Мария Санти: Почему Мона Лиза? читать ~2 мин.
«Джоконда» в Лувре облеплена туристами. А «Святое семейство» того же автора они игнорируют. «Иоанн Креститель» эротичнее, «Святое Семейство» загадочнее. Но после смерти Леонардо именно «Джоконда» полюбилась французскому королю Франсиску I. Это был властный, влиятельный человек. Он высоко ценил художника. На самом знаменитом портрете монарха у него улыбка Мона Лизы. Король повесил работу Леонардо в купальне – закрытом VIP-клубе, где бывал только самый ближний круг. И вот они стали массово заказывать её копии.
Интересно, что тогда в ней подчеркивали эротичность. В копиях красотку часто изображали с голой грудью. Поэты 19 века, которые воспевали роковую Мона Лизу, вряд ли выбирали её среди других работ Леонардо. Легче быть услышанным, если говорить о популярном.
Сейчас в России престижно любить горные лыжи, а при Ельцине все выбирали теннис. «Престижное» не выбирается референдумом всех участников процесса, а является видимой частью феномена власти, следует за большими деньгами.
Про «Чёрный квадрат» говорят, что его единственная ценность – факт нахождения в музее. Но с произведениями высокого уровня мастерства та же история.
Значительная часть проблем эстетики не возникла бы, если бы искусство по-прежнему существовало в кругу сословной аристократии: владельцев картин, которые сравнивают и выбирают. Значительная часть философской рефлексии об искусстве является попыткой разъяснить смысл искусства людям, которым оно не нужно.
Общекультурное достояние? А вы можете вытребовать свою часть? Картина по-прежнему принадлежит тому, кто её купил. Мы можем посмотреть, но бессильны распоряжаться. И на антикварных салонах известные мастера прошлого дороже позабытых.
На лекциях люди изумляются, узнав, что великих художников эпохи Возрождения куда больше, чем четыре. Точно также удивляюсь я, узнав, что существуют столь же гениальные, как Эйнштейн, физики ХХ века. Спрашиваю подозрительно: “А почему они не так имениты?”.
В живописи чаще популярно то, что нравится. И люди чутки к этому, хотя вряд ли признаются. Франсиск I на портрете более широкоплеч, чем это возможно анатомически. Это руки воина, но они изящны, как кисти балетного танцора. Кожа лица гладкая, как яичная скорлупа. «Возвышенный», «прекрасный», «божественный» – подобные эпитеты уместны при описании портрета, поскольку он, как и искусство вообще, является формой лести.
Леонардо повезло. В своё время Франсиск I спас его от бедности. А спустя столетия его рукописи покупает Билл Гейтс.
Это все к чему? Вы имеете право любить знаменитые работы, или быть к ним безразличными, и при этом обожать плохих современных художников.
Мария Санти
КОММЕНТАРИИ: 3 Ответы
Вопрос к тем, кто видел Джоконду в оригинале: прекрасна ли Джоконда, Ваше мнение? И похож ли Иоанн Креститель на Джоконду, Ваше мнение?
Я в фотошопе эту Джоконду корректировала чтобы цвета стали отчетливее и убирала желтизну, типа такая как будто новая вот результат этого ни с чем не сравнить пронзительная больше минуты-двух смотреть не реально просто, а сейчас эта картина на фотографиях какая-то страшненькая и темненькая. да картинку удалила перед перед установкой винды она мне была не нужна. Все равно на нее смотреть нельзя было долго и неприятная она была по ощущениям но великая да с этим не поспорить.
Эта лекция из серии тех, что можно придраться к любой работе. Я читал много о создании этой картины, и даже писал копию со слайды, когда во время учебы мы учились писать лессировки. Видел, фото картины, когда друзья да Винчи, торопили его на вечеринку, и даже пририсовали усы Джаконде, чтобы Леонардо – оторвать от работы, и – не опоздать на вечеринку. Мария же наоборот пишет, что Леонардо – больше 15 минут – не работал. Я могу скачать фото Уважаемой Марии Санти, и доказать, что, что она еще больше похожа на Джаконду, чем Св. Иоанн Креститель. Хотя бы – используя теорию Энгра где он написал Наполеону Бонапарту – совсем чужое лицо и написал портрет в полный рост, но никто не усомнился и все восторгались схожестью с Наполеоном. Суть Теории Энгра заключается в том, что можно написать портрет, используя только мимику и жесты человека. Так же и я могу написать Марию Санти, в образе – Иоанна Крестителя. Леонардо писал Вакха на том портрете, а потом ему, что то не понравилось, и он решил переписать по сырому слою в портрет Иоанна Крестителя. Который Да Винчи – тоже – не удался. Портрет печатают в каталогах, только потому, что это – работа Леонардо. Что касается лени художника – это, вообще – полный бред. Посмотрите работу – окончательный вариант " Красавица и Лебедь", и сравните ее со всеми Ледами самых известных художников. Ни минуты сомнения, что " Леда ", которую написал Да Винчи – самая сложная и лучшая работа на эту тему. И достигалось это именно трудом, в прописке деталей. А Мария пишет, что Да Винчи, был – ленив в работе. Чтоб написать эту работу, Да Винчи написал несколько вариантов, и только настойчивостью и трудом, достиг желанного успеха. Ни Дали, ни Корреджо, вообще – не стоят рядом в работе Да Винчи " Красавица и лебедь. Это – труд, которому художник посвящает свое время без пищи и отдыха. Если желаете доказательств, Я скачаю фото Марии Санти, и напишу ее так, что она будет похожей на Джаконду. А вы мне про фотошопы. У меня есть знакомый художник, который реставрирует фотопортреты, в том же фотошопы. Где – отсутствует две трети фотографии, часто приносят испорченные фотографии, особенно с кладбища и платят деньги родственники за реставрацию. Этот мастер – бывший портретист и в фотошопе – ему я не видел равных. Не удачная в этот раз лекция, но я все равно, остаюсь вашим читателем, в надежде на будущие творческие успехи. Ваш читатель.
Комментирование недоступно Почему?