Консервативный иудаизм читать ~9 мин.
Консервативный иудаизм зародился в Германии XIX века как течение, занявшее промежуточную позицию между традиционным ортодоксальным иудаизмом и более радикальной программой реформистского иудаизма. Консервативный иудаизм, подобно реформистскому, поощрял позитивное отношение к современной культуре, однако сохранял приверженность соблюдению еврейского закона и церемоний.
Роль Комитета
Консервативные раввины создали Комитет по еврейскому закону и стандартам, который стал центральным юридическим консультативным органом движения. На протяжении почти 100 лет члены этого комитета — сначала мужчины, а затем и женщины (после того, как в консервативном иудаизме начали рукополагать женщин-раввинов) — стремились адаптировать еврейское законодательство к современному миру. В середине XX века они признали допустимым использование автомобилей для поездок в синагогу в субботу, а в 2006 году приняли решение о рукоположении раввинов-геев и лесбиянок.
Консервативная еврейская община
В XX веке консервативный иудаизм получил широкое распространение на территории США. Профессиональным объединением раввинов в рамках этого течения является Раввинское собрание. Идеи движения нашли определённый отклик и в Европе, где основы консервативной позиции были заложены в Германии в середине XIX века раввином Захарией Франкелем. В Европе консервативный иудаизм чаще называют «Масорти». С 1970-х годов консервативные конгрегации стали важной частью религиозной жизни в Израиле.
Истоки
Корни консервативного иудаизма лежат в «позитивно-исторической школе» — движении XIX века, которое возглавлял влиятельный чешский теолог и историк раввин Захария Франкель. Вместе с другими европейскими учёными Франкель разработал подход к изучению еврейской истории, применяя методы современного исторического анализа к классическим еврейским текстам. По мнению Франкеля и его коллег, «позитивно-исторический метод» демонстрировал, что иудаизм менялся с течением времени под влиянием политических, социальных и экономических условий.
Идеи Франкеля
Хотя Франкель допускал возможность реформирования иудаизма, он настаивал, что любые изменения должны быть обоснованы с помощью «позитивно-исторического метода», а не продиктованы желанием сделать иудаизм более привлекательным. Таким образом, он чётко разграничивал свой подход и постулаты реформистского иудаизма — прогрессивного движения, которое привлекало многих еврейских лидеров в Германии XIX века. При этом Франкель, не считавшийся реформатором, подвергался нападкам со стороны более консервативных критиков, таких как ортодоксальный раввин Самсон Рафаэль Хирш, за веру в изменчивость еврейского закона и отказ безоговорочно поддерживать ортодоксальные принципы.
Несмотря на критику как со стороны либеральных, так и консервативных сил в Германии, идеи Франкеля нашли благодатную почву в еврейских общинах США, где было мало централизованных институтов, подавлявших новаторскую мысль. Реформистский иудаизм охватил многие американские еврейские конгрегации, но ряд еврейских лидеров не принимали его доктрину. Некоторые из них, в том числе Сабато Мораис, Маркус Джастроу и Генри Перейра Мендес, основали в 1886 году в Нью-Йорке Еврейскую теологическую семинарию для подготовки раввинов консервативного толка.
Рост в течение XX века
К началу XX века семинария процветала под руководством раввина Соломона Шехтера, влиятельного педагога и учёного, который был ключевой фигурой в развитии консервативного иудаизма в США. Именно Шехтер впервые сформулировал процесс, посредством которого можно вносить изменения в еврейский закон и практику. Успеху семинарии также способствовал приток консервативно настроенных еврейских иммигрантов из Восточной Европы.
Основы веры
Консервативный иудаизм часто рассматривается как средний путь между реформистским и ортодоксальным иудаизмом. Подобно реформизму, он признаёт, что иудаизм со временем менялся и не является статичным. Однако эти изменения должны происходить систематически и основываться на традиционном еврейском законе (Галахе) и практике. Консервативный подход возник из неприятия как реформистской, так и ортодоксальной доктрин и нашёл прочную опору в США, где его развитию не препятствовали централизованные еврейские авторитеты.
Взгляды консервативного иудаизма
Хотя консервативный иудаизм признаёт божественное происхождение Торы (первых пяти книг еврейской Библии) и Талмуда (свода толкований еврейского закона), его последователи также считают, что оба текста создавались при участии человека и испытали влияние других культур, а также исторических, политических и экономических факторов. Поэтому Тора и Талмуд рассматриваются как исторические документы, и современная библеистика в их отношении признаётся легитимной.
Утверждая, что еврейское законодательство и практика развивались на протяжении веков под влиянием внешних факторов, чтобы лучше соответствовать потребностям общин и вызовам времени, консервативный иудаизм отделяет себя от ортодоксальных течений. Однако консервативные авторитеты подчёркивают, что к таким изменениям следует подходить осторожно, основываясь на галахическом процессе, который включает юридические рассуждения и толкования.
Решение проблем
В консервативном иудаизме центральный орган, Комитет по еврейскому праву и стандартам (CJLS), отвечает за систематическое применение галахического процесса к современным проблемам. В состав CJLS входят 25 правоведов и 11 наблюдателей. Галахический процесс гарантирует, что изменения не вносятся произвольно или в ответ на современные тенденции, а основываются на практике всей еврейской общины и отражают Божественную волю, изложенную в Торе. На практике CJLS обсуждает тот или иной вопрос и вырабатывает официальную позицию. Во многих случаях CJLS принимает более одной позиции, позволяя раввинам на местах принимать собственные решения. Среди основных вопросов, над которыми CJLS работал в прошлом столетии, — допустимые виды деятельности в субботу и рукоположение раввинов-геев и лесбиянок.
