Консервативный иудаизм читать ~10 мин.
Консервативный иудаизм зародился в Германии XIX века как посредник между традиционным ортодоксальным иудаизмом и более радикальной программой реформистского иудаизма. Консервативный иудаизм напоминал реформистский иудаизм тем, что поощрял более позитивное отношение к современной культуре; однако он оставался приверженцем соблюдения еврейского закона и церемоний.
Роль Комитета
Консервативные раввины создали Комитет по еврейскому закону и стандартам, который должен был служить центральным юридическим советником движения. На протяжении почти 100 лет мужчины, а затем и женщины, после того как в консервативном иудаизме стали рукополагать женщин-раввинов, заседавшие в этом комитете, пытались адаптировать еврейское законодательство к современному миру. В середине 20 века они признали допустимым использование евреями автомобилей для поездок в синагогу в субботу, а в 2006 году решили, что движение будет рукополагать раввинов-геев и лесбиянок.
Консервативная еврейская община
В 20 веке консервативный иудаизм распространился по всей территории США. В рамках консервативного иудаизма раввины профессионально объединяются в Раввинское собрание. Это нашло определённый отклик в Европе, где корни консервативной позиции были первоначально разработаны в Германии в середине 19 века раввином Захариасом Френкелем. В Европе консервативный иудаизм обычно называют масорти. Консервативные конгрегации стали важной частью религиозной общины в Израиле в 1970-х годах.
Истоки
Корни консервативного иудаизма можно найти в позитивно-историческом подходе, движении 19 века, возглавляемом влиятельным чешским теологом и историком раввином Захарией Френкелем. Вместе с другими европейскими учёными Френкель разработал подход к пониманию еврейской истории, который применял методы современного исторического анализа к классическим еврейским текстам. По мнению Френкеля и его коллег, позитивно-исторический метод показал, что иудаизм менялся с годами под влиянием политических, социальных и экономических условий.
Идеи Френкеля
Хотя Френкель был открыт для идеи, что иудаизм может быть реформирован, он утверждал, что такие изменения должны быть обоснованы с помощью позитивно-исторического метода, а не просто из побуждения сделать иудаизм более привлекательным. Таким образом, он чётко отличал свой подход от постулатов реформистского иудаизма, прогрессивного движения, которое заинтересовало многих еврейских лидеров в Германии XIX века. Хотя Френкель не считался реформатором, он подвергался нападкам со стороны более консервативных критиков, таких как ортодоксальный раввин Самсон Рафаэль Хирш, за его веру в то, что еврейский закон и практика постоянно меняются, и за его отказ чётко поддержать ортодоксальные принципы и интерпретации еврейской доктрины.
Хотя идеи Френкеля подвергались нападкам как со стороны либеральных, так и консервативных сил в Германии, они нашли благодатную почву в еврейских общинах США, где было мало центральных еврейских институтов, подавлявших новаторскую мысль. Реформистский иудаизм охватил многие еврейско-американские конгрегации, но существовал ряд еврейских лидеров, которые не принимали доктрину Реформации. Несколько таких лидеров, в том числе Сабато Мораис, Маркус Джастроу и Генри Перейра Мендес, основали в 1886 году в Нью-Йорке Еврейскую теологическую семинарию для подготовки консервативных священнослужителей.
Рост в течение 20-го века
К началу 20-го века школа процветала под руководством раввина Соломона Шехтера, влиятельного педагога и учёного, который был ключевой фигурой в развитии консервативного иудаизма в США. Именно Шехтер, например, впервые сформулировал процесс, с помощью которого можно внести изменения в еврейский закон и практику. Ещё одним фактором успеха школы стал приток консервативно настроенных еврейских иммигрантов из Восточной Европы.
Основы веры
Консервативный иудаизм часто рассматривается как нечто среднее между реформистским и ортодоксальным иудаизмом. Как и реформизм, он считает, что иудаизм изменился с течением времени и не является неизменным; однако эти изменения должны происходить систематически и основываться на традиционном еврейском законе и практике. Консервативный подход развился из неприятия как реформистской, так и ортодоксальной доктрины, и он действительно нашёл свою опору в Соединённых Штатах, где он выиграл от отсутствия центрального еврейского авторитета, который препятствовал бы его росту и принятию.
