Религиозное искусство читать ~26 мин.
Что такое религиозное искусство? Существует много способов определить значение этого термина. Мы можем сказать, что это:
Любое произведение искусства на христианскую или библейскую тему (христианское искусство);
Любое произведение искусства, иллюстрирующее поклонение какому-либо богу или божеству;
Любое произведение искусства на тему ислама, буддизма, индуизма, сикхизма, иудаизма, бахаизма или джайнизма, а также любое искусство, затрагивающее темы синтоизма, каодаизма или традиционных китайских религий.
Однако при дальнейшем анализе эти определения относятся к религиозному «содержанию», а не к религиозному «качеству». Например, картину со сценой распятия, которая привлекает внимание к какому-то нарочито странному или кощунственному физическому атрибуту умирающего Христа, вряд ли можно назвать религиозным искусством. Кроме того, в некоторых религиях (восточное православие, ислам) существуют определённые правила (каноны), ограничивающие допустимые виды искусства: так, скульптурное изображение пророка Мухаммеда будет рассматриваться как кощунство, а не как произведение религиозного искусства. Таким образом, чтобы считаться «религиозной», живопись, скульптура или архитектура должны содержать некий узнаваемый моральный посыл, который и наделяет произведение необходимым священным «качеством». Как и в случае с оценкой любого искусства, определение наличия или отсутствия этого атрибута является, по сути, субъективным, хотя в большинстве случаев ответ, вероятно, будет довольно очевидным.
Поэтому предлагаемое нами определение религиозного искусства выглядит так:
Религиозное искусство — это любое произведение, тема которого отражает и поддерживает нравственное учение той религии, которую оно призвано иллюстрировать. В этом контексте под религией понимается любая система верований, относящаяся к тому, что люди считают священным, духовным или божественным, — вне зависимости от того, включает ли она в себя поклонение божествам.
Распространённые виды религиозного искусства
Со времён античности наиболее распространёнными видами религиозного искусства были живопись и станковая скульптура. Тем не менее формой религиозного искусства с наибольшим визуальным воздействием, несомненно, является архитектура. От египетских пирамид до каменного круга Стоунхенджа, от собора Святой Софии в Стамбуле до Великой мечети Омейядов в Дамаске, от Купола Скалы в Иерусалиме до французских готических соборов, от базилики Святого Петра в Риме до Тадж-Махала — религиозные власти постоянно обращались к архитектуре, чтобы впечатлять и вызывать трепет у своих общин. Художественное оформление интерьеров и экстерьеров этих христианских, исламских и буддийских церквей и храмов, как правило, включало в себя широкий спектр декоративных искусств, в том числе: каллиграфию, керамику, художественные ремёсла, иконы, иллюминированные рукописи, изделия из металла, мозаику, витражи, гобелены и резьбу по дереву.
Подробнее о назначении и конструкции пирамидальных гробниц в Древнем Египте см. в статье: Древнеегипетская архитектура (ок. 3000 лет до н.э.).
Цель и стоимость религиозного искусства
Цель религиозного искусства — прямо или косвенно способствовать обращению новых верующих. Архитектура в этом смысле является основной формой, поскольку величественный собор может вдохновлять, наставлять и вмещать множество верующих. Публичные скульптуры также могут вдохновлять, в то время как мозаики в интерьерах и витражи могли иллюстрировать священные сюжеты, что было немаловажно в эпоху, когда неграмотность была нормой. Транслируя идею упорядоченной, подчинённой Богу Вселенной, христианское искусство также способствовало созданию и поддержанию общественного порядка. Но оно всегда было дорогостоящим. В своих попытках возродить величие, красоту и престиж Рима с помощью лучших произведений архитектуры, скульптуры и фресковой живописи папа Юлий II (1503–1513) и папа Лев X (1513–1521) почти обанкротили Церковь. Фактически, чрезмерные траты папского престола на искусство стали одной из важных причин Реформации, поскольку привели к повышению налогов для простого народа и росту коррупции в среде духовенства. Тем не менее на протяжении как минимум девяти столетий, с 800 по 1700 год, Римская церковь была, безусловно, крупнейшим меценатом в искусстве.
История западного религиозного искусства
Раннее доисторическое религиозное искусство
Никто не знает наверняка, когда человек впервые начал создавать именно религиозное искусство. Мы знаем, что различные типы религиозных изображений начали появляться в эпоху неолита: примеры включают терракотовую статуэтку «Богиня на троне» (ок. 6000 лет до н.э.), найденную в Чатал-Хююке, Анатолия (Турция), и териантропическую фигуру из песчаника, известную как «Бог-рыба из Лепенски-Вира» (датируется 5000 лет до н.э.), найденную в поселении на Дунае в Сербии.
