Сикхизм читать ~14 мин.
Сикхизм был основан Гуру Нанаком в 16 веке в Индии. На пенджабском языке Южной Азии сикх означает «ученик», так как сикхи – это ученики единого Бога, которые следуют учениям десяти сикхских гуру. Сикхи верят, что мудрость этих учений универсальна и обращена ко всему человечеству. Согласно сикхизму, конечной целью религии является единение с Богом через его присутствие в душе человека. Получив таким образом божественную благодать, человек освобождается от цикла рождения и перерождения, а затем переходит за пределы смерти в царство бесконечного и вечного блаженства. Сикхи верят, что страдания в мире возникают в результате отделения человечества от Бога.
Гуру Нанак
Гуру Нанак родился в индуистской семье в Пенджабе, провинции на севере Индии. Хотя индусы составляли большинство населения, во времена Нанака мусульмане правили большей частью Индийского субконтинента.
Он изучал индуистские знания у деревенского учителя, а также посещал мусульманскую школу. Хотя старые толкователи сикхской традиции считали, что он пытался примирить индуизм и ислам, создав комбинацию этих двух верований, более современные учёные сходятся во мнении, что Нанак считал себя основателем совершенно новой религии, превосходящей как индуизм, так и ислам.
Примерно в 16 лет Гуру Нанак начал собирать группу последователей, которые каждый день перед рассветом купались вместе в реке, а вечером собирались в его доме, чтобы петь религиозные песни. Однажды он не вернулся после утреннего купания. Через три дня Нанак появился вновь. Говорят, что в то время он сказал: «Нет ни индуистов, ни мусульман, так чей же путь мне выбрать? Я пойду по пути Бога. Бог не индуист и не мусульманин, и путь, которым я следую, – это Бог."
Сикхские Гуру после Нанака
Ближе к концу жизни Нанак назначил себе преемника, Лехну, обойдя двух собственных сыновей, которых он не считал подходящими. Нанак дал Лене новое имя – Ангад, что означает «конечность». Лехна стал «конечностью» или частью Нанака. После смерти гуру Нанака в 1539 году Ангад стал вторым из десяти сикхских гуру.
Третий гуру, Амардас, служил с 1552 по 1574 год. Он вырыл в Гоиндвале колодец с 84 ступенями, который стал местом паломничества и местом проведения особых обрядов и праздников. Амардас назначил своего зятя Рамдаса Содхи четвёртым гуру. После этого гуруство осталось в семье Содхи.
Четвёртый гуру, Рамдас, положил начало Золотому храму в Амритсаре, нынешней штаб-квартире мировой сикхской общины. Он назначил своего сына Арджана пятым гуру.
Арджан завершил строительство Золотого храма, который до сих пор является центральной святыней сикхизма, с четырьмя дверями с четырёх сторон, чтобы показать, что он открыт для всех каст. Он также установил в нём Ади Грантх (Первую книгу), собрание сочинений Нанака и других гуру.
Вторая фаза сикхизма
В конце концов Арджан был казнён императором Великих Моголов. Его мученическая смерть положила конец первой фазе сикхизма. Перед заключением в тюрьму Арджан назначил своего сына Харгобинда шестым гуру и опоясал его двумя мечами, символизирующими духовную и мирскую власть.
Харгобинд был заключён в тюрьму императором Великих Моголов на несколько лет, но после освобождения он перегруппировался и сражался против Моголов. Седьмым гуру был внук Харгобинда – Хар Рай. Восьмым гуру был сын Хар Рая – Харикришан, который умер в детстве. После смерти молодого восьмого гуру император Великих Моголов назначил преемника. Однако сикхи провозгласили своим девятым гуру Тегх Бахадура.
Десятый гуру, Гобинд Сингх, завершил сикхское священное писание, Ади Грантх, и военизировал сикхов, создав Кхалсу, Общину Чистых. К своему имени они добавили «Сингх» (лев) и приняли пять «к»: «кеш» – длинные волосы, знак святости; «кангх» – гребень для поддержания чистоты волос; «кач» – короткие штаны для быстрого передвижения в бою; «кара» – стальной браслет, означающий суровость и сдержанность; и «кирпан» – меч для защиты. Кхалса была открыта для мужчин и женщин всех каст.
