Выставка Александра Косолапова «DTM» читать ~8 мин.
с 18 Ноября
по 17 ДекабряАрт-пространство Cube
ул.Тверская, д.3
Москва
Квинтэссенция соцарта – мастерское инсталлирование того, что для эстета и догматика воспринимается как «конфуз неловкой ситуации». Со времен дадаиста Дюшана эта идея стала лейтмотивом искусства автореферентного, способного критически осмыслить собственный контекст и навсегда расстаться с химерой эстетической автономии. Появившийся в СССР метод «соцарт» включил в орбиту этой ситуации конфуза косность политической системы, убожество претензий тоталитарного государства (коим был СССР) быть арбитром в вопросах красоты и вкуса.
Александр Косолапов, возможно, самый чуткий среди соцартистов режиссёр комбинаций различных исторических артефактов. Он режиссирует ситуации, по силе сравнимые с назревающими скандалами великой русской литературы (Федора Михайловича Достоевского). Тонко и точно выстроенные, эти ситуации создают предчувствие крушения и бури, которые разрешаются в душе, сознании зрителя. Ведь радикальные в своей антисервильности и неблаговоспитанности сближения (лицо российского президента, вписанное в портрет леонардовской Мона Лизы) помогают зрителю освободиться от собственной несвободы, преодолеть диктат авторитетов и фетишей. А потребительским фетишем сегодня являются не только классика, но искусство самого Дюшана, автора первого конфузного коллажа: «Мона Лиза с усами».
В новой выставке DTM Косолапов распоряжается наследием дадаизма, авангарда, Ренессанса и поп-арта. DTM -- аббревиатура «Дюшан, Малевич, Татлин». В своих комбинациях художник двигает эти буквы-мемы-знаки как фигуры шахмат по клетчатому полю. «Башня III Интернационалу» Татлина, «Черный квадрат» Малевича, «Фонтан. R. Mutt» (писсуар) Дюшана, автомат Калашникова выступают гимнастическими снарядами на параде физкультурниц. Создается интенсивное, но потаенное эротическое напряжение между тоталитарным коллективным телом спортсменок Лени Рифентшталь, советских физкультурниц и артефактами авангарда, которые, как и автомат Калашникова, вдруг оказываются подобием игрушек, снарядов, сувениров из секс-шопа, символов.
Эротический конфуз между конструкцией, тотальным порядком и деструкцией продолжается в шахматной постановке на доске гипсовых копий скульптуры «Женский фиговый лист» Марселя Дюшана.
Напряжение полюсов жизни – это и растерянность перед собственной идентичностью в неопопартистском триптихе What’s wrong with my skin. Реагируя на новые расовые волнения мира, художник изобразил себя темнокожим. Вставленный в слово LOVE череп подключает к игре Энди Уорхола, также коды актуального стрит-арта. Одновременно отсылает к известной барочной аллегории «суета сует». Изысканная виртуозность в аранжировке дискомфортных для потребителя тем – сильнейшее качество социального искусства Александра Косолапова. Портрет «Путин – Мона Лиза» раскрывается нам не сразу: в движении, в длительном созерцании красиво написанных живописных слоев. Уместно вспомнить приведенную Сьюзен Сонтаг в книге очерков «О фотографии» мысль о том, что художник извлекает аналогии из самых несхожих вещей. И, конечно, логика отважного обнажения красоты, чувственности и чувствительности в самых вульгарных материях и рифмах позволяет обнаружить параллели соцарта Косолапова с кемпом, стилем, описанным Сьюзен Сонтаг в качестве постмодернистского вызова буржуазному потреблению «прекрасного».
Сергей Хачатуров
Александр Косолапов (р. 1943, Москва) – российский художник, живописец, график, скульптор, одна из ключевых фигур соц-арта. Учился в Московской средней художественной школе при художественном институте им. В. И. Сурикова и Московском высшем художественно-промышленном училище. В 1975 году эмигрировал в США. Живет и работает в Нью- орке. Работы строятся на иронически-радикальном совмещении узнаваемых символов и стереотипов советской идеологии и глобального масскульта. Играя образами, художник развенчивает как советское политическое мифотворчество, так и капиталистический товарный фетишизм. Работы в коллекциях MOMA Нью- орк, Третьяковской галерее, Русском музее и многих других.
