Хасидизм читать ~10 мин.
Хасидизм – это форма ортодоксального иудаизма, которая делает акцент на мистическом опыте – прямой встрече с божественным. Хотя он опирается на различные еврейские мистические тексты прошлых веков, хасидизм начался с карьеры Исраэля Баал Шем Това. Баал Шем – это тот, кто обладает тайным мистическим знанием имён Бога и творит чудеса на основе этого знания.
Баал Шем Тов
Сообщается, что в молодости Исраэль Баал Шем Тов учился у мистического учителя из тайного ордена «Цадиким Нистарим», лидером которого он стал. Он также познакомился с Каббалой, одним из древнейших еврейских мистических учений. Баал Шем Тов учил, что каждый человек может иметь живой опыт веры. Чувство единства с Богом приводит к радости, которая, в свою очередь, выражается в экстатических танцах и молитвах. Движение распространилось в еврейских общинах по всем славянским странам.
Хасидское лидерство
Хасидское движение было организовано вокруг группы учителей (называемых ребе и цадиками), которые были известны своими мистическими, экстрасенсорными, чудотворными способностями, а также своей учёностью. Цаддики ассоциировались с определённой еврейской общиной, и их последователи стекались в эти центры, чтобы побыть с цадиком в особых случаях и в течение длительных периодов обучения и молитвы. Цаддики возникали по всей Польше, Венгрии, Литве, Украине, России, Беларуси и других близлежащих странах. Лидерство в движении обычно передавалось от отца к сыну или племяннику, и различные хасидские группы стали известны как по городу, в котором жил цадик, так и по его фамилии.
Хасидизм в 20 веке
Хасидизм был почти уничтожен Холокостом. Нацистские войска захватили большую часть родины хасидов в Восточной Европе, и лишь небольшой процент хасидов выжил. Ребе, которым удалось спастись, мигрировали в основном в Соединённые Штаты и Палестину. Сегодня большинство хасидских групп имеют свои штаб-квартиры в США (многие в Бруклине, Нью-Йорк) и Израиле.
Происхождение
Хасидизм – это ветвь ортодоксального иудаизма, зародившаяся в Восточной Европе в 18 веке. Интеллектуальным основателем движения был рабби Исраэль бен Элиэзер, известный как Баал Шем Тов (который стал известен как Бешт – аббревиатура его имени).
Основатель хасидизма
Баал Шем Тов родился Исраэль бен Элиэзер примерно в 1698 году в небольшом селе Окоп, Украина. Будучи сиротой с раннего возраста, Баал Шем Тов рано узнал о своей интенсивной эмоциональной связи с Богом. Культивирование необычайно сильной связи между человеком и Богом станет центральным элементом хасидской веры.
В молодости Баал Шем Тов в течение нескольких лет шёл по пути обучения, поклонения и размышлений. Втайне он погрузился в изучение древних еврейских текстов и мистических учений, известных как Каббала, Он также учился у учителя из тайной мистической секты под названием «Цадиким Нистарим» и завёл дружбу с несколькими цадаким (праведниками).
В течение короткого времени Баал Шем Тов стал лидером в этом ордене. В возрасте 36 лет он получил откровение от Бога, что пришло время поделиться своими знаниями с миром. Он поселился в Мезшбоже, Польша, и начал преподавать принципы хасидизма группе последователей и учеников. Он быстро завоевал репутацию святого человека. Его метод преподавания включал в себя обмен притчами и изречениями, которые открывали простые и сложные истины как мирянам, так и учёным.
Ранние учения
В своих учениях Баал Шем Тов подчёркивал, что все люди могут стать ближе к Богу благодаря духовной преданности в каждом аспекте повседневной жизни. Культивируя эти интенсивные личные отношения, человек может испытать трансцендентную радость, которая будет выражаться в экстатических танцах и молитвах.
Он также подчёркивал необходимость наличия учёного ребе, еврейского учёного, который выступал бы в роли духовного наставника и помогал направлять духовное развитие как отдельных людей, так и общины в целом.
