Религиозные картины:
величайшее христианское искусство читать ~17 мин.
На протяжении веков в христианском искусстве появилось множество различных видов живописи, созданных с использованием разнообразных техник. Первыми произведениями христианской живописи стали настенные росписи в римских катакомбах (приблизительно с 200 года), которые появились более чем за столетие до легализации христианства. Затем появились иконы (приблизительно с 350 года), сначала в Восточном Средиземноморье, а позже в ближневосточных святынях, таких как монастырь Святой Екатерины на горе Синай (400–600). За иконами последовали первые «иллюминированные рукописи», самые ранние из которых — Евангелия Гаримы (около 390–660 гг.) из Эфиопии. Это искусство также развивалось в Ирландии, где монастырские писцы сохраняли ключевые элементы религиозной и культурной традиции. История иллюминированных рукописей демонстрирует постоянное совершенствование миниатюр, которое достигло своего расцвета около 1400 года в таких шедеврах, как «Великолепный часослов герцога Беррийского» (1413) братьев Лимбург.
Алтари
Примерно с 1000 года Римская церковь начала общеевропейскую программу строительства храмов в стиле романской архитектуры, в рамках которой алтарь стал центральным элементом церковного пространства. Это привело к появлению новой формы средневековой живописи, известной как «алтарный образ», который мог состоять из одной или нескольких расписных панелей разного размера и формы. Примером может служить Уилтонский диптих (1399). Две створки алтаря образуют диптих, три — триптих, а большее количество — полиптих. На алтарных образах обычно изображали святого или члена Святого семейства, которому была посвящена церковь. В то же время введение иконостаса — перегородки, отделяющей алтарь от остальной части храма в православных церквях, — способствовало развитию иконописи на Востоке как средства духовного наставления для преимущественно неграмотных прихожан.
Подробнее о средневековой живописи см.: Средневековое христианское искусство (600–1200), Создание иллюминированных рукописей, а также Новгородская школа иконописи (1100–1500).
Фрески
Хотя фресковая живопись возникла раньше других форм христианской живописи, после падения Рима (около 450 года) она на несколько столетий практически исчезла из Западной Европы. Эта техника сохранилась лишь в монастырях Ближнего Востока и в некоторых церквях Константинополя, где её со временем вытеснила мозаика. Искусство фрески возродилось в X веке в Киеве, где оно стало важной частью древнерусской средневековой живописи, а также в XI веке во Франции и Испании.
Джотто, Мазаччо и Микеланджело
С точки зрения развития живописи, готический период (ок. 1150–1400) стал переходным этапом от плоского, иератичного стиля византийского искусства к натурализму флорентийского Ренессанса. Около 1303 года привычные каноны живописи Проторенессанса были навсегда изменены «гуманистическими» фресками, созданными на стенах капеллы Скровеньи в Падуе флорентийским художником Джотто ди Бондоне (1267–1337). Примерно 120 лет спустя, в 1424 году, Мазаччо (1401–1428) создал ещё более совершенный цикл фресок для капеллы Бранкаччи во Флоренции, а в 1508 году Микеланджело (1475–1564) начал работу над своей грандиозной серией религиозных фресок для Сикстинской капеллы в Риме.
Станковая живопись
К 1450 году алтарные образы и фрески были доминирующими формами религиозной живописи. Однако в начале XV века фламандский художник Мельхиор Брудерлам (1350–1411), написав Дижонский алтарь (1393–1399), положил начало переходу от книжной миниатюры к станковой живописи. Эта техника была усовершенствована фламандской школой, освоившей масляные краски, но именно итальянское Возрождение придало новый импульс развитию религиозного искусства и открыло дорогу живописи барокко и экспрессивному искусству католической Контрреформации (1560–1700).
Голландская республика, недавно получившая независимость от католической Испании, создала собственный стиль искусства протестантской Реформации (ок. 1520–1700). Его представляют библейские полотна Рембрандта (1606–1669), аллегорические сюжеты Яна Вермеера (1632–1675) и живопись в жанре ванитас Хармена ван Стенвейка (1612–1656). Тем не менее они не могли соперничать с драматизмом и колоритом Рубенса (1577–1640), а также с иллюзионистской квадратурой Пьетро да Кортоны (1596–1669) и Андреа Поццо (1642–1709).