Персональные выставки:
2017 - «Александр Косолапов. Ленин и Кока-Кола», Московский музей современного искусства, Москва, Россия
2016 - «Александр Косолапов. Иконы: Запад и Восток», Galerie Sébastien Bertrand, Женева, Швейцария
2014 - «Александр Косолапов. Свобода водки», Galerie Sébastien Bertrand, Женева, Швейцария
«Александр Косолапов», Galerie Vallois Sculptures, Париж, Франция
2013 - «Избранные работы - Александр Косолапов», Galerie Sébastien Bertrand, Женева, Швейцария
2011 - «Александр Косолапов - Соцарт», Leonard Hutton Galleries, Нью-Йорк, США
2010 - «Александр Косолапов», Galerie Vallois, Париж, Франция
2007 - «Микки, Камасутра и другие…», Galerie Vallois Sculptures, Париж, Франция
2003 - «Микки - Ленин», алерея одной работы, Москва, Россия
1997 - «Александр Косолапов», Galerie Karenina, Вена, Австрия
1994 - «Александр Косолапов», Galerie Vorsetzen, Гамбург, Германия
1993 - «Новые посткоммунистические рекламные щиты или картины из Новой России», Galerie Inge Baecker, Кельн, Германия
1991 - «Александр Косолапов», Ruth Siegel Gallery, Нью-Йорк, США
1990 - «Александр Косолапов», Berman Gallery, Нью-Йорк, США
1987 - «Александр Косолапов», Galerie Anne Friebe, Кельн, Германия
1985 - Semaphore Gallery, Нью-Йорк, США
1974 - Центральный выставочный зал, Кузнецкий мост, Москва, Россия
Избранные групповые выставки:
2016 - «Коллекция», Центр Помпиду, Париж, Франция
2014 - «Пост Поп: Восток встречается с Западом», Saatchi Gallery, Лондон, Англия
2012 - «Ломать лед: московское искусство 1960- 8 х», Saatchi Gallery, Лондон, Англия
«Русское искусство нового тысячелетия», Main Galley, Нью-Йорк, США
2011 - «Русская турбулентность», Charles Riva Collection, Брюссель, Бельгия
«Музей параллельных повествований. В рамках L’Internationale», МАСВА, Барселона, Испания
2010 - «Декаданс сейчас! Видение избытка», Galerie Rudolfinum, Прага, Чехия «BLITZ», Galerie A.L.F.A., Париж, Франция
«Гласность: советское нонконформистское искусство 1980-х годов», Haunch of Venison, Лондон, Англия
«Лучшие», Galerie Nathalie Obadia invites Artfact, Бельгия
2009 - «Через прошлое в будущее», Alexandre Gertsman Contemporary Art, Нью-Йорк, США «Российское искусство 1989-2009 годов из коллекции Музея», Московский музей современного искусства, Москва, Россия
«1989. Конец истории или начало будущего?», Kunsthalle, Вена, Австрия
«Оттепель и время после. Московские художники 8- 8» часть : Перестройка 1986-1996 гг.», Galerie Sandmann, Берлин, Германия
«Этот смутный объект искусства», Ca’Rezzoniko, Венеция, Италия
2008 - «Религия медиума», ZKM, Карлсруэ, Германия
«Этот смутный объект искусства», Kunsthistorisches Museum, Вена, Австрия
«Тотальное Просвещение - Концептуальное Искусство в Москве 1960–1990», Fundación Juan March, Мадрид, Испания
«Москва - Нью-Йорк», Thaw Chelsea Art Museum, Нью-Йорк, США
«Аукционный дом «Сотбис», предаукционная выставка 2007», Московский центр на Неглинной, Москва, Россия
2007 - «Соц-арт, Политическое искусство в России. Вторая Московская биеннале современного искусства, спецпроект, Третьяковская галерея, Москва, Россия
«Оттепель, к 15-летие галереи Марата Гельмана», Мраморный дворец, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
2006 - «Мастера юмора и сатиры», Sloane Gallery of Art, Денвер, Колорадо, США «Разучиться», Plug In ICA, Виннипег, Канада
«Смысл жизни искусства. рафика художников-концептуалистов России и Восточной Европы (из мастерских художников)»,
Музей Людвига в Русском музее, Мраморный дворец, Санкт-Петербург, Россия
«Брендинг», Centre PasquArt, Kunsthaus d’art, Биль, Швейцария
«Революция», Transit Art Space, Ставангер, Норвегия
2005 - «РОССИЯ!», Solomon R. Guggenheim Museum, Нью-Йорк, США
«Русский поп-арт», Третьяковская галерея, Москва, Россия
