Протестантизм читать ~11 мин.
Протестантизм зародился как попытка реформировать католическую церковь в Риме и привёл к протестантской Реформации в 16 веке. Лидеры Реформации желали вернуть католическую церковь к её чистому, не испорченному первоначальному варианту. Из-за характера их протеста их стали называть протестантами. В результате этих усилий возникли четыре основные протестантские группы: лютеране, кальвинисты, анабаптисты и англикане.
До Реформации существовали и другие движения, ставившие под сомнение католическую церковь. К ним относились вальденсы, которые в XII веке исповедовали более простое христианство, и лолларды, которые в XIV веке в Англии следовали учению Джона Уиклиффа. Уайклифф осуждал идею транссубстанциации, а также другие критические учения католической церкви. Группы, подобные этим, обеспечили раннее обращение в кальвинистскую и лютеранскую церкви.
Реформация
Мартин Лютер и Джон Кальвин оказали гораздо большее влияние, чем те ранние реформаторские группы, благодаря нескольким благоприятным условиям. Одним из таких преимуществ было изобретение печатного станка в XV веке, благодаря которому больше людей смогли прочитать об изменениях, которые предлагали реформаторы, такие как Лютер и Кальвин.
Рука об руку с изобретением печатного станка шло увеличение числа светских людей, которые учились читать и учиться в результате гуманизма эпохи Возрождения. Ещё одним преимуществом было то, что папа и император Священной Римской империи были озабочены расширением Османской империи, которая посягала на их территории на востоке.
Кроме того, власть папства в отношении нерелигиозных аспектов жизни людей оказалась под вопросом, что сделало людей более восприимчивыми к идеям протестантов. Эта тенденция была особенно верна вдали от Рима.
Девяносто пять тезисов Лютера
Протестантская Реформация официально началась с публикации Девяноста пяти тезисов Лютера, которые он прибил к двери немецкой церкви в 1517 году. В тот момент Лютер не пытался основать новую церковь; он просто хотел обсудить свои идеи, чтобы понять, сможет ли он добиться изменений изнутри.
Одними из его основных возражений против доктрины католической церкви были покупка и продажа индульгенций (смягчение наказания за грех) и акцент на добрых делах, а не на Божьей благодати. Церковь отлучила Лютера от церкви, но он продолжал изучать и публиковать свои взгляды, и собрал большое количество последователей, которые превратились в Лютеранскую церковь. Одно из основных отличий протестантов от католиков – это их манера богослужения. Протестантские богослужения более просты и уделяют больше внимания проповеди Слова Божьего, чем ритуалам или церемониям. Во времена Реформации одним из самых заметных различий между протестантизмом и католицизмом было проведение протестантских богослужений на общепринятом разговорном языке, а не на латыни.
Происхождение
Немецкий монах и профессор теологии Мартин Лютер положил начало протестантской Реформации в 1517 году. Как следует из термина «реформация», Лютер хотел реформировать католическую церковь, которая утверждала, что она произошла непосредственно от первого папы, Петра, апостола Иисуса.
Протест Лютера
С годами Лютер пришёл к убеждению, что церковь стала слишком сложной, коррумпированной и авторитарной. Чтобы стимулировать дискуссию о церкви и способах её реформирования, Лютер опубликовал серию из девяноста пяти тезисов (или вопросов), призванных стимулировать широкое обсуждение реформ.
В 1517 году Лютер вывесил свои тезисы на дверях церкви в Виттенберге, Германия, где он был профессором теологии в местном университете. Он выступил против практики, которая, по его мнению, выходила далеко за рамки того, что проповедовал Иисус, согласно Евангелиям – текстам об Иисусе, которые христианские конфессии всех видов считают священными.
Купить прощение
Среди этих католических практик была выдача индульгенций, или отпущение грехов за деньги или добрые дела. Католическая церковь верит, что душа бессмертна. После смерти, согласно католическому учению, душа может переселиться в одно из трёх мест: рай для праведников, ад для проклятых и чистилище для людей, которые не были ни достаточно хорошими, чтобы заслужить рай, ни достаточно злыми, чтобы заслужить вечность в аду.
Чистилище было местом, где наказание могло очистить человека от его грехов для подготовки к переходу на небеса. В течение жизни человек, совершая добрые дела, мог сократить время своего пребывания в чистилище. Эти добрые дела были известны как «добрые дела», и одним из видов добрых дел было пожертвование денег церкви. Таким образом, можно было купить индульгенции.
