Выставка «Кружево напоказ» читать ~5 мин.
с 26 Марта
по 20 НоябряВсероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
ул. Делегатская, 3
Москва
Выставка «Кружево напоказ» об истории, символизме, технологиях и видах кружева с XVIII века и до наших дней откроется 26 марта во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.
О названии и концепции выставки:
«Напоказ» – вызывающе дорого и помпезно – таким кружево предстает в XVIII веке, когда новый, стремительно набирающий популярность вид декоративно-прикладного искусства входит в быт царских фамилий, церковного духовенства и высших военных чинов. «Напоказ» – откровенно, на пределе чувственности – в эпоху будуаров и вовлечения искусства в мир интимной моды декаданса на рубеже XIX-XX вв. «Напоказ» – это и соцзаказ молодого СССР, когда мастерицы Вологды, Ельца или Рязани из тончайших нитей выплетали невообразимые по масштабам пяти-, шестиметровые кружевные панно для всероссийских выставок, призванных демонстрировать устремления страны в освоении космоса и строительстве «светлого пути». Наконец, «на показ» – в контексте «высокой моды» второй половины ХХ века, с переносом традиционной техники кружевоплетения на подиум и завоеванием массового потребителя.
Мерное золотое кружево, Аграмант
Об экспозиции:
Проект представит более 300 произведений, созданных в России и Западной Европе в XVIII-XXI вв. – от первых образцов металлического кружева для костюма высшей знати до современных интерпретаций коклюшечного искусства в духе «готического шика» и экспериментальных проектов современных дизайнеров.
Выставка располагается в семи залах ВМДПНИ, на площади 600 кв. м. Участие в проекте принимают крупнейшие музеи, среди которых – Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Московский музей-усадьба «Останкино», «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени», галерея «Три века» и частные коллекции, а также «Alexandre Vassiliev foundation», предоставивший около тридцати редчайших образцов кружева, аксессуаров и модного костюма Западной Европы и России.
Женский городской костюм в «русском стиле». Россия. Конец XIX-начало XXвв. Из собрания ВМДПНИ
Отдельного внимания достойны костюмы, белье и аксессуары различных исторических периодов, в том числе: образцы кружева Мариинской школы, основанной в Санкт-Петербурге в 1883 году С. А. Давыдовой, вечерние и чайные платья эпохи модерна, матине (фр. matineé) XIX века – женская утренняя одежда из тончайшего кружева в сочетании с шелком, предназначенная для чтения в постели, фильдеперсовые французские чулки и подвязки с ажурными прошивками (непарные, потому что один чулок дама обычно дарила своему воздыхателю по его просьбе), веер шинуазри из собрания Министра культуры СССР Е. А. Фурцевой – единственный, чудом уцелевший в её квартире, платья Модных домов Франции и СССР 1960-1980-х годов и многое другое. Дополняют экспозицию аксессуары XIX века – разнообразные веера, мушечницы, перчатки, бинокли, флаконы для парфюмерии и другие предметы. За каждым из экспонатов открывается не просто «provenance», но и история целой эпохи.
Веер конца 19 века (кружево Пуантильи), пр-во Россия-Франция
Более ста предметов из запасников представит ВМДПНИ. Центральное место среди них занимают кружевные панно 1930-1960-х годов с социально-политическими сюжетами. Нигде в мире не существует аналогов «идеологизированного» кружевоплетения, с уникальными сюжетными композициями, призывающими к строительству новой жизни – организации колхозов, развитию промышленности, освоению космоса.
Помимо многочисленных примеров кружева на выставке будут представлены живописные полотна XVIII – XX веков, редкие фотографии, графика и кинохроника, отражающие символизм и использование кружева в разные периоды российской и зарубежной истории.
Особое внимание уделено шедеврам живописи из собрания Государственной Третьяковской галереи – женские образы в кружевах, запечатленные на полотнах К. П. Брюллова, Н. И. Аргунова, В. Г. Худякова, Н. Н. Ге, Г. С. Седова, Ю. И. Пименова, а также знаменитые «Испанка в белом» Н. С. Гончаровой и «Кружевница» В. А. Тропинина.
Поклонникам глянцевых изданий будет интересно увидеть, как выглядели самые известные журналы мод 150 лет назад. К примеру, цветные «вклейки» – литографии из журналов «Bazar» 1885-1889 годов, демонстрирующие моду для дам, собирающихся посетить выставку, оперу или съездить на курорт.
В завершении экспозиции зрители увидят радикальные объекты Ольги Берг, бунтарский дух которых переворачивает представление о возможностях старинной технологии коклюшечного кружева.
Об экспонировании:
Выставка условно разделена на семь тематических блоков, взаимосвязанных между собой: появление кружева, возникновение ремесла, триумф кружева – мода XIX века, будуар, кружево в СССР в 30-50-х гг., кружево в домах моделей и советском дизайне 60-70-х гг., спецпроекты о современном дизайне, моде и экспериментальные проекты.
В некоторые дни посетители увидят перформансы, на протяжении которых девушки-кружевницы в пространстве выставки будут плести авторские панно.
О дополнительных проектах в рамках выставки:
Планируются и отдельные спецпроекты с крупных мировыми институциями и музеями, такими как Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Музей прикладного искусства (MAK) в Вене, культурными центрами при посольствах зарубежных стран в Москве, ведущими вузами, а также историками моды и известными дизайнерами, в том числе Александром Васильевым и Ольгой Берг. В рамках выставки также пройдёт масштабная программа мероприятий, информация о которых будет опубликована на сайте и в социальных сетях Музея.
Проект является центральным событием Года кружева, который Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства проводит в рамках стратегической программы «Достояние России. Традиции для будущего», направленной на развитие и поддержку художественных промыслов России.
- Истории шедевров: «Модный брак», Уильям Хогарт
- Наталья Леонова. Русская усадьба. Интерьеры в акварели
- Краткое содержание пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»