Взгляды консервативного иудаизма
Хотя консервативный иудаизм считает, что и Тора (первые пять писаний еврейской Библии), и Талмуд (толкования еврейского закона) были переданы Богом, консервативные учёные также признают, что оба документа содержат человеческий фактор и подверглись влиянию других культур, а также исторических, политических и экономических факторов. Поэтому они признают, что Тора и Талмуд являются историческими документами, и принимают современную науку об этих текстах как легитимную.
Утверждая, что еврейское законодательство и практика подвергались влиянию внешних факторов и развивались на протяжении веков, чтобы лучше соответствовать потребностям еврейских общин и вызовам современности, консервативный иудаизм отделяет себя от ортодоксальных деноминаций. Однако консервативные авторитеты считают, что к таким изменениям следует подходить осторожно и на основе галахического процесса, включающего юридические рассуждения и толкования.
Решение проблем
В консервативном иудаизме центральный орган, Комитет по еврейскому праву и стандартам (CJLS), отвечает за систематическое применение галахического процесса к проблемам современного мира. В состав КЕЗС входят 25 еврейских правоведов и 11 наблюдателей. Галахический процесс гарантирует, что изменения не вносятся произвольно или в ответ на современные тенденции, а основываются на практике всей соблюдающей еврейской общины и отражают Божественную волю, как она изложена в Торе. На практике CJLS обсуждает тот или иной вопрос и вырабатывает официальную позицию, которую раввины применяют в своих общинах. Во многих случаях CJLS принимает более чем одну позицию, позволяя отдельному раввину принимать собственные решения. Среди основных вопросов, над которыми CJLS билась на протяжении последнего столетия, – какие мероприятия допустимы в субботу и рукоположение раввинов-геев и лесбиянок.
На протяжении всей своей истории консервативный иудаизм принимал и поощрял широкий спектр взглядов. Он также проявлял некоторую двусмысленность при изложении своих позиций. Раввин Зехариас Френкель, считающийся интеллектуальным архитектором консервативного иудаизма, подвергался нападкам со стороны как реформистских, так и ортодоксальных конфессий в Германии XIX века за его отказ внести ясность в важные теологические вопросы. Эта традиция долгое время сохранялась в консервативной общине из убеждения, что единое богословское видение будет подавлять разнообразие самого движения.
Распространение и развитие
К концу 19 века консервативный иудаизм пустил корни в Соединённых Штатах с основанием Еврейской теологической семинарии Америки (JTSA) в Нью-Йорке. Фактически, именно один из ведущих основателей школы, раввин Александр Кохут, впервые использовал термин «консервативный иудаизм» для описания теологической основы учения школы. В первые несколько лет школа испытывала финансовые трудности. Однако к началу века приток средств от богатых филантропов и волны еврейской иммиграции из стран Восточной Европы оживили JTSA.
Развитие при Соломоне Шехтере
Назначение раввина Соломона Шехтера канцлером JTSA в 1902 году стало ещё одним ключевым фактором в развитии движения. Шехтер был традиционалистом и считал, что изменения в еврейском законодательстве и практике должны быть систематическими и основываться на процессе юридического обоснования и интерпретации. Этот процесс, обычно осуществляемый комитетом, состоящим из еврейских правоведов и других квалифицированных наблюдателей, станет известен как галахический процесс. В 1927 году Раввинское собрание, братство выпускников JTSA, сформировало Комитет еврейского права (CJL) для решения галахических вопросов.
Шехтер занимал пост канцлера до 1915 года, и за время своего пребывания на этом посту превратил JTSA в центр еврейской науки и обучения. В 1913 году Шехтер основал конгрегационное отделение JTSA, которое было известно как Объединённая синагога Америки. Он умер в 1915 году и признан одной из центральных фигур в развитии консервативного иудаизма.
Рост в Соединённых Штатах
В Соединённых Штатах ортодоксальный и консервативный иудаизм в первые годы XX века были в значительной степени переплетены. Между этими двумя подходами не было чётко очерченных границ, и консерватизм был схож с ортодоксией в представлении многих как внутри веры, так и за её пределами.