Происхождение
Термин «сикх» происходит от пенджабского глагола sikhna – учиться. Первоначально сикх означал просто «ученик» или «последователь». Другими словами, сикх в общем смысле – это ученик духовного учителя ("гуру»). Со временем слово «сикх» приобрело особое значение и теперь обозначает приверженца сикхизма, мировой религии.
Кодекс поведения сикхов
Религия сикхов была основана в Пенджабе на северо-западе Индии Гуру Нанаком (1469-1539) и девятью Учителями, которые пришли ему на смену. Кодекс поведения сикхов (Рахит Марьяда) определяет сикха как любое человеческое существо, которое не является приверженцем никакой другой религии и свято верит в Единое Бессмертное Существо, Десять Учителей и Крещение, завещанное Десятым Учителем.
Золотой храм в Амритсаре
Золотой храм (также известный как Шри Хармандир Сахиб, или «Королевский двор божественного»), расположенный в городе Амртисар в северном индийском регионе Пенджаб, является самой святой святыней сикхов. Паломничество в Золотой храм является приоритетным для большинства сикхов.
Религия сикхов в принципе универсальна, но не является прозелитической или «миссионерской» религией, поскольку эта вера не ведёт активного поиска новообращённых. Обычно сикх рождается в религиозной общине, однако сикхизм открыт для тех, кто желает присоединиться к нему. Согласно Кодексу поведения сикхов, обращение в другую веру разрешено.
Основы веры
Сикхи верят в единого Бога. Сат Гуру ("Истинный учитель») относится к Богу, и этот термин используется более 300 раз в священной книге сикхов, Ади Грантх. Гуру означает «учитель», но в сикхизме Гуру приобрёл особое значение.
Гуру и единый Верховный Создатель
Согласно Кодексу поведения сикхов, сикхская религия не одобряет поклонение любому сотворённому богу и верит в поклонение, любовь и медитацию на Единого Верховного Творца. Священная книга сикхов, Ади Грантх, считается «Живым Гуру» и является основным источником духовного руководства для всех сикхов сегодня.
Добровольное служение является важной частью религии сикхов. Кроме того, люди любой касты и цвета кожи могут сидеть и есть в доме Гуру.
Священная книга сикхов, Ади Грантх, приобрела особый статус и авторитет незадолго до смерти в 1708 году десятого Гуру Гобинд Сингха, который объявил, что Ади Грантх будет иметь статус живого гуру.
Ади Грантх – это олицетворение Гуру. В сикхских храмах Ади Грантх почитают (проявляют огромное уважение) и обращаются с ним так, как будто сама книга является живым человеком. Каждое слово этой священной книги воспринимается как буквальная истина.
Практики сикхов
Чтобы отметить ключевые события в жизни, сикхи проводят специальные церемонии, связанные с жизненным циклом, такие как рождение и наречение имени ребёнку, брачные церемонии и похоронные обряды. Сикхское «крещение» называется амрит (божественный «нектар», то есть подслащённая и освящённая вода).
Амрит – самая важная из всех сикхских церемоний. В 1699 году Гуру Гобинд Сингх основал орден Кхалса и положил начало этой практике, которая, помимо прочего, состоит из подслащённой воды, церемониально размешиваемой обоюдоострым мечом и проводимой пятью набожными сикхами. Именно поэтому этот уникальный обряд посвящения также известен как khande ki pahul (буквально «церемония обоюдоострого меча»).
Община сикхов известна как Пантх, а основным символом сикхов является обоюдоострый меч, окружённый кругом. Сикхский храм называется гурдвара.
Поклонение сикхов
У сикхов нет еженедельного священного дня, отведённого для общинного поклонения. Сикхи могут поклоняться в гурдваре в любое время, пока она открыта. Там они могут сделать подношение. Они также могут слушать слова Гуру Грантх Сахиба, которые благоговейно читаются вслух. Сикхи могут принимать священную пищу (карах прасад). Они также могут принять участие в общей трапезе, которая проходит на общинной кухне, или лангаре. Лангар важен, потому что это место, где все сикхи могут собраться и разделить пищу на равных.
При входе в гурдвару снимают обувь. Затем покрывают волосы в знак уважения к «Живому Гуру», священной книге сикхов, и моют руки. (В некоторых гурдварах моют и ноги.) При приближении к священной книге сикхов кланяются, а затем в знак дальнейшего уважения касаются пола. В это время можно добровольно пожертвовать деньги на содержание гурдвары.