Основы веры
Хасидизм – это ветвь ортодоксального иудаизма, которая подчёркивает роль еврейского мистицизма как ключевого компонента веры. С момента своего возникновения движение использовало учение Каббалы, древней мистической еврейской традиции, а также другие тексты, чтобы углубить понимание еврейского учения и обычаев, осветить скрытые аспекты Торы и дать ответы на извечные вопросы.
Учения и верования
Мистические учения хасидизма передаются через простые проповеди, песни и истории, доступные всем членам общины. Чудеса также являются характерной чертой движения; считается, что учёные цадики (учителя) могут совершать чудеса в результате своих углублённых знаний Каббалы и других мистических учений.
Другой ключевой особенностью хасидского движения является укрепление тесной связи между человеком и Богом. Рабби Исраэль Баал Шем Тов, основатель хасидизма, проповедовал, что все люди могут развивать эту прямую связь через искренность, доброту и благочестие в повседневных действиях. По учению Баал Шем Това, бедные и необразованные люди в общине могли культивировать такие же мощные личные отношения с Богом, как и образованные и привилегированные. В некоторых случаях эта динамическая связь, усиленная горячей молитвой, могла привести к состоянию блаженства, настолько трансцендентному, что это приводило к экстатическим танцам, крикам и пению. Достижение этого экстатического состояния означает, что союз между праведником и Богом завершен.
Лидерство
Каждая хасидская династия полагается на руководство своего ребе (в переводе с идиш – «раввин»), который направляет духовное развитие общины. Ребе рассматриваются как цадики, обладающие моральным, этическим и духовным авторитетом, чтобы давать ценные указания не только по религиозным вопросам, но и личные, медицинские и деловые советы. Кроме того, считается, что ребе обладают пророческими и экстрасенсорными способностями.
Хасидское руководство передаётся от отца к сыну или, в некоторых случаях, от дяди к племяннику. Исторически первым хасидским ребе считается Ребе Исраэль Баал Шем Тов, интеллектуальный основатель движения.
Хасидизм не является единым движением с центральным руководством. В мире существует около 30 крупных хасидских дворов (общин) и несколько сотен более мелких общин. Хотя эти группы могут иметь общие характеристики и основные теологические принципы, каждый двор имеет свои собственные обычаи, которые развивались на протяжении многих лет.
Обычаи
Одной из общих характеристик, разделяемых хасидскими дворами, является язык. Хотя хасиды могут говорить на языке земли, в которой они живут, они используют идиш для общения с другими членами своих общин.
У каждого двора есть свой стиль одежды, в основном основанный на стилях, которые носили в странах Восточной Европы, откуда они эмигрировали в годы, предшествовавшие Второй мировой войне. Головные уборы также отличаются друг от друга, с заметными различиями между хасидскими династиями. Несмотря на то, что у этих языковых особенностей и выбора одежды есть религиозная основа, многие считают, что хасидское движение сохранило эти традиции, чтобы усилить свою обособленность от внешнего мира и сохранить восточноевропейские обычаи.
Распространение и развитие
Религиозное послание основателя хасидизма, Исраэля Баал Шем Това, быстро распространилось по еврейским общинам (или дворам) в Восточной Европе. Такие общины нашли его акцент на преданности и благочестии, а не на законе и обучении, более подходящим для их жизни. Он также стал известен своим харизматичным стилем преподавания и многочисленными чудесами, которые он совершал.
Ранний рост
По мере того как ученики Баал Шем Това размножались, они часто становились лидерами других общин на Украине, в Польше, Белоруссии, Венгрии, Литве и других славянских странах. Хасидизм также привлекал учёных Торы, заинтригованных мистическими аспектами этой веры.
Растущая популярность Баал Шем Това и его религиозного послания не осталась без противодействия. Консервативные раввинские лидеры, известные как митнагдим (противники), обвиняли его в коррупции, распространении ереси и мессианстве. Однако эти обвинения мало способствовали распространению учения Баал Шем Това и его учеников.