Лишь во время Второй мировой войны границы были чётко очерчены. После войны поколение лидеров-активистов консервативного движения пришло к убеждению, что отделение от более традиционных деноминаций необходимо для того, чтобы лучше реагировать на нужды еврейских общин по всей стране. В 1948 году CJL была реорганизована и переименована в Комитет еврейского права и стандартов (CJLS). Новая группа была сформирована не консервативными учёными, отстранёнными от повседневных проблем еврейской общины, а членами, имевшими опыт работы в качестве священнослужителей общин. Первые знаковые решения, принятые вновь воссозданной CJLS, укрепили независимость консервативного подхода от ортодоксальных деноминаций. Например, в первые годы своего существования комиссия издала постановления, разрешающие ездить на машине на богослужения и пользоваться электричеством в субботу. Эти противоречивые решения стали сигналом к разрыву с более консервативными элементами американского иудаизма.
Вторая половина XX века стала для консервативного иудаизма в США эпохой широкого роста и процветания. К 1970-м годам это движение стало самой популярной деноминацией иудаизма в стране.
Современные практики
В Соединённых Штатах было много дискуссий по поводу состояния современного консервативного иудаизма. Около 1 миллиона американцев принадлежат к консервативным общинам, и, по некоторым данным, в стране насчитывается около 800 консервативных синагог. Однако в некоторых кругах растёт беспокойство по поводу демографических тенденций и того, что они будут означать для движения в будущем. Когда-то крупнейшая еврейская деноминация в Америке, консервативный иудаизм достиг своего пика в 1970-х годах, а в последние годы его численность сокращается. По данным опроса Pew Research Center 2013 года, только 18% американских евреев относят себя к консервативному движению, по сравнению с 44% в 1990 году. Сегодня реформистский иудаизм является крупнейшей еврейской деноминацией в США.
Причины упадка
Многие наблюдатели связывают упадок консервативного движения с межнациональными браками (которые были сильной тенденцией на протяжении десятилетий), а также с принятием этой практики реформистским иудаизмом. Во многих случаях более либеральная или гибкая политика и взгляды реформистов привлекают все большее число членов консервативного иудаизма. Другие ссылаются на противоречивые решения, вызвавшие массовую потерю членов Консервативной церкви, в частности, на постановление 1983 года о разрешении рукоположения женщин-раввинов. Для многих это решение обозначило чёткую и постоянную границу между ортодоксальным и консервативным подходами к важным вопросам веры. Дальнейшие споры разгорелись, когда в 2006 году Комитет по еврейскому праву и стандартам (CJLS) разрешил рукоположение раввинов, представляющих сексуальные меньшинства.
Эти решения, а также другие политические решения оттолкнули более консервативных членов, которые почувствовали, что движение переходит в более либеральное русло. Многие из них почувствовали, что им больше нет места в консервативных общинах, и решили присоединиться к ортодоксальным деноминациям. Некоторые считали, что движение слишком увлеклось насаждением эгалитарных идей и не уделяет внимания способам воспитания молодых лидеров в вере или пробуждению интереса к изучению и практике еврейского языка.
В то же время, когда молодые члены консервативного движения уходили в реформистские или ортодоксальные группы, консервативные дневные школы переживали возрождение. Это свидетельствует о том, что те, кто остался в консервативном движении, обучают своих детей вере.
За пределами Соединённых Штатов
За пределами Соединённых Штатов существуют значительные и динамично развивающиеся консервативные общины. Они называются масорти (что означает «традиционные») и представлены организацией «Масорти Олами», известной также как Всемирный совет консервативных/масорти синагог. В Израиле, по последним данным, более четверти миллиона человек принадлежат к общинам масорти, и это число постоянно растёт. Ассоциация европейских общин масорти включает в себя конгрегации во Франции, Нидерландах, Чешской Республике, Португалии, Испании, Швеции и Великобритании. Есть общины и в Германии, родине консервативного движения. В Венгрии общины масорти известны как общины неологов. Крупные группы масорти есть также в Аргентине, Австралии, Канаде, России, Южной Африке, Перу и многих других странах.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?