Лютер против католической церкви
Лютер критически относился ко всей этой схеме. Он считал, что ни один библейский отрывок не оправдывает веру в чистилище. Даже если допустить его существование, ничто в Библии не говорит о том, что кто-то может купить духовное очищение.
Перспектива того, что можно купить короткий путь на небеса, беспокоила Лютера. Это позволяло богатым избежать наказания, потому что они могли позволить себе купить индульгенции, в то время как большинство людей не могли позволить себе эти «религиозные подарочные карты». Именно такую практику, по мнению Лютера, должна была искоренить католическая церковь. Такие реформы предполагали возвращение к чистоте ранней церкви, и такие попытки лежали в основе Реформации.
Основы веры
Поскольку Реформация стремилась упростить и очистить практику католической церкви, среди основных верований протестантов было желание вернуться к простоте и благочестию ранней церкви, описанной анонимным автором Деяний апостолов. Лютер и другие реформаторы считали, что католическая церковь должна вернуться к служению бедных для бедных.
Богатство против святости
Богатство и чрезмерность католической церкви расстраивали протестантских реформаторов. Великие произведения искусства церкви впечатляли, но имели ли они духовную ценность? Готовили ли такие произведения искусства человека к загробной жизни в святом блаженстве? Протестанты так не считали. Это означало, что протестантские церкви не должны были быть вычурными центрами поклонения, а могли оставаться простыми.
Другим основным убеждением протестантов было то, что Библия, а не католическая церковь, должна определять поведение человека и формировать его жизнь, и что католические верования и практики имеют такое же значение, как и их поддержка в Библии. Например, некоторые протестантские секты разрешали крестить только взрослых, потому что в Евангелиях не упоминается крещение младенцев.
Для крещения младенцев были веские исторические и демографические причины, но эти факторы не имели значения для реформаторов, поскольку не имели никакого отношения к духовности верующих. Возможно, наиболее очевидной была протестантская вера в то, что богатство может быть (и часто бывает) препятствием для духовности. В Евангелиях есть несколько отрывков, из которых следует, что Иисус осуждал накопление большого богатства.
Богатые и бедные
Например, рассмотрим историю о Лазаре и нищем. Согласно Евангелиям, Лазарь был богатым человеком, который провёл свою жизнь в роскоши и не заботился о бедном бездомном, лежавшем в нищете на окраине его владений. Когда оба умерли, Лазарь оказался в аду, а нищий – на небесах в объятиях еврейского патриарха Авраама.
Хотя Лазарь умолял облегчить его страдания, Авраам отказал ему, напомнив Лазарю, что у него была целая жизнь возможностей помочь нищему, но он этого не сделал, поэтому отпал от благодати.
Возвращение к благодати
Среди наиболее важных идей протестантов было возвращение к важности благодати. Благодать – это состояние блаженства, которое человек может получить только от Бога. Бог был волен дать или отказать в благодати тому, кому пожелает. Благодать можно было заслужить не «добрыми делами», а только по жесту Бога.
Человек с благодатью был предназначен для небес. Человек без благодати был обречён на ад. Эти состояния не могли быть изменены усилиями людей. Соответственно, Бог предназначил одних к блаженству, а других – к вечным страданиям. Это понятие, называемое предопределением, было идеей католического святого Августина Гиппонского, североафриканского епископа четвёртого века, но в 16 веке предопределение стало основной идеей протестантского реформатора Джона Кальвина.
Кроме того, протестантизм различается по деноминациям. Церковь Англии, также известная как Англиканская церковь, сохранила многие католические практики; в то время как другие, такие как Общество друзей (квакеры), почти полностью отказались от католицизма и стали некоммерческой, антирабовладельческой, пацифистской сектой протестантизма.
Распространение и развитие
С 16-го века и по сей день протестантизм является жизненно важной ветвью христианства, которая остаётся ключевой в Соединённых Штатах и остальном западном мире.
Экспорт протестантизма
Уходя своими корнями в Англиканскую церковь (также называемую англиканской), протестантизм был английским экспортом в Новый Свет. Во многих отношениях борьба за Америку была как религиозным, так и геополитическим актом. Португалия, Испания и Франция навязывали католицизм завоёванным народам, в то время как Англия и Нидерланды навязывали протестантизм этой новой земле.
Основатели Соединённых Штатов, например, все были протестантами по внешним признакам, даже если они были деистами по своим внутренним убеждениям. Деизм даже не является христианским в своём убеждении, что Бог почти не взаимодействовал с миром. Деисты считают, что как только Бог создал законы физики, миру было позволено развиваться по своему нынешнему пути.
