Иудаизм читать ~11 мин.
Иудаизм относится к религиозным традициям еврейского народа, народа, рассеянного с древности, основные современные центры которого, в США и Израиле, демонстрируют широкое разнообразие верований, практик и этнических особенностей.
Тора
Эти различные интерпретации иудаизма разделяют исторические представления о священном свитке, называемом Торой, как о записи ранней истории еврейского народа и как о своде предписаний и законов, определяющих его поведение. Еврейский народ также разделяет понятие Израиля, что означает древнюю родину и нацию, а также Бога и уникальный завет, который Святой Бог заключил с избранным народом, чтобы дать ему землю Израиля и Тору в обмен на послушание священным законам.
Традиции и перемены
Сегодня еврейский народ считает себя прямыми потомками древнего Израиля, как это описано в Торе. Однако в разное время и в разных местах в этот народ входили другие люди и группы. Поскольку еврейское наследие уходит корнями почти к началу истории на Ближнем Востоке, 4000-летняя история иудаизма и еврейского народа основывается на непрерывном процессе интерпретации Священного Писания и адаптации традиций к новым, меняющимся историческим и географическим условиям.
Однако во времени и пространстве определённые понятия остаются неизменными, даже если они подвергаются адаптации. Поэтому еврейский народ, как нация, живёт в рамках цикла времени, который предписывает соблюдение субботы и священных праздников, таких как Рош Хашана (еврейский Новый год), Йом Кипур (День искупления), Суккот (Праздник кущей) и Песах (Пасха).
Происхождение
Иудаизм является одной из основных мировых религий и считается родоначальником монотеизма, веры в единого Бога. Монотеизм, а также основные верования, законы и практики, впервые изложенные в еврейской Библии (также известной как Ветхий Завет), заложили основу для многих других религий, особенно христианства и ислама. Десять заповедей были переданы еврейским пророком Моисеем, который вывел свой народ, древних евреев, из рабства в Египте.
История Авраама
Самые ранние основы иудаизма известны только из библейских историй, которые раскрывают корни сынов Израиля, начиная с их предков, Авраама и Сары. Авраам был первым человеком, уверовавшим в единого Бога.
Согласно еврейскому Писанию, после смерти отца Авраама Бог открылся Аврааму, сказав: «Иди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя». Затем Авраам взял свою жену Сару и племянника Лота и поселился в земле Ханаан в древней Палестине – регионе, который сегодня включает в себя современный Израиль.
Исходя из культуры, описанной в библейском тексте, учёные предполагают, что Авраам и Сара жили примерно между 1900 и 1800 годами до нашей эры. От этой семьи произошёл еврейский народ.
Появление раввина
Еврейская религиозная практика началась с появления раввина как руководителя иудейского закона и культа, что называется раввинистическим иудаизмом. Ещё до второго века до нашей эры в древнем Израиле были созданы академии обучения, где учёные, или раввины, изучали и обсуждали еврейские законы, пытаясь понять, чего Бог хочет от народа.
Эти дискуссии не всегда основывались на библейских текстах, но также и на устном праве – популярных толкованиях библейского закона, которые никогда не были записаны, но вскоре будут записаны. Многовековой устный закон был организован в серию из шести книг под названием Мишна, что означает учение.
Еврейские академии
В конце концов, возникли три академии, ставшие важнейшими центрами еврейского образования. Одна из них находилась в Израиле, исторической еврейской родине, которой в то время правил Рим, а две другие – в Вавилонии, где проживала самая большая и влиятельная еврейская община.
Именно в этот момент истории, когда дети Израиля уже не были независимой нацией, народ Иудеи (римское название еврейской территории в Палестине) стал называться евреями. Не имея собственного политического центра или правителя, евреи обратились за советом к своим учёным; так родился иудаизм – религия и образ жизни.
Основы веры
Для иудаизма важны многие тексты, но первым среди них является еврейская Библия (известная христианам как Ветхий Завет), основа еврейского закона. Все остальные основные книги были написаны, чтобы объяснить, расширить или адаптировать библейский закон к меняющимся временам.
Содержание еврейской Библии
Еврейская Библия состоит из трёх основных разделов. Первый – это Тора. Кроме того, что она является важной частью Библии, физически Тора – это священный свиток (содержащий пять книг Моисея), который раскрывают, разворачивают и читают в качестве центрального элемента субботней службы (Шаббат).
