Религиозные картины:
величайшее христианское искусство читать ~18 мин.
На протяжении веков христианское искусство отличалось множеством различных видов живописи, выполненных в широком диапазоне сред. «Настенные росписи» – все найденные в катакомбах и погребальных камерах в Риме, недалеко от города – были первыми живописными произведениями искусства, появившимися (примерно с 200 года), более чем за столетие до узаконивания христианства. «Иконы» были следующими религиозными картинами, появившимися (примерно с 350 года) – сначала в восточном Средиземноморье, а затем в ближневосточных святилищах, таких как монастырь Святой Екатерины на горе Синай (400-600). За иконами последовали первые «иллюминированные рукописи» (самые ранние – Евангелия Гарима ок. 390-660 гг.) в Эфиопии, а также в Ирландии, где монастырские писцы сохранили ключевые элементы религиозной и литературной культуры. История иллюминированных рукописей показывает постоянное повышение качества миниатюр, которое достигло пика только около 1400 года в таких шедеврах, как «Великолепный часослов герцога Беррийского» (1413) братьев Лимбург.
Алтари
Тем временем, примерно с 1000 года, церковь в Риме начала общеевропейскую программу строительства церквей – в стиле романской архитектуры – в которой святилище было перемещено, чтобы сделать алтарь центральной точкой церкви. Это привело к появлению совершенно новой формы средневековой живописи – известной как «алтарное искусство» – которая включала в себя одну или несколько расписанных панелей разного размера и формы. Например, Уилтонский диптих (1399). (Две панели составляют диптих; три – триптих; больше – полиптих). На алтарных престолах обычно изображался образ святого или члена Святого семейства, которому была посвящена церковь. Аналогичным образом, введение иконостаса – христианского православного экрана между алтарём и прихожанами – способствовало росту иконописи как средства вдохновения в основном неграмотных прихожан на Востоке.
Подробнее о средневековой живописи см: Средневековое христианское искусство (600-1200), и Создание иллюминированных рукописей, а также Новгородская школа иконописи (1100-1500).
Фрески
Хотя фресковая живопись возникла раньше всех других форм христианской живописи, после падения Рима (ок. 450 г.) она полностью исчезла из Западной Европы на несколько столетий. Она сохранилась только в монастырях Ближнего Востока и в некоторых церквях Константинополя, где вскоре была заменена мозаичным искусством. Искусство было возрождено в Киеве в 10 веке – где оно стало важной формой русской средневековой живописи – и во Франции и Испании в 11 веке.
Джотто, Мазаччо и Микеланджело
С точки зрения живописи, готический период (ок. 1150-1400) был своего рода переходным периодом между плоским, иератическим стилем византийского искусства и натурализмом флорентийского Возрождения. Однако около 1303 года уютный мир живописи преренессанса был изменён «гуманистическими» фресками, написанными на стенах капеллы Скровеньи в Падуе малоизвестным флорентийским художником Джотто (1267-1337). Примерно 120 лет спустя, в 1424 году, Мазаччо (1401-1428) создал ещё более изысканный цикл фресок для капеллы Бранкаччи во Флоренции, а в 1508 году Микеланджело (1475-1564) начал свою грандиозную серию религиозных фресок для Сикстинской капеллы в Риме.
Панно
К 1450 году алтарные образы и фрески стали преобладающими формами религиозной живописи. Но в начале XV века фламандский художник Мельхиор Бродерлам (1350-1411) написал Дижонский алтарь (1393-99), и так начался процесс замены миниатюрной книжной живописи искусством панельной живописи. Панельная живопись была усовершенствована фламандской школой, принявшей масляную живопись, но именно итальянское Возрождение вдохнуло настоящую жизнь в религиозное искусство и проложило путь для живописи барокко и интенсивности католического искусства Контрреформации (1560-1700).
