Франческо Приматиччо:
скульптор-маньерист, биография читать ~4 мин.
Франческо Приматиччо (итал. Francesco Primaticcio; 1504–1570) — один из ведущих художников-маньеристов, итальянский скульптор, архитектор и декоратор. Он возглавил первую школу Фонтенбло — направление в декоративном искусстве, получившее название от королевского дворца французского монарха Франциска I.
Вместе с Россо Фьорентино, мастером живописи маньеризма, Приматиччо был одним из ключевых художников, работавших над убранством дворца. Он считается одним из основоположников французского маньеризма. К сожалению, до наших дней дошло немногое из его наследия. Основной вклад мастера виден в живописном и лепном декоре с горельефами. Наиболее известна его работа в Галерее Франциска I (1533–1540) — ярком примере интерьера эпохи Чинквеченто, сочетающего живопись, лепнину и скульптуру.
Ранняя жизнь и ученичество
Приматиччо родился в 1504 году в Болонье. Его первым наставником был художник Инноченцо да Имола (1485–1548), известный своим мастерством в создании фресок. Позже Приматиччо поступил в мастерскую Бартоломео Раменги, прозванного Баньякавалло. Затем он продолжил обучение скульптуре и живописи итальянского Возрождения под руководством Джулио Романо (1499–1546), выдающегося ученика Рафаэля. У него Приматиччо освоил искусство лепки и моделирования, помогая в отделке Палаццо дель Те в Мантуе.
Дворец Фонтенбло, Франция
В 1532 году король Франции Франциск I пригласил Джулио Романо для работ во дворце Фонтенбло. Поскольку Романо был занят другими заказами, он рекомендовал своего лучшего ученика — Приматиччо. Прибыв во Францию, художник быстро стал одной из ключевых фигур в искусстве страны и работал в Фонтенбло до конца жизни. Его наиболее значительным вкладом считается Галерея Франциска I (1533–1540), где был сформирован так называемый «стиль Фонтенбло». Этот стиль объединял в интерьере живопись, лепнину, резьбу по дереву, изделия из металла и скульптуру. В некотором смысле его можно считать предшественником рококо — декоративного стиля XVIII века.
Греческие статуи
По поручению короля Приматиччо был направлен в Рим для приобретения произведений искусства. Он закупил множество античных скульптур, с которых были сняты формы для отливки бронзовых копий. Эти копии украсили сады Фонтенбло, положив начало моде на греческое искусство во Франции. Позже художник декорировал и другие части дворца, включая Кабинет короля, где создал серию ныне утраченных картин. Характерные для его стиля вытянутые, удлинённые фигуры оказали влияние на всю французскую живопись до конца XVI века.
В 1543 году Приматиччо оформил спальню герцогини д’Этамп, фаворитки короля. Стены были украшены росписями на сюжеты из жизни Александра Македонского (работы сохранились). Композиции дополнены рельефами с изящными женскими фигурами, чьи удлинённые и чувственные тела обрамлены гирляндами.
В этот же период художник работал над Галереей Улисса (1541–1570, разрушена) и Галереей Генриха II (перестроена). В своих работах он мастерски применял ракурсы и иллюзионистические приёмы. Однако его талант рисовальщика оценивается неоднозначно: хотя он создал множество эскизов для скульптур, орнаментов, предметов ювелирного искусства и изысканной французской мебели, его рисункам порой недостаёт точности, а фигурам — энергии и характера. В 1559 году Приматиччо получил должность суперинтенданта королевских строений, что дало ему огромное влияние на художественную жизнь двора.
О том, как анализировать творчество скульпторов, подобных Франческо Приматиччо, читайте в наших статьях: «Как ценить скульптуру» и «Как оценить современную скульптуру».
Живопись
Атрибуция произведений эпохи Возрождения часто затруднена, поскольку художники редко подписывали свои работы. Тем не менее, две картины с высокой долей уверенности приписывают кисти Приматиччо:
- «Святое семейство со святыми Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1541–1543, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Ранее её авторство приписывали Пармиджанино, Понтормо и Пеллегрино Тибальди, однако сейчас большинство исследователей склоняются к версии о Приматиччо.
- «Улисс и Пенелопа» (около 1545, Художественный музей Толедо, Огайо). На картине изображён Улисс в покоях Пенелопы. Второстепенные фигуры на заднем плане стилистически напоминают работы Россо Фьорентино. Предположительно, полотно было частью декоративного убранства Галереи Улисса в Фонтенбло.
Наследие
Приматиччо скончался в Фонтенбло в 1570 году. Хотя введение во французское искусство декоративной лепнины иногда приписывают Россо Фьорентино, историк искусства XVI века Джорджо Вазари (1511–1574) утверждал: “Принято считать, что первые значительные лепные и фресковые работы во Франции были начаты именно Приматиччо”.
Орнаменты и фигуры в его исполнении отличались элегантностью и опорой на классические образцы. Художнику удалось смягчить экспрессию итальянского маньеризма, придав ему более сдержанную и изысканную французскую трактовку. Его стиль, с характерными удлинёнными пропорциями фигур, маленькими головами и тонкими профилями, на долгое время определил каноны красоты во французском искусстве.
Примечание. Вторая школа Фонтенбло объединяет художников и скульпторов конца XVI — начала XVII века, работавших по заказам короля Генриха IV (годы правления 1589–1610). Её ведущими мастерами были Амбруаз Дюбуа (1542–1614), Туссен Дюбрей (1561–1602) и Мартен Фремине (1567–1619). Считается, что по своему новаторству и масштабу она уступала первой школе.
- Маньеризм
- Маньеризм. Кризис гуманизма
- Школа Фонтенбло в искусстве маньеризма (ок. 1528-1610 гг.)
- Маньеризм
- Художники-маньеристы
- Картина, купленная 100 лет назад за 25 долларов, может оказаться подлинником Рафаэля
- Сергей и Галина Котиновы, Роман Романов «Мимолетные встречи»
- «Приключения Улисса» Бернарда Эвслина, краткое содержание
- «Улисс» Джеймса Джойса, краткое содержание
- Живопись маньеристов
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?