Мэт Коллишоу. Зона машин 6+ читать ~6 мин.
с 25 Февраля
по 25 ИюняГалерея Гари Татинцяна
Серебряническая набережная, 19
Москва
«Я работаю с внутренними механизмами визуального образа и тем, как эти механизмы влияют на наше сознание»
Мэт Коллишоу
Мэт Коллишоу – один из самых значимых художников в истории современного британского искусства, чьё имя неразрывно связано с движением Young British Artists (YBA). Сокурсник Дэмиена Хёрста по Goldsmiths College, Коллишоу стал одним из 16 молодых художников – участников легендарной выставки Freeze, организованной Хёрстом в 1988 году.
За 30 лет успешной карьеры Коллишоу стал символом концептуального искусства и мастером визуальных воплощений. Каждый его проект – новое яркое событие арт сцены, собирающее тысячи зрителей в музеях и галереях по всему миру.
Исследуя природу человеческого подсознания и способы влияния на него через различные медиа, Коллишоу создаёт свои уникальные работы – оптические иллюзии, живопись, проекции и подвижные скульптуры – приковывающие взгляд зрителя и заставляющие задуматься о фундаментальных вопросах психологии, истории и науки. За яркостью и внешней привлекательностью каждой работы скрыто глубокое исследование того, как сегодня мы воспринимаем мир через визуальные образы, и как современные технологии меняют наше мироощущение, манипулируя сознанием и программируя наши действия.
В 2018 году Галерея Гари Татинцяна представила в Москве проект Мэта Коллишоу «Альбион». В 2022-м в пространстве галереи развернётся выставка «Зона машин», название которой позаимствовано у одной из работ, представленных в экспозиции.
Зона машин — устоявшийся термин, определяющий состояние, характерное для азартных игроков, поглощённых игрой настолько, что внешний мир для них буквально исчезает. Термин используется для описания феномена привыкания, вызываемого переменным вознаграждением. Игрок продолжает играть, потому что не знает, какая карта выпадет следующей. Это психологическое открытие разработчики программного обеспечения использовали для построения механики социальных сетей. Они ввели такие функции, как «комментарии» и «лайки», чтобы люди продолжали возвращаться и бесконечно проверять ленты своих приложений. Таким образом, «зона машин» отражает нашу растущую зависимость от все более механизированного мира.
Работа The Machine Zone (2019) — это инсталляция из роботизированных птиц, каждая из которых совершает повторяющийся алгоритм действий. Работа отсылает к экспериментам американского психолога Берреса Фредерика Скиннера 1940-х годов, в которых он исследовал поведение мелких животных, обусловленное системой вознаграждения. Основная методика Скиннера заключалась в том, чтобы дать своим подопытным сигнал, побуждающий их совершать действия взамен на вознаграждение – увидев, как загорается кнопка, животное нажимало на неё и получало еду. Выводы Скиннера о том, что наше поведение является ответной реакцией на обстоятельства и влияние окружения, лежат в основе многих исследований алгоритмов, управляющих нашим взаимодействием в социальных сетях. Пользуясь уязвимостью человеческой психики, алгоритмы формируют наши привычки и порождают неосознанное привыкание.
Живописная серия The Operant Conditioning Chamber (2022) основана на фотографиях ранних экспериментов Скиннера. Представленные на них птицы, заключённые в клетки для изучения их поведения, становились невольными агентами в сборе данных, которые затем могли быть использованы в манипулятивных и финансово выгодных целях.
Работа The Centrifugal Soul (2016) была создана в сотрудничестве с известным эволюционным психологом Джеффри Миллером. Масштабный зоотроп – изящная конструкция, изобретённая ещё во времена Викторианской эпохи, отсылки к которой непременно появляются в работах Коллишоу. В центре зоотропа помещена платформа с закреплёнными фигурами цветов и птиц. Вращаясь со скоростью 60 оборотов в минуту, платформа ежесекундно освещается вспышками стробоскопического света, что создаёт иллюзию движения: птицы парят над раскрывающимися бутонами и исполняют брачные танцы, демонстрируя зрителю своё яркое оперение. Природой птицы запрограммированы на выполнение подобных ритуалов ухаживания для размножения и сохранения вида. Технологические компании разработали способы извлечения выгоды из этого природного инстинкта, поощряя нас посредством устройств и социальных сетей постоянно создавать и проецировать идеализированную версию себя, представляющую нас внешнему миру как более успешных и желанных.