2004 - «Напечатанный свет - видение фотографии и современная печать», National Gallery of Australia, Канберра, Австралия
2003 - «Берлин - Москва / Москва - Берлин. 1950-2000», Martin-Gropius-Bau, Берлин, ермания «Место встречи Москва 1970 и
время после», Sandmann, Берлин, ермания
2002 - «Опасные игры», Sandmann, Берлин, ермания
2000 - «Новая коллекция», Kupferstift Kabinet, Берлин, ермания
«2000+ художественная коллекция», Museum of Modern Art, Любляна, Словения «Косолапов, картины», Museum of art, The Duke
University, Дарем, Северная Каролина, США
1999 - «Художественный андерграунд», Albertina museum, Вена, Австрия
1998 - «Второй русский авангард», Museum Moderner Kunst, Stiftung Worlen, Пассау, Германия
«Поп-арт, Соц-арт», Weisman Art Museum, Миннеаполис, Миннесота, США
1997 - «Цетинская биеннале», Черногория, Югославия
1996 - «Здесь и там, тогда и сейчас: современные художники из бывшего Советского Союза», National Jewish Museum, Вашингтон, США
1995 - «Искусство в подполье», Wilhelm-Hack-Museum, Ludwigshafen am Rhein; Documenta- Halle, Кассель, Германия
«Временно одержимый: полупостоянная коллекция», The New Museum, Нью-Йорк, США
1994 - «До "нео" и после "пост"», Lehman college, Нью-Йорк, США
«Волшебный мир Микки Мауса», Cuartel conde Duque, Мадрид; Palau Sant Jordi, Барселона, Испания
1992 - «Соц-арт», Музей Ленина, Москва, Россия
«Экс СССР», Groninger Museum, ронинген, Нидерланды
1991 - «От оттепели до перестройки», Setagaya Art Museum, Токио, Япония
«Искусство, Европа: Советский Союз. Илья Кабаков, Александр Косолапов, Игорь Макаревич», Kunstverein Hannover, Ганновер, Германия
Sezon Museum of Modern Art, Токио, Япония
1990 - «Искусство=деньги?», The Gallery, Нью-Йорк, США
«Искусство и реклама», Centre Georges Pompidou, Париж, Франция
«Объект», Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды
1989 - «Транзит: русские художники между Востоком и Западом», Nakhamkin Fine Arts, Нью- орк, США; Fine Arts Museum of Long Island; Центральный выставочный зал, Москва; осударственный Русский музей, Ленинград, Россия
«Арт 20’89 Базель Швейцария», Galerie Inge Baecke, Кельн, Германия
«Рейган: американская икона», Center Gallery of Bucknell University, Льюисберг; Humphrey Fine Art, Нью-Йорк; Reading Public
Museum and Art Gallery, Рединг, США
1988 - «Оммаж - демонтаж», Neue Galerie-Ludwig Collection, Ахен, ермания; Wilhelm-Hack- Museum, Людвигсхафен-ам-Рейн, Германия; Stadtisches Museum, Гельзенкирхен, Германия; Provinciaalmuseum Hasselt, Бельгия; Museum Moderner Kunst Stiftung Ludwig, Вена, Австрия
Работы в коллекциях:
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственный центр современного искусства, Москва
Музей Альбертина, Вена, Австрия
Графический кабинет, осударственные музеи Берлина, Берлин, ермания Национальный Еврейский музей Б най Б рит
Клаутцник, Вашингтон, США
Музей Дюк Университета штата Северная Каролина, Дархэм, США Технологический институт, Кембридж, США Модерна
Галерея, Любляна, Словения
Музей Вильгельма Хака, Людвигсхафен, Германия
Музей Джейн Вурхис Зиммерли, коллекция Нортона и Нэнси Додж, Рутгерский университет, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США
МОМА, Нью-Йорк, США
Нью-Йоркская публичная библиотека, Нью-Йорк, США
Музей современного искусства, Пассау, Германия
«График-студио», университет Южной Флориды, Тампа, США
Колодзей Арт Фонд, Хайланд-парк, Нью-Джерси, США
Собрание Эвелин Вайс, Кёльн, Германия
Собрание Банка «Чейс Манхеттен», Нью-Йорк, США
Собрание Мортон Хорник, Нью-Йорк, США
- «Кино ВЗале»: встреча с режиссером Олегом Косолаповым
- Выставка Александра Косолапова «DTM»
- «Луна покрытого коркой снега» Ваубгешиг Райс, краткое содержание
- «Нью-Йорк 2140» Кима Стэнли Робинсона, краткое содержание
- ТОП аниме про спорт
- «Несколько хороших парней» Аарона Соркина, краткое содержание