Протестантско-католические войны
Во время распространения протестантизма в период Реформации произошло много кровопролития, поскольку протестанты и католики сражались друг с другом в серии жестоких войн. Например, Франция взорвалась в религиозной и гражданской войне. Но, пожалуй, ни одна территория не пострадала так, как Священная Римская империя, на которую с 1618 по 1648 год с ожесточением обрушилась Тридцатилетняя война.
Армия за армией претендовала на мантию протестантского спасителя, пытаясь изгнать католицизм из большей части Германии и связанных с ней земель. Самым амбициозным, возможно, был шведский король Густавус Адольф, который привёл в бой одну из лучших армий Европы. Победа следовала за победой, пока отважный король не погиб в пылу сражения. В результате дело протестантизма завяло в Священной Римской империи.
Католический Юг и протестантский Север
География протестантизма убедительна, особенно в Европе. В Средиземноморском бассейне, на землях старой Римской империи, протестантизм не имел большого успеха. Средиземноморская Европа является католической или восточно-православной; Египет, Северная Африка, Сирия и палестинские территории – исламскими; Израиль – еврейским.
Однако вдали от Средиземноморского бассейна протестантизм имел больший успех, особенно в Великобритании, Скандинавии, Нидерландах и некоторых частях Германии. Тем не менее, христианство в целом не имело успеха там, где ислам является религией большинства. Можно было бы ожидать, что колониальные империи примут протестантизм колониальной державы, но этого не произошло. Например, Англиканская церковь не имела успеха в Индии, а голландский протестантизм так и не прижился в мусульманской Индонезии.
Современные практики
Сегодня во всем мире протестантизм насчитывает более 800 миллионов членов, что составляет около 37% христианского населения планеты. Это большое число, хотя католицизм насчитывает около 1 миллиарда членов, что составляет около 50% христианского населения мира. Большинство протестантов в мире проживает в Северной и Южной Америке (32,9%) и Африке к югу от Сахары (36,9%). В Азии проживает 17,4% протестантского населения, а на Ближнем Востоке и в Северной Африке – всего 0,2%. Несмотря на европейское происхождение, только 12,6% протестантов мира проживают в Европе. В число стран с наибольшим числом протестантов входят США, Нигерия и Китай – хотя они составляют лишь около 4% всего населения Китая.
Евангелический протестантизм
В 21 веке евангелический протестантизм становится все более влиятельным. Отчасти это развитие можно проследить по противостоянию евангелистов претензиям современной науки в 19 и 20 веках.
Очагом противостояния стала оппозиция Церкви Англии идеям естественного отбора как механизма эволюции. Это стало основой противостояния британскому естествоиспытателю Чарльзу Дарвину, и эта борьба не утихает до сих пор. В Библейском поясе американского Юга протестантские фундаменталисты оспаривают преподавание эволюции в государственных школах со времён суда Скоупса в 1920-х годах.
Подъем телевидения и телеангелистов
Были и другие тенденции, более близкие к современности. Протестантизм поднялся с появлением телевидения после Второй мировой войны, и харизматические проповедники усилили своё влияние. Например, преподобный Билли Грэм стал доверенным лицом президентов США.
Кроме того, в 1950-х годах президент Дуайт Д. Эйзенхауэр назначил Эзру Тафта Бенсона, старейшину мормонской церкви, министром сельского хозяйства, как сообщается, потому что Эйзенхауэр хотел окружить себя религиозными людьми. Сегодня мегацерковь находится в центре телевангелизма, а успешные священнослужители приобретают национальную известность и становятся чем-то сродни знаменитостям. Во многих отношениях протестантизм адаптировался к современной эпохе.
Консервативный и прогрессивный протестантизм
Будущее протестантизма трудно предсказать. Одно направление протестантизма ужесточило контроль над библейской интерпретацией. Это направление отвергает библейскую критику и призывает верующих читать Библию буквально. Протестанты-фундаменталисты считают, что только буквальное толкование Библии соответствует Божьей воле и что Бог хотел, чтобы люди понимали Писание буквально.
Другие современные протестантские движения придерживаются иного курса. Некоторые протестантские секты подчёркивают, что Иисус был защитником бедных и противником богатства. Это напоминание о том, что благотворительные дела по-прежнему важны и соответствуют ожиданиям Иисуса в отношении верующих. Евангелия говорят нам, что Иисус хотел, чтобы его последователи кормили голодных и одевали нагих – другими словами, он призывал к социальной справедливости.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?