«Горбун из Нотр-Дама» Виктора Гюго, краткое содержание читать ~7 мин.
История создания романа Виктора Гюго (Victor Hugo) «Собор Парижской Богоматери», написанного в 1831 году, берёт начало от одного слова. Это было греческое слово Ἀνάγκη (Ананке), означающее «рок» или «судьба», начертанное на стене одной из башен собора. Из этой случайной находки автор создал произведение, пронизанное силой мифа. Каждый из главных героев олицетворяет определённое качество, а основная тема романа заключается в том, что все эти человеческие качества подчинены всесильной судьбе.
Ни один из героев не претерпевает значительных внутренних изменений и не способен силой воли преодолеть предначертанное. Собор Парижской Богоматери занимает центральное место в жизни персонажей, будь то Квазимодо, Эсмеральда или Клод Фролло. Его величие притягивает людей всех сословий и нравов. Собор остаётся безмолвным свидетелем разыгрывающихся внутри него судеб, незыблемо проходя сквозь время.
Несмотря на явный символизм, сила истории и универсальность тем обеспечили роману множество адаптаций. «Собор Парижской Богоматери» лёг в основу балетов, опер, фильмов, рок-мюзиклов, а также мультипликационной версии студии Disney и видеоигры.
Сюжет
Действие романа разворачивается в Париже в 1482 году во время «Праздника шутов». В разгар веселья драматург Пьер Гренгуар пытается представить свою пьесу, но толпа быстро теряет интерес. Вместо этого горожане устраивают импровизированный конкурс на звание «Папы шутов», награждая самого уродливого человека, которого удаётся найти.
Побеждает Квазимодо — горбатый звонарь собора Парижской Богоматери. В это время на площади выступает прекрасная цыганская танцовщица Эсмеральда. Её номер прерывает шествие во главе с новоизбранным «Папой шутов». Внезапно появляется архидьякон Клод Фролло, настоятель Квазимодо, и резким окриком прекращает празднество. Оба быстро покидают площадь.
Фролло — человек, раздираемый внутренними противоречиями. Внешне он ревностно соблюдает церковные обеты, но в душе его сжигает страсть к Эсмеральде. Одержимость толкает его на преступление: он приказывает Квазимодо похитить девушку. Свидетелем похищения случайно становится Гренгуар, который следовал за танцовщицей. Его попытка вмешаться безуспешна, но похищение срывает капитан Феб де Шатопер со своими стражниками. Эсмеральда спасена, а Квазимодо арестован.
Придя в себя, Гренгуар бесцельно блуждает по улицам и попадает во «Двор чудес» — обитель парижских нищих и бродяг. Их предводитель, Клопен Труйльфу, собирается казнить поэта за вторжение. Жизнь Гренгуару спасает Эсмеральда, которая по местному обычаю соглашается стать его женой на четыре года.
Квазимодо предстаёт перед судом. Процесс превращается в трагикомедию, поскольку и судья, и подсудимый глухи. В результате недоразумения звонаря приговаривают к бичеванию у позорного столба. Измученный наказанием и жаждой, он молит о воде. На его просьбу откликается Эсмеральда. Несмотря на недавнюю попытку похищения, она подносит ему флягу с водой. Этот акт милосердия глубоко трогает Квазимодо.
Тем временем капитан Феб, пользуясь своим положением спасителя, назначает Эсмеральде свидание. Он доверяет свою тайну Фролло, позволяя тому тайно наблюдать за встречей. Обезумевший от ревности архидьякон нападает на капитана и наносит ему удар кинжалом, после чего скрывается.
В покушении на Феба обвиняют Эсмеральду. Её арестовывают и судят за убийство и колдовство. Под пыткой «испанским сапогом» девушка признаётся в преступлениях, которых не совершала, и её приговаривают к повешению. В тюрьме её навещает Фролло, который признаётся в своей любви и предлагает бежать с ним. Эсмеральда с отвращением отвергает его. Когда девушку ведут на казнь, её спасает Квазимодо. Он спускается по верёвке с башни собора, подхватывает Эсмеральду и уносит её внутрь, где она получает право убежища.
Фролло не может смириться с тем, что Эсмеральда находится в соборе. Он сообщает Гренгуару, что парламент собирается отменить право убежища, чтобы казнить девушку. Гренгуар и Клопен поднимают обитателей «Двора чудес» на штурм собора. Квазимодо ошибочно решает, что бродяги хотят убить Эсмеральду, и вступает с ними в бой. В то же время он принимает королевских солдат за спасителей и помогает Фролло вывести её из собора.
Архидьякон делает последнюю попытку завоевать любовь Эсмеральды. Получив очередной отказ, он передаёт её солдатам. Наблюдая за казнью девушки с башни собора, Фролло смеётся. Не в силах вынести этого, Квазимодо сталкивает своего наставника вниз.
