Уильям Чарльз Томас Добсон – Семья, вероятно, Ричарда Стритфейлда
около 1645. 107×125. холст, масло
Где находится оригинал: Йельский центр британского искусства, коллекция Пола Меллона, Нью-Хейвен (Yale Center for British Art, Paul Mellon Collection, New Haven).
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
На представленной картине изображена семья, состоящая из мужчины, женщины и двух детей. Мужчина и женщина стоят в центре композиции, обратившись к зрителю. Их лица выражают сдержанность и достоинство, характерные для портретной живописи эпохи барокко. Мужчина одет во чёрный камзол с богатой отделкой, а женщина – в белое платье с кружевным воротником. Дети расположены по бокам родителей: мальчик крепко обнимает отца и держит в руке цветок, а девочка указывает на что-то за кадром.
Фоном для семьи служит тёмный пейзаж, напоминающий грот или пещеру. Справа от композиции заметны черепа, расположенные на каменной кладке. Этот элемент создаёт контраст между жизнью и смертью, подчёркивая бренность бытия и неизбежность ухода из мира.
Цветовая гамма картины выдержана в приглушённых тонах: преобладают чёрный, коричневый, золотистый и белый цвета. Использование тёмного фона акцентирует внимание на фигурах семьи и создаёт ощущение драматизма. Свет падает на лица персонажей, выделяя их из общей массы и придавая им значимость.
На мой взгляд, картина вызывает сложные чувства: с одной стороны, она передаёт ощущение семейной близости и благополучия, а с другой – напоминает о скоротечности жизни и неизбежности смерти. Наличие черепов в пейзаже является явным символом memento mori – латинской фразы, означающей помни о смерти. Этот мотив был распространён в искусстве XVII века и служил напоминанием о том, что даже самые важные вещи в жизни не вечны.
Композиция картины тщательно продумана: расположение фигур, использование света и тени, а также символические детали создают целостное художественное впечатление. Картина, вероятно, была задумана как портрет семьи, но она выходит за рамки простого изображения людей, затрагивая важные философские вопросы о жизни и смерти.