Второй раздел еврейской Библии – Пророки – рассказывает об истории евреев после смерти Моисея и доходит до легендарных царей Давида и Соломона. Третий раздел – Писания, сборник книг, включающий Псалмы и Притчи.
Десять заповедей, содержащиеся в книге Исход и во Второзаконии, составляют основу законов, которым обязаны были следовать дети Израиля. Другие библейские постановления содержат конкретные детали, касающиеся повседневной жизни.
Талмуд
Другим ключевым текстом является Талмуд – серия комментариев раввинов к еврейскому праву, истории и этике, написанных примерно в 200-500 гг. н.э. Главная тема еврейской Библии – Бог в центре жизни, хотя некоторые еврейские законы сосредоточены на личном поведении и функционировании справедливого общества.
Последующие книги, написанные на протяжении веков, развивают эти идеи и выражают основные убеждения (догматы) иудаизма. Эти верования включают веру в Мессию и в «грядущий мир» после смерти; важность земли Израиля, даже для евреев, живущих далеко от неё; чувство ответственности отдельных евреев и еврейских общин за помощь друг другу.
Субботние молитвы
Еврейский шаббат начинается в пятницу на закате и заканчивается в субботу на закате. Таким образом, две главные еврейские молитвы проводятся в пятницу вечером и в субботу утром. Все еврейские праздники начинаются на закате.
Одним из ключевых еврейских текстов является сиддур – еврейский молитвенник. Сиддур означает «порядок» на иврите и относится к порядку ежедневных, субботних и праздничных молитв. Сиддур используется каждую неделю в качестве молитвенника для вечерних и утренних субботних служб.
Амида – это основная молитва каждого еврейского богослужения, включая шахарит («утро»), минху («полдень») и маарив («вечер»), а также все дополнительные молитвы (мусаф) в субботу, праздничные дни и другие праздники.
Еврейская служба всегда включает самую святую молитву – Шма, в которой говорится, что «Бог един». Это означает, что Бог – уникальное существо, которое нельзя разделить на различные аспекты – основа веры всех евреев во всем мире. Даже в синагогах, где иврит сочетается с английским языком (например, в синагогах реформистского иудаизма), Шма читается на иврите.
Соблюдение кошерности
Для евреев одним из способов сохранения святости является соблюдение кошерной диеты – воздержание от запрещённых продуктов. Кошер – это английский термин, образованный от ашкеназского (восточноевропейского) произношения ивритского термина кашер, означающего «пригодный» (для употребления). Эти постановления легли в основу еврейских законов кашрута (ритуальной пригодности), которым многие евреи следуют и сегодня.
Распространение и развитие
По мере того, как евреи уходили все дальше и дальше от своей старой родины в древнем Израиле, они обращались к мудрости раввинов и учёных (известных как «мудрецы») древнееврейских академий, чтобы помочь им понять и сохранить еврейские традиции.
Советы мудрецов
Руководители еврейских общин в Северной Африке, Азии и Европе часто отправляли письма учёным академии с просьбой о совете. Их вопросы варьировались от того, как правильно отмечать праздники, до правил вступления в брак и развода, от порядка молитв во время утренних и вечерних служб до того, как евреи должны вести себя в деловых отношениях.
Учёные обращались к Талмуду (комментариям ранних раввинов к еврейскому праву, истории и этике) и присылали ответы на каждый вопрос. Таким образом, стандарты, изложенные в Талмуде этими учителями, распространились по всей еврейской диаспоре (рассеянные колонии евреев за пределами Палестины).
Талмуд продолжается
В конце концов, многие тома Талмуда были переписаны и стали более доступными. К концу Средневековья новые еврейские общины по всей Европе и Северной Африке получили собственные экземпляры Талмуда и обзавелись своими раввинами и учителями, которые объясняли и толковали закон. Таким образом, Талмуд сохранил своё значение для всех евреев и стал определяющим руководством для еврейских общин и отдельных людей.
По мере того как менялись времена, учёные объясняли и переоценивали талмудические законы и мнения, создавая новые законы поверх старых. В конце концов, по мере того, как евреи удалялись от своей первоначальной базы в Израиле, они адаптировали многие обычаи и языки принимающих их культур.
Рост еврейских общин
К началу Средневековья евреи жили в нескольких различных географических и культурных регионах: Ближний Восток/Северная Африка; Иберия (Испания и Португалия); Северная Европа, особенно Франция и Германия; Италия; и Византия (которая позже стала Константинополем и сейчас находится в Стамбуле, Турция). В этих регионах евреи говорили на разных языках и развивали индивидуальные обычаи и практики.