Религиозное искусство древности (ок. 3500 г. до н.э. – 400 г. н.э.)
Египет был родиной значительного количества предметов религиозного искусства. Роль египетских художников состояла в том, чтобы превозносить своего фараона — земного царя, которому поклонялись как божественному правителю, считавшемуся воплощением бога Гора. Основным направлением египетского искусства было создание пирамид — гробниц для фараона и его семьи, — которые обычно были наполнены росписями, скульптурами и множеством других ценных артефактов, чтобы помочь правителю в загробной жизни. Храмы также строились и для здравствующих фараонов. Что касается богов Древней Греции и Рима, то в период с 600 г. до н.э. по 400 г. н.э. религиозное греческое искусство лучше всего иллюстрируется Парфеноном (посвящённым богине Афине) и другими храмами на Акрополе в Афинах. Сохранившиеся до наших дней сакральные произведения искусства, созданные до 400 г. н.э., — это почти исключительно архитектура и скульптура. Практически вся живопись того периода исчезла. То же самое можно сказать и о Северной Европе, где с конца четвёртого тысячелетия до н.э. начали появляться церемониальные, возможно, религиозные сооружения, такие как гробница Ньюгрейндж в Ирландии и Стоунхендж в Англии.
Христианское искусство
Христианское искусство (в основном библейское искусство) появилось примерно через 150 лет после смерти Христа. Изначально раннехристианское искусство, включая раннехристианскую скульптуру, было по сути своей разновидностью христианско-римского искусства, сочетавшего римские образы с классическими греческими мотивами: так, образ Христа во славе происходит как от римских императорских портретов, так и от изображений греческого бога Зевса. В последующие века христианская иконография постепенно стандартизировалась и приводилась в соответствие с библейскими текстами. Узнайте о самой древней в мире иллюминированной христианской рукописи: Евангелия Гаримы (390-660) из эфиопского монастыря Абба Гарима.
Краткий путеводитель по еврейскому искусству — в статье о Музее Израиля в Иерусалиме, в котором хранится самая обширная в мире коллекция ашкеназского, сефардского и восточного еврейского искусства и ремёсел.
Византийское религиозное искусство (ок. 400–1000)
Византийское искусство в Константинополе подарило миру ряд выдающихся образцов христианской архитектуры, в том числе церковь Хора, собор Святой Ирины, церковь Святых Сергия и Вакха и поражающий своим величием собор Святой Софии (532–537). Кроме того, византийцами были построены церковь Святой Софии в Софии, Болгария (527–565) и базилика Святого Димитрия в Салониках. Искусство мозаики также было широко распространено. Более подробно см.: Христианское искусство византийского периода.
Русская религиозная живопись: иконы, фрески (ок. 950–1700)
Техника иконописи распространилась по всей Восточной православной Европе, особенно в Киеве, Новгороде и Москве. Иконы стали главной чертой русской средневековой живописи. Среди величайших русских иконописцев: Феофан Грек (ок. 1340–1410), основатель новгородской школы иконописи; его ученик Андрей Рублёв (ок. 1360–1430), известный своим шедевром — иконой «Святая Троица» (1411–1425); и Дионисий (ок. 1440–1502), известный своими иконами для Иосифо-Волоцкого монастыря. Московская школа живописи (ок. 1500–1700) была представлена братьями Строгановыми, Прокопием Чириным, Никифором Савиным и Симоном Ушаковым (1626–1686).
Религиозное искусство в Британии (ок. 600–1150)
Благодаря своей изолированности, защитившей её от романизации и вторжений варваров, Ирландия стала важным центром раннехристианского искусства. Ирландские монастыри создали ряд выдающихся иллюминированных рукописей (например, «Келлскую книгу»), чьи иллюстрации опирались на орнаменты кельтской латенской культуры. Кельтское искусство металлообработки представлено на ряде ирландских церковных сосудов, таких как чаша из Арды, рака для пояса из Мойлоха, а также процессионными крестами, такими как крест из Талли-Лох VIII – IX веков и большой крест из Конга XII века. Третьим видом христианского искусства, рождённым этим слиянием монашеской преданности и кельтского мастерства, стала скульптура кельтских высоких крестов, которые производились в большом количестве по всей Ирландии в период с 750 по 1150 год.