Темы в религиозной живописи
Иконографические темы, используемые в религиозном искусстве, включают сюжеты из Ветхого и Нового Заветов Библии. Ветхозаветные картины охватывают события из книги Бытия (Сотворение мира), а также истории, связанные с Жертвоприношением Исаака, Сном Иакова, Всемирным потопом, а также сюжеты «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Самсон и Далила» и сцены из жизни пророков.
Библейское искусство Нового Завета обычно сосредоточено на Святом семействе (Иисус, Мария, Иосиф) и святых (включая Андрея, Антония, Августина, Варфоломея, Бенедикта, Бригитту, Екатерину, Христофора, Елизавету, Франциска, Григория, Игнатия, Иакова, Иеронима, Иоанна, Иосифа, Иуду, Леонарда, Луку, Магдалину, Маргариту, Марка, Марию, Матфея, Николая, Павла, Петра, Симона, Стефана, Терезу, Фому и других). Другие новозаветные сюжеты включают сцены из жизни Девы Марии (особенно Благовещение), сцены с участием Иисуса (Рождество, поклонение волхвов, чудеса, Тайная вечеря, Распятие, Снятие с креста, Оплакивание и Погребение, Христос во славе и Страшный суд), а также сцены из жизни апостолов.
Религиозная живопись (ок. 200 г. — настоящее время)
Раннехристианские фрескиПодробнее о раннехристианских настенных росписях см. следующие статьи:
Раннехристианское искусство (ок. 150–1100)
Византийское христианское искусство (в т.ч. мозаики) (ок. 400–1200)
Романская живопись во Франции (ок. 1000–1200)
Романская живопись в Италии (ок. 1000–1200)
Романская живопись в Испании (ок. 1000–1200)
Среди самых ранних сохранившихся образцов религиозной живописи — фигуративные и абстрактные изображения, украшающие раннехристианские евангельские тексты. Вот краткий список избранных рукописей:
Евангелия Гаримы (Эфиопия) (390–660), Монастырь Абба Гарима.
Евангелие Рабулы (Сирия) (ок. 586), Библиотека Лауренциана, Флоренция.
Книга из Дарроу (650–680), Библиотека Тринити-колледжа.
Евангелие из Эхтернаха (Евангелие святого Виллиброрда) (690–715), Национальная библиотека Франции, Париж.
Евангелие из Линдисфарна (690–720), Британский музей.
Евангелие из Личфилда, Библиотека Личфилдского собора.
Келлская книга, Библиотека Тринити-колледжа.
- Страница с монограммой Христа (Хи-Ро).
Более поздние примеры иллюминации из романских, готических и интернационально-готических евангельских рукописей см. в следующих статьях:
Средневековая книжная миниатюра (ок. 1000–1500)
Романские иллюминированные рукописи (ок. 1000–1150)
Готические иллюминированные рукописи (ок. 1150–1350)
Интернациональная готическая книжная живопись (ок. 1375–1450)
Андреа дель Сарто (1486–1530)
Ведущий флорентийский художник Высокого Возрождения с венецианским чувством цвета и тона.
«Мадонна с гарпиями» (1517), Галерея Уффици, Флоренция.
Фра Анджелико (1387–1455)
Доминиканский монах, художник Раннего Возрождения.
«Благовещение» (ок. 1450), фреска, Музей Сан-Марко, Флоренция.
Антонелло да Мессина (1430–1479)
Учился масляной живописи у Яна ван Эйка; оказал влияние на венецианца Джованни Беллини.
«Христос, увенчанный терниями» (Ecce Homo) (1470), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Мученичество святого Себастьяна» (1476), Галерея старых мастеров, Дрезден.
Бачиччо (Джованни Баттиста Гаулли) (1639–1709)
Итальянский художник-квадратурист, известный своими иллюзионистскими фресками в стиле высокого барокко.
«Поклонение имени Иисуса» (1674–1679), фреска, церковь Сант-Иньяцио, Рим.
