«Горбун из Нотр-Дама» Виктора Гюго, краткое содержание читать ~15 мин.
Генезис романа Виктора Гюго «Горбун из Нотр-Дама», написанного в 1831 году, можно проследить на примере одного слова. Этим словом было слово «судьба», написанное по-гречески и вырезанное на стене одной из башен собора Нотр-Дам. Из этой случайной находки автор создал вечную сказку, пронизанную силой мифа, в которой каждый из главных героев представляет определённое качество человеческого характера, движущее им. Тема романа выражается в том, что эти качества человеческого характера находятся во власти управляющей судьбы.
Ни один из героев не претерпевает каких-либо значительных изменений и точно так же никто из них не способен использовать силу воли, чтобы преодолеть свою судьбу. Нотр-Дам занимает центральное место в жизни как добрых – Квазимодо и Эсмеральды, так и злого Клода Фролло. Его величие притягивает к себе людей всех сословий, социальных слоёв и морального развития. Собор не вмешивается и не заступается, он просто стоит, не разрушаясь, сквозь время, как свидетель судеб, разыгрывающихся внутри.
Символизм очевиден, но история и персонажи настолько сильны, а темы настолько универсальны, что «Горбун из Нотр-Дама» был адаптирован во всё – от многочисленных балетов и фильмов до опер и рок-мюзиклов, диснеевского мультфильма и видеоигры начала 80-х годов.
Сюжет
Действие романа происходит в 1482 году в Париже. Горожане веселятся, ведь это «Праздник дураков». В разгар празднования драматург Пьер Грингуар пытается представить свою пьесу, но толпа теряет интерес, вместо этого устраивая импровизированный конкурс на «Самого уродливого Папу дураков», где награждают самого уродливого человека, которого они могут найти.
Награда достаётся Квазимодо, деформированному звонарю собора Нотр-Дам. Растерянный драматург покидает конкурс, где во время выступления натыкается на необычайно красивую цыганскую исполнительницу Эсмеральду. Два критика, старый, лысый священник и сумасшедшая старая карга, ругают её во время выступления. Внезапно процессия Папы Дураков пробирается к месту выступления Эсмеральды, и Квазимодо выступает в качестве их экспоната. Однако шествие останавливается, когда лысый священник вдруг начинает ругать «Папу» и призывает прекратить празднество. Старый лысый священник оказывается архидиаконом Клодом Фролло, не иначе как покровителем Квазимодо. Оба быстро покидают сцену.
Фролло – набожный лицемер. Внешне он навязчиво соблюдает и исполняет правила собора Нотр-Дам, но внутри его сжигает фанатичное вожделение к Эсмеральде. В конце концов одержимость ею одолевает его, и он приказывает Квазимодо похитить её. Грингуар, явно поражённый, решает последовать за Эсмеральдой и случайно становится свидетелем её похищения Квазимодо и другим мужчиной. Он пытается прийти ей на помощь, но Квазимодо сбивает его с ног. Однако запланированное похищение пресекается капитаном Фибусом и его стражниками, которым удаётся спасти Эсмеральду и арестовать Квазимодо.
Когда Грингуар приходит в себя, он бродит по улицам и непреднамеренно попадает в Двор Чудес. Здесь находят приют маргиналы Парижа. Их лидер, «король» Клопен Труйефу, планирует казнить Грингуара, но только если одна из цыганок выйдет за него замуж. Эсмеральда вступает в бой и спасает ему жизнь, соглашаясь на 4-летний срок брака.
Квазимодо предстаёт перед судом. К несчастью, выясняется, что и он, и его судья глухи – один от старости, другой от звона колоколов. Суд заканчивается трагически комично, но в результате Квазимодо приговаривают к бичеванию в течение часа, а затем запирают в колодки для публичного унижения на два часа. Его нещадно хлещут, а затем оставляют на потеху толпе. Измученный испытаниями, он просит воды. Эсмеральда подходит к колодкам и даёт ему попить воды; она, несмотря на предыдущую попытку похищения, слышит его крики и испытывает жалость. Этот акт милости и милосердия захватывает сердце Квазимодо.
Капитан Фибус, напротив, использует спасение Эсмеральды, чтобы завлечь её в постель. Ему удаётся успешно соблазнить Эсмеральду, отвлекаясь на то, чтобы Фролло, обезумев от ревности, пробрался в дом и заколол его.