Голландская республика, недавно ставшая независимой от империи католической Испании, создала свой собственный стиль протестантского искусства Реформации (ок. 1520-1700 гг.), благодаря библейским картинам Рембрандта (1606-1669), морализаторству Яна Вермеера (1632-1675) и живописи в стиле ванитас Хармена ван Стеенвика (1612-1656), хотя они не могли соперничать с драматизмом и цветом Рубенса (1577-1640), а также с потрясающей квадратурой Пьетро да Кортона (1596-1669) и Андреа Поццо (1642-1709).
Темы, используемые в религиозной живописи
Иконографические темы, используемые в религиозном искусстве включают сюжеты из Ветхого и Нового Заветов Библии. Ветхозаветные картины охватывают события из Бытия (Сотворение), а также истории, связанные с Жертвоприношением Исаака, Сном Иакова, Потоп, Юдифь, обезглавливающая Олоферна, Давид и Голиаф, Самсон и Дилайла, плюс ряд сцен из жизни пророков.
Библейское искусство Нового Завета обычно сосредоточено на Святом Семействе (Иисус, Мария, Иосиф) и Святых (включая: Андрей, Антоний, Августин, Варфоломей, Бенедикт, Бриджит, Екатерина, Христофор, Елизавета, Франциск, Григорий, Игнатий, Иаков, Иероним, Иоанн, Иосиф, Иуда, Леонард, Лука, Магдалина, Маргарита, Марк, Мария, Матфей, Николай, Павел, Петр, Симон, Стефан, Тереза, Фома и другие). Другие сюжеты Нового Завета включают: сцены из жизни Девы Марии – в частности, Благовещение – сцены с участием Иисуса – в частности, Рождество, поклонение волхвов, чудеса, Тайная вечеря, распятие, спуск, плач и погребение, Христос в величии и Страшный суд – а также сцены из жизни апостолов.
Религиозная живопись (ок. 200 – настоящее время)
Раннехристианские фрескиПодробнее о раннехристианских настенных росписях см. следующие статьи:
Раннехристианское искусство (ок.150-1100)
Византийское христианское искусство (в т.ч. мозаики) (ок.400-1200)
Романская живопись во Франции (ок.1000-1200 гг.)
Романская живопись в Италии (ок.1000-1200)
Романская живопись в Испании (ок.1000-1200)
Среди самых ранних сохранившихся религиозных картин есть фигуративные и абстрактные произведения, украшающие раннехристианские евангельские тексты. Вот краткий избранный список:
Евангелия Гарима (Эфиопия) (390-660) Монастырь Абба Гарима.
Евангелия Раббулы (Сирия) (ок. 586 г.) Библиотека Лаврентия, Флоренция.
Книга Дарроу (650-80 гг.) Библиотека Тринити-колледжа.
Евангелия Эхтернаха (690-715) (Евангелия Святого Виллиброрда) Б.Н., Париж.
Линдисфарнские Евангелия (690-720) Британский музей.
Личфилдские Евангелия (730) Библиотека Личфилдского собора.
Книга Келлс (800) Библиотека Тринити-колледжа.
- Страница монограммы Христа (Chi/Rho).
Более поздние примеры иллюминаций из романских, готических и интернациональных готических евангельских рукописей см. в следующих статьях:
Средневековая иллюминация рукописей (ок.1000-1500)
Романские иллюминированные рукописи (ок.1000-1150)
Готические иллюминированные рукописи (ок.1150-1350)
Международная готическая книжная живопись (ок.1375-1450)
Андреа дель Сарто (1486-1530)
Ведущий флорентийский художник эпохи Возрождения с венецианским чувством цвета и тона.
Мадонна с гарпиями (1517) Галерея Уффици, Флоренция.
Фра Анджелико (1387-1455)
Доминиканский монах, религиозный художник Раннего Возрождения.
Благовещение (ок. 1450) фреска, Музей Сан-Марко, Флоренция.
Антонелло да Мессина (1430-1479)
Учился масляной живописи у Яна ван Эйка; оказал влияние на венецианца Джованни Беллини.
Христос, увенчанный тернием (Ecce Homo) (1470) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Мученичество святого Себастьяна (1476) Музей Альте Мейстер, Дрезден.