Романо-готическое религиозное искусство (800–1400)
Король франков Карл Великий положил начало возрождению христианского религиозного искусства при своём дворе в Ахене. Искусство Каролингов включало в себя произведения архитектуры, средневековую скульптуру, фрески, иллюминированные Евангелия и многое другое. Преемники Карла Великого сохранили эти традиции в эпоху оттоновского искусства, известного своими драгоценными изделиями из металла, при поддержке возрождённой Церкви с центром в Риме. Романское искусство и архитектура пришли им на смену и доминировали с XI до примерно 1200 года, когда их вытеснила готическая архитектура (лучистая и пламенеющая готика) с её высокими сводами и великолепными витражами. Готическая скульптура стала более реалистичной и выразительной.
Готический период стал свидетелем одного из величайших расцветов монументального христианского искусства, примером которого является масштабная строительная программа во Франции — см., например, собор Парижской Богоматери и Шартрский собор, а также другие соборы по всей Европе. Готические соборы были построены в Лане, Париже (Нотр-Дам), Шартре, Суассоне, Бурже, Реймсе, Амьене, Бове, Осере и других городах. В Германии готический стиль иллюстрируется такими сооружениями, как Кёльнский собор, в то время как в Англии соборы появились в Линкольне, Уэллсе, Солсбери, Кентербери, Дареме и Или, наряду с Йоркским собором и Вестминстерским аббатством. Вместе с архитекторами были наняты многочисленные каменщики и другие ремесленники, которые изготовили массу декоративных элементов, включая статуи для колонн, мозаики и монументальные скульптуры. Эпоха поздней готики известна своей изысканной алтарной резьбой по дереву таких мастеров, как Фейт Штосс (ок. 1447–1533) и Тильман Рименшнейдер (ок. 1460–1531).
Религиозная живопись Северного Возрождения (1400–1600)
Алтарное искусство было характерной чертой нидерландского религиозного искусства этого периода, примером чему служат Гентский алтарь (1425–1432) Яна ван Эйка (1390–1441) и Хуберта ван Эйка (ум. 1426), Алтарь Портинари (1475) Гуго ван дер Гуса (1440–1482), Изенгеймский алтарь (1515) работы Маттиаса Грюневальда (1470–1528) и «Снятие с креста» (1435), созданное Рогиром ван дер Вейденом (1400–1464) для церкви Нотр-Дам-де-Деор (сейчас находится в Музее Прадо, Мадрид). Также стоит упомянуть необычные и захватывающие фантасмагорические картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» и триптих «Воз сена» (1516), а также «Вавилонскую башню» Питера Брейгеля Старшего.
Религиозное искусство итальянского Ренессанса (1400–1600)
Предвосхищённое фресками Джотто в капелле Скровеньи (1303–1310), искусство итальянского Ренессанса периода кватроченто (quattrocento) финансировалось как христианской церковью, так и светскими правителями, такими как семьи Медичи и Гонзага, и представителями более консервативной сиенской школы живописи. Огромная доля живописи и скульптуры Раннего Возрождения имела религиозные мотивы. Известные примеры включают: фрески Мазаччо «Святая Троица» (1428) и росписи в капелле Бранкаччи (1424–1428), «Благовещение» (1450) Фра Анджелико (1395–1455) и «Тайная вечеря» (1495–1498) Леонардо да Винчи (1452–1519). Живопись Высокого Возрождения подарила миру такие религиозные шедевры, как «Сикстинская Мадонна» (1513–1514) Рафаэля (1483–1520) и поразительные фрески «Сотворение мира» (1508–1512) и «Страшный суд» (1536–1541) в Сикстинской капелле работы Микеланджело (1475–1564).
Самое известное произведение архитектуры эпохи Возрождения — реконструированная и перестроенная базилика Святого Петра в Риме (1506–1626).
Венеция
К венецианской школе живописи относится множество выдающихся художников, работавших с религиозными темами, в частности Тициан (1488/1490–1576) и Тинторетто (1518–1594), а также непревзойдённый колорист Паоло Веронезе (1528–1588), известный своими огромными библейскими банкетными сценами, такими как «Брак в Кане Галилейской» (1563, Лувр) и «Пир в доме Левия» (1573, Галерея Академии, Венеция). См.: Наследие венецианской живописи.
Примером религиозного искусства Ренессанса в итальянских провинциях может служить фреска «Вознесение Девы Марии» в Пармском соборе (1526–1530) Антонио да Корреджо (1489–1534).