В попытке убийства Фибуса обвиняют Эсмеральду. Ее арестовывают и отдают под суд за убийство и колдовство. Она отвергает обвинения, и в результате её подвергают пыткам. Издевательства сломили её решимость, и она признается в преступлениях. Ее признание приводит к тому, что её немедленно приговаривают к смерти через повешение. Фролло использует эту возможность, чтобы заставить Эсмеральду уйти с ним, посещает её в тюрьме и признается ей в любви. Этот поступок отталкивает Эсмеральду, и она отвергает его, предрешая свою судьбу. Палач ведёт её к виселице, чтобы повесить, но её подхватывает Квазимодо, раскачивающийся на верёвке колокола с одной из башен Нотр-Дама. Когда она оказывается рядом с ним, он относит её в собор, чтобы защитить, хотя бы на время, по закону святилища.
Фролло, не в силах вынести вида Эсмеральды в Нотр-Даме, замышляет увести её. Он сообщает Пьеру Грингуару, что Парламентский суд требует признать недействительным право Эсмеральды на святилище, чтобы её можно было повесить. Грингуар обращается за помощью к Клопену, и вместе они объединяют маргинальное население Парижа для штурма собора и спасения Эсмеральды. Квазимодо неправильно истолковывает нападение, думая, что они хотят убить Эсмеральду, и отбивается от них. Напротив, он думает, что войска короля пришли спасти её и доставить в безопасное место, и по ошибке отдаёт её в лапы Фролло. Это оказывается ещё одной попыткой завоевать любовь Эсмеральды; как и прежде, она отвергает его, и Фролло отдаёт её войскам, чтобы её повесили.
Когда Эсмеральду предают смерти, Фролло смеётся, и это оказывается слишком сильным для Квазимодо. Он сталкивает его с одной из башен Нотр-Дама, и тот погибает.
Квазимодо, полностью сломленный духом, отворачивается от общества и отправляется в Монфокон, куда сбрасывают тела осуждённых преступников. Здесь он находит останки Эсмеральды и остаётся там, пока тоже не умирает. Позже гробницу вскрывают и эксгумируют скелеты; здесь они находят пару скелетов, отделённых от остальных, один из которых с деформированным позвоночником цепляется за женский скелет, и когда они пытаются отделить их, останки распадаются в пыль.
Список персонажей
Квазимодо
Один из самых узнаваемых, жалких, непонятых и интерпретируемых персонажей в истории литературы, Квазимодо – центральный герой романа Виктора Гюго. Но насколько хорошо люди действительно знают этого знаменитого персонажа? То, что он – физически неполноценное существо, которое ловко качается на обрывах собора и которому поручено звонить в колокола, – это примерно то, что знает большинство людей. Многие ли знают, что Квазимодо оглох от звона колоколов в Нотр-Даме? И многие ли понимают, что своё самое необычное имя он получил в результате того, что был брошен младенцем в Нотр-Дам в воскресенье Квазимодо, первое воскресенье после Пасхи?
Хотя Квазимодо упоминается в русском и английском переводе названия романа, оригинальное название Гюго «Notre Dame de Paris» («Нотр-Дам де Пари») ставит в центр романа сам собор.
Клод Фролло
Благодетель Квазимодо и архидиакон Нотр-Дама. Фролло – особенно идиосинкразический падший священник; если раньше он был воплощением святой веры, то с тех пор он погрузился в тёмные искусства алхимии и некромантии. Он также испытывает жажду к Эсмеральде, которую не может утолить, невзирая на последствия.
Эсмеральда
Милая, красивая, обворожительная Эсмеральда – один из центральных персонажей. Она обладает экзотической красотой, козой и амулетом, который, по её мнению, является ключом к обретению её давно потерянной семьи.
Ее спасает от похищения мужественный капитан Фибус, и её влечение к своему спасению приводит к стечению обстоятельств, при которых архидьякон Фролло закалывает Фибуса, а обвиняют Эсмеральду. Под пытками в католическом стиле ей дают слово, но она добивается лишь смертного приговора за преступление, которого не совершала. Ее дружба с Квазимодо приводит к тому, что она ищет убежища в Нотр-Даме.
Капитан Фибус
Фибус в основном честный и благородный офицер, что помогает ему завоевать любовь невинной Эсмеральды. Фибус тоже немного невиновен, и это заставляет его совершить одну трагическую ошибку. После спасения Эсмеральды от похитителей он признается Фролло о времени и месте своего тайного свидания с прекрасной цыганкой.
Пьер Грингуар
Грингуар – поэт, который становится очередным пополнением растущего списка мужчин, попавших под чары завораживающего сочетания невинности и красоты Эсмеральды. Только согласие Эсмеральды выйти за него замуж спасает Грингуара от фатального завершения его собственного эпизода с похищением. Однако брак так и не состоялся, и впоследствии Грингуар становится соучастником заговора Фролло, пытающегося выманить Эсмеральду из безопасного убежища за дверями церкви.