Бачиччо (Джованни Батиста Галли) (1639-1709)
Итальянский художник-квадратурист, известный своими иллюзионистскими фресками в стиле высокого барокко.
Поклонение имени Иисуса (1674-9) Фреска, Сант-Игнацио, Рим.
Джованни Беллини (1430-1516)
Величайший венецианский живописец Раннего Возрождения.
Мёртвый Христос, поддерживаемый Мадонной и Святым Иоанном (1460) Пинакотека, Милан.
Алтарь Святого Иова (1480) масло/темпера на панели, Галерея Академии, Венеция.
Экстаз Святого Франциска (1480) Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Алтарь Сан Заккария (1505) Церковь Сан Заккария, Венеция.
Иероним Босх (1450-1516)
Огромный новаторский, глубоко религиозный, визионерский голландский художник; ранний сюрреалист.
Триптих «Сенокос» (1490) Музей Прадо, Мадрид.
Сад земных наслаждений (1504) Музей Прадо, Мадрид.
Страшный суд (триптих) (1505-10) Бильденкунсте, Вена.
Ecce Homo (1515-6) Музей изобразительного искусства, Гент.
Сандро Боттичелли (Алессандро ди Мариано Филипепи) (1445-1510)
Ведущий флорентийский художник Медичи.
Мадонна Магнификат (1483) Уффици, Флоренция.
Мистическое Рождество (1500) Национальная галерея, Лондон.
Дирек Баутс (1415-1475)
Нидерландский художник, вдохновлённый Ван Эйком и Ван дер Вейденом.
Тайная вечеря (1464-7) Церковь Святого Петра, Лёвен, Бельгия.
Мельхиор Бродерлам (ок. 1350-1411)
Фламандский придворный художник Филиппа Смелого, герцога Бургундского.
Дижонский алтарь (1394-99) Музей изящных искусств, Дижон.
Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569)
Величайший нидерландский художник середины XVI века.
Нидерландские пословицы (1559) Гемальдегалерия, СМПК, Берлин.
Безумная Мег (Dulle Griet) (1562) Музей Майера ван ден Берга, Антверпен
Вавилонская башня (1563) Музей истории искусств, Вена.
Резня невинных (ок. 1565-7) Музей истории искусств.
Притча о слепых (1568) Музей Национале ди Каподимонте.
Роберт Кампен (1375-1444)
Первый великий фламандский живописец. Огромное влияние.
Алтарь Мероде (ок. 1427 г.) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Триптих Seilern (Погребение) (1410) Галереи Института Курто.
Караваджо (1573-1610)
Революционный итальянский живописец, прославившийся естественными лицами и использованием тенебризма.
Призвание святого Матфея (1599-1600)
Капелла Контарелли, Сан Луиджи деи Франчези.
Мученичество святого Матфея (1599-1600)
Капелла Контарелли, Сан Луиджи дей Франчези.
Обращение по дороге в Дамаск (1601)
Капелла Черази, Санта Мария дель Пополо.
Ужин в Эммаусе (1601)
Национальная галерея, Лондон.
Распятие Святого Петра (1601)
Капелла Черази, Санта Мария дель Пополо, Рим.
Смерть Богородицы (1601-6)
Музей Лувр, Париж.
Погребение Христа (1601-3)
Музеи Ватикана, Рим.
Витторе Карпаччо
Венецианский живописец, специалист по большим повествовательным картинам (телери).
Чудо с мощами истинного креста (1494) Галерея Академии, Венеция.
Петрус Кристус (ок. 1410-75)
Выдающийся фламандский живописец, ученик Яна ван Эйка.
«Плач» (1455) Музей изящных искусств, Брюссель.
Ловис Коринф (1958-1925)
Немецкий художник-экспрессионист и гравёр, известный своими сухими точками и литографиями.
Ecce Homo (1925), Базель, Кунстмузеум.
Корреджо (1489-1534)
Итальянский художник Высокого Возрождения из Эмилии, известный своими иллюзионистическими фресками.
Видение Святого Иоанна Евангелиста на Патмосе (1520) Парма.
Успение Богородицы (Пармский собор) (1526-30).
