«Тонио Крёгер» Томаса Манна, краткое содержание читать ~12 мин.
«Тонио Крёгер» – роман, написанный Томасом Манном и опубликованный в 1903 году. Это произведение было первым, которое опубликовал Манн. Тонио Крёгер составляет пару с более известной повестью «Смерть в Венеции», поскольку обе рассказывают о жизни художника и его путешествиях. Хотя сюжеты различны и новеллы заканчиваются совершенно по-разному, обе описывают взгляды Манна на искусство.
Главного героя зовут Тонио Крёгер, и роман охватывает его жизнь от школьного детства до зрелого возраста. Его отец был северогерманским торговцем, а мать – художницей, и он многому научился у них обоих. Он часто чувствовал себя выше простых людей, окружавших его, и, будучи художником, не видел себя на их уровне. Тонио становится известным писателем и считает, что все художники должны умереть для обычной жизни. Всё это частично меняется, когда он возвращается в свой родной город на севере, и люди принимают его за преступника. Тонио Крёгер исследует темы искусства в повседневной жизни и изгнания из реальности.
Сюжет
Школьник Тонио Крёгер дружит со своим одноклассником Гансом. Они гуляют вместе, Тонио провожает его до дома. Крёгер предлагает Гансу прочитать «Дон Карлоса» Шиллера, но последнего больше интересуют рисунки лошадей. Тонио чувствует себя одиноким и непонятым.
Тонио также влюблён в девушку Инге (Ингеборг Хольм). Ради неё он ходит к учителю танцев. Но Инге не обращает на него внимания, и он страдает и ошибается в кадрили. Другая девушка любит Тонио, но он уже начинает понимать, что счастье не в том, чтобы быть любимым, а в том, чтобы ловить мимолётные мгновения близости с любимой.
Семья Крёгеров разрушается, фирма продаётся, мать выходит замуж во второй раз. Повзрослев, Тонио уезжает в другой город. Как писатель он понимает, что без любви сердце мертво, ищет плотских удовольствий, развратничает, за что постоянно упрекает себя. Нравственные страдания Тонио укрепляют его талант. Он трудится не ради пропитания, просто жизнь без труда для него не существует. Крёгер считает, что хорошие произведения возникают только в борьбе с трудностями, и нужно умереть, чтобы создать великое искусство.
Тонио живёт в Мюнхене и часто общается с друзьями: художником, его ровесником и романистом. Друзья ведут долгие споры об искусстве и своей роли в нём.
Тонио переезжает в Данию, посещает родной город по дороге у датской границы. Остановившись в лучшей гостинице, Тонио идёт к дому Ганса, вспоминая их прогулки. В доме Крёгера сейчас находится народная библиотека. По дороге в Данию писателя останавливает полиция и требует документы, но у Тонио их нет. Он отдаёт им корректуру романа, подписанную его именем, и Крёгера отпускают.
Прибыв в датский город Хельсингор, Тонио останавливается в небольшой прибрежной гостинице, куда вскоре прибывает группа туристов. В этой группе Тонио видит Ганса и Ингу, но они не замечают его. На вечернем балу Крёгер наблюдает за ними и понимает: он все ещё любит их, никогда не забывал их и работал для них.
Внезапно он понимает, что хотел бы повернуть время вспять, ничего не писать, быть весёлым, респектабельным и любимым, иметь жену и детей. В письме к художнице Тонио признает, что она была права, когда назвала его мещанином. Он стоит между двумя мирами. Художники видят в нём обывателя, а простые люди хотят его арестовать. Он обещает ей стать лучше. Тонио дарит свою любовь «белокурой и голубоглазой, живой, счастливой, дарящей радость, обыкновенной». Эта любовь плодородна и плодовита.
Список персонажей
Тонио Крёгер
Тонио Крёгер – задумчивый, меланхоличный, погруженный в себя мальчик, выделяющийся среди шумных, озорных и простоватых сверстников; жизнь кажется ему неизмеримо сложной, и он вступает в неё с осторожностью. Его собственный мир, наполняющий душу восторгом и чувством прекрасного, – это мир скрипки, избранных книг – величайших творений человеческого духа, и тайной поэмы. Он любит книги и пишет стихи, но находится в постоянном поиске смысла искусства, и в конце концов находит его в самой жизни.
Ганс Хансен
Ганс Хансен – одноклассник Тонио. Тонио обожает его и очень им восхищается. Но Ганс – полная противоположность Тонио, он любит верховую езду и посещает уроки верховой езды. В отличие от Тонио, Ганс не строит «воздушные замки», а живёт жизнью, как тысячи других людей.
Консул Крёгер
Консул Крёгер – отец Тонио. Он богат, знаменит и уважаем. В отношениях с сыном консул строг и хочет, чтобы сын был таким же трезвым человеком, как и он сам. Но ему не суждено этого увидеть, так как семья пришла в упадок, и он умер сразу после смерти матери.
Консуэло Крёгер
Консуэло Крёгер – мать Тонио. Она совсем не похожа на своего мужа, она романтична, мечтательна и любит музыку. После смерти мужа она выходит замуж во второй раз и уезжает в какую-то южную страну.