Работа Alpha Omega ΑΩ (2016) – визуализация стремления человека завоёвывать новые пространства. На видео, проецируемом на стекло заброшенного в джунглях гермошлема, зритель видит изображение шимпанзе, с любопытством разглядывающего мир по ту сторону стекла. Подобным же образом люди стремятся исследовать мир за пределами их естественной среды обитания, и, ведомые любопытством, отправляются покорять пространство за пределами земной атмосферы и колонизировать далёкие территории.
Работа The Nerve Rack (2019) изначально была специально создана для бывшей семинарии Ушоу в графстве Дарем как сайт специфик инсталляция. Механическая фигура орла в натуральную величину была установлена в часовне церкви святого Кутберта напротив одного из сокровищ графства Дарем – пюпитра, увенчанного бронзовой скульптурой орла, работы архитектора Огастеса Пьюджина. Величественные образы воплощали собой символы противоположных религиозных убеждений Англии XVI века. Развёрнутые друг к другу, они олицетворяли противостояние двух монументальных религий: католицизма и протестантизма. Металлический орёл Коллишоу грозно раскрывает свои крылья, сжимая в когтях свою добычу – мышь, беспомощно трепыхающуюся в попытках избежать своей участи, символизируя опасность экстремизма и непримиримости.
Серия работ Expiration Painting (2016) — живописные холсты, помещённые в рамы из плексигласа – репродукции работ старых мастеров, сюжеты которых затрагивают тему быстротечности человеческой жизни и её конечности. Эту «вечную» тему Коллишоу актуализирует через современную подачу классических образов. Репродукция остаётся незавершённой и походит на лист бумаги с не допечатанным из-за закончившихся в принтере чернил изображением, заставляя зрителя задуматься о краткости момента даже в эпоху скоростных технологий.
«Я стараюсь выяснить, что именно происходит, когда мы создаём изображение, симулякр мира, и насколько оно отделяет нас от мира реального… И в этом я опираюсь на множество различных областей: от эволюционной биологии, которая меня так занимает, до истории искусства и развивающихся технологий.»
Мэт Коллишоу
Работы Мэта Коллишоу были представлены в таких музеях и публичных коллекциях, как: Галерея Тейт Модерн (Лондон, Великобритания), Сомерсет-хаус (Лондон, Великобритания), Музей и Художественная Галерея Бирмингема (Бирмингем, Великобритания), Галерея Боргезе (Рим, Италия), Музей Фрейда (Лондон, Великобритания), Национальная галерея современного искусства в Болонье (Болонья, Италия), Музей современного искусства в Париже (Париж, Франция), Бруклинский музей (Нью-Йорк, США), Музей Рима (Рим, Италия), Национальный музей искусства Каталонии (Барселона, Испания), Фонд Arter (Стамбул, Турция), Коллекция Британского совета (Лондон, Великобритания), Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж, Франция), Галерея современного искусства Civica (Турин, Италия), Музей современного искусства в Сан-Диего (Сан-Диего, США), Музей старого и нового искусства – MONA (Хобарт, Тасмания, Австралия), Коллекция Ольбрихта (Берлин, Германия), Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия).
- В Лондоне впервые прозвучала музыка, автор которой — казнённая 500 лет назад королева Анна Болейн
- В России впервые переведен и издан труд Б.Ф. Скиннера «По ту сторону свободы и достоинства»
- «Путь всякой плоти» Сэмюэля Батлера, краткое содержание
- «Заводной апельсин» Энтони Берджесса, краткое содержание