Выставка Вальрана «Бледная манера» читать ~2 мин.
с 15 Марта
по 2 АпреляБорей Арт-Центр
Литейный 58
Санкт-Петербург
Цикл живописных работ Вальрана «Бледная манера» написан в «белом кубе» – специально сооружённом пространстве, похожем на макет сцены, в котором расставлены стеклянные сосуды. Художник стремился изобразить тишину, silence, состояние покоя, умиротворённости, точнее, найти их визуальное воплощение. Идеальное пространство для этого «белый куб», поскольку позволяет избавиться от всякой внешней экспрессии. Сосуды из прозрачного стекла в такой среде не нарушают безмолвия, но скорее его подчёркивают, являясь сгустками светлой материи, отражающей и пропускающей сквозь себя свет.
«Валерий Вальран продолжает свою исследовательскую программу – можно сказать, возвращается к теме, которой сохраняет пожизненную верность. Перед нами вновь прозрачные сосуды и жидкости, а также свет и фон, который можно назвать пространством, но не обязательно пространством, находящемся в состоянии полной готовности: скорее пространство дано в процессе изготовления и развёртывания» /Александр Секацкий/.
В предыдущих предметных сериях автор больше обращал внимание на сами предметы, а пространство старался минимизировать, упразднить, оставляя иногда подробно прописанные объекты на непрописанном холсте или закрашивая фон однородным цветом, например, окисью хрома. В цикле «Бледная манера» он экспериментировал с пространственными плоскостями – несущей, фоновой, «потолочной», боковыми, раскрашивая их в различные цвета светлой тональности, искажая кубическую структуру различным образом, избавляясь от прямых углов между горизонтальными и вертикальными плоскостями.
«Для своего нового проекта «Бледная манера» Валерий Вальран создал специальное пространство – короб, в котором убрал переднюю стенку, остальные выкрасив в нужный цвет, данный едва-едва, намёком. В эту идеальную стереометрию были помещены предметы из стекла – банки, бутылки, колбы, стаканы. Был создан чистый, стерильный мир, как будто предназначенный для проведения научного исследования, имеющего отношение к оптике. Действительно, серия холстов, написанная художником на основе сконструированной для его натюрмортов трёхмерной модели, представляет собой предельно ясный в своей логической последовательности эксперимент. Задача его – наблюдение за тем, как взаимодействуют предметы с пространством, друг с другом и со своими отражениями, ибо на определённом этапе появляется зеркало. Здесь важен даже не сам итог, но процесс – каждая работа взывает к созерцанию, почти буддийской отрешённости» /Глеб Ершов/.
Комментируя результат, Вальран пишет: «Когда я начинал эту серию, то думал о безмолвии пространства или о пространстве тишины и никак не предполагал, что дойду до зазеркалья и призраков. Искусство непредумышленно, в этом его таинственная задача. Отправляясь в путь, никогда не знаешь, где окажешься».
К выставке подготовлен и опубликован каталог со статьями Александра Секацкого и Глеба Ершова.
- Вальран «Комбинаторика»
- Георгий Захаров «Ассоциация подсобных рабочих 3»
- Выставка Михаила Александровича Шаталова
- В театре им. Ермоловой поставили «Ревизора» безмолвного, но танцующего
- Выставка художника Б.А. Овчинникова-Новочадовского (1914 –1997) «О, Русь! Открой прекрасное лицо. Живопись. Графика»
- «Шепот Безмолвия»