Бахаистская вера читать ~12 мин.
Вера Бахаи – это религия, зародившаяся в Персии (современный Иран) в 1853 году. Ее основателем был Мирза Хусайн-Али, известный как Бахаулла. В мире насчитывается более 5 миллионов членов. Вера бахаи возникла на основе бабийской веры, религии, которая недолго процветала в Персии в 1840-х годах и была основана Али-Мухаммадом из Шираза, который принял титул Баб (Врата) и объявил себя исполнением исламских пророчеств о возвращении 12-го имама, мессианской фигуры.
Верования и практика
Вера Бахаи имеет авторитетные тексты Баба, Бахауллы, Абдул-Баха, Шоги Эффенди и Всеобщего Дома Справедливости. Тексты Баба и Бахауллы являются наиболее важными, поскольку оба человека считаются Проявлениями Бога.
По мнению Бахауллы, хотя Божественное имеет непознаваемую сущность, оно также обладает такими качествами, как милосердие, справедливость, любовь, терпение, самосуществование, могущество и знание, которые люди могут испытать и познать. Развивая эти качества в своей душе, люди направляют и стимулируют своё личное духовное развитие и готовят себя к следующей жизни.
В вере бахаи Проявления Бога – это редкие личности, которые получают божественное откровение и руководство и в совершенстве проявляют их в своей жизни и поступках. Бахаи верят в 14 Манифестаций, включая Авраама, Моисея, Иисуса, Мухаммада, Зороастра, Баба и самого Бахауллу как Манифестацию. Признание того, что большинство основных мировых религий были основаны Манифестациями, лежит в основе концепции единства религии бахаи.
Равенство и община
Бахаулла и Абдул-Баха решительно подчёркивали, что все люди равны перед Богом и поэтому должны иметь базовое равенство в человеческом обществе, что мужчины и женщины равны, а расы равны и должны быть примирены и объединены. Единство человечества также подразумевает необходимость создания глобальной системы управления.
Главная цель общины бахаи – достижение все большего единства. Жизнь общины бахаи сосредоточена на институте праздника – собрании раз в месяц бахаи (которое длится 19 дней), где бахаи вместе поклоняются, советуются о деятельности местной общины и общаются. Особенно важны девять священных дней бахаи. Кроме бахаистского Нового года (21 марта), они отмечаются в честь событий из жизни Баба и Бахауллы.
Происхождение
Вера бахаи была основана пророком Бахауллой в Персии (ныне Иран) в XIX веке. Религия бахаи уходит корнями в ислам, но бахаи не являются мусульманами.
Баб
Истоки бахаистов восходят к вечеру 22 мая 1844 года, когда в Ширазе, Персия, Баб ("Врата») в возрасте 25 лет объявил о своей миссии своему первому последователю, мулле Хусайну. Новые учения Баба были столь же популярны, сколь и противоречивы. Это объясняется тем, что Баб утверждал, что он является новым Посланником Бога. Такое заявление само по себе было достаточно необычным. В мусульманском контексте оно было ещё более значимым, поскольку пророк Мухаммад, основатель религии ислама, назван «Печатью пророков» в Коране, священной книге ислама. Мусульмане повсеместно толкуют и понимают «Печать пророков» как то, что Мухаммад является «последним из пророков». Поэтому заявление Баба (о том, что он новый Посланник Бога) было судьбоносным. Это заявление в конечном итоге стоило Бабу жизни. Всего через шесть лет после начала своего служения Баб был казнён в Тебризе, Иран.
Бахаулла
Главной целью Баба было объявить о приходе ещё более великого Посланника Бога. Большинство последователей Баба признали Бахауллу тем, кого предсказал Баб. Бахаулла родился 12 ноября 1817 года, за два года до рождения Баба. Сына персидского дворянина в Тегеране, Иран, Бахаулла звали Мирза Хусайн-Али из Нура. В 1844 году Мирза Хусайн-Али стал последователем Баба. Летом 1848 года Мирза Хусайн-Али принял имя «Баха» ("Слава» (Бога)), когда собрание из 81 бабиста в течение 22 дней собиралось в деревне Бадашт.
В 1852 году Баха’улла был заключён в тюрьму на четыре месяца. Он пережил видение, в котором ему было сказано, что он не должен бояться, так как Бог сделает его победителем. Это видение принято считать моментом, когда Бахаулла полностью осознал свою пророческую миссию. После освобождения из тюрьмы он был сослан в Багдад, а затем в Стамбул. 22 апреля 1863 года Бахаулла объявил Абдул-Баха и другим доверенным последователям, что он – Мессия, предсказанный Бабом.
Бахауллу снова сослали в Эдирне (на территории современной Турции). В 1868 году Бахаулла и его последователи были в последний раз сосланы в Акко, Палестина (ныне Израиль). Из Эдирне и Акко Бахаулла публично объявил о своей миссии в открытых письмах, направленных самым влиятельным политическим и религиозным лидерам мира. Бахауллу держали в строгом заключении до 1877 года. Он умер 29 мая 1892 года.