Жак Шармолю
Шармолю – адвокат, представляющий корону в Церковном суде. Этот суд играет центральную роль в повествовании, поскольку Эсмеральду обвиняют в колдовстве. Это ещё раз доказывает, что когда все другие доказательства совершения женщиной уголовного преступления в Тёмные века оказывались несостоятельными, церковные обвинители всегда могли рассчитывать на колдовство как средство добиться желаемого приговора.
Гудуле
После нападения на Нотр-Дам разъярённой толпы, Эсмеральда временно находит убежище от общегородских поисков, проводимых солдатами роты, которой командовал капитан Фибус, в тёмной, промозглой камере, которую занимает женщина, похоже, сошедшая с ума. После того, как пятнадцать лет назад цыгане украли её дочь Агнес, Гудуле действительно находится на грани полного безумия. Мгновенное утешение Гудуле приносит открытие, что девочка, прячущаяся в её камере, не кто иная, как её давно потерянная дочь Агнес.
Темы
Покинутые
Куда бы ни обращался Квазимодо, титулованный горбун, кажется, что его бросили. Сначала его подменили другим ребёнком, которого украла его мать, потому что Квазимодо не был традиционно милым малышом. С этого неблагоприятного начала Квазимодо начинает жизнь, будучи изгнанным из общества, которое насмехается над каждым его появлением за пределами собора. Даже его собственное тело покидает его, оставляя встречать презрение мира без способности говорить, хотя, возможно, ощущение слуха, присоединяющегося к массовой миграции прочь от измученной души, является настолько положительным моментом, что почти компенсирует все остальное.
Конечно, не только Квазимодо является представителем темы покинутости в романе. Фролло и его брат разделяют боль горбуна от оставленности родителями, хотя, по крайней мере, в их случае есть холодное утешение в том, что это произошло не по их воле, а в результате смерти.
Отдельные примеры покинутости обретают в романе более широкую тематическую целостность, являясь отражением массового чувства покинутости, испытываемого низшими классами Парижа. Все более изолированная аристократическая элита настолько оторвана от простых людей, что бедняки становятся символической заменой Квазимодо, поскольку он становится мишенью для насмешливой толпы, неспособной к сочувствию в результате классового невежества.
Происхождение нетерпимости
История нетерпимости общества к Квазимодо – это более полное исследование истоков нетерпимости. Квазимодо нельзя терпеть как активного члена общества, потому что столь отталкивающая внешность может быть лишь физическим проявлением чего-то более зловещего внутри. Судебная власть не терпит публичных проявлений неуважения к закону, поэтому, когда физические недуги Квазимодо мешают ему общаться, как положено, это сразу же воспринимается как целенаправленное проявление неуважения и наглости.
Это тематическое исследование нетерпимости, которая коренится не просто в отсутствии понимания, а в согласованном отсутствии желания понять, достигает своего логически крайнего завершения в реакции короля Франции на восстание, стимулированное именно его собственным невниманием к нуждам народа: он удваивает свою собственную несостоятельность как монарха, пытаясь убить тело, ошибочно полагая, что тогда умрёт голова. Однако это так и не происходит.
АНАГХ (судьба)
Фролло вырезает это слово на стене и одержим его значением – судьба. Причуды судьбы и невозможность полностью понять или контролировать её – это вопрос, который очень волнует Фролло.
Концептуальный взгляд Фролло на природу судьбы отражается во внезапных поворотах судьбы, которые герои переживают без предупреждения, но которые также не должны вызывать особого удивления, что наиболее конкретно выражено в его, казалось бы, запутанном и парадоксальном объяснении Эсмеральде: “Это судьба поймала тебя и бросила среди ужасных шестерёнок машины, которую я тайно построил”.
Роман регулярно демонстрирует свою приверженность концепции, что, хотя судьба не может быть подвластна простым людям, интенсивностью её последствий можно манипулировать своими действиями.
Виктор Гюго – великий французский писатель – прожил долгую жизнь, в течение которой он очень плодотворно работал и оставил потомкам большое наследство. На протяжении всей своей литературной карьеры он написал множество стихов и драматических произведений. Кроме того, Виктор Гюго является автором известных романов «Человек, который смеётся» и «Девяносто третий». Но самым известным его романом является «Собор Парижской Богоматери» (в русском переводе «Горбун из Нотр-Дама»).
Гюго продолжает традиции исторического романа, сочетает исторические факты с художественным вымыслом. Писатель изображает картины жизни Франции 15 века. Но исторические события для Виктора Гюго становятся лишь поводом для размышлений о современной ситуации во Франции.