Ирвин Иммерталь
Ирвин Иммерталь – друг Ганса. Тонио не любит этого мальчика, но замечает, что он имеет некоторое влияние на Ганса, и в его присутствии Ганс ведёт себя по-другому. Ирвин также увлекается лошадьми и посещает те же занятия, что и Ганс.
Ингеборн Хольм
Ингеборн Хольм – девушка, в которую влюблён Тонио. Но Инге не чувствует его ответных чувств, она даже не замечает его существования. Они посещали одни и те же танцевальные классы. Через тринадцать лет она выйдет замуж за Ганса.
Магдалена Вермерен
Магдалена Вермерен – девушка, которая любит Тонио, но Тонио не чувствует этого в ответ. Он предпочитает ловить редкие мгновения своей возлюбленной, чем терпеть частые мгновения с той, которую не любит.
Герр Кнаак
Герр Кнаак – учитель танцев. Он француз и довольно строгий учитель.
Лизавета Ивановна
Лизавета Ивановна – подруга Тонио. Он любит говорить с ней об искусстве и литературе. Она тоже любит эти разговоры. Она художница и очень часто видит Тонио в своём ателье.
Темы
Поиск смысла
«Тонио Крёгер» – это психологический роман о сложных взаимоотношениях художника с реальностью. Сюжетная линия проста, но содержание её сложное, многогранное. Внешне роман строится как биография Тонио, в которой молодой человек чувствует себя одиноким в буржуазной среде.
В то же время это яркая новелла: в ней говорится о смысле и потенциале искусства и самой человеческой жизни Тонио, сосредоточенному на духовных поисках, но физически слабому, противостоят его одноклассник Ганс Хансен, беспечно весёлый, спортивный юноша, и такая же беспечно весёлая девушка Ингеборг Хольм. Тонио покидает родной город и отправляется путешествовать. Его жизнь наполнена муками творчества, сомнениями, поисками. Для него беседы об искусстве с русской художницей Лизаветой Ивановной имеют огромное значение.
Новая встреча с Гансом и Ингой, которые полюбили друг друга, пробуждает в Тони тоску по повседневной жизни, тягу к простому, здоровому, нормальному. Его искусство кажется ему далёкой реальностью, холодной, его разлад с повседневностью – горьким и губительным. Но для него этот разлад непреодолим. Он не может жить бездумно и эгоистично. Духовная деятельность, постоянные духовные поиски – и это его жизнь.
Трагедия буржуазного общества
Прозорливость Тонио – это прозорливость человека с ограниченным кругозором. Выдающийся талант, безмерное трудолюбие, способность художника проникать в суть явлений – все это обращено на изучение и отображение того круга людей, понятий, событий, к которому Тонио тяготеет с детства: это мещанство и все, что с ним тесно связано.
Трагедия художника в буржуазном обществе заключается ещё и в том, что он лишён возможности свободного, естественного, органичного общения с другими людьми, если только он не ищет его вне буржуазного круга. Это ещё труднее, когда он рождением, воспитанием, привычками и т.д. долгое время был связан с этим обществом, когда это же общество формирует объект его изображения. В такой ситуации второе видение, снимающее покров благополучия и благопристойности, действительно не может не ранить художника. Такая творческая избирательность привела Тонио к тому, что сила искусства «обострила его глаза, позволила ему узнать великие слова, которые разворачивают грудь человека, она открыла ему души людей и его собственную душу, сделала его ясновидящим и открыла ему суть мира, которая скрыта за словами и поступками. А он видел только смешное и жалкое, жалкое и нелепое.
Художник обречён «постоянно утверждать человеческое, не имея в нём своей доли». Таким образом, перед потенциальным художником, считает Томас Манн, стоит поистине трагическая проблема выбора пути, но в любом случае его будет мучить тоска по неизвестному. Это обстоятельство накладывает роковой отпечаток на весь облик творца.
Любовь и искусство
Повесть примечательна тем, что в ней непосредственно проявляется любовь писателя к здоровой жизни, к простым людям. В рассказе – осуждение искусства. Непременным признаком настоящего искусства, по мнению Манна, является любовь к обычному, земному, здоровому. Такова любовь Тонио к Гансу. Но не менее важная черта современного художника проявляется в повести и в его жизненной драме: неудачная дружба, безответная любовь к Инге.
В финале зрелый Тонио Крёгер тщетно будет ждать задушевного разговора с Гансом. «Голубоглазый и золотоволосая» не примут художника в свой круг, между ними пропасть. Желание преодолеть этот разрыв, сделать искусство здоровым, жизненным, а жизнь полнокровной и насыщенной – глубокий философский и психологический подтекст романа Томаса Манна.
В поисках культуры интеллектуально глубокой, но в то же время здоровой и жизненно полнокровной Манн обращается к традициям русского искусства. Оппонентом, проницательным критиком и духовным наставником Тонио является по сюжету русская женщина Лизавета Ивановна. Она одинаково порицает Крёгера и за пессимизм Шопенгауэра, и за консервативную привязанность к мещанам. Но именно Лизавета Ивановна побуждает Тонио Крёгера преодолеть вечные колебания, пойти гораздо дальше.