Для бахаистов христианского происхождения Бахаулла – это возвращение духа и силы Иисуса Христа. То, что Бахаулла исполнил пророчества Христа, понимается скорее в символическом, чем в буквальном смысле. Для бахаистов еврейского происхождения Бахаулла представляется «Отцом Вечным», предсказанным пророком Исайей. Для новообращённых зороастрийцев Бахаулла – это обещанный Шах-Бахрам. Для бахаистов из мусульман-шиитов Бахаулла – это возвращение имама Хусайна. Для бахаистов из суннитского ислама Бахаулла – это возвращение Иисуса Христа. Для бахаистов индуистского происхождения Бахаулла – это десятый аватар, Калки Вишнуясас. Для бахаи, которые ранее были буддистами, Бахаулла – это пятый Будда, Майтрейя.
Писания
Священные Писания бахаи – это те, которые были открыты Бабом, Бахауллой и Абдул-Бахой и насчитывают более 100 томов на языках оригинала – персидском и арабском. Среди наиболее известных работ Бахауллы можно назвать: Сокровенные Слова; Семь Долин и Четыре Долины; Жемчужины Божественных Тайн; Китаб-и-Икан (Книга Уверенности); Скиния Единства; и Китаб-и-Акдас (Самая Святая Книга).
Основы веры
Цель каждого отдельного бахаи: познать Бога и к Богу, приобрести добродетели и нести вперёд постоянно развивающуюся цивилизацию. Фундаментальные учения и принципы Веры Бахаи для личного и общественного преобразования в наши дни включают в себя единство Бога, единство религии и единство человечества. (Их иногда называют «тремя единствами»). Каждый из этих трёх основных принципов подобен зонтику. Под каждым зонтиком «единства» скрывается широкий спектр других учений бахаи. Вера Бахаи, на самом деле, имеет множество учений. Все эти этические, моральные, гуманитарные и социальные принципы объединяет «единство», от семейных отношений до международных отношений.
Социальные вопросы
Бахаисты стремятся обеспечить равные права и возможности для мужчин и женщин. Бахаи выступают за всеобщее образование во всем мире, особенно в тех местах, где возможности получения образования ограничены. У бахаистов есть и экономические учения. В основе учения бахаи об экономике лежит фундаментальный принцип: экономические ценности должны быть связаны с человеческими ценностями, чтобы экономика стала более гуманной и менее эксплуататорской. Филантропия (благотворительность со стороны богатых людей) очень поощряется.
Манифестации Бога
Бахаи верят в единого Бога. Важной концепцией в учении бахаи является концепция «Прогрессивного откровения», согласно которой духовная история мира понимается как серия «откровений», принесённых рядом посланников Бога, известных как основатели мировых религий. Среди этих посланников – Моисей, Зороастр, Будда, Иисус Христос, Мухаммад, Баб и Бахаулла. Бог послал каждого из них в мир, чтобы обновить духовные учения и принести новые социальные учения, наиболее подходящие для конкретного дня и века.
Идеи единства
Бахаи считают, что между религиями должно быть единство и гармония. Бахаи твёрдо убеждены в том, что люди разных религий могут найти общую почву, общие ценности и единство целей. Бахаи отмечают, что единство в политической сфере может быть только в том случае, если международные отношения будут основаны на взаимном уважении, сотрудничестве и международном праве. Бахаи предвкушают будущий золотой век, в котором со временем возникнет всемирное содружество (семья народов). Это будущее общество, которое представляют себе бахаи, будет временем, когда истинная свобода воцарится в своей самой идеальной форме, охраняемая законом и порядком и характеризуемая неслыханным миром и процветанием, а также научными достижениями.
Единство внутри самой веры бахаи достигается благодаря тому, что бахаи ориентируются на писания Баба, Бахауллы и Абдул-Баха, дополняемые руководством Шоги Эффенди и Вселенского Дома Справедливости (высшего всемирного руководящего органа бахаи). Эти источники авторитета обладают объединяющей силой, удерживающей общину бахаи от раскола на секты. Единство веры бахаи ещё более укрепляется благодаря фундаментальному согласию с основными доктринами.
Организация
У бахаи есть видение и миссия – сделать этот мир лучше. Чтобы это произошло, необходимо единство внутри самой администрации бахаи; каждый местный совет бахаи (называемый «Местным духовным собранием») заботится о своей общине. Каждый из них путём консультаций достигает консенсуса в наилучшем ведении дел своей общины бахаи. Администрация делится на избираемых и назначаемых руководителей. Избранные члены обладают властью только как группа, а не как отдельные лица. Бахаи обязаны повиноваться своим правительствам, быть законопослушными гражданами и исповедовать свою религию, служа доброй гражданственности и внося вклад в жизнь общества. Всеобщий Дом Справедливости, руководящий орган веры бахаи, является источником великой мудрости и зрелых суждений. Он даёт указания местным советам. Поэтому бахаи ожидают, что со временем Вселенский Дом Справедливости будет играть все более важную консультативную роль в мире в целом».