Джованни Беллини (1430–1516)
Величайший венецианский живописец Раннего Возрождения.
«Мёртвый Христос, поддерживаемый Мадонной и святым Иоанном» (Пьета) (1460), Пинакотека Брера, Милан.
«Алтарь Святого Иова» (1480), масло/темпера на панели, Галерея Академии, Венеция.
«Экстаз святого Франциска» (1480), Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
«Алтарь Сан-Заккариа» (1505), церковь Сан-Заккариа, Венеция.
Иероним Босх (1450–1516)
Выдающийся новатор, глубоко религиозный художник-визионер, предвосхитивший сюрреализм.
Триптих «Воз сена» (1490), Музей Прадо, Мадрид.
«Сад земных наслаждений» (1504), Музей Прадо, Мадрид.
«Страшный суд» (триптих) (1505–1510), Академия изобразительных искусств, Вена.
«Ecce Homo» («Се, Человек») (1515–1516), Музей изящных искусств, Гент.
Сандро Боттичелли (Алессандро ди Мариано Филипепи) (1445–1510)
Ведущий флорентийский художник эпохи Медичи.
«Мадонна Магнификат» (1483), Уффици, Флоренция.
«Мистическое Рождество» (1500), Национальная галерея, Лондон.
Дирк Баутс (1415–1475)
Нидерландский художник, вдохновлённый творчеством ван Эйка и ван дер Вейдена.
«Тайная вечеря» (1464–1467), церковь Святого Петра, Лёвен, Бельгия.
Мельхиор Брудерлам (ок. 1350–1411)
Фламандский придворный художник Филиппа Смелого, герцога Бургундского.
«Дижонский алтарь» (1394–1399), Музей изящных искусств, Дижон.
Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569)
Величайший нидерландский художник середины XVI века.
«Нидерландские пословицы» (1559), Берлинская картинная галерея.
«Безумная Грета» (Dulle Griet) (1562), Музей Майера ван ден Берга, Антверпен.
«Вавилонская башня» (1563), Музей истории искусств, Вена.
«Избиение младенцев» (ок. 1565–1567), Музей истории искусств, Вена.
«Притча о слепых» (1568), Музей Каподимонте, Неаполь.
Робер Кампен (1375–1444)
Первый великий фламандский живописец. Оказал огромное влияние на развитие искусства.
«Алтарный образ Мероде» (ок. 1427), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Триптих «Положение во гроб» (1410), Галерея Института Курто.
Караваджо (1573–1610)
Революционный итальянский живописец, прославившийся натурализмом и использованием тенебризма.
«Призвание апостола Матфея» (1599–1600)
Капелла Контарелли, Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.
«Мученичество святого Матфея» (1599–1600)
Капелла Контарелли, Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.
«Обращение Савла» (1601)
Капелла Черази, Санта-Мария-дель-Пополо, Рим.
«Ужин в Эммаусе» (1601)
Национальная галерея, Лондон.
«Распятие святого Петра» (1601)
Капелла Черази, Санта-Мария-дель-Пополо, Рим.
«Смерть Марии» (1601–1606)
Лувр, Париж.
«Положение во гроб» (1601–1603)
Музеи Ватикана, Рим.
Витторе Карпаччо (1460–1526)
Венецианский живописец, специалист по большим повествовательным картинам (телери).
«Чудо реликвии Креста на мосту Риальто» (1494), Галерея Академии, Венеция.
Петрус Кристус (ок. 1410–1475)
Выдающийся фламандский живописец, ученик Яна ван Эйка.
«Оплакивание Христа» (1455), Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
Ловис Коринт (1858–1925)
Немецкий художник-экспрессионист и гравёр, известный своими офортами и литографиями.
«Се, Человек» (Ecce Homo) (1925), Художественный музей, Базель.
Корреджо (1489–1534)
Итальянский художник Высокого Возрождения из Эмилии, известный иллюзионистскими фресками.
«Видение святого Иоанна Богослова на Патмосе» (1520), Парма.
«Вознесение Девы Марии» (купол Пармского собора) (1526–1530).
Пьетро да Кортона (1596–1669)
Художник-иезуит, наиболее известный своими фресками в технике квадратуры.