Религиозная живопись маньеризма (1530–1600)
Римско-католическая церковь неоднозначно относилась к стилизованному художественному течению маньеризма. Например, в Италии после Тридентского собора нарочитые формы и искусственность живописи маньеризма рассматривались как излишнее усложнение, мешающее восприятию литургического послания. Пример художника-маньериста, который изменил свой стиль в соответствии с предписаниями Церкви: Федерико Бароччи (1526–1612). Для дополнительной информации см.: Венецианские алтари (1500–1600). В Испании, однако, экспрессивность нового стиля была воспринята как идеальное средство для изображения напряжённых религиозных переживаний.
Одним из важных событий того времени, благодаря таким мастерам, как Антонелло да Мессина (1430–1479) и Караваджо (1571–1610), стало использование более реалистичных человеческих образов при изображении Святого Семейства и других библейских персонажей. Например, «Христос, увенчанный терновым венцом (Ecce Homo)» (1470) Антонелло да Мессина. Религиозная архитектура эпохи Возрождения иллюстрируется куполом Флорентийского собора, спроектированным архитектором и художником Филиппо Брунеллески (1377–1446), а также перестройкой базилики Святого Петра в Риме (1506–1626), которой на тот момент было 1100 лет. Над проектом работали Браманте, Рафаэль, Сангалло, Мадерно, Микеланджело и Бернини. Этот проект вышел за рамки Высокого Возрождения и был завершён уже в эпоху барокко.
Испанская школа Ренессанса (XVI век)
Наступление эпохи Ренессанса в Испании произошло позднее, чем в Италии. Несмотря на это, испанское благочестие и преданность религиозным догматам Рима были абсолютными. Поэтому неудивительно, что их художники активно участвовали в распространении и иллюстрировании христианских идей. Среди них: Алонсо Берругете (ок. 1486–1561), величайший из всех скульпторов эпохи Возрождения в Испании, чьи шедевры включают алтарь для монастыря Ла-Мехорада в Вальядолиде (1526) и сиденья для хора (стасидии) в соборе Толедо (1539–1543); Хуан де Хуни (1507–1577), знаменитый скульптор, работавший в стиле маньеризма, француз по происхождению, который специализировался на религиозных темах и драматическом выражении эмоций, примером чему служат две его группы «Погребение Христа» (1544, собор Вальядолида, и 1571, Сеговийский собор). Испанская религиозная живопись периода позднего Ренессанса иллюстрируется художником-маньеристом Эль Греко (1541–1614), чьи основные работы включают «Святую Троицу» (1577), «Совлечение одежд с Христа» («Эль Эсполио») (1577), «Погребение графа Оргаса» (1586–1588), «Христос изгоняет торговцев из храма» (1600), «Снятие пятой печати» (1608), «Поклонение пастухов» (1612–1614), «Раскаявшийся Пётр» (1600) и «Христос, несущий крест» (1600).
Религиозное искусство барокко (1600–1700)
После Реформации Мартина Лютера (ок. 1517) и появления новых форм протестантского искусства Ватикан начал активную кампанию католического искусства Контрреформации, призванную вернуть в лоно церкви своенравные общины Европы. Живопись и такие живописные приёмы, как караваджизм, были ключевыми элементами этой пропагандистской кампании. Церковь хотела донести своё послание непосредственно до верующих и требовала от художников бескомпромиссной ясности. Чтобы соответствовать этому, картины должны были быть прежде всего реалистичными, и характерный для Караваджо прямолинейный реализм стал яркой чертой искусства Контрреформации. Отбросив интеллектуальные претензии и стилистические изыски позднего маньеризма — стиля, который ценило лишь образованное меньшинство, — этот реализм сделал искусство, создаваемое для римских храмов, особенно вдохновляющим. Примеры такого религиозного реализма: «Призвание апостола Матфея» (1600), «Мученичество святого Матфея» (1600), «Ужин в Эммаусе» (1601), «Распятие святого Петра» (1601), «Обращение Савла» (1601), «Смерть Марии» (1601–1606) и «Положение во гроб» (1601–1603).
Другим видом искусства, которому католическая Контрреформация отдавала предпочтение, была фресковая живопись, основанная на технике квадратуры и призванная вдохновлять верующих с помощью иллюзионистских приёмов. См., например: «Апофеоз святого Игнатия» (1694) Андреа Поццо.
