Франческо Приматиччо: скульптор-маньерист, биография читать ~5 мин.
Один из самых известных художников-маньеристов, французский скульптор Франческо Приматиччо был также архитектором и декоратором интерьеров, который стал лидером первой школы Фонтенбло, стиля декоративного искусства, названного в честь королевского дворца французского короля Франциска I.
Вместе с Россо Фьорентино, мастером маньеристской живописи, Приматиччо был самым важным художником, работавшим над украшением дворца, и стал одним из создателей характерного стиля французского маньеризма. К сожалению, сохранилось мало работ Приматиччо. Его основной вклад можно увидеть в расписных лепных украшениях с высоким рельефом во дворце, а наиболее известен он благодаря галерее Франциска (1533-40), которая является примером типа чинквеченто внутреннего убранства, включающего живопись, штукатурку и скульптуру.
Ранняя жизнь и ученичество
Приматиччо родился в 1504 году в Болонье и сначала учился у художника Инноченцо да Имола (1485-1548). Имола испытывал сильное влияние цвета и преуспел в написании фресок. Он передал свой опыт и страсть к декорированию своему ученику.
Позже Приматиччо стал подмастерьем в мастерской Бартоломео Раменги (по прозвищу Баньякавалло и сам был учеником Рафаэля). Кроме того, он изучал скульптуру и живопись итальянского Возрождения у Джулио Романо (1499-1546, также выдающийся ученик Рафаэля), обучаясь лепке и моделированию. Он помогал Романо в оформлении Палаццо дель Те в Мантуе.
Дворец Фонтенбло, Франция
В 1532 году французский король Франциск I пригласил Романо для помощи в переделке дворца Фонтенбло. Романо, будучи занят, отправил вместо себя своего лучшего ученика – Приматиччо. Приматиччо, прибыв во Францию, быстро стал одним из самых значительных художников Франции и оставался в Фонтенбло до конца своей жизни. Его самым известным вкладом стала Галерея Франсуа I (1533-40) во дворце, в которой был представлен так называемый «стиль Фонтенбло» в оформлении интерьеров – сочетание живописи, лепнины, изделий из дерева, металла и скульптуры. (В некотором смысле стиль Фонтенбло можно рассматривать как раннего предшественника декоративного стиля XVIII века, известного как рококо.)
Греческие статуи
После этого Приматиччо на несколько лет вернулся в Рим, чтобы приобрести произведения искусства для короля. Он приобрёл значительное количество классических скульптур и статуй, которые были перелиты и размещены в садах Фонтенбло, задав моду на греческое искусство по всей Франции. В дальнейшем он украсил другие части дворца, в том числе Кабинет короля, серией картин, ныне утраченных. Он изобразил свои фигуры на картинах с преувеличенными, вытянутыми фигурами, и этот стиль будет влиять на французскую живопись до конца XVI века.
В 1543 году Приматиччо работал над спальней герцогини д’Этамп (любовницы короля), расписывая сцены из жизни Александра Македонского (эти работы сохранились до наших дней). Мифологические сцены украшены высокохудожественными рельефами, изображающими стройные женские фигуры подростков. Вытянутые и сладострастные тела окружены гирляндами.
В этот период он также работал над Галереей д’Улисса (1541-70, ныне разрушена) и Галереей Анри II (восстановлена). В своих фигуративных работах он использовал ракурсы и иллюзионистские приёмы, которые создавали прекрасные эффекты. Однако мастерство Приматиччо в эскизировании вызывает меньшее восхищение – он набросал планы бесконечного числа произведений скульптуры, орнамента, золотых дел мастера и изящной французской мебели – но его рисунки часто неверны. Его стиль манерный, а фигурам не хватает энергии и характера. Однако покровительство герцогини Этампской позволило свести критику к минимуму. В 1559 году он был назначен суперинтендантом королевского строительства, что означало, что в этот период он мог осуществлять нечто вроде художественной диктатуры.
Чтобы узнать, как оценивать пластических художников, таких как французский скульптор эпохи Возрождения Франческо Приматиччио, см: Как ценить скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Живопись
Одна из проблем эпохи Возрождения и предшествовавшего ей Средневековья заключается в том, что большинство художников не подписывали свои работы. В результате установление подлинности оказалось сложной задачей для современных историков искусства. Есть две картины, которые мы с относительной уверенностью можем приписать Приматиччо:
«Святое семейство со святыми Елизаветой и Иоанном Крестителем» (1541-43, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Эта картина ранее приписывалась Пармиджанино, затем Понтормо и позже Тибальди, после чего было решено, что Приматиччо является более вероятным художником.
Улисс и Пенелопа (ок. 1545 г., Художественный музей Толедо, штат Огайо). Улисс лежит в постели с Пенелопой, а группа маленьких фигурок беседует вдалеке, напоминая о качествах художника Россо. Вероятно, первоначально картина представляла собой панно для галереи д’Улисса в Фонтенбло.
Наследие
Приматиччо умер в Фонтенбло в 1570 году. Хотя его коллеге Россо Фьорентино иногда приписывают знакомство Франции с лепниной, итальянский историк искусства XVI века Джорджо Вазари (1511-1574) писал: “Первые лепные работы, выполненные во Франции, и первые фресковые работы любого масштаба, как утверждают, имели своё начало у Приматиччо”.
Фигуры и орнаменты Приматиччо были элегантны и в определённой степени восходили к классике. Ему удалось соединить несколько тем и стилей, подавив «жестокость» итальянского маньеризма и придав ему спокойную, характерную французскую элегантность. Его характерная фигуративная рельефная скульптура с удлинёнными конечностями, маленькими головами и острыми элегантными профилями стала абсолютной модой во французском искусстве до 1700 года.
Примечание: Вторая школа Фонтенбло относится к ряду живописцев и скульпторов конца XVII века, которые работали по заказу французского короля Генриха IV (1589-1610). Возглавляемая Амбруазом Дюбуа (1542-1614), Туссеном Дюбрейлем (1561-1602) и Мартеном Фремине (1567-1619), она не обладала творческим блеском эпохи Приматиччо.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?