Обнаружен «Спаситель мира» кисти Леонардо, веками считавшийся пропавшим читать ~5 мин.
Картина Леонардо да Винчи, которая была утеряна много столетий назад, была идентифицирована совместно специалистами из США и Европы. Шедевр будет выставлен в лондонской Национальной Галерее, в рамках экспозиции Леонардо, которая откроется 9 ноября, сообщает сайт ARTnews.com.
Картина «Спаситель мира» (Salvator Mundi) изображает Христа с правой рукой, поднятой в благословляющем жесте, и левой рукой, держащей земной шар. Она написана маслом на деревянной панели размером 66х47см.
“Это – одно из величайших открытий художественного мира за последние сто лет”, – отмечает один из ученых.
Работа принадлежала консорциуму дельцов, куда входил Роберт Саймон, нью-йорский специалист по старым мастерам. По некоторым данным, она была куплена на распродаже недвижимости в США шесть-семь лет назад. Саймон отказался прокомментировать ситуацию с картиной, цену и место проведения аукциона. «Меня попросили не обсуждать это», – говорит он.
Два года назад Саймон передал панель художественному музею Метрополитен, чтобы там ее изучили кураторы и реставраторы. “Когда панель была принесена в реставраторскую студию, оказалась, что это – картина, о которой давно забыли. Картина была покрыта дополнительным слоем краски и, вообще, очень смахивала на копию. Дерево со временем потрескалось и потемнело. Однако, когда реставратор нанес на нее искусственную смолу, материал посерел и позволил почти без вреда снять внешний слой краски, под которым оказалось очень нежное произведение. Все сошлись на том, что картина принадлежит кисти Леонардо”, – сообщает анонимный источник, близкий к музею Метрополитен.
В прошлом году работа была показана кураторам Музея изобразительных искусств в Бостоне. Потом, 18 месяцев назад, ее привезли в Национальную галерею в Лондоне. Николас Пенни (Nicholas Penny), директор музея и Люк Сисон (Luke Syson), куратор грядущей выставки, пригласили четырех специалистов по Леонардо в реставрационную студию музея. Цель приглашения заявлена не была, Пенни просто обещал показать им нечто интересное.
В составе приглашенных были Кармен Бамбах (куратор отделения графики и живописи в музее Метрополитен), Пьетро Марани (руководитель реставрации «Тайной вечери» Леонардо в Милане), Мария-Тереза Фьорио (автор множества книг об эпохе Ренессанса, включая биографию Джованни Антонио Больтраффио, который считается лучшим учеником Леонардо) и Мартин Кемп (почетный профессор истории искусств Оксфордского университета, который провел более сорока лет, изучая да Винчи). На собрании присутствовал и Саймон.
По словам присутствующего стенографиста, “картина была повреждена и перекрашена. Это – не редкая практика среди старых мастеров: их приходится интенсивно реставрировать. Краска была утеряна, что не удивительно. Состояние нельзя назвать безукоризненным, но и этого было достаточно, чтобы передать чудесное впечатление”.
«Salvator Mundi» Леонардо да Винчи до и после реставрации:
Первым документально зафиксированным владельцем картины был король Карл I Английский. После она перешла к Карлу II. Затем стало проблематичным отслеживать путь картины, так что существует пробел с семнадцатого по девятнадцатый век.
В XIX веке картина была приобретена британским коллекционером, сэром Фрэнсисом Куком (1817–1901). По информации Burlington Magazine, у него были "необычайные картины", включая работы Фра Анхелико, Филиппо Липпи, ван Эйка, Веласкеса и Рембрандта. В конце сороковых годов прошлого года картина выставлялась в Англии вместе с другими работами из коллекции Кука. Тогда она значилась как "Миланская школа (ок. 1500)". В 1958 году она была продана опекунами коллекции Кука на Sotheby’s в Лондоне за 45 фунтов (сегодня это около 2000 рублей). В каталоге было указано, что это – работа Больтраффио.
Тема «Спасителя мира» была популяризирована голландскими художниками Яном ван Эйком и Альбрехтом Дюрером. В Италии она начала активно развиваться в эпоху Ренессанса.
Из других произведений Леонардо, которые будут выставляться в Национальной галерее, стоит упомянуть «Девушку с горностаем» из Чарторыйского музея в Кракове, Польша. По неофициальной информации из западной прессы, Национальная галерея заплатила 800 тысяч долларов, чтобы одолжить картину на время выставки. Когда, много лет назад была обнаружена «Девушка с горностаем», ее приняли неоднозначно. Чтобы ее восприняли должным образом, понадобилось время.
Выставка в Национальной галерее будет проходить до 5 февраля 2012 года. Она будет посвящена годам, которые Леонардо провел при дворе Людовико Сфорца, правителя Милана. В мае прошлого года Сисон сообщил репортеру из Guardian, что заполучить взаймы одну из картин гения – уже будет достижением, но семь – это настоящее чудо. Некоторые экспонаты выставки впервые покинут музеи Италии и Франции, чтобы быть выставленными в Лондоне.
Один из исследователей отмечает, что консорциум снизил цену за нее до 100 миллионов долларов. «Мне сказали, что раньше они просили за картину 200 миллионов долларов», – говорит он. Однако Саймон заметил, что, как представитель владельцев, он официально утверждает, что картина не выставлена на продажу.
Новость о планируемом появлении «Спасителя мира» на выставке не прошло без критики. Один из кураторов отметил: «Многие очень удивились, когда услышали, что галерея включит в выставку работу, которая выставлена на продажу за такую огромную сумму». Впрочем, если учесть заверения Саймона, что она не продается, то удивлению тут не может быть места.
Автор текста: Мильтон Истроу (Milton Esterow) / ArtNews.com
Ссылки:
- Новый абсолютный рекорд для произведений искусства: «Salvator Mundi» продан за 450 миллионов долларов
- Витраж Пикассо, найденный в Индиане, оценили в 35 миллионов долларов
- «Чтение» Пикассо было продано на Sotheby's за 25,2 миллиона фунтов
- «Как приручить тигра» Тей Келлер, краткое содержание
- «Длинная светлая река» Лиз Мур, краткое содержание
- Вечер в «Сокровищнице»
КОММЕНТАРИИ: 4 Ответы
Надо же! Казалось бы, картины со временем имеют свойство исчезать. Но оказывается, иногда они возвращаются. С какими новыми шедеврами прошлого посчастливится встретиться нашим потомкам?
не претендую на знатока.... на мой взгляд, нарисована женщина. Возможно, правая часть лица "с уклоном" в мужское. В остальном женщина с переизбытком гормонов... из-за этого больше оволосение на лице), а может Леонардо специально ее так приукрасил. Незря же есть версия, в которой немало факторов, что Иисус был женщиной.... и, завали ее иначе. А что мешало ей взять ник?...
Это не женщина – это спаситель! Одежа – такую носили. Прическа в духе своего времени. Машинок постричь коротко тогда не было. Лицо почти такое же как у Моны Лизы. Такие предположения уже давно. Скорее всего портрет самого Леонардо, но в виде спасителя.
Представляю как взбунтуется сильный пол, когда начнутся разговоры, что Христос был женщиной! Никогда такое не позволят брутальные и сильные, хотя в наши дни бросить жену с ребенком, а то и большим количеством детей уже становится нормой. Зарабатывай, живи как сможешь и никто мужчин не осуждает особо. Он же мужчина! так и будь мужчиной! Если то, что делает мужчина делала бы женщина, да ее бы в порошок стерли!
Комментирование недоступно Почему?