Пьетро да Кортона (1596-1669)
Художник-иезуит, наиболее известный своими фресками в стиле квадратура.
Аллегория божественного провидения (1633-39) Палаццо Барберини.
Гюстав Курбе (1819-1877)
Художник-натуралист, художник-социалист; лидер движения французского реализма.
Погребение в Орнане (1850) Музей д’Орсэ.
Дуччо ди Буонинсегна (1255-1319)
Величайший художник сиенской школы живописи предренессанса.
Строгановская Мадонна (Стокле Мадонна) (1300) Музей Метрополитен.
Алтарь Маэста (1308-11) Сиена Музей оперы дель Дуомо.
Эль Греко (1541-1614)
Художник греческого происхождения, работавший в Испании, известный крупными религиозными картинами.
Обнажение Христа (1577) Собор Толедо
Погребение графа Оргаса (1586-88) Церковь Санто Томе, Толедо.
Вид Толедо (1595-1600) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Христос, изгоняющий торговцев из храма (1600) Национальная галерея, Лондон.
Портрет кардинала (1600) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Джеймс Энсор (1860-1949)
Бельгийский художник-символист.
Вход Христа в Брюссель (1888) Музей Гетти, Лос-Анджелес.
Ян ван Эйк (1390-1441)
Самый известный художник ранней нидерландской школы; пионер масляной живописи.
Гентский алтарь (1432) Святой Баво Катердаль, Гент.
Жан Фуке (1420-1481)
Крупнейший французский художник XV века.
Меленский диптих (1450-55) Музей Конинклик; Гемальдегалерия, SMPK, Берлин.
Поль Гоген (1848-1903)
Французский постимпрессионист, наиболее известный колористическими сценами таитянских жителей.
Видение после проповеди, (1888) Национальная галерея Шотландии.
Жёлтый Христос (1889) Художественная галерея Олбрайт-Кнокс, Буффало.
Джентиле да Фабриано (1370-1427)
Ведущий художник поздней готики в Италии.
Поклонение волхвов (1423) Уффици, Флоренция.
Джентилески, Артемизия (1597-1651)
Величайшая художница барокко
Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1620) Галерея Уффици, Флоренция.
Джотто (1267-1337)
Художник эпохи Возрождения, известный своими падуанскими фресками и новым неиератическим византийским стилем искусства.
Фрески капеллы Скровеньи (Арена) (1304-6) Падуя, Италия.
Фрески капеллы Арена Джотто представлены сценами из жизни Иоахима, Девы Марии и из жизни Христа. К последним относятся: Рождество Христово, Поклонение волхвов, Представление Христа в храме, Убийство невинных, Христос среди врачей, Крещение Христа, Брак в Кане, Воскрешение Лазаря, Вход Христа в Иерусалим, Изгнание из храма меновщиков, Тайная вечеря, Омовение ног, знаменитая фреска Предательство Христа Иудой, Христос перед первосвященником Каиафой, Осмеяние Христа, Дорога на Голгофу, Распятие, Плач Христа, Воскресение (Noli me tangere) и Вознесение на небеса.
Хуго Ван Дер Гоес (1440-1482)
Нидерландский художник, чьи работы оказали большое влияние на живопись Флоренции.
Алтарь Портинари (Триптих) (1475) масло на дереве, Уффици, Флоренция.
Маттиас Грюневальд (1475-1528)
Величайший немецкий художник Северного Возрождения после Альбрехта Дюрера.
Изенгеймский алтарь (1512-15) масло на панели, Музей д’Унтерлинден, Кольмар.
Гверчино
итальянский классический живописец болонской школы, отличавшийся драматическим освещением.
Воскрешение Лазаря (1619) Лувр, Париж.
Александр Иванов (1806-1858)
Великий религиозный художник в России в начале/середине 19 века.
Явление Христа народу (1837-57) Третьяковская галерея, Москва.
Хуан де Хуанес (Висенте Хуан Масип) (1510-1579)
Уроженец Валенсии, художник, испытавший сильное влияние венецианской живописи.
