан-Себастьяно (1508–1548).
Наиболее знаменитыми венецианскими обетными храмами стали Иль Реденторе (Церковь Искупителя) и Санта-Мария-делла-Салуте. Церковь Иль Реденторе, спроектированная Андреа Палладио, была возведена по обету Сената после чумы 1575–1577 годов. Санта-Мария-делла-Салуте, творение Бальдассаре Лонгены, стала благодарностью Деве Марии за избавление от эпидемии 1630–1631 годов. Оба храма являются выдающимися памятниками архитектуры и символами стойкости города.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Венецианские шедевры Тинторетто доступны для посетителей
- Живопись маньеристов
- Венецианская живопись
- «Луна и грош» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Всё хорошо, что хорошо кончается» Уильяма Шекспира, краткое содержание
- Владимир Сойфер отзывы
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?