«Аллегория Божественного Провидения» (1633–1639), Палаццо Барберини.
Гюстав Курбе (1819–1877)
Художник-натуралист, социалист; лидер движения французского реализма.
«Похороны в Орнане» (1850), Музей Орсе.
Дуччо ди Буонинсенья (1255–1319)
Величайший художник сиенской школы живописи Проторенессанса.
«Мадонна Строганова» («Мадонна Стокле») (1300), Метрополитен-музей.
«Маэста» (1308–1311), Музей собора, Сиена.
Эль Греко (1541–1614)
Художник греческого происхождения, работавший в Испании, известный крупными религиозными картинами.
«Снятие одежд с Христа» (1577), Кафедральный собор Толедо.
«Погребение графа Оргаса» (1586–1588), Церковь Санто-Томе, Толедо.
«Вид Толедо» (1595–1600), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Христос, изгоняющий торговцев из храма» (1600), Национальная галерея, Лондон.
«Портрет кардинала» (1600), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Джеймс Энсор (1860–1949)
Бельгийский художник-символист.
«Въезд Христа в Брюссель» (1888), Музей Гетти, Лос-Анджелес.
Ян ван Эйк (1390–1441)
Самый известный художник ранней нидерландской школы; пионер масляной живописи.
«Гентский алтарь» (1432), Собор Святого Бавона, Гент.
Жан Фуке (1420–1481)
Крупнейший французский художник XV века.
«Меленский диптих» (1450–1455), Королевский музей изящных искусств, Антверпен; Берлинская картинная галерея.
Поль Гоген (1848–1903)
Французский постимпрессионист, наиболее известный колористическими сценами из жизни таитян.
«Видение после проповеди» (1888), Национальная галерея Шотландии.
«Жёлтый Христос» (1889), Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало.
Джентиле да Фабриано (1370–1427)
Ведущий художник поздней готики в Италии.
«Поклонение волхвов» (1423), Уффици, Флоренция.
Джентилески, Артемизия (1597–1651)
Величайшая художница эпохи барокко.
«Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1620), Галерея Уффици, Флоренция.
Джотто ди Бондоне (1267–1337)
Художник Проторенессанса, известный своими падуанскими фресками и новаторским, отходящим от византийских канонов стилем.
Фрески капеллы Скровеньи (Арена) (1304–1306), Падуя, Италия.
Фрески капеллы Арена работы Джотто включают сцены из жизни Иоакима и Анны, Девы Марии и Христа. Последний цикл включает: Рождество, Поклонение волхвов, Сретение, Избиение младенцев, Христос среди учителей, Крещение, Брак в Кане, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Изгнание торгующих из храма, Тайная вечеря, Омовение ног, знаменитую фреску «Поцелуй Иуды», Христос перед Каиафой, Бичевание Христа, Несение креста, Распятие, «Оплакивание Христа», Воскресение («Не прикасайся ко Мне») и Вознесение.
Гуго ван дер Гус (1440–1482)
Нидерландский художник, чьи работы оказали большое влияние на живопись Флоренции.
«Алтарь Портинари» (триптих) (1475), масло по дереву, Уффици, Флоренция.
Маттиас Грюневальд (1475–1528)
Величайший немецкий художник Северного Возрождения после Альбрехта Дюрера.
«Изенгеймский алтарь» (1512–1515), масло по дереву, Музей Унтерлинден, Кольмар.
Гверчино (1591–1666)
Итальянский художник болонской школы, представитель академизма, отличавшийся драматическим освещением.
«Воскрешение Лазаря» (1619), Лувр, Париж.
Александр Иванов (1806–1858)
Великий русский художник первой половины XIX века, мастер исторической и религиозной живописи.
«Явление Христа народу» (1837–1857), Третьяковская галерея, Москва.
Хуан де Хуанес (Висенте Хуан Масип) (1510–1579)
Художник из Валенсии, испытавший сильное влияние венецианской живописи.
«Тайная вечеря» (1560), Музей Прадо.
Иван Крамской (1837–1887)
Выдающийся русский художник, известный своими портретами и картинами на религиозные сюжеты.
«Христос в пустыне» (1872), Третьяковская галерея.
