Практика работы пастелью: Подготовительный рисунок читать ~87 мин.
Подготовительный рисунок
Пастелисты в основной своей массе наносят подготовительный схематический рисунок используя те цвета, которые в дальнейшем будут применяться при создании картины. В то же время никто не мешает использовать уголь.
Рисунок и цвет
Рисунок представляет собой основу любой художественной техники, в особенности пастельной живописи. Наложение пятен цвета, при работе с пастелью, в большой степени родственно рисунку, так как при помощи цвета не только раскрашивают, но и моделируют форму, очерчивая контуры и придавая изображению объем. Пастель является в равной степени произведением графики и живописи, ведь это и живописное произведение, и подкрашенный рисунок. Исторически так сложилось, что предшественником пастели стал рисунок, созданный при помощи трех цветов: сангины, черного и белого. Многие из пастелистов-профессионалов считают себя рисовальщиками в “цвете”, и каждый из художников-пастелистов обязан учитывать, что основой превосходного художественного произведения является технически грамотно выполненный рисунок, с правильной передачей всех нюансов светотени. Градации светотени можно цветом или оттенком тона, как, к примеру, в технике гризайли.
Для работы в технике гризайли как правило, используется сангина, уголь и мел белого, бурого (сепия) и коричневого (сиена) цвета. Помимо традиционных растушек, некоторые художники для растушевки используют щетинные кисти.
Живописность фрагмента пастели, выполненной Жоаном Марти, основывается на тщательной гармонизации элементов светотени в технике гризайли. Лишь на финальной стадии работы был добавлен цвет.
Гризайль является рисунком с передачей светотеневых отношений, выполненных различными тонами одного цвета. Основная тональность рисунка может быть красноватой (сангина), серовато-черной (уголь и мел), коричневой (сиена), бурой (сепия) и т.п. В некоторых случаях гризайль может включать в себя оттенки близких и гармонирующих с основной тональностью цветов и даже достигать хроматической полноты. Гризайли свойственна редкостная живописность, пастельные работы, выполненные в данной технике, отличаются такой законченностью и гармоничностью, что отсутствие чистых цветов не способно ни коей мере их обеднить. Это верный путь к постижению техники пастельной живописи, к овладению всеми секретами контраста, светотени, взаимопроникновения цветов.
Работу следует начинать с рисунка углем, и прежде чем добавлять какой-либо иной цвет, необходимо тщательно выполнить наложение теней и растушевку.
По мере постепенного сгущения теней, следует оживить рисунок при помощи сангины, не нарушая при этом основной тональности произведения.
На финальных стадиях работы необходимо добавить цвет. Вначале действовать следует крайне осторожно, пристально следя за градациями светотени, затем более энергично, плавно увеличивая интенсивность цветовых пятен
Пастель, выполненная Хосе Луисом Фуэнтетахой, основывается на весьма тщательной и четкой гризайли. Изучая фотографии промежуточных этапов работы, можно заметить, что большая часть хроматических цветов была добавлена на заключительной стадии работы и учитывала эффекты, созданные при помощи угля и сангины.
Рисунок, подцвеченный пастелью
Рисунок при помощи пастели, выполняется так же, как и любым другим художественным средством, разница состоит лишь в том, что работа пастельным бруском отличается большей эскизностью и свободой, по сравнению с тушью или карандашом. В данном случае поэтапно продемонстрирован принцип рисования портрета с применением только трех цветов и белого цвета, который предназначен для их высветления. Подобный метод работы с пастелью весьма схож с классической техникой рисунка тремя карандашами, но позволяет передачу изображения при помощи не только линии, но и цветового пятна. Такое сочетание предлагает весьма широкие возможности и, по этой причине, часто используется для выполнения зарисовок с натуры и быстрых эскизов.
Темой данного упражнения является портрет девочки. Упражнение предназначено для тренировки в выполнении эскиза. Очаровательная непосредственность пастельной техники позволяет передать всю живость детского лица, не прибегая в данном случае к реалистичной тщательности.
1 этап. В данном случае художественная находка состоит в том, что начальный рисунок выполняется промежуточным цветом, оставляя темные и светлые оттенки для последующих стадий работы, когда общий эффект произведения будет гораздо легче оценить.
2 этап. Прежде всего, начальный рисунок нужно основывать на линии, и только потом, ориентируясь на предварительные штрихи, следует наложить синие пятна удлиненной формы, которые подкрепят базовые линии, смоделируют форму и объем, передадут градации светотени.
3 этап. Для выделения наиболее важных деталей, таких, как веки, глаза, нос, губы, прекрасно подходит уголь. Но не стоит слишком злоупотреблять углем, к примеру, накладывая тени, рисунок получится излишне затемненным.
4 этап. Для смягчения теней и гармонизации портрета в целом, на заключительной стадии работы накладываются белые пятна, которые, смешавшись с углем и ультрамарином, дадут, соответственно, серый и бледно-голубой цвет.
Непосредственная прелесть эскизного рисунка заключается именно в том, что все применяемые в нем цвета составляют единое целое и ни один из них не является доминирующим. Именно по этой причине, для выполнения подобного произведения не подойдут слишком яркие цвета.
Работы подобного типа можно выполнять самыми различными цветами. Крайне важно, при этом, чтобы выбранные цвета гармонично сочетались друг с другом: один должен быть светлым (белый или светло-голубой), другой – промежуточным (серый, киноварь, сиена, сангина и т.д.), третий – темным (черный, сепия, насыщенный синий, темно-зеленый и т.д.). Чтобы рисунок не получился излишне кричащим, не рекомендуется использовать чересчур яркие цвета.
Далее Подцвеченная гризайль
- Рисование тушью и маркерами
- Гризайль, серое, монохромное искусство
- Christie’s выставляет на продажу только что обнаруженное полотно Ван Дейка
- Новый проект художника Ивана Коршунова в галерее «Файн Арт»
- Что необходимо для создания леттеринга
- Как нарисовать голову коня, поэтапно
- Необходимые материалы и инструменты для художника
- Подбираем материалы