Сикхизм и индуизм
Сикхизм не является разновидностью индуизма. При этом большинство индуистов считают сикхов гетеродоксальными (неконформными) индуистами, хотя сами сикхи не считают себя индуистами. Самобытность сикхов настолько же прочна, насколько и независима. Исторически сложилось так, что зарождение религии сикхов пришлось на время интенсивного религиозного конфликта между индусами и мусульманами. Эти противоречия наблюдаются и сегодня в Индии, Пакистане и других странах Южной Азии.
Десять Гуру
Религия сикхов была основана «десятью гуру» с 1469 по 1708 год, в течение 239 лет. Десять Гуру, которые создали сикхизм и которые считаются одним и тем же лидером в разных телах:
Гуру Нанак (1469-1539); Гуру Ангад (1504-1552); Гуру Амар Дас (1479-1574); Гуру Рам Дас (1534-1581); Гуру Арджан (1563-1606); Гуру Харгобинд (1595-1644); Гуру Хар Рай (1630-1661); Гуру Хсркришан (1656-1664); Гуру Тех Бахадур (1621-1675) и Гуру Гобинд Сингх (1666-1708).
Великие сикхские гуру
Хотя каждый из десяти Гуру имеет равное положение и уважение, некоторые Гуру выделяются на фоне других. Один из примеров – первый гуру, Нанак, который родился 15 апреля 1469 года в Талванди, деревне недалеко от Лахора на территории современного Пакистана. В честь него Талванди теперь известен как «Нанакана Сахиб» (сахиб означает господин или повелитель).
Задача второго гуру, Ангада, заключалась в консолидации сикхской общины (известной как Пантх). Поэтому он записал гимны гуру Нанака. Ангад сделал это шрифтом, который изобрёл он сам или его предшественник. Называемое «гурмукхи» (буквально «из уст гуру»), это письмо стало основой современного письменного языка пенджаби.
Десятый гуру, Гобинд Сингх, также сыграл ключевую роль в развитии сикхизма. Незадолго до смерти в 1708 году гуру Гобинд Сингх объявил, что священная книга, Ади Грантх, будет иметь статус живого гуру и станет его преемником. (Все его четыре сына умерли до него.) Этот шаг предотвратил споры о преемственности после его смерти.
Кхалса
В конце 17 века община сикхов оказалась в осаде со стороны правящих Моголов, поэтому требовалась защитная сила. Таким образом, 30 марта 1699 года Гуру Гобинд Сингх учредил Кхалсу. Первоначальная цель Кхалсы ("Чистых») была чисто оборонительной. Созданный орден был военным по своей природе, со своим собственным кодексом дисциплины, этики и поведения.
Однако со временем кхалса стал синонимом полной преданности религии сикхов. Хотя лишь меньшинство сикхов было посвящено в Халсу, этот орден стал рассматриваться как основной сикхизм, что привело к некоторым разногласиям и расколу в сикхском сообществе.
«Пять К» являются символами Халсы, поскольку каждый из пяти символов начинается с буквы «к» на языке пенджаби:
кирпан (кинжал или маленький меч), кара (стальной или железный браслет), кеш (нестриженые волосы), качч (бриджи или шорты, которые не должны быть ниже колена) и кангха (маленький деревянный гребень, который носят в волосах). Выдающееся положение Халсы оказало огромное влияние на идентичность сикхов. Кхалса стал обозначать как тело посвящённых сикхов, так и всю сикхскую общину (Пантх).
Современные практики
Сегодня в мире насчитывается около 27 миллионов сикхов. Около 80% сикхов проживают в штате Пенджаб на севере Индии – в отличие от пакистанской провинции Пенджаб на западе, поскольку Индия и Пакистан были разделены в 1947 году. Однако официальная перепись населения 2011 года показала снижение темпов роста численности сикхов в Индии с 1,9% до 1,7%. Часть этого снижения объясняется миграцией сикхов из Пенджаба на Запад.
За пределами Индии самая большая диаспора сикхских общин находится в Канаде. Сикхи составляют около 1,5% от общего населения Канады. В октябре 2015 года 19 канадцев восточноиндийского происхождения были избраны в Палату общин в Оттаве, в результате чего пенджаби фактически стал третьим языком канадского парламента. 4 ноября 2015 года премьер-министр Джастин Трюдо объявил, что назначил четырёх канадских сикхов в свой кабинет министров.