«Хохот (Радуйся, царю иудей!)» (1882), Русский музей, Санкт-Петербург.
Жорж де Латур (1593–1652)
Французский художник эпохи барокко, известный своим драматическим использованием света и тени.
«Кающаяся Магдалина» (1640), Лувр, Париж.
Тамара де Лемпицка (Тамара Гурвич-Горская) (1898–1980)
Польско-русская художница-портретистка в стиле ар-деко, работавшая в Париже и Америке.
«Адам и Ева» (1932), Частная коллекция.
Леонардо да Винчи (1452–1519)
Гений Высокого Возрождения, автор величайших произведений в истории мирового искусства.
«Мадонна в скалах» (1483–1485), масло/панель, Лувр, Париж.
«Тайная вечеря» (1495–1498), фреска, монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан.
Братья Лимбург (Поль, Герман, Жан) (активны в 1390–1416)
Величайшие миниатюристы при дворах герцогов Бургундского и Беррийского.
«Великолепный часослов герцога Беррийского» (1413), гуашь на пергаменте, Музей Конде.
Стефан Лохнер (ок. 1410–1451)
Ведущий представитель кёльнской школы живописи.
«Алтарь трёх королей» (Алтарь покровителей Кёльна) (ок. 1440), Кёльнский собор.
«Мадонна в розовой беседке» (1440–1442), Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.
Амброджо Лоренцетти (1290–1348)
Один из первых сиенских художников, воспринявших натуралистический стиль Джотто.
«Аллегория доброго и дурного правления» (1338–1339), Палаццо Пубблико, Сиена.
Андреа Мантенья (1430–1506)
Влиятельный художник эпохи Возрождения, известный своими экспериментами с перспективой и ракурсами.
«Оплакивание мёртвого Христа» (ок. 1490), Пинакотека Брера, Милан.
Симоне Мартини (1284–1344)
После Дуччо — величайший художник Сиенской школы.
Триптих «Благовещение» (1333), яичная темпера на панели, Уффици, Флоренция.
«Христос на кресте» (1340), Художественный музей Фогга.
Мазаччо (1401–1428)
Величайший флорентийский художник раннего кватроченто.
Фрески капеллы Бранкаччи (1424–1428), Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция.
«Изгнание из рая» (ок. 1425–1426)
«Чудо со статиром» (1426)
«Троица» (1428), Санта-Мария-Новелла, Флоренция.
Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи включают: «Искушение Адама и Евы» и «Изгнание из рая»; «Призвание Петра»; «Раскаяние Петра»; «Чудо со статиром»; «Исцеление калеки и воскрешение Тавифы»; «Проповедь Святого Петра»; «Святой Пётр исцеляет больного своей тенью»; «Раздача милостыни и смерть Анании»; «Воскрешение сына Теофила и святой Пётр на троне»; «Святой Павел навещает святого Петра в темнице»; «Освобождение святого Петра из темницы»; «Диспут с Симоном Волхвом и распятие святого Петра».
Ханс Мемлинг (1433–1494)
Нидерландский художник, сочетавший фламандский реализм и формы итальянского Возрождения.
Триптих «Страшный суд» (1471), Национальный музей, Гданьск.
«Алтарь Донна» (1480), Национальная галерея, Лондон.
Микеланджело (1475–1564)
Возможно, величайший живописец и скульптор в истории искусства.
Фрески Сикстинской капеллы (1508–1541), Ватикан, Рим.
Роспись потолка Сикстинской капеллы (1508–1512)
«Сотворение Адама» (1511), Сикстинская капелла.
Фреска «Страшный суд» (1535–1541), алтарная стена Сикстинской капеллы, Ватикан.
Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой историю сотворения мира, изложенную в нескольких сценах: Отделение света от тьмы; Создание Солнца, Луны и планет; Отделение суши от вод; Сотворение Адама; Сотворение Евы; Грехопадение и изгнание из Рая; Жертвоприношение Ноя; Всемирный потоп и Опьянение Ноя. Другие панели изображают библейские истории, такие как: Жертвоприношение Исаака; Вознесение Илии на небо; Смерть Авессалома; Разрушение статуи Ваала; Наказание Гелиодора; Убийство Авенира; Падение Иорама с колесницы и Смерть Никанора. В четырёх угловых парусах Микеланджело изобразил четыре сюжета спасения народа Израиля с участием его главных героев: Моисея, Эсфири, Давида и Юдифи.