Евреи, оставшиеся на Ближнем Востоке и в Северной Африке, попали под власть ислама к середине седьмого века нашей эры. Они стали говорить на арабском языке вместо иврита или арамейского и были вынуждены адаптироваться к исламским законам.
Сефард и ашкенази
Сефард – это ивритское слово, обозначающее земли Пиренейского полуострова, ныне Испания и Португалия. Евреи-сефарды жили там уже во втором веке нашей эры. Однако в 1492 году Испания изгнала большую часть еврейского населения. Евреи были вынуждены перейти в католичество, отправиться в изгнание или быть убитыми. Таким образом, сефардские евреи рассеялись в основном по Северной Африке и Ближнему Востоку.
Ашкеназ – это еврейское слово, означающее «Германия», и евреи, поселившиеся в Германии и Восточной Европе, стали называться ашкенази. История ашкеназских евреев не такая длинная, как у сефардских, но уже в пятом веке есть свидетельства того, что еврейские купцы и торговцы жили вдоль рек Франции и Германии. Многие из них пришли на север из Италии.
У евреев-ашкенази также был свой язык – немецкий диалект, смешанный с французскими и ивритскими словами и написанный еврейским алфавитом. Первоначально этот язык назывался иудейско-немецким, но затем стал называться идиш.
С годами еврейское население Восточной Европы росло и распространялось, особенно в Польше, Литве и на Украине, и их общины составляли один из главных центров мирового иудаизма с 1500 года до Второй мировой войны. Но затем европейские евреи были в основном стёрты с лица земли немецким нацистским Холокостом.
После войны, по оценкам, было убито 6 миллионов евреев – в основном ашкеназим. Большинство из тех, кто выжил, иммигрировали в основном в новое государство Израиль или в Соединённые Штаты.
Современные практики
На протяжении веков еврейское богослужение сохраняло одну и ту же основную структуру и одну и ту же основную группу молитв. Это позволило евреям чувствовать себя как дома в синагоге, где бы они ни находились. Различные группы евреев по всему миру также имеют общие символы, такие как Звезда Давида. И евреи 21 века разделяют привязанность к Израилю, символической родине даже для тех, кто никогда туда не поедет.
Глобальная еврейская община
Сегодня общее число евреев во всем мире оценивается в 14,8 миллионов человек. Крупнейшие центры еврейской жизни находятся в Израиле, где проживает около 6,7 миллионов евреев, и в США, где проживает около 5,7 миллионов.
Современное еврейское население также можно встретить в западных странах, таких как Канада, где проживает 392 000 евреев. В Австралии есть небольшая, но активная еврейская община, в которой проживает более 118 000 евреев.
Хотя еврейское население Европы резко сократилось во время и после Второй мировой войны в результате Холокоста и послевоенной миграции, в Европе по-прежнему проживают крупные еврейские общины. Во Франции сегодня проживает самая большая в Европе еврейская община, насчитывающая около 450 000 человек. В Великобритании еврейское население составляет 292 000 человек, а в Германии проживает 118 000 евреев.
Многие евреи, живущие сейчас в Германии, приехали из России с 1980-х годов. Россия и Украина (части ныне распавшегося Советского Союза) когда-то имели одно из самых больших в мире еврейских населения – 3 миллиона человек, но многие еврейские беженцы уехали в Израиль, США и Западную Европу. Сейчас в России и Украине осталось всего около 213 000 евреев.
Ашкенази и сефарды сегодня
Евреи-ашкенази (выходцы из Восточной Европы) сегодня составляют большинство евреев мира и традиционно доминируют в еврейской культуре США. Евреи-сефарды (выходцы из Испании и Португалии) наиболее многочисленны в Израиле и Северной Африке, хотя их численность растёт в США и Европе.
В 2015 году, более чем через 500 лет после того, как Испания изгнала свой еврейский народ, испанское правительство объявило, что предложит гражданство потомкам тех евреев-сефардов, которые были вынуждены покинуть страну. У потомков был срок до октября 2019 года, чтобы подать заявление на получение гражданства. Испания получила 127 000 заявлений в период с 2015 года до крайнего срока подачи в 2019 году, причём наибольшее число заявителей было из Мексики, Венесуэлы и Колумбии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?