Тайная вечеря (1560) Музей Прадо.
Иван Крамской (1837-1887)
Огромный талант русского художника, известного своими портретами и натюрмортами.
Христос в пустыне (1872) Третьяковская галерея.
Смех («Славься, царь иудейский!») (1882) Русский музей, Санкт-Петербург.
Жорж де Ла Тур (1593-1652)
Французский художник-католик эпохи барокко, известный своим драматическим освещением.
Кающаяся Магдалина (1640) Лувр, Париж.
Тамара де Лемпицка (Тамара Горска) (1898-1980)
Польско-русская художница-портретистка в стиле ар-деко, работавшая в Париже и Америке.
Адам и Ева (1932) Частная коллекция.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Создатель величайшего портрета в классическом искусстве.
Мадонна в скалах (1483-5) масло/панель, Лувр, Париж.
Тайная вечеря (1495-98) фреска, монастырь Санта Мария делле Грацие, Милан.
Братья Лимбург (Поль, Герман, Жан) (фл. 1390-1416)
Величайшие иллюминаторы при герцоге Бургундском и герцоге Беррийском.
Великолепный часослов герцога Беррийского (1413) гуашь на пергаменте, Музей Конде.
Стефан Лохнер (ок. 1410-51)
Ведущий представитель кёльнской школы живописи.
Домбильдский алтарь («Алтарь трёх королей», также называемый Алтарём городских покровителей) (ок. 1440) Кёльнский собор.
Мадонна из розовой беседки (1440-42 гг.) Музей Вальраф-Рихартц, Кёльн.
Амброджо Лоренцетти (1290-1348)
Один из первых сиенских художников, принявших натуралистический стиль Джотто.
Аллегория хорошего и плохого правления (1338-9) Палаццо Пубблико, Сиена.
Андреа Мантенья (1430-1506)
Влиятельный художник эпохи Возрождения, известный своими тромпелями и ракурсами.
Плач над мёртвым Христом (ок. 1490) Пинакотека ди Брера, Милан.
Симоне Мартини (1284-1344)
После Дуччо, величайший из всех художников Сиенской школы.
Триптих Благовещение (1333) яичная темпера на панели, Уффици, Флоренция.
Христос на кресте (1340) Художественный музей Фогга.
Мазаччо (1401-28)
Величайший флорентийский художник начала кватроченто.
Фрески капеллы Бранкаччи (1424-8) Санта Мария дель Кармине, Флоренция.
Изгнание Адама и Евы из Эдемского сада (ок. 1425-6)
Деньги на дань (1426)
Святая Троица (1428) Санта Мария Новелла, Флоренция
Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи включают: Искушение Адама и Евы и их изгнание из Эдемского сада; Призвание Петра; Раскаяние Петра; Деньги для подаяния; Исцеление калеки и воскрешение Табиты; Святой Петр проповедует; Святой Петр исцеляет больного своей тенью; Раздача милостыни и смерть Анании; воскрешение сына Феофила и святой Петр на троне; святой Павел посещает святого Петра в тюрьме; святой Петр освобождается из тюрьмы; диспут с Симоном Магом и распятие святого Петра.
Ханс Мемлинг (1433-1494)
Нидерландский художник, сочетавший фламандский реализм и формы итальянского Возрождения.
Триптих «Страшный суд» (1471) Музей Поморски, Гданьск.
Триптих Донна (1480) Национальная галерея, Лондон.
Микеланджело (1475-1564)
Пожалуй, самый великий живописец и скульптор в истории искусства.
Фрески Сикстинской капеллы (1508-1541) Ватикан, Рим.
Фреска Бытия (1508-12) Потолок Сикстинской капеллы.
Сотворение Адама (Бог, передающий искру жизни) (1511) Сикстинская капелла.
Фреска Страшного суда (1535-41) Алтарная стена Сикстинской капеллы, Ватикан.