Жан-Франсуа Милле (1814–1875)
Благочестивый французский художник-реалист барбизонской школы.
«Анжелюс» (1859), Музей Орсе.
Михай Мункачи (1844–1900)
Венгерский художник, испытавший влияние Гюстава Курбе; позже обратился к более светлой палитре.
«Христос перед Пилатом» (1881), Музей Дери, Дебрецен, Венгрия.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1618–1682)
Испанский художник, мастер религиозной живописи.
«Непорочное зачатие» (1645–1650), Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Эмиль Нольде (1867–1956)
Экспрессивный немецкий художник, член группы Die Brücke.
«Тайная вечеря» (1909), Государственный музей искусств, Копенгаген.
«Пятидесятница» (1909), Музей изобразительных искусств, Берн.
Михаэль Пахер (1434–1498)
Австрийский тирольский живописец и скульптор, испытавший влияние Мантеньи.
«Алтарь отцов церкви» (1484), Старая пинакотека, Мюнхен.
Пармиджанино (1503–1540)
«Мадонна с длинной шеей» (1535), Уффици.
Пьетро Перуджино (1450–1523)
Мастер умбрийской школы, известный фресками Сикстинской капеллы и новаторскими работами маслом.
«Христос передаёт ключи апостолу Петру» (1481–1482), Сикстинская капелла, Ватикан.
Пьеро делла Франческа (1415–1492)
Мастер Раннего Возрождения, специалист по линейной перспективе.
«Бичевание Христа» (1450–1460), Национальная галерея Марке, Урбино.
Василий Поленов (1844–1927)
Русский исторический и пейзажный живописец.
«Христос и грешница» (1887), Русский музей, Санкт-Петербург.
Якопо Понтормо (1494–1556)
Ученик Андреа дель Сарто и Леонардо; влиятельный художник итальянского маньеризма.
«Снятие с креста» (1525–1528), Капелла Каппони, Флоренция.
Никола Пуссен (1594–1665)
Величайший французский живописец XVII века, представитель классицизма.
«Переход через Красное море» (1634), Национальная галерея Виктории.
Андреа Поццо (1642–1709)
Художник-иезуит, архитектор и квадратурист, известный иллюзионистскими фресками.
«Апофеоз святого Игнатия» (1694), потолочная фреска, Сант-Иньяцио, Рим.
Жан Пюсель (1290–1334)
«Бельвильский бревиарий» (1323–1326), Национальная библиотека Франции, Париж.
«Часослов Жанны д’Эврё» (1324–1328), Клойстерс, Метрополитен-музей.
Ангерран Картон (де Шарантон) (1410–1466)
Ведущий живописец XV века во Франции.
«Авиньонская пьета» («Пьета из Вильнёв-лез-Авиньон») (1454–1456), Лувр, Париж.
Рафаэль (1483–1520)
Возможно, величайший художник Высокого Возрождения.
«Сикстинская Мадонна» (1513), Галерея старых мастеров, Дрезден.
«Папа Лев X с кардиналами» (1518), Палатинская галерея, Палаццо Питти, Флоренция.
«Преображение» (1518–1520), Пинакотека Ватикана.
Рембрандт (1606–1669)
Величайший мастер библейских сюжетов в голландском реализме.
«Вирсавия с письмом царя Давида» (1654), Лувр, Париж.
«Иаков, благословляющий сыновей Иосифа» (1656), Картинная галерея старых мастеров, Кассель.
«Еврейская невеста» (1665–1668), Рейксмюсеум, Амстердам.
«Возвращение блудного сына» (1666–1669), Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Илья Репин (1844–1930)
Выдающийся русский художник-передвижник конца XIX века.
«Воскрешение дочери Иаира» (1871), Русский музей, Санкт-Петербург.
«Крестный ход в Курской губернии» (1883), Третьяковская галерея.
