«Симпозиум» Платона, краткое содержание читать ~16 мин.
Платон начал свою карьеру как автор трагедий, но под влиянием Сократа оставил это занятие и начал писать философские диалоги. Другие писатели также писали о Сократе и его речах. Использование Платоном Сократа в качестве главного героя, возможно, не имело отношения к исторической личности, а скорее представляло идеи Платона на философские темы, особенно в его поздних работах.
«Симпозиум», произведение середины творчества Платона, предположительно использует Сократа в качестве персонажа, чтобы озвучить теории Платона о любви. Драматический диалог посвящён происхождению, цели и природе любви, или эроса, через серию речей мужчин на симпозиуме.
Симпозиум (симпосион) – это случай совместного распития спиртных напитков после трапезы на древнегреческом банкете, когда основное внимание уделялось вину, а не еде.
Учёные определили симпозиум как ночное собрание мужчин-аристократов, которые ужинали на диванах, пили вино и наслаждались развлечениями – поэзией, разговорами и различными эротическими забавами с мужчинами и женщинами. На этом мероприятии председательствовал бог вина Дионис, а также ощущалось присутствие Афродиты.
Все симпосиасты были равны в зале, пили одинаковое количество вина из общего кратера. По обычаю, подчёркивающему связь между мужчинами, женщины присутствовали на симпозиуме только в качестве служанок, танцовщиц и куртизанок. На симпозиуме можно было практиковать пайдерсазию – институционализированную любовь между старшими и младшими мужчинами, распространённую в Древней Греции. Этот обычай широко соблюдался в Афинах между любовниками и возлюбленными, старшими мужчинами и юношами, соответственно, для обучения последних в обмен на сексуальное удовлетворение первых.
Агатон устроил симпозиум, описанный Платоном, в ночь после получения своей первой награды за написание пьесы. Он состоялся во время Ленейского фестиваля в Афинах в 416 году до н.э., а рассказ Аполлодора состоялся где-то между 406 и 400 годами до н.э., судя по его заявлению об отсутствии Агатона в Афинах в течение длительного времени. Из-за исторических аллюзий в тексте, Платон мог написать его после 385 года до н.э., вероятно, он был завершён до 378 года до н.э., когда в Фивах был создан «Священный оркестр», полк, состоящий из любовников, подобный тому, который описывает Федр (и который никогда не существовал).
Не существует никаких доказательств того, что эта ночь действительно имела место. Ничто не делает её неправдоподобной, но косвенный подход Платона к повествованию позволяет предположить, что, по крайней мере, детали являются выдумкой, и эта догадка становится ещё более убедительной после рассказа Сократа о Диотиме, вымышленной жрице Манитеи.
Сюжет
«Симпозиум» Платона – это серия речей о любви, произнесённых на вечеринке в Древней Греции. В них рассматриваются вопросы: что такое любