Рождение Венеры Никола Пуссен (1594-1665)
Никола Пуссен – Рождение Венеры
1636. 97х108
Редактирование атрибуции
Изображение из другого альбома. Оригинал здесь: gallerix.ru/s/328907660/N/1144011528/
Скачать: 4077×3170 px (5,0 Mb)
Художник: Никола Пуссен
Где находится оригинал: Художественный музей, Филадельфия (Museum of Art, Philadelphia).
Эта прекрасная картина Николя Пуссена уже несколько веков ставит в тупик искусствоведов, которые никак не могут решить, изображено ли на ней рождение Венеры или триумф Нептуна и Амфитриты. Подобные споры – это костный мозг специализированной области истории искусства. Если поначалу они не учащают ваш пульс, не волнуйтесь. Просто постарайтесь не забывать о словах Эдгара Дега, которые он однажды сказал (по моему мнению, это мантра, которой нужно жить): «Как восхитительна беседа специалистов! Человек абсолютно ничего не понимает, и это очаровательно». В случае с Пуссеном необычайно увлекательными такие дискуссии делает не только непревзойденная репутация француза как философского богача, но и то, что ведущий авторитет по Пуссену в XX веке был (а) ответственным за художественную коллекцию королевы Елизаветы II и (б) советским шпионом. Королеве, владевшей многими работами Пуссена, сообщили о предательстве сэра Энтони Бланта в 1964 году, но она сочла, что в национальных интересах следует хранить молчание по этому поводу.
Великая работа Николы Пуссена ставит в тупик и учёных, и шпионов: на этом шедевре, возможно, вовсе не Венера
Эта прекрасная картина Николя Пуссена уже несколько веков ставит в тупик искусствоведов, которые никак не могут решить, изображено ли на ней рождение Венеры или триумф Нептуна и Амфитриты.
Подобные споры – это костный мозг специализированной области истории искусства. Если поначалу они не учащают ваш пульс, не волнуйтесь. Просто постарайтесь не забывать о словах Эдгара Дега, которые он однажды сказал (по моему мнению, это мантра, которой нужно жить): «Как восхитительна беседа специалистов! Человек абсолютно ничего не понимает, и это очаровательно».
В случае с Пуссеном необычайно увлекательными такие дискуссии делает не только непревзойденная репутация француза как философского богача, но и то, что ведущий авторитет по Пуссену в XX веке был (а) ответственным за художественную коллекцию королевы Елизаветы II и (б) советским шпионом.
Королеве, владевшей многими работами Пуссена, сообщили о предательстве сэра Энтони Бланта в 1964 году, но она сочла, что в национальных интересах следует хранить молчание по этому поводу. Таким образом, весь остальной мир узнал об этом только после того, как Маргарет Тэтчер предала это огласке в 1979 году.
Иными словами, любой историк искусства, готовый взяться за Пуссена, столкнется с предателем, который добровольно служил Иосифу Сталину, наставлял половину британского художественного истеблишмента и стал темой пьес, шпионских драм и романов.
При этом Пуссен может быть немного скучным. Помимо интеллектуальной заумности, его картины могут показаться нелепыми по сравнению с Тицианом, которого он почитал, или его современниками Веласкесом, Рубенсом, Караваджо и Рембрандтом. Тем не менее Пуссен находится в центре французской классической традиции, и Давид, Ингр, Дега, Сезанн и Матисс видели, насколько динамичными и пьянящими могут быть его работы.
Эта картина 1635 или 1636 года, хранящаяся в Филадельфийском музее искусств, является великолепным примером. Симметрично выстроенная, картина представляет собой идеальный синтез фризовой разборчивости (на Пуссена сильно повлияли античные рельефы и вазы, изображающие процессии дионисийских танцовщиц) и убедительной пространственной глубины, поскольку Пуссен показывает толчки и противотолчки тел, вращающихся в пространстве.
Освещенные слева, 10 основных фигур (плюс шесть путти в небе, несколько фоновых фигур и различные дельфины и лошади) показаны в середине движения. Но эти движения так тщательно выверены, что вся картина выражает то, что поэт Уоллес Стивенс позже назовет «благословенной яростью к порядку».
Рисунки, сделанные Пуссеном при подготовке картины, показывают, что он обращался к темам рождения Венеры и морской нимфы Галатеи. Однако последние исследования показывают, что наиболее вероятный сюжет – это Нептун и Амфитрита. Безусловно, седобородый мужчина слева – это Нептун. Его можно узнать по трезубцу.
В 1960-х годах, следуя примеру Бланта, учёные начали отстаивать версию рождения Венеры, что заставило Филадельфийский музей искусств изменить название картины. Доказательства в пользу теории Венеры есть, но главное препятствие заключается в том, что ни в одном древнем источнике не упоминается Нептун, присутствовавший при её драматическом рождении. Историю Амфитриты, напротив, можно найти в различных античных источниках, с которыми Пуссен должен был быть знаком.
Когда Амфитрита вышла замуж за Нептуна, она стала царицей моря и матерью всех морских обитателей. Поначалу она сопротивлялась Нептуну, убегая на край света в ответ на его ухаживания. Но Нептун послал дельфина, чтобы тот нашёл её и переубедил. Здесь Пуссен изображает Амфитриту после того, как она поддалась на уговоры Нептуна и приняла триумфальную свадебную церемонию.
Что же пытался донести Пуссен, выбрав этот сюжет? Позвольте довериться чарам эксперта:
“Брак и путешествие Нептуна и Амфитриты через море”, – пишет историк искусства Трой Томас, – ”символизируют переход от этой жизни к следующей”. Пуссен изобразил праздник брака, который также выражает, продолжает он, ”хрупкость человеческого существования и, вместе со смертью, бессмертие и вечную радость”.
Кому понравилось
Пожалуйста, подождите
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Нужно авторизоваться на сайте
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
КОММЕНТАРИИ: 2 Ответы
встречи чувств, чувств совершенно разных... я бы назвала даже "столкновение эмоций".
Возможно, ошибка. Эта картина означена в разных сайтах как "Триумф Посейдона и Амфитриты"
Никола Пуссен, 1634г.
Филадельфия, Музей искусств
Комментирование недоступно Почему?
На картине есть что-то из этого: люди, многие, человек, перестрелка, оружие, вуаль, млекопитающее, женщина, война, кавалерия, обнаженный, взаимодействие, святой, боевой.
Возможно, это картина, изображающая группу мужчин и женщин у водоема в окружении других.