Франсиско Рибальта (1565–1628)
Испанский художник-реалист, проложивший путь для Веласкеса, Риберы и Сурбарана.
«Христос, обнимающий святого Бернарда» (1625–1627), Прадо.
Жорж Руо (1871–1958)
Французский художник-экспрессионист, известный своими религиозными картинами в стиле «витражей».
«Христос, осмеянный солдатами» (1932), MoMA, Нью-Йорк.
«Христос на кресте» (1936), Частная коллекция.
Объяснение современной религиозной живописи таких художников, как Жорж Руо, см.: Анализ современной живописи (1800–2000).
Питер Пауль Рубенс (1577–1640)
Фламандский живописец, величайший художник Северной Европы эпохи барокко.
«Самсон и Далила» (1609), Национальная галерея, Лондон.
«Снятие с креста» (1612–1614), Собор Антверпенской Богоматери.
Андрей Рублёв (ок. 1360–1430)
Величайший русский иконописец.
«Троица» (ок. 1411–1425), Третьяковская галерея, Москва.
Карл Шмидт-Ротлуф (1884–1976)
Немецкий художник-экспрессионист и гравёр; сооснователь группы Die Brücke.
«Фарисеи» (1912), Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Хоакин Соролья (1863–1923)
Художник-реалист из Валенсии, позже обратившийся к импрессионизму.
«Реликвия» (1893), Музей изящных искусств, Бильбао.
Хармен ван Стенвейк (1612–1656)
Ведущий голландский представитель живописи ванитас в XVII веке.
«Аллегория бренности человеческой жизни» (1640), Национальная галерея, Лондон.
Тинторетто (1518–1594)
Величайший венецианский художник XVI века после Тициана.
«Распятие» (1565), Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция.
Тициан (ок. 1488–1576)
Лучший живописец Венеции и один из величайших колористов в истории искусства.
«Вознесение Девы Марии» («Ассунта») (1516–1518), Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари, Венеция.
«Мадонна Пезаро» (1519–1526), Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари, Венеция.
«Папа Павел III с внуками» (1546), Музей Каподимонте, Неаполь.
Диего Веласкес (1599–1660)
Величайший старый мастер испанского барокко.
«Христос Распятый» (1632), Музей Прадо, Мадрид.
Ян Вермеер (1632–1675)
Величайший жанровый живописец голландского Золотого века. Специализировался на изображении символических сцен, наполненных моральными и библейскими посланиями.
«Молочница» (1658–1660), Рейксмюсеум, Амстердам.
«Женщина, держащая весы» (1663), Национальная галерея искусств, Вашингтон.
«Девушка с жемчужной серёжкой» (1665), Маурицхёйс.
Паоло Веронезе (1528–1588)
Лучший венецианский декоративный живописец и величайший колорист после Тициана.
«Брак в Кане Галилейской» (1563), Лувр, Париж.
«Пир в доме Левия» (1573), Галерея Академии, Венеция.
Рогир ван дер Вейден (1400–1464)
Величайший нидерландский художник середины XV века.
«Снятие с креста» (1435–1440), Музей Прадо.
«Алтарь семи таинств» (1445), Королевский музей изящных искусств, Антверпен.
«Алтарь Святого Иоанна» (1446–1453), Берлинская картинная галерея.
«Оплакивание Христа» (1450), Галерея Уффици.
«Бонский алтарь» («Страшный суд») (1450), Музей Отель-Дьё, Бон.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664)
Испанский художник, известный своими строгими религиозными картинами и портретами.
«Христос на кресте» (1627), Чикагский институт искусств.
«Святой Лука как художник перед распятием» (1639), Музей Прадо.
«Святой Франциск в медитации» (1639), Национальная галерея, Лондон.
- Иероним Босх: голландский религиозный художник
- Маттиас Грюневальд: немецкий религиозный художник, пионер-экспрессионист
- Михаэль Пахер: австрийский религиозный художник, резчик по дереву
- Франсиско Сурбаран: испанский религиозный художник, караваджист
- Религиозное искусство
- «Спокойной ночи, луна» Маргарет Уайз Браун, краткое содержание
- Арт-проект «Фантомы города»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?