Первая волна миграции сикхов
Первый масштабный поток сикхов из Индии начался в начале 1960-х годов. Отчасти это было вызвано избытком квалифицированной рабочей силы в Индии, а также либерализацией иммиграционного законодательства в принимающих странах, куда эмигрировали сикхи. Таким образом, в Соединённых Штатах возникло движение, которое привлекло большое количество сикхов.
В январе 1969 года пенджабский сикх Харбхаджан Сингх Пури, известный как «Йоги Бхаджан», начал преподавать кундалини-йогу в США. Это не было частью религии сикхов. Но затем он ввёл убеждения, ценности и практики, которые были идентифицируемы как сикхские по своей природе.
Здоровый Счастливый Святой
Йоги Бхаджан основал то, что учёные называют Новым религиозным движением. Сначала эта группа была известна под названием «3HO» (от «Healthy Happy Holy»). К концу 1975 года организация «3HO» привлекла около 250 000 участников и основала 110 центров. Она известна как «Сикхская Дхарма в Западном полушарии», а также как «Международная Сикхская Дхарма». Одной из декларируемых целей Йоги Бхаджана было проведение различия между универсальными ценностями сикхов и чисто пенджабскими культурными ценностями. Другими словами, Йоги Бхаджан пытался универсализировать сикхизм и освободить его от этнических и культурных атрибутов.
Образ жизни, который пропагандировал Йоги Бхаджан, включал вегетарианство, отказ от внебрачного секса, запрет на алкоголь, табак и наркотики. Он также подчёркивал своё сикхское мировоззрение равенства и служения. Эти так называемые «гора» или «белые сикхи» отличались своей одеждой. Они носили белые пенджабские одежды и тюрбаны. Женщины и дети носили эту отличительную одежду так же, как и мужчины.
Трагедия операции «Голубая звезда"
Это вызвало вторую волну эмиграции сикхов в 1970-х годах, а затем, в 1984 году, третью волну. Эта миграция произошла после операции «Голубая звезда» в 1984 году. В начале 1980-х годов воинствующая сикхская националистическая группа, целью которой было создание родины сикхов в регионе Пенджаб, была известна как движение «Халистан». Эта независимая сикхская нация должна была основываться на историческом и географическом Пенджабе, а не на небольшом северо-западном индийском штате с тем же названием, который существует сегодня. После раздела Индии и Пакистана в 1947 году сикхи стали спрашивать: «Мусульмане получили Пакистан. Индусы получили Индию. А что досталось сикхам?"
Поэтому в 1982 году вооружённые сикхские боевики во главе с Джарнайлом Сингхом Бхиндранвалом заняли комплекс Золотого храма в Амритсаре. Затем он начал открыто укреплять Золотой храм. 17 ноября 1983 года Бхиндранвале потребовал, чтобы все индусы покинули Пенджаб. Индийское правительство с недоверием отнеслось к этим событиям, которые оно больше не собиралось терпеть.
В период с 3 по 8 июня 1984 года индийская армия ворвалась в Золотой храм, убив Бхиндранвале вместе с его сторонниками и несколькими гражданскими лицами. После этого нападения премьер-министр Индии Индира Ганди (которая санкционировала операцию «Голубая звезда») была убита двумя своими телохранителями-сикхами 31 октября 1984 года. Последовало возмездие.
В ноябре 1984 года в ходе антисикхских беспорядков по всей Индии было убито более 3 000 человек, в основном сикхов. Движение Халистан было подавлено в начале 1990-х годов. Операция «Голубая звезда» вызвала сильное потрясение во всей сикхской диаспоре. Сикхи решительно осудили операцию «Голубая звезда» не только как вторжение в Золотой храм, но и как нападение на всю сикхскую общину.
Верования сикхов сегодня
Сегодня, как и всегда, сикхи верят в единого Бога. Сикхи также в принципе поддерживают равенство мужчин и женщин и отвергают кастовую систему. Однако общество сикхов на родине в Индии все ещё находится под сильным влиянием окружающей индуистской культуры, которая повсеместно распространена.
В этом смысле, возможно, сикхизм, практикуемый за пределами Индии (особенно на Западе), более верен своим идеалам. Однако ни одна религиозная община не является совершенной. Суть идеалов в том, чтобы стремиться жить в соответствии с ними, тем самым преображая людей и общество».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?