В Испании набожный Франсиско де Сурбаран (1598–1664), находившийся под сильным влиянием испанского квиетизма, создавал священные картины для многочисленных монастырей и религиозных орденов (картезианцев, капуцинов, доминиканцев, иеронимитов и др.), а также для соборов и других церковных учреждений. Среди его значимых работ — «Христос на кресте» (1627), «Апофеоз святого Фомы Аквинского» (1631) и «Поклонение пастухов» (1638). Великий Диего Веласкес (1599–1660), хотя и был более известен как виртуозный портретист, также создал ряд религиозных картин, таких как «Непорочное зачатие» (1618), «Одежды Иосифа» (1630) и «Христос Распятый» (1632). Религиозная скульптура испанского барокко широко представлена в Севилье творчеством Хуана Мартинеса Монтаньеса (1568–1649), которого за его мастерство резьбы прозвали «Богом дерева». Он создавал в основном деревянные распятия и статуи религиозных деятелей. Его самые известные работы — «Милосердный Христос» (1603, Севильский собор) и алтарь в Сантипонсе (1613). Ещё один яркий представитель испанского барокко — экспрессивный Алонсо Кано (1601–1667), известный как «испанский Микеланджело», шедевром которого является «Непорочное зачатие» (1655, собор Гранады).
Во Фландрии величайшим представителем религиозной фламандской живописи XVII века был Рубенс (1577–1640), бесспорный лидер фламандской школы барокко, следовавший по стопам более ранних религиозных художников, таких как Робер Кампен, Гуго ван дер Гус и Ханс Мемлинг.
В Италии, где располагался центр Римско-католической церкви, такие художники, как Никола Пуссен (1594–1665) и Клод Лоррен (1600–1682), получали многочисленные заказы на религиозные темы. Величайшим мастером итальянской религиозной скульптуры был несравненный Бернини (1598–1680) — см. его «Экстаз святой Терезы» (1645–1652), созданный для капеллы Корнаро церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме, — и его главный соперник, Алессандро Альгарди (1598–1654). Оба также выполняли многочисленные папские заказы. Стиль католического барокко породил эмоциональную архитектуру, в полной мере использовавшую мелодраматический потенциал городского ландшафта. Это иллюстрируется прежде всего площадью Святого Петра (1656–1667) и её колоннадой перед базиликой Святого Петра в Риме.
У протестантизма было своё религиозное искусство. Голландская живопись XVII века представлена несколькими выдающимися работами Рембрандта на ветхозаветные сюжеты. Кроме того, голландские реалисты, такие как Хармен ван Стенвейк (1612–1656), Ян Давидс де Хем (1606–1683), Питер Клас (1597–1660), Виллем Калф (1612–1693) и Виллем Клас Хеда (1594–1681), представили жанр под названием ванитас (от лат. vanitas — «суета, тщеславие»). Он основан на цитате из Книги Екклесиаста 1:2: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!», основной темой которой была бренность жизни и тщетность человеческих устремлений. См. также росписи церковных интерьеров Эманюэла де Витте (1615–1692) и Питера Санредама (1597–1665).
Примерно с 1650 по 1750 год характер европейского арт-рынка начал меняться. До 1650 года большая часть произведений искусства была публичным искусством, нацеленным на массы, — в основном в форме архитектуры и скульптуры, и преимущественно религиозной. К 1750 году этот вид искусства был вытеснен станковым — в основном картинами для коммерческих покупателей. Эпоха масштабных церковных заказов подошла к концу.
Упадок религиозного искусства (с 1700 г.)
XVIII век был эпохой абсолютных монархов, чьё правление основывалось на так называемом «божественном праве королей». Однако эти монархи, такие как Людовик XIV, Людовик XV, русские Романовы и австрийские Габсбурги, были слишком озабочены возвышением своего светского статуса и поддержанием своих трещавших по швам империй, чтобы вкладывать средства в религиозную живопись, скульптуру или архитектуру. Кроме того, за исключением Иберийского полуострова, где испанское благочестие никогда не ослабевало, власть Римско-католической церкви была сильно подорвана разрушением её монастырей в течение предыдущих двух столетий. Эта комбинация светской и церковной слабости означала, что — за редкими исключениями, такими как католические заказы, выполненные Джамбаттистой Тьеполо (1696–1770) в Баварии и Венеции, — в XVIII веке произошло значительное сокращение финансирования религиозного изобразительного искусства. Кроме того, в этот период наблюдался огромный рост спроса со стороны торговцев и землевладельцев на портреты и топографические пейзажи. Период закончился Французской революцией, которая ознаменовала смену настроений в Европе. Отныне искусство будет прославлять человека, а не божественные силы.