Фреска Микеланджело «Бытие» представляет собой историю сотворения мира, изложенную в нескольких отдельных сценах. Среди них: разделение света и тьмы; создание солнца, луны и планет; разделение земли и воды; создание Адама; создание Евы; искушение Адама и Евы и изгнание; жертвоприношение Ноя, потоп и пьянство Ноя. Другие панели (медальоны) изображают библейские истории, такие как: жертвоприношение Исаака; восхождение Илии на небеса; смерть сына царя Давида Авессалома; разрушение статуи Ваала Иеху; наказание Гелиодора; убийство Абнера Иоавом; падение Иорама с колесницы и смерть Никанора. В каждом из четырёх углов Сикстинской капеллы находится маятник треугольной формы. Здесь Микеланджело проиллюстрировал четыре библейских сюжета с участием четырёх главных героев еврейской истории: Моисея, Эсфирь, Давида и Юдифь.
Жан-Франсуа Милле (1814-1875)
Благочестивый французский художник-реалист барбизонской школы пейзажной живописи.
«Ангелус» (1859) Музей д’Орсэ.
Михали Мункачи (1844-190)
Венгерский художник под влиянием Гюстава Курбе; позже принял светящиеся цвета.
Христос перед Понтием Пилатом (1881) Музей Дери, Дебрецен, Венгрия.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-1682)
Сентиментальный испанский религиозный художник.
Богоматерь Непорочного Зачатия (1645-50) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Эмиль Нольде (1867-1956)
Интенсивный немецкий экспрессионист, член группы художников Die Brucke.
Тайная вечеря (1909) Статенс-музей, Копенгаген.
Пятидесятница (1909) Kunstsmuseum Bern.
Михаэль Пахер (1434-1498)
Австрийский тирольский живописец и скульптор, испытавший влияние Мантеньи.
Алтарь «Отцы церкви» (1484) Альте Пинакотека, Мюнхен.
Пармиджанино (1503-1540)
Мадонна с длинной шеей (Madonna dal collo lungo) (1535) Уффици.
Пьетро Перуджино (1450-1523)
Умбрийский мастер, известный фресками Сикстинской капеллы и новаторскими работами маслом.
Христос, вручающий ключи Святому Петру (1481-2) Сикстинская капелла, Ватикан.
Пьеро делла Франческа (1415-1492)
Специалист раннего Возрождения по линейной перспективе.
Флагелляция Христа (1450-60) Галерея Национале делле Марке, Урбино.
Василий Поленов (1844-1927)
Русский исторический и пейзажный живописец.
Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии (1887) Русский музей, Петербург.
Якопо Понтормо (1494-1556)
Ученик Андреа дель Сарто и Леонардо; самый влиятельный итальянский художник эпохи маньеризма.
«Низложение Христа» (1525-8) Капелла Каппони, Флоренция.
Николя Пуссен (1594-1665)
Величайший французский живописец XVII века, представитель «академического» искусства.
Переход через Красное море (1634) Национальная галерея Виктории.
Андреа Поццо (1642-1709)
Художник-иезуит, архитектор и квадратурист, известный иллюзионистскими фресками.
Апофеоз Святого Игнатия (1694) потолочная фреска, Сан Игнацио, Рим.
Жан Пюсель (1290-1334)
Бельвильские бревиарии (1323-26) Национальная библиотека, Париж.
Часы Жанны д’Эврё (1324-28) Клойстерс, Музей Метрополитен…
Энгерран Куартон (де Шарантон) (1410-1466)
Ведущий живописец 15 века во Франции.
Авиньонская Пьета (Пьета де Вильнев-ле-Авиньон) (1454-6) Лувр, Париж.
Рафаэль (1483-1520)
Возможно, величайший художник Высокого Возрождения.
Сикстинская Мадонна (1513) Гемальдегаллерия, Дрезден.
Папа Лев X с кардиналами (1518) Галерея Палатина, дворец Питти, Флоренция
Преображение (1518-20) Пинакотека Апостолика, Ватикан.
Рембрандт (1606-1669)
Величайший библейский живописец движения голландского реализма.
Вирсавия, держащая письмо царя Давида (1654) Музей Лувр, Париж.
Иаков, благословляющий детей Иосифа (1656) Старая галерея, Кассель.