На протяжении всей своей истории консервативный иудаизм поощрял широкий спектр взглядов и иногда проявлял двусмысленность в изложении своих позиций. Раввин Захария Франкель, считающийся идейным основателем движения, подвергался нападкам как со стороны реформистов, так и ортодоксов в Германии XIX века за отказ внести ясность в важные теологические вопросы. Эта традиция долгое время сохранялась в консервативной общине из убеждения, что единое богословское видение подавит разнообразие самого движения.
Распространение и развитие
К концу XIX века консервативный иудаизм укоренился в Соединённых Штатах с основанием Еврейской теологической семинарии Америки (JTSA) в Нью-Йорке. Один из её основателей, раввин Александр Кохут, впервые использовал термин «консервативный иудаизм» для описания теологической основы учения семинарии. В первые годы JTSA испытывала финансовые трудности, однако к началу века приток средств от богатых филантропов и волны еврейской иммиграции из Восточной Европы оживили её деятельность.
Развитие при Соломоне Шехтере
Назначение раввина Соломона Шехтера канцлером JTSA в 1902 году стало ключевым фактором в развитии движения. Шехтер был традиционалистом и считал, что изменения в еврейском законодательстве должны быть систематическими и основываться на процессе юридического обоснования и толкования. Этот процесс, осуществляемый комитетом еврейских правоведов, стал известен как галахический. В 1927 году Раввинское собрание, объединение выпускников JTSA, сформировало Комитет еврейского права (CJL) для решения галахических вопросов.
Шехтер занимал пост канцлера до 1915 года и за это время превратил JTSA в ведущий центр еврейской науки. В 1913 году он основал конгрегационное отделение JTSA, известное как «Объединённая синагога Америки». Шехтер скончался в 1915 году и признан одной из центральных фигур в истории консервативного иудаизма.
Рост в Соединённых Штатах
В первые десятилетия XX века в США ортодоксальный и консервативный иудаизм были тесно переплетены. Между ними не существовало чётких границ, и для многих как внутри, так и за пределами еврейской общины консерватизм был близок к ортодоксии.
Границы между течениями стали более чёткими только во время Второй мировой войны. После войны новое поколение лидеров-активистов консервативного движения пришло к выводу, что для эффективного ответа на нужды еврейских общин необходимо отделиться от более традиционных деноминаций. В 1948 году CJL был реорганизован и переименован в Комитет еврейского права и стандартов (CJLS). В его состав вошли не только учёные, но и раввины с опытом работы в общинах. Первые знаковые решения CJLS укрепили независимость консервативного подхода от ортодоксальных течений. Например, комитет издал постановления, разрешающие пользоваться автомобилем и электричеством в субботу для посещения богослужений. Эти решения ознаменовали разрыв с ортодоксальными элементами американского иудаизма.
Вторая половина XX века стала для консервативного иудаизма в США эпохой роста и процветания. К 1970-м годам это движение стало самой крупной деноминацией иудаизма в стране.
Современные практики
В Соединённых Штатах активно обсуждается состояние современного консервативного иудаизма. Около 1 миллиона американцев принадлежат к консервативным общинам, и в стране насчитывается примерно 800 консервативных синагог. Однако существуют опасения относительно демографических тенденций. Когда-то крупнейшее еврейское течение в Америке, консервативный иудаизм достиг своего пика в 1970-х годах, но в последние годы его численность сокращается. По данным опроса Pew Research Center 2013 года, лишь 18% американских евреев относят себя к консервативному движению, по сравнению с 44% в 1990 году. Сегодня крупнейшей еврейской деноминацией в США является реформистский иудаизм.
Причины упадка
Многие наблюдатели связывают упадок консервативного движения с ростом числа межконфессиональных браков, а также с более лояльным отношением к ним со стороны реформистского иудаизма. Либеральная политика реформистов привлекает всё большее число бывших членов консервативных общин. Другие указывают на спорные решения, вызвавшие отток верующих, в частности на постановление 1983 года о рукоположении женщин-раввинов. Для многих это решение провело чёткую границу между ортодоксальным и консервативным подходами. Новые споры вызвало решение CJLS 2006 года, разрешившее рукоположение раввинов, представляющих сексуальные меньшинства.
Эти и другие решения оттолкнули более традиционно настроенных членов движения, которые сочли, что оно движется в слишком либеральном направлении. Многие из них присоединились к ортодоксальным деноминациям. Некоторые критики считают, что движение слишком увлеклось эгалитарными идеями, не уделяя должного внимания воспитанию молодых лидеров и пробуждению интереса к изучению еврейского языка и традиций.
В то же время, несмотря на уход части молодёжи в реформистские или ортодоксальные группы, консервативные дневные школы переживают подъём. Это свидетельствует о том, что оставшиеся в движении семьи продолжают давать своим детям религиозное образование.
За пределами Соединённых Штатов
За пределами США существуют значительные и динамичные консервативные общины. Они известны под названием «Масорти» (что означает «традиционные») и представлены всемирной организацией «Масорти Олами». В Израиле, по последним данным, более четверти миллиона человек принадлежат к общинам «Масорти», и это число постоянно растёт. Ассоциация европейских общин «Масорти» включает конгрегации во Франции, Нидерландах, Чехии, Португалии, Испании, Швеции и Великобритании. Общины существуют и в Германии — на родине консервативного движения. В Венгрии они известны как неологические. Крупные группы «Масорти» также действуют в Аргентине, Австралии, Канаде, России, Южной Африке, Перу и многих других странах.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?