XIX век произвёл ещё меньше религиозного искусства. Хотя промышленная революция и создала значительные богатства как для наций в целом, так и для отдельных лиц, они не были инвестированы в христианское искусство. Вместо этого бюджеты шли на развитие социальных и общественных служб. Единственные регулярные заказы, поступавшие от церковных властей, касались отдельно стоящей скульптуры в память об умерших епископах и других священнослужителях. И хотя несколько художников продолжали писать библейские сцены, спрос на религиозные композиции резко упал — тенденция, которая продолжилась и в XX веке. Но стоит обратить внимание на «Похороны в Орнане» (1850) художника-реалиста Гюстава Курбе и странные символические работы бельгийского художника Джеймса Энсора (1860–1949), в частности «Въезд Христа в Брюссель».
Религиозное искусство XX века
Особенностью современного христианского искусства в США является храмовая архитектура Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов). Её развитие — от простого по дизайну храма в Киртланде (построенного в 1830-х годах) до сложных готических стилей ранних храмов в штате Юта и до современных храмов, строящихся массово по типовым проектам, — отражает эволюцию самой современной религиозной архитектуры. К наиболее поздним постмодернистским церквям относятся Храм Содружества Христова в Индепенденсе, штат Миссури, Храм Единства (унитарная универсалистская церковь) в Чикаго, спроектированный Фрэнком Ллойдом Райтом (1867–1959), Собор Успения Пресвятой Девы Марии, спроектированный Пьетро Беллуски (Сан-Франциско), и католический собор Богоматери Ангелов (Лос-Анджелес), спроектированный Хосе Рафаэлем Монео. К сожалению, XX век также стал свидетелем огромных разрушений: многие прекрасные церкви и другие произведения религиозного искусства были уничтожены коммунистическими режимами Восточной Европы. Что касается религиозной живописи, то художники XX века, за некоторыми исключениями, игнорировали её, предпочитая обслуживать более светский модернизм и коллекционеров современного искусства. Среди исключительных современных религиозных картин: «Христос на кресте» (1936) Жоржа Руо (1871–1958); «Ecce Homo» (1925) Ловиса Коринта (1858–1925); «Христос в Эммаусе» (1963) Патрика Колфилда (1936–2005); «Распятие 3.85» (1985) Антонио Сауры (1930–1998) и странная абстрактная работа «Святой Иоанн» (1988) Герхарда Рихтера (р. 1932). Между тем, примером постмодернистской религиозной скульптуры, безусловно, является «Дева Мария» (2005) Дэмиена Хёрста (р. 1965), которая стоит на площади Левер-хаус в Нью-Йорке.
Темы христианского искусства
Папы, религиозные и светские власти заказывали художникам и скульпторам иллюстрации к широкому спектру сцен из Библии. Выбор сюжетов мог определяться религиозной политикой, а также видом искусства и материалом. Например, одна из самых известных тем в религиозной скульптуре — это Давид и Голиаф: вспомним три знаменитые статуи Давида, созданные Донателло (1386–1466), Андреа дель Верроккьо (1435–1488) и Микеланджело (1475–1564). Леонардо в своей прекрасной картине «Мадонна в скалах» (1483–1486, Лувр, Париж) изобразил апокрифическую сцену встречи младенцев Иисуса и Иоанна Крестителя. Иногда художники специализировались на определённых библейских темах; например, художница эпохи барокко Артемизия Джентилески (1593–1656) несколько раз писала картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна».
Нехристианское религиозное искусство
В этом кратком обзоре такие фразы, как «индуистское искусство», «буддийское искусство» и «исламское искусство», являются лишь обобщающими терминами для художественных и декоративных ремёсел, созданных на территориях распространения соответствующей культуры. Архитектура и скульптура (часто в сочетании) являются двумя наиболее визуально впечатляющими видами искусства. См., например, храм Кандарья-Махадева XI века (1017–1029) в Индии, кхмерский храм Ангкор-Ват XII века (1115–1145) в Камбодже и знаменитый Тадж-Махал XVII века (1632–1654) — всё это выдающиеся примеры нехристианской религиозной архитектуры. Другие формы искусства включают рельефную скульптуру, роспись тела, бронзовое литьё, каллиграфию, ковроткачество, керамику, декорирование костюмов, драпировку, рисунок, вышивку, роспись лица, фризы, изготовление мебели, резьбу по драгоценным камням, ювелирное дело, иллюминирование рукописей, резьбу по слоновой кости, книжный переплёт, создание посуды, металлообработку, мозаику, живопись, гобелены, текстильный дизайн, резьбу по дереву и многое другое.
