Возвращение к порядку. Как авангардисты XX века перешли к классицизму читать ~4 мин.
После конца Первой Мировой Войны мир лежал в руинах. И в этот момент в искусстве начала происходить резкая смена стиля. Казалось бы, совсем недавно Малевич представил публике «Чёрный квадрат», казалось, что всё старое искусство похоронено, что его уже нет, но… В послевоенные годы художники, удивлявшие публику всё новыми и новыми экспериментами, вдруг стали вдохновляться классическим наследием. Так появился «реализм после экспрессионизма». Конечно, искусство не могло просто так забыть всё и вернуться к Делакруа и Энгру, но возврат к реализму, пусть и в новом качестве, произошёл, и к нему обратились многие знаменитые художники. Что же заставило их, казалось бы, «наступить на горло собственной песне», если ещё пару лет назад они с большим усердием выкорчёвывали из своего творчества все старые элементы. Раньше они могли даже обидеться если кто – то упрекал их в том, что они «не современны».
Идеология «Возврата к порядку»
В послевоенной Европе кубизм уже пришёл к своему закату, и его последователи это понимали. Усилилось стремление к порядку, мирной жизни, а как следствие – к систематизации и ясности искусства. «Возврат к порядку» был провозглашён пуристами Озанфаном и Корюзье, и неожиданно нашёл отклик у одного из самых радикальных реформаторов искусства – Пабло Пикассо. Пикассо выдвинул идею о том, что искусство не развивается линейно. Оно лишь становится актуальным или неактуальным. Многие его современники реализовывали в своём творчестве принцип, что история развивается по спирали, а следовательно, время от времени происходит возврат к старому
Реализм Пикассо и Дерена
Вообще следует отметить, что Пабло Пикассо прекрасно умел рисовать. Он создавал идеальные академические полотна, когда этого хотел. После войны Пикассо обращается к неоклассицизму. Многие из его рисунков этой эпохи прекрасно выписаны, без всякого намёка на авангардное прошлое мастера, но в некоторых работах это наследие напоминает о себе. Например, в картине «Бегущие». Несмотря на сходства с древнегреческими скульптурами, в этой картине всё ещё читается авторская манера «деконструкции» предметов. Конечно же, художника на подобные картины вдохновила поездка в Италию, которая прославилась искусством красивого человеческого тела.
Когда – то фовистов, к числу которых принадлежал Анри Дерен, один критик обозвал «клеткой с дикими зверями» (foves по – французски). Но после войны один из «зверей», Дерен, был больше похож на мирно пасущееся милое домашнее животное. Дерен признавался, что после пережитых ужасов хотел гуманного искусства. И под ним он понимал возвращение к классицизму.
«Новеченто» и реализм в Италии
Италия в начале двадцатого века не имела организованных авангардных школ и объединений. Единственным модернистским искусством, которое Италия дала миру в первые десятилетия, было творчество футуристов и метафизическая живопись. Однако они не создавали групп в прямом смысле этого слова. Объединение «Новеченто» было одним из немногих формально организованных объединений. При этом в «Новеченто» культивировалась индивидуальность каждого художника как неповторимой личности, и объединение было очень разнородным по стилю. Многие члены «Новеченто» обратились к классическому наследию, но все по – разному. Картины с Пьеро Джино Северини абсолютно реалистичны, а вот Карло Карро в этот период обращается к примитивному стилю раннего ренессанса, такого как стиль Джотто. Но и он также укладывается в рамки данного направления. С приходом к власти Муссолини в Италии «Новеченто» отчасти становится официальным искусством, но нередко подвергается репрессиям и критике.
Новая вещественность в Германии
Германия после войны была разорена до предела. В послевоенной разрухе особенно остра была потребность в простом искусстве без изысков. В молодой Веймарской республике было основано движение «Новая вещественность». Их работы настолько близки к обычному реализму, что на их картинах даже отсутствуют открытые мазки. Все предметы гладкие, углы – прямые. Правда, были и свои особенности передачи пространства, с помощью которых художники пытались передать пустоту и бессмысленность окружающей действительности. В обществе царил цинизм и пессимизм, многие художники движения обращались к остросоциальной тематике и карикатуре.
Реализм в США. Творчество Эдварда Хоппера
В США в этот период творил один необычный художник, который сумел привнести в реализм глубокий смысл. Эдвард Хоппер – один из самых известных живописцев своей страны. В своих работах он показывал щемящее одиночество человека. Некоторые картины Хоппера пронизаны воздухом, светом и солнцем и на них можно любоваться часами, но это не отменяет их трагичности. На большинстве полотен человек один в пустом пространстве и глубоко погружён в себя.
Реализм в разгар модернизма успешно существовал, и очень многие перешли на его сторону. Но всё же, именно это течение оказало сильнейшее влияние на формирующиеся тоталитарные режимы по всему миру. Однако работы, выполненные в условиях несвободы, редко достигали такого уровня. Возвращение к порядку было лишь временным, ведь беспорядок и хаос ужасного двадцатого века лишь начинался…
Павел Крашенинников
- Неоклассическая архитектура
- Классицизм в искусстве
- Неоклассицизм как эстетическая тенденция
- От классицизма к реализму
- Классическое возрождение в современном искусстве: классицизм ХХ века
- Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века
- Неоклассическое искусство, неоклассицизм (1770-1830)
- Выставка художника Романа Донского