Бартелеми Приёр:
французский скульптор-маньерист читать ~3 мин.
Бартелеми Приёр (фр. Barthélemy Prieur; ок. 1536–1611) — один из видных французских скульпторов Позднего Возрождения и последователь придворного мастера Жермена Пилона (ок. 1525–1590). Приёр был представителем художественного течения маньеризма и работал в последние десятилетия чинквеченто (XVI век). Он специализировался на создании погребальных памятников и портретных бюстов, но также создавал небольшие бронзовые статуэтки, моду на которые ввёл Джамболонья (1529–1608).
Выдающиеся образцы его скульптуры хранятся в ведущих музеях мира, включая Лувр в Париже, Музей Эшмола в Оксфорде, Коллекцию Уоллеса в Лондоне и Национальную галерею искусств в Вашингтоне. Ключевыми работами Приёра считаются фигуры для гробницы сердца коннетабля Анна де Монморанси, портретные бюсты Генриха IV и Марии Медичи, а также многочисленные бронзовые статуэтки на мифологические и бытовые сюжеты.
Биография
Приёр родился в Берзьё (Шампань, департамент Марна) в семье французских протестантов-гугенотов. О его ранних годах и обучении скульптуре известно мало. Достоверно лишь то, что между 1564 и 1568 годами молодой мастер находился в Италии, где работал в Турине при дворе герцога Савойского Эммануила Филиберта.
Стиль и религиозные взгляды
Творчество Приёра демонстрирует элегантный и утончённый стиль, характерный для школы Фонтенбло. Его работам свойственны изящество форм, внимание к деталям и некоторая манерность в позах фигур, что было свойственно позднему Ренессансу. Принадлежность к гугенотам наложила отпечаток на его судьбу: в период Религиозных войн во Франции его положение было уязвимым. Тем не менее высокий профессионализм и талант позволили ему не только избежать преследований, но и добиться расположения королевского двора, что свидетельствует о его высочайшей репутации как скульптора.
Карьера в Париже
Вернувшись во Францию около 1571 года, Приёр начал работать в Луврском дворце под руководством архитектора Жана Бюллана, где стал младшим современником и последователем Жермена Пилона.
Вскоре он нашёл могущественного покровителя в лице коннетабля Анна де Монморанси, который нанял его для работ в своём замке Экуан. Для Монморанси Приёр создал два погребальных монумента по эскизам Бюллана: гробницу в церкви в Монморанси и монумент сердцу коннетабля в парижской церкви Селестинцев. Для последнего он изваял три аллегорические скульптуры в натуральную величину, изображающие Мир, Справедливость и Изобилие (ныне хранятся в Лувре).
В 1573 году Екатерина Медичи наняла Приёра для украшения дворца Тюильри. Позднее, в 1585 году, он создал бронзовый погребальный памятник президенту Парижского парламента Кристофу де Ту (Лувр, Париж). В 1591 году Приёр получил звание скульптора короля Генриха IV.
В этот период он прославился бронзовыми бюстами Генриха IV и его супруги Марии Медичи (ок. 1600), а также выполнил реставрацию знаменитой античной мраморной статуи, известной как «Диана Версальская» (1602).
Примечание о восприятии искусства
Чтобы научиться оценивать творчество таких скульпторов, как французский маньерист Бартелеми Приёр, см. статью: Как понимать скульптуру. Для более поздних работ см.: Как понимать современную скульптуру.
Малая пластика
Приёр был также известен своими небольшими бронзовыми статуэтками, созданными под влиянием творчества великого флорентийского мастера фламандского происхождения Джамболоньи. Эти изящные кабинетные скульптуры были не монументальными произведениями, а предметами коллекционирования, предназначенными для украшения кабинетов и «кунсткамер» аристократов и ценителей искусства. Их рассматривали вблизи, наслаждаясь тонкостью проработки деталей и элегантностью композиции.
Мастер предпочитал создавать статуэтки на интимные, бытовые темы, например, изображая моменты женского туалета. Ярким примером служит композиция «Купающиеся женщины» (1595–1610, Художественный музей Уолтерса, Балтимор). В этом же жанре Приёр создал ряд тонко подмеченных сцен, таких как «Мальчик-пастух, вытаскивающий занозу» (Музей Эшмола, Оксфорд). Почти все малоформатные скульптуры Приёра отличаются высочайшей детализацией, включая тщательную проработку ногтей и суставов пальцев.
Бартелеми Приёр скончался в Париже в 1611 году в возрасте 75 лет.
- Маньеризм
- Маньеризм. Кризис гуманизма
- Школа Фонтенбло в искусстве маньеризма (ок. 1528-1610 гг.)
- Маньеризм
- Художники-маньеристы
- Чинквеченто: итальянское искусство 16 века
- Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)
- Искусство освещения ландшафта
- Культура проектирования ландшафта
- Курт Веннер: история одного виртуоза
- Забастовка ставит под угрозу выставку Леонардо да Винчи в Лондонской национальной галерее
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?