Искусство, связанное с культом предков
Этот тип искусства охватывает множество различных практик и верований, касающихся духов умерших родственников. К обществам, чьи искусство и культура были тесно связаны с культом предков, относятся несколько древних цивилизаций Средиземноморья — см., например, Эгейское искусство (2600–1100 гг. до н.э.), — а также азиатское искусство из Японии, Китая, Кореи, Юго-Восточной Азии и Индийского субконтинента. Поклонение предкам было особенно распространено в древнем Китае. Для подробного ознакомления с китайскими культурами см. следующие статьи:
Китайское искусство неолита (7500–2000 гг. до н.э.)
Культура династии Ся (2100–1600 до н.э.)
Искусство династии Шан (1600–1050 до н.э.)
Искусство династии Чжоу (1050–221 гг. до н.э.)
Искусство династии Цинь (221–206 гг. до н.э.)
Искусство династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Индуистское искусство
Индуизм, зародившийся во 2-м тысячелетии до нашей эры, является основной религией Индии и насчитывает около 850 миллионов последователей и около 64 видов традиционного искусства. Например, индуистская живопись иллюстрируется ранними и средневековыми работами в Аджанте, Багхе, Эллоре и Ситтанавасале, в то время как индуистская скульптура отличается не столько ощущением пластической полноты, сколько своим линейным характером, с акцентом на контур, как в изображениях Шивы. Индуистская архитектура включает в себя такие храмы, как Акшардхам в Дели, Храм Хойсалешвара в Халебиду, Храм Ченнакешава в Белуре, Храм Кешава в Соманатхапуре, Храм Брихадешвара в Танджавуре и Храм Шри Ранганатхасвами в Шрирангаме.
Краткий обзор индийского искусства:
Индия: живопись и скульптура.
Более детальные статьи:
Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.)
Постклассическая индийская живопись (XIV – XVI века)
Могольская живопись (XVI – XIX века)
Живопись Раджпут (XVI – XIX века)
Индийская скульптура (3300 г. до н.э. – 1850 г.)
Буддийское искусство
Буддизм, основанный Сиддхартхой Гаутамой около 600 г. до н.э., насчитывает около 380 миллионов приверженцев, распространённых по всей Индии, Центральной и Юго-Восточной Азии и Японии. Буддийская архитектура в основном представлена храмами, монастырями и святынями, включая ступы, дагобы и пагоды по всей Азии. Но буддийская иконография, используемая в таких видах искусства, как скульптура, варьируется в зависимости от региона: в Юго-Восточной Азии (Мьянма, Камбоджа, Таиланд, Индонезия) традиции тхеравады поощряют изображения Будды в медитирующих или лежащих позах; в Центральной и Восточной Азии (Китай, Корея, Япония, Тибет, Бутан, Вьетнам, Афганистан) традиции махаяны привели к более широкому спектру представлений, включая разных будд, святых, бодхисаттв и других божеств. Для получения дополнительной информации см. Китайская буддийская скульптура (ок. 100 г. – настоящее время). Буддийское трёхмерное искусство хорошо иллюстрируется скульптурами из песчаника в Матхуре, Индия. (Подробнее см.: Японское искусство и Китайское искусство.)
Примечание: китайское буддийское искусство — особенно живопись, скульптура и архитектура — процветало во времена династии Восточная Цзинь (317–420), Южных и Северных династий (420–581), империи Суй (589–618), большей части династии Тан (618–906) и эпохи Сун (906–1279). Для получения дополнительной информации см. следующие ресурсы:
Искусство периода Шести династий (220–589)
Искусство династии Суй (589–618)
Искусство династии Тан (618–906)
Искусство династии Сун (906–1279)
Искусство династии Юань (1271–1368)
В Корее, куда буддизм пришёл из Китая около 370 г. н.э., буддийская культура долгое время сохраняла сильные позиции: подробности см. в статье о корейском искусстве (ок. 3000 лет до н.э. – наст. время). В Индии отношения между буддизмом, индуизмом и исламом были чрезвычайно сложными. На индуистское искусство оказало влияние молодое буддийское искусство, пока буддизм не пришёл в упадок примерно в XII веке н.э., отчасти в результате растущего влияния ислама (и исламского искусства) наряду с индуизмом. Из-за этого влияния индуистские архитекторы адаптировали свои проекты, чтобы приспособить их к традициям новой религии, как это видно в дизайне и строительстве Тадж-Махала и Гол-Гумбаза. Но стоит отметить и недавнее столкновение религиозных идеологий, которое произошло в Афганистане, когда мусульмане-талибы разрушили монументальные каменные скульптуры, известные как Бамианские статуи Будды.