Распространение и развитие
С момента своего возникновения в 19 веке и до наших дней вера бахаи претерпела глубокие изменения и преобразования. Распространение по всему миру
В своей последней воле и завещании Бахаулла (умерший в 1892 году) указал в качестве преемника и лидера общины Бахаи своего старшего сына Абдул-Баха. Абдул-Баха, также ласково называемый «Учитель», написал серию писем, известных как Скрижали Божественного плана, в которых он дал указания по систематическому распространению веры бахаи по всему миру. Это положило начало процессу прогрессивного международного распространения, в ходе которого общины бахаи создавались в стране за страной.
Абдул-Баха, умерший 28 ноября 1921 года, назначил своим преемником внука, Шоги Эффенди. Как и Абдул-Баха, Шоги Эффенди был систематичен в своих усилиях по содействию постоянному расширению общин бахаи по всему миру. В целом, с тех пор вера бахаи распространялась систематически. Известный под своим титулом «Хранитель», Шоги Эффенди также служил официальным толкователем Учения бахаи и уполномоченным переводчиком Священных Писаний бахаи. Переводы Хранителя стали стандартом для всех нынешних и будущих переводов Священных Писаний бахаи.
Учреждения
Бахаулла не только назначил Абдул-Баха, но и призвал сформировать путём выборов Вселенский Дом Справедливости – высший управляющий совет бахаи, состоящий из девяти членов, которые избираются раз в пять лет. В апреле 1963 года был избран первый Вселенский Дом Справедливости. Выступая в качестве международного руководящего органа мира бахаи, Вселенский Дом Справедливости контролирует все дела общины бахаи, в общем и целом. Однако значительная часть полномочий передана Национальным Духовным Собраниям по всему миру. Дальнейшая инициатива часто исходит от Местного Духовного Собрания, которое отвечает за благополучие местных общин бахаи, а также за выполнение указаний Всеобщего Дома Справедливости и Национального Духовного Собрания.
Бахаистские институты, которые контролируют дела общины бахаи, в совокупности известны как «Административный порядок бахаи» (считающийся «образцом для будущего общества»). Также частью Административного порядка бахаи является институт Советников – людей, обладающих выдающимися способностями, которые консультируют институты бахаи в вопросах распространения и защиты веры, и в целом работают над тем, чтобы вдохновить бахаи в их усилиях по содействию духовному, моральному и социальному улучшению общества посредством практического применения принципов бахаи.
На местном, национальном и международном уровнях бахаи регулярно избирают свои местные Духовные Собрания (каждый год), Национальные Духовные Собрания (каждый год) и Всеобщий Дом Справедливости (каждые пять лет). Выборы бахаи проводятся без предвыборной агитации. Другими словами, даже выдвижение кандидатов, а тем более агитация за них, строго запрещены. Вместо этого советы бахаистов избираются «плюралистическим голосованием», что означает, что каждый из этих советов, в каждом из которых девять членов, избирается исключительно по наибольшему числу голосов.
Современные практики
Рост общины бахаи во всем мире был примечателен тем, что она стала второй по распространённости религией в современном мире (после христианства). Вера бахаи утвердилась практически в каждой стране и территории мира. По оценкам Всемирной службы новостей бахаи, в 2020 году в мире насчитывалось более 5 миллионов бахаи.
Община и общество
Служение и поклонение составляют сердцевину жизни общины бахаи. Духовные и социальные связи общины бахаи ещё более укрепляются, когда бахаи посещают друг друга в своих домах. Взрослые бахаи и подросшая молодёжь объединяются в последовательность учебных кружков (называемых «Институтом обучения») для углубления, обогащения и обучения практическим навыкам, необходимым для консолидации и расширения общины бахаи. На уровнях мысли и действия бахаи участвуют в «дискурсах общества» и занимаются «социальной деятельностью», чтобы внести вклад в материальное и социальное благополучие общества в целом. Бахаи стремятся достичь того момента, когда преобразующее воздействие этого общественного строительства (основанного на исповедании принципов Веры Бахаи) будет рассматриваться как позитивная модель для общества в целом.
Бахаи должны быть продуктивными членами общества, занимаясь своей профессией в духе служения, которое считается актом поклонения. Ежедневно бахаи молятся одной из трёх «обязательных молитв» и могут молиться из большого числа других молитв.
Взгляд в будущее
Можно с уверенностью сказать, что бахаи рассматривают свою веру как религию будущего, которая лучше всего подходит для объединения мира на основе своих принципов. Другими словами, цель веры бахаи – способствовать миру и процветанию через свои моральные, социальные и административные принципы. Бахаи оптимистичны в том, что рано или поздно вера и её учения привлекут интерес общества, а общинная жизнь будет действовать как магнит, в результате чего численность бахаи во всем мире будет быстро расти.
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Sotheby’s выставляет на продажу восемь портретов кисти Фрэнка Ауэрбаха
- Погребальные обряды Бахрейна в Эрмитаже
- Фарфоровые статуэтки советских знаменитостей в исполнении Асты Бржезицкой в Театральном музее им. Бахрушина
- Режиссёр Иван Поповски превратил музыку Баха в камерный спектакль
- Картины А. В. Харитонова, похожие на вышивку бисером, в музее имени Бахрушина
- «Место для нас» Фатимы Фархин Мирзы, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?