Роман был написан в конце XIX века. В то время Франция разочаровалась в идеалах французской буржуазной революции и её последствиях. Многие деятели культуры того времени вообще разочаровались в возможности прогресса. Гюго обратился к историческому периоду, когда закончилось Средневековье и началось Возрождение. Писателя интересуют изменения в мировосприятии человека, и он чувствует, что в современной Франции приближаются значительные изменения в мировосприятии человека. В этих условиях для него важно обозначить основные эстетические ценности. Поэтому в романе остро ставится вопрос о добре и зле, прекрасном и безобразном.
Действие романа происходит во времена правления Людовика XI (XIV-XV). Действие происходит в Париже XIV-XV веков. Гюго противопоставляет его Парижу своего времени. Те здания рукотворны, а современный Париж – это воплощение пошлости, отсутствие творческой мысли и труда. Это город, который теряет своё лицо.
Центром романа является грандиозное сооружение, собор на острове Сите́ – Нотр-Дам. Собор – это не только пространство, где происходят события романа. Это такой же герой романа, как и поэт Пьер Грингуар, Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло.
Согласно христианским верованиям, Богоматерь отдала своего сына на мучения, чтобы спасти человечество. Собор в её честь – дань её безграничной любви к людям. В романе она воплощает идею добра, справедливости и любви. С собором связаны герои романа: для Квазимодо это и дом, и родина, и весь мир. Но события, изображённые Виктором Гюго, и отношения между героями далеки от христианских. У людей нет ни сочувствия, ни терпимости, их поступками руководят страсти, ради которых они забывают о долге, забывают о Боге. Архидьякон Клод Фролло, одержимый страстью к Эсмеральде, совершает преступление. В предисловии к роману говорится, что автор, отправляясь в Нотр-Дам, увидел на стене слово «Судьба». Это послужило толчком к разворачиванию сюжета.
Кажется, что в центре романа находится любовная история и характерный треугольник, но для Гюго это не важно. Важна эволюция в сознании главных героев. Клод Фроло – дьякон, считающий себя истинным христианином, но позволяющий себе то, что осуждает церковь – алхимию. Это рациональный человек. Он скорее ответственен, чем страстен. Опекун младшего брата Жана после смерти родителей. Жан – студент, необузданный, беспутный. Фроло берётся за воспитание маленького уродца Квазимодо, чтобы искупить грехи брата. Квазимодо живёт в соборе и не знает другой жизни. Он хорошо знает собор, все переулки, всю жизнь служащих.
Квазимодо, уродливый горбун, оказывается самым человечным и способным на высокие чувства, он – фигура, характерная для романтизма. Он один в романе способен любить и делать что-то не для себя, а ради любимого человека. Зная, что пугает Эсмеральду своим видом, Квазимодо подарил ей свисток, чтобы он всегда мог прийти ей на помощь. Его любовь настолько сильна, что ради неё он сталкивает с башни Клода Фролло – единственного человека, к которому он был привязан. Любовь Квазимодо – это и страсть, и способность жертвовать собой, не требуя ничего взамен.
Важную роль играет народ. Массы спонтанны, ими движут эмоции, они неуправляемы. Они изображены в различных эпизодах. Сначала – мистерия, пир дураков, конкурс на лучшую гримасу, где Квазимодо избирается королём. На соборной площади находится помост для мистерии, а цыгане устраивают на площади своё представление. На другой стороне – жизнь парижского сброда. Цыгане находят там убежище, туда приходит поэт Грингуар. Эсмеральда спасает его, выйдя за него замуж по цыганскому обычаю.
Эсмеральда наделена лучшими женскими качествами. Она не только красива, но и обладает прекрасным голосом, передающим все душевные переживания девушки, её любовь к молодому капитану Фиби де Шатоберу раскрывает лучшие качества, в частности способность любить безвозмездно. Тем не менее, в мире Фиби нет места для любви.
Виктор Гюго изображает мир, в котором люди одержимы страстями, мир, в котором добро существует рядом со злом и никто не хочет замечать прекрасное. Красота не спасает людей, не делает их лучше, а наоборот, разжигает страсти и толкает на преступления. А людям, способным на высокие чувства, угрожает неминуемая смерть.
Добро и зло настолько переплелись, что люди не видят между ними разницы. В мире идёт постоянная борьба между добром и злом. И добро, оказавшееся слабым, обречено на гибель, а добро, вошедшее в силу, превращается в зло.
- «Отверженные» Виктора Гюго, краткое содержание
- В театре «Ромэн» прошла премьера спектакля «Колокола любви» по роману Гюго
- «В наше время» Эрнеста Хемингуэя, краткое содержание
- «Страдания юного Вертера» Гёте, краткое содержание
- «Горгиас» Платона, краткое содержание
- «Зелёная миля» Стивена Кинга, краткое содержание
- «Кэрри» Стивена Кинга, краткое содержание
- «Основания метафизики нравов» Иммануила Канта, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?