В этой небольшой, но глубокой по смыслу новелле Манн со всей проникновенностью раскрывает процесс оскудения искусства в эпоху империализма. Он критикует не только проявления декаданса, но и ограниченность художественных тенденций. Так, Крёгера привлекает идея сделать искусство безличным, абсолютно созерцательным, изгнать из книг индивидуальный интерес художника. Приводя слова Лизаветы Ивановны о величии русских писателей, о значимости их индивидуальностей, Томас Манн указывает Тонио Крёгеру и художнику вообще гораздо более плодотворный путь. Преодолеть обывательское в себе и подняться в царство чистого созерцания – ещё очень мало, главное – воспитать настоящего человека, «чистоту нравственного чувства». Новелла «Тонио Крёгер» по праву считается автобиографической.
Тонио Крёгер – писатель, главный герой повествования, представитель «духа», который хотя и сознаёт своё превосходство над представителями «жизни», все же не презирает её, так как понимает, что «если что и может сделать из литературы поэт, то только любовь к человеческому, живому, повседневному», а без этого его голос «останется гудеть медью и визжать кимвалами». Здесь голос Тонио Крёгера сливается с голосом автора. Образ автора можно увидеть в мятущемся писателе Тонио Крегере, который выступает за искусство, рождённое чувством и жизнью.
Не только мысли Тонио Крегера связаны с автором. Многие события его жизни словно взяты из биографии Томаса Манна. Так, например, северный немецкий город, описанный в начале романа, напоминает Любек, родину автора. А воспоминания Тонио Крёгера о барочном доме его отца соответствуют воспоминаниям Генриха Манна о них с детства Томаса. Героя «Манна» мучает мысль об опасном влиянии разъедающих душу размышлений на людей, живущих простой и естественной жизнью, не обременённых сомнениями. Ему кажется, что царство искусства на земле расширяется, а царство здоровья и наивности становится все меньше.
Очень сильно в Тонио Крёгере, особенно в Тонио-подростке, напоминает Ганно Будденбрука. Как и Ганно, он сын торговца зерном и занимает выборную должность в городе; как и Ганно, он плод странного, необычного брака. Тонио Крёгер также одинок и не похож на всех остальных людей, респектабельных и обычных. Но мировоззрение Ганно абсолютно. Тонио мучают раздумья, кто он – интеллектуал или бизнесмен. Тонио из мещанской среды, но в ней доминирует художник, для которого весь мир – предмет постижения, материал для работы творческого сознания. Музыка, написание стихов, размышления о любви и страданиях составляют его внутреннюю жизнь. Однако он тянется к людям, которые не похожи на него, например, к своему гимназическому другу Гансу Хансену, жизнерадостному красавцу, спортсмену. Ганс олицетворяет собой повседневную жизнь, поглощённую собой и своими интересами. Ганс не знает тех мук и переживаний, которые свойственны творческой рефлексирующей натуре Тонио.
Любое столкновение Тонио с реальной жизнью ещё раз демонстрирует противоречивость его характера. Противоречие усугубляется тем, что Тонио влюбится в прекрасную девушку Ингу Хольм, которая появится на обочине жизни рядом с Гансом. Тем не менее, главный герой истории не будет мешать радости весёлой пары – Ингеборг Хольм и Ганса Гансена. С восхищением и меланхолией Тонио будет смотреть на торжество красоты, здоровья и жизни. Он любит этих «белокурых и голубоглазых» не только за их красоту, но и за их полную противоположность самим себе. Противоречие между окружающим миром и внутренней жизнью писателя Тонио Крёгера со временем обостряется. Суть этого противоречия удачно сформулировала подруга Тонио, русская художница Лизавета Ивановна: «Ты мещанин на ложном пути… Заблудший мещанин…».
Буржуазное общество относится к Тонио подозрительно и недоверчиво. Его профессия писателя кажется ненадёжной и сомнительной: Тонио возвращается в родной город, чтобы освежить воспоминания детства, но его едва не арестовывает полицейский, заподозривший в нём спекулянта из Германии, который разыскивает его. Ирония этого эпизода очевидна. Попытка вернуться к себе, к старому миру, ушедшему в прошлое, провалилась. Сам Тонио признается в ощущениях одиночества и божественности: “Я стою между двумя мирами, ни в одном не чувствуя себя дома, и поэтому я должен охладеть…”.
- «Смерть в Венеции» Томаса Манна, краткое содержание
- «Тристан» Томаса Манна, краткое содержание
- «Волшебная гора» Томаса Манна, краткое содержание
- «Будденброки» Томаса Манна, краткое содержание
- «Доктор Фаустус» Томаса Манна, краткое содержание
- «Наполовину сломанные лошади» Жаннетт Уоллс, краткое содержание
- «Сломанные копья: Рассказ ацтеков о завоевании Мексики» Мигеля Леона-Портильи, краткое содержание
- Театр «На Басманной» вновь привёз во Владимир новые спектакли
Комментирование недоступно Почему?