Еврейская невеста (1665-8) Рейксмузеум, Амстердам
Возвращение блудного сына (1666-9) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Илья Репин (1844-1930)
Выдающийся русский художник-повествователь конца XIX века.
«Воскрешение дочери Иаира» (1871) Русский музей, Санкт-Петербург.
Крестный ход в Курской губернии (1883) Третьяковская галерея.
Франсиско Рибальта (1565-1628)
Испанский художник-реалист, проложивший путь Веласкесу, Рибере и Зурбарану.
Христос, обнимающий Святого Бернарда (1625-27) Прадо.
Жорж Руо (1871-1958)
Французский художник-экспрессионист, известный своими религиозными картинами в стиле «витражей».
Христос, осмеянный солдатами (1932) МоМА, Нью-Йорк.
Христос на кресте (1936) Частная коллекция.
Объяснение современной религиозной живописи таких художников, как Жорж Руо, см: Анализ современной живописи (1800-2000).
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Фламандский живописец, величайший художник Северной Европы эпохи барокко.
Самсон и Дилайла (1609) Национальная галерея, Лондон.
Сошествие с креста (Рубенс) (1612-14) Собор Богоматери, Антверпен.
Андрей Рублёв (ок. 1360-1430)
Лучший русский православный иконописец.
Икона Святой Троицы (ок. 1411-25) Третьяковская галерея, Москва.
Карл Шмидт-Роттлуфф (1884-1976)
немецкий художник-экспрессионист и гравёр; соучредитель Die Brucke.
Фарисеи (1912) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Хоакин Соролья-и-Бастида (1863-1923)
Классический художник-реалист из Валенсии, позже обратился к импрессионизму.
Реликвия (1893) Музей изящных искусств, Бильбао.
Хармен ван Стеенвик (1612-1656)
Ведущий голландский представитель живописи ванитас в 17 веке.
Аллегория суетности человеческой жизни (1640) Национальная галерея, Лондон.
Тинторетто (1518-1594)
Величайший венецианский художник XVI века после Тициана.
Распятие (1565) Скуола Гранде ди Сан Рокко, Венеция.
Тициан (ок. 1477-1576)
Лучший живописец Венеции и один из величайших колористов в истории искусства.
Успение Богородицы (1516-8) Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция.
Мадонна Пезаро (1519-1526) Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция.
Папа Павел III с внуками (1546) Музей Национале ди Каподимонте.
Диего Веласкес (1599-1660)
Величайший старый мастер испанского барокко.
Распятый Христос (1632) Музей Прадо, Мадрид.
Ян Вермеер (1632-1675)
Величайший жанровый живописец голландского Золотого века. Специализировался на изображении высокосимволических сцен, наполненных моральными и библейскими посланиями.
Доярка (1658-60) Рейксмузеум, Амстердам.
Женщина, держащая весы (1663) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Девушка с жемчужной серёжкой (1665) Маурицхёйс.
Паоло Веронезе (1528-1588)
Лучший венецианский декоративный живописец и величайший колорист после Тициана.
Свадебный пир в Кане (1563) Лувр, Париж.
Пир в доме Левия (1573) Галерея Венецианской академии.
Роджер ван дер Вейден (1400-1464)
Величайший нидерландский художник середины XV века.
Спуск с креста (Низвержение) (1435-40) Музей Прадо.
Алтарь «Семь таинств» (1445) Музей изящных искусств Конинклик, Антверпен.
Алтарь Святого Иоанна (1446-53) Гемальдегалерия, Альте Майстер, Берлин.
Плач перед гробом (1450) Галерея Уффици.
Бонеский алтарь «Страшный суд» (1450) Капелла в Отель Дье.
Франсиско де Зурбаран (1598-1664)
Испанский художник, известный своими строгими религиозными картинами и портретами.
Христос на кресте (1627) Художественный институт Чикаго.
Святой Лука как художник, до «Христа на кресте» (1639) Музей Прадо.
Святой Франциск в медитации (1639) Национальная галерея, Лондон.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?