Потеряв всё, что ему было дорого, Квазимодо уходит из собора. Он добирается до Монфокона — места, куда свозили тела казнённых, находит останки Эсмеральды и остаётся рядом с ней до самой смерти. Спустя годы, когда склеп вскрывают, там обнаруживают два скелета. Один из них, с искривлённым позвоночником, обнимал другой. При попытке разделить их оба рассыпались в прах.
Список персонажей
Квазимодо
Один из самых узнаваемых и трагических персонажей в истории литературы. Квазимодо — заглавный герой романа, хотя оригинальное название Гюго «Notre-Dame de Paris» («Собор Парижской Богоматери») ставит в центр повествования сам собор. Он физически неполноценен, оглох от звона колоколов и получил своё имя в честь Квазимодо — первого воскресенья после Пасхи, когда его младенцем оставили на паперти.
Клод Фролло
Архидьякон собора Парижской Богоматери и приёмный отец Квазимодо. Фролло — сложный и противоречивый персонаж. Будучи священником, он тайно увлекается алхимией и герметической философией. Его аскетичная жизнь рушится под натиском всепоглощающей и запретной страсти к Эсмеральде, которая толкает его на ужасные поступки.
Эсмеральда
Юная и прекрасная цыганская танцовщица, чья доброта и наивность приводят её к гибели. Её неизменные спутники — учёная козочка Джали и амулет на шее, который, как она верит, поможет ей найти давно потерянную семью. Её красота привлекает внимание всех главных мужских персонажей романа, запуская цепь трагических событий.
Капитан Феб де Шатопер
Капитан королевских стрелков, спасший Эсмеральду от похищения. Он красив, но при этом тщеславен, легкомыслен и не способен на глубокие чувства. Эсмеральда, ослеплённая его внешней привлекательностью, влюбляется в него, принимая его за благородного рыцаря. Неосторожность и поверхностность Феба играют роковую роль в судьбе девушки.
Пьер Гренгуар
Поэт и драматург, чья жизнь оказывается связана с Эсмеральдой после того, как она спасает его от смерти во «Дворе чудес». Их брак, заключённый по обычаям бродяг, остаётся фиктивным. Гренгуар — персонаж, который больше всего ценит собственную жизнь и в конечном счёте оказывается вовлечённым в интриги Фролло.
Жак Шармолю
Прокурор церковного суда, который ведёт дело Эсмеральды. Он действует в тесной связи с Клодом Фролло и представляет собой безжалостную и формальную систему правосудия того времени, готовую вынести приговор на основании вынужденных пытками признаний.
Гудула
Затворница, также известная как Пакетта Шантфлери, которая добровольно заперлась в келье после того, как цыгане похитили её дочь Агнес пятнадцать лет назад. Она ненавидит цыган и проклинает Эсмеральду. В финале романа выясняется, что Эсмеральда и есть её давно потерянная дочь.
Темы
Романтизм и гротеск
«Собор Парижской Богоматери» — яркий образец французского романтизма. Гюго использует один из ключевых принципов этого направления — гротеск. Он противопоставляет внешнее уродство и внутреннюю красоту. Душа горбуна Квазимодо оказывается способной на самоотверженную любовь, в то время как прекрасный внешне капитан Феб предстаёт морально пустым. Этот контраст подчёркивает несоответствие видимости и сущности.
Архитектура как летопись
Роман стал мощным призывом к сохранению готической архитектуры, которой в XIX веке угрожало разрушение. Для Гюго собор — не просто фон, а каменная книга, хранящая историю народа. В предисловии автор размышляет о том, как печатное слово вытесняет архитектуру как главное средство передачи знаний, выражая это фразой «Это убьёт то» (“Ceci tuera cela”). Собор в романе выступает как живой организм и полноправный персонаж.
Судьба и воля
Тема судьбы, или рока (Ἀνάγκη), является центральной в произведении. Фролло одержим идеей предопределённости, считая, что человеческая жизнь подчинена высшим силам. Внезапные повороты сюжета и трагические случайности подчёркивают эту мысль. Тем не менее роман также показывает, что поступки персонажей, их выбор и страсти напрямую влияют на то, как именно проявляется воля судьбы.
Правосудие и общество
Гюго создаёт резкую критику средневекового общества и его системы правосудия. Суд над Квазимодо, где глухой судит глухого, — это сатира на абсурдность судебной машины. Процесс над Эсмеральдой, где признание добывается пытками, а обвинение в колдовстве служит универсальным инструментом, обнажает жестокость и несправедливость эпохи. Власть, представленная королём Людовиком XI, показана безразличной к страданиям простого народа.
- «Отверженные» Виктора Гюго, краткое содержание
- В театре «Ромэн» прошла премьера спектакля «Колокола любви» по роману Гюго
- «В наше время» Эрнеста Хемингуэя, краткое содержание
- «Страдания юного Вертера» Гёте, краткое содержание
- «Горгиас» Платона, краткое содержание
- «Зелёная миля» Стивена Кинга, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?