Для получения дополнительной информации об эволюции буддийского искусства и культуры в Восточной Азии см.: Хронология китайского искусства (ок. 18000 лет до н.э. – настоящее время).
Исламское искусство
Ислам, основанный пророком Мухаммедом в VII веке нашей эры, насчитывает около 1,5 миллиарда последователей во всём мире. Как и искусство других мировых религий, исламское искусство представляет собой сплав многих культур. Хотя оно отражает мусульманское вероучение об абсолютной власти Единого Бога (Аллаха), оно объединяет элементы греческого и раннехристианского искусства, а также великих ближневосточных культур Египта, Византии и древней Персии, наряду с восточным наследием Индии и Китая. Несмотря на это, влияние арабов, завоевавших древний исламский мир, имеет первостепенное значение. Оно распространило Коран, арабскую письменность, куфический и насх — стили традиционной исламской каллиграфии, бесконечное разнообразие абстрактных орнаментов и целую систему линейной абстракции (арабеску), которая свойственна всем формам исламского искусства. Эта склонность к абстрактному орнаменту уравновешивает исламский запрет на фигуративные изображения.
Другие известные исламские виды искусства и ремёсел включают: керамику (в частности, люстровую), резьбу по камню, шёлковые ткани и настенные росписи. Книжная иллюстрация была иранской специализацией, примером чему служит рукопись «Манафи аль-Хаяван» («Польза животных») (1297) и «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина. Эмалированное стекло и металлические предметы также высоко ценились, возьмём, к примеру, изысканный металлический сосуд из серебра мамлюков, известный как «Баптистерий Святого Людовика» (Сирия, 1290–1310). Исламская архитектура особенно известна благодаря таким религиозным сооружениям, как: Купол Скалы (Иерусалим, построен Абд аль-Маликом, 691); Великая мечеть Дамаска (закончена в 715); дворец Альгамбра (Гранада, ок. 1333–1391); мечеть Биби-Ханым в Самарканде (начало 1400-х гг.); османская мечеть Султанахмет («Голубая мечеть») (Стамбул, 1603–1617); купольная мечеть шейха Лютфуллы (1603–1618), построенная архитекторами Сефевидов в Исфахане. Архитектура Великих Моголов включает дворцовый комплекс Фатехпур-Сикри (ок. 1575), построенный во времена правления Акбара, а также величественный Тадж-Махал (1630–1653), построенный императором Шах-Джаханом в память о его любимой жене Мумтаз-Махал.
Племенное религиозное искусство
Племенное искусство (также известное как «искусство коренных народов» или «примитивное искусство»), означающее произведения искусства и ремёсла, созданные коренными жителями племенных обществ Африки, южной части Тихого океана и Индонезии, Австралии, Северной и Южной Америки и Аляски, как правило, гораздо более сакрально и религиозно ориентировано, чем западное искусство. Это потому, что племенные религии пронизывали все аспекты жизни. Таким образом, племенные изображения (картины), скульптура (резьба по камню или дереву) или трёхмерные модели (маски) воплощают жизненные силы, которые, как считается, существуют во всей живой материи. Иногда эти изображения представляли духов мёртвых, жизненную сущность рода. К сожалению, многие такие произведения искусства исчезли или были выменяны европейскими исследователями. Сохранились в основном каменные сооружения (скульптура, храмы), некоторые земляные работы или различные виды наскального искусства. Несмотря на это, были сделаны некоторые необычные находки, связанные с религиозным искусством, в том числе:
доисторические рисунки в пещерах Лаас-Гааль в Сомали, на которых изображены мужчины и женщины, поклоняющиеся крупному рогатому скоту и совершающие религиозные ритуалы;
наскальные рисунки в Драконовых горах, Южная Африка, изображающие животных и людей, которые, по мнению экспертов, отражают религиозные верования. Для получения более подробной информации о примитивном религиозном искусстве см.: Племенное искусство.
- Иероним Босх: голландский религиозный художник
- Маттиас Грюневальд: немецкий религиозный художник, пионер-экспрессионист
- Михаэль Пахер: австрийский религиозный художник, резчик по дереву
- Франсиско Сурбаран: испанский религиозный художник, караваджист
- Религиозные картины: величайшее христианское искусство
- Хуанде де Хуни: французский скульптор-маньерист
- Алонсо Берругете: испанский скульптор-маньерист
- Выставку отца и сына «Макаревичи» представила галерея «Роза Азора»
- Готическое витражное искусство: свет и цвет в соборах
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?