«Тонио Крёгер» Томаса Манна, краткое содержание читать ~8 мин.
«Тонио Крёгер» — новелла немецкого писателя Томаса Манна (Thomas Mann), впервые опубликованная в 1903 году. Произведение считается одной из вершин раннего творчества автора, хотя и не является его литературным дебютом. Часто эта новелла издаётся в одном томе с повестью «Смерть в Венеции», так как оба текста объединяет тема судьбы художника и его внутреннего конфликта. Сюжетные линии произведений различны, но они дополняют друг друга, раскрывая взгляды Манна на природу творчества и цену искусства.

Повествование охватывает значительный период жизни заглавного героя, Тонио Крёгера, прослеживая его путь от школьных лет до зрелости. Двойственность его натуры заложена в происхождении: отец был солидным северогерманским коммерсантом, а мать — женщиной южного типа, одарённой музыкально и художественно. Тонио усвоил черты обоих родителей, что привело к постоянному внутреннему разладу. С детства он ощущал свою инаковость по сравнению с окружающими, чувствуя превосходство над ними, но одновременно завидуя их простой и ясной жизни.
Став известным писателем, Тонио приходит к убеждению, что искусство требует от творца «смерти» для обычной, будничной жизни. Однако этот взгляд подвергается испытанию, когда он возвращается в родной город на севере Германии. Там его, респектабельного литератора, по иронии судьбы принимают за разыскиваемого мошенника. Произведение глубоко исследует темы изоляции художника, его тоски по «нормальности» и места искусства в повседневной реальности.
Сюжет
В школьные годы Тонио Крёгер ищет сближения со своим одноклассником Гансом Гансеном. Тонио восхищается им и однажды провожает Ганса до дома, пытаясь поделиться своими интересами. Крёгер предлагает другу прочитать драму Фридриха Шиллера «Дон Карлос», надеясь найти отклик. Однако Ганса, натуру цельную и приземлённую, гораздо больше интересуют книги с иллюстрациями лошадей. Этот эпизод остро ранит Тонио, заставляя его чувствовать себя непонятым и бесконечно одиноким.
В юности Тонио влюбляется в Ингеборг Хольм. Ради возможности быть ближе к ней он посещает уроки танцев. Инге — весёлая и беззаботная девушка — не обращает на него внимания. Тонио страдает от безответного чувства и, рассеянный своими переживаниями, совершает ошибку в танцевальной фигуре кадрили, вызывая смех окружающих. Другая девушка, Магдалена, проявляет к нему интерес, но Тонио понимает важную истину: счастье для него заключается не в том, чтобы быть любимым, а в возможности самому испытывать это чувство, ловя редкие моменты близости.
Со временем семья Крёгеров распадается: умирает отец, родовая фирма продаётся, а мать выходит замуж во второй раз и уезжает. Повзрослевший Тонио покидает родной город. Он посвящает себя литературе, осознавая, что без глубокого чувства сердце художника мертво. Он ищет забвения в чувственных удовольствиях, но это лишь усиливает его моральные терзания. Эти страдания закаляют его талант. Крёгер работает не ради заработка, а потому что не мыслит существования без труда. Он убеждён: великое искусство рождается только в борьбе и требует полного самоотречения.
Обосновавшись в Мюнхене, Тонио ведёт интеллектуальные беседы со своей подругой, художницей Лизаветой Ивановной. Они часто спорят о сущности творчества и месте художника в мире. Впоследствии Тонио решает отправиться в Данию, планируя по пути посетить свой родной город.
В родном городе он останавливается в лучшей гостинице и посещает места своего детства. Дом его родителей превращён в публичную библиотеку. Попытка выехать в Данию оборачивается неприятностью: на границе полиция требует документы. У Тонио нет при себе паспорта, и его подозревают в мошенничестве. Ситуацию спасает корректура его новой книги, обнаруженная в багаже. Увидев имя автора на титульном листе, полицейские отпускают его, убедившись в его личности.
Добравшись до датского курорта Хельсингёр, Тонио селится в небольшом отеле у моря. Вскоре туда прибывает группа туристов, среди которых он узнаёт Ганса Гансена и Ингеборг Хольм. Они выглядят счастливой парой, но не замечают писателя. Вечером, наблюдая за ними на балу через стеклянную дверь, Крёгер осознаёт, что его чувства живы. Он понимает, что всё его творчество было тайным посвящением этим людям и тому миру, который они олицетворяют.
В финале герой пишет письмо Лизавете Ивановне. Он признаёт, что она была права, назвав его «заблудшим бюргером». Тонио стоит на границе двух миров: для эстетов он слишком обыватель, а для бюргеров — подозрительная личность. Он обещает не презирать жизнь, а любить её. Эту любовь он посвящает «белокурым и голубоглазым» — людям, живущим просто и счастливо, не обременённым проклятием познания.
Список персонажей
Тонио Крёгер
Главный герой, чьё имя символизирует его двойственность: экзотическое имя Тонио досталось ему от матери-южанки, а солидная фамилия Крёгер — от отца-северянина. Это меланхоличный, погружённый в себя юноша, который резко выделяется на фоне жизнерадостных сверстников. Мир для него сложен и полон нюансов. Его убежище — это искусство, музыка и книги. Он пишет стихи, но постоянно ищет оправдание своему творчеству в реальной жизни.
Ганс Гансен
Школьный друг Тонио, объект его восхищения. Ганс воплощает здоровье, силу и нормальность. Он увлекается верховой ездой и далёк от рефлексии. В отличие от Тонио, живущего в мире идей, Ганс твёрдо стоит на ногах и живёт понятной, упорядоченной жизнью, как и тысячи других людей его круга.