Распространение в 18 веке
После смерти Баал Шем Това в 1760 году руководство перешло к одному из его лучших учеников, рабби Дов Беру. Известный как маггид (странствующий проповедник) из Межиричей (село на Украине), Дов Бер возглавил хасидское движение в период широкого распространения и растущей популярности. Его лидерство оказалось ключевым для утверждения хасидизма в еврейских общинах многих стран Восточной Европы во второй половине XVIII века. После смерти Маггида в 1772 году его ведущие ученики утвердились в качестве глав общин, которые ранее были им поручены. Дов Бер был последним объединяющим лидером движения; после этого руководство различными хасидскими дворами было организовано вокруг ряда учителей (известных как ребе и цадики), которые были известны своими мистическими и экстрасенсорными способностями, а также ученостью.
Вызовы и преследования
На протяжении большей части XIX века хасидизм был принят в большинстве общин Восточной Европы и сосуществовал с другими еврейскими конфессиями. Однако между различными хасидскими дворами существовала напряжённость и препирательства, во многом вызванные борьбой за власть и личностными проблемами. Общины раскалывались на более мелкие группы, и этот процесс ослаблял движение из-за нестабильности.
К началу XX века на хасидизм стали влиять и другие факторы. Десятилетия погромов (насилия против еврейских общин) и антисемитской политики в ряде стран привели к массовым волнам эмиграции, что ослабило хасидские дворы в Восточной Европе. Многие крупные хасидские центры были вынуждены переехать в более крупные города, чтобы сохранить свои общины. Возникновение коммунизма в России в 1917 году привело к прекращению существования многих хасидских дворов. Коммунистическое правительство объявило движение вне закона и конфисковало синагоги и другое имущество. Дальнейшее опустошение произошло во время Второй мировой войны, когда еврейские общины в Восточной Европе были уничтожены в результате Холокоста. Несколько ребе, которым удалось спастись, эмигрировали в Израиль или США, которые сегодня признаны крупным центром хасидизма.
Современные практики
Сегодня хасидизм практически исчез из своих традиционных оплотов в Восточной Европе. Члены хасидских дворов, которым удалось спастись или выжить во время Холокоста, эмигрировали из Европы в поисках религиозной терпимости и возможности жить в своих общинах в мире. Некоторые из этих хасидских общин собирались в других европейских городах, таких как Антверпен или Лондон. Другие отправились в Монреаль, Канада. Большинство же попали в современный Израиль или США. Несколько крупных судов, некогда процветавших в России, Польше и Румынии, обосновались в бруклинских районах Краун-Хайтс, Боро-Парк и Вильямсбург. По оценкам, в настоящее время в мире насчитывается от 250 000 до 400 000 хасидских евреев, и более 100 000, как полагают, живут в Бруклине, где самым крупным двором являются любавичские хасиды.
Сохранение традиций
В новом окружении евреи-хасиды смогли сохранить многие восточноевропейские черты своего сплочённого двора 18 века, включая религиозные и социальные обычаи, кулинарные традиции и характерную одежду. Идиш по-прежнему является основным языком в домах, ешивах, синагогах, на предприятиях и на улицах. Эти дворы намерены жить обособленно, взаимодействуя с внешним обществом только по экономическим причинам. Согласно их убеждениям, западное общество вырождается и развращается. Они сторонятся светской культуры, живут без телевизоров, фильмов, видеоигр и других аспектов современной популярной культуры. В частной и общественной сферах соблюдается гендерное разделение. Главная задача – сохранить свои религиозные и социальные обычаи и общины от соблазнов и требований внешнего общества.
Такой замкнутый и традиционный образ жизни позволил хасидским общинам в значительной степени процветать в США и Израиле. В целом, хасидские семьи намного больше средних. Контроль рождаемости обычно запрещён, за исключением крайних случаев, и семьи начинают заводить детей в очень раннем возрасте. Это позволяет общинам быстро расти. Межконфессиональных браков с другими конфессиями практически не бывает, и люди, родившиеся в этих общинах, как правило, остаются частью их на всю жизнь.
Хасидские паломничества
Хотя в Восточной Европе сейчас живёт мало хасидских евреев, они совершают туда паломничество, чтобы посетить исторические места, связанные с этим движением. Популярные места включают могилу Маггида, рабби Дов Тёр из Межиричей и город Мезшбож, где рабби Исраэль Баал Шем Тов открыл и развил многие из основных принципов хасидского движения.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?