Консул Крёгер
Отец Тонио, богатый и уважаемый гражданин города. Он олицетворяет порядок, долг и традиции. Консул строг с сыном, желая видеть в нём продолжателя семейного дела, трезвого и практичного человека. Его ранняя смерть знаменует конец стабильного периода в жизни семьи.
Консуэло Крёгер
Мать Тонио. Романтичная и артистичная натура, она полная противоположность своему мужу. Именно от неё Тонио унаследовал тягу к искусству и чувственность. После смерти супруга она легко расстаётся с прошлым, выходя замуж повторно и уезжая на юг.
Ингеборг Хольм
Предмет юношеской любви Тонио. Инге — типичная представительница того же круга, что и Ганс: весёлая, светловолосая, лишённая глубоких душевных терзаний. Она не замечает чувств Тонио, так как они существуют в разных измерениях. Впоследствии она становится женой Ганса, замыкая круг «нормальной» жизни.
Лизавета Ивановна
Русская художница, близкая подруга и интеллектуальный собеседник Тонио в Мюнхене. Она выступает в роли проницательного аналитика, помогая герою разобраться в себе. Именно она даёт точное определение его натуре, разрешая его внутренний конфликт формулировкой о «бюргере в искусстве».
Темы
Поиск смысла и двойственность
«Тонио Крёгер» — это глубокое психологическое исследование взаимоотношений художника с реальностью. Внешняя канва романа — биография, но суть кроется в конфликте духа и жизни. Молодой человек чувствует себя чужаком в буржуазной среде родного города, но, покинув её, не находит покоя и в богемном мире. Эта тема «бездомности» проходит через всё произведение.
Томас Манн мастерски противопоставляет «духовное» (болезненное, рефлексирующее) и «жизненное» (здоровое, наивное). Тонио, отягощённый даром наблюдения и анализа, завидует Гансу и Инге, чья жизнь лишена мук творчества. Его путешествие — это не просто перемещение в пространстве, но попытка примирить эти два полюса. Встреча с прошлым в Дании лишь подтверждает: пропасть между художником и обывателем непреодолима, но именно в осознании этого разрыва кроется источник вдохновения.
Проблема художника в обществе
Трагедия Тонио заключается в его промежуточном положении. Его талант, проницательность и мастерство слова позволяют ему видеть скрытую суть вещей, срывать маски благопристойности. Это знание отдаляет его от людей. Искусство делает его ясновидящим, но плата за это — одиночество. Он видит за словами и поступками лишь «смешное и жалкое», что мешает ему просто наслаждаться жизнью.
Манн показывает, что художник обречён быть наблюдателем, «постоянно утверждать человеческое, не имея в нём своей доли». Этот выбор пути — всегда жертва. Тоска по обычному человеческому счастью остаётся вечным спутником творца, накладывая печать меланхолии на его облик и произведения.
Любовь к «земному»
Центральный философский вывод новеллы — парадоксальная любовь интеллектуала к простым проявлениям жизни. Настоящее искусство, по мысли Манна, не должно быть стерильным и высокомерным; оно обязано питаться любовью к человеческому, к земному и здоровому. Любовь Тонио к Гансу и Инге — это любовь к жизни, которой он сам лишён.
В финале герой отвергает холодный эстетизм и демонизм, свойственный декадансу. Он выбирает «бюргерскую» любовь как источник творчества. Русская художница Лизавета Ивановна играет здесь роль катализатора, помогая Тонио понять, что его слабость (тяга к мещанству) на самом деле является его силой. Именно эта связь с реальностью не даёт его искусству превратиться в пустую игру форм.
Тонио Крёгер выступает как «представитель духа», который, осознавая своё интеллектуальное превосходство, склоняет голову перед величием простой жизни. Автор вкладывает в уста героя мысль: “Если что и может сделать из литератора поэта, то только эта моя бюргерская любовь к человеческому, живому и обыденному”. Без этого чувства творчество превращается в пустой звук.
Автобиографичность новеллы очевидна. Описание родного города с точностью воспроизводит Любек, где вырос Томас Манн. Барочный дом Крёгеров, превращённый в библиотеку, — это реальный дом семьи Манн (дом Будденброков). Душевные метания героя отражают собственные сомнения писателя в тот период. Ему тоже казалось, что сфера искусства расширяется за счёт утраты здоровья и наивности, что познание убивает непосредственность.
Образ Тонио перекликается с Ганно Будденброком, героем другого романа Манна. Оба они — последние отпрыски угасающих торговых родов, неспособные к практической деятельности. Но если Ганно погибает, не выдержав давления реальности, то Тонио находит способ выжить, сублимируя свою слабость в творчество. Он принимает свою судьбу: быть чужим среди своих, но любить их на расстоянии. Инге и Ганс остаются для него недосягаемым идеалом «голубоглазого счастья».
Финальное признание героя в письме к Лизавете подводит итог его исканиям. Он больше не стыдится своей двойственности. Фраза “Я стою между двумя мирами, ни в одном не чувствуя себя дома” перестаёт быть жалобой и становится манифестом художника. Именно эта позиция «между» даёт ему уникальную оптику, позволяющую превращать страдания в красоту, а наблюдение — в высокое искусство.
- «Тристан» Томаса Манна, краткое содержание
- «Волшебная гора» Томаса Манна, краткое содержание
- «Будденброки» Томаса Манна, краткое содержание
- «Доктор Фаустус» Томаса Манна, краткое содержание
- «Наполовину сломанные лошади» Жаннетт Уоллс, краткое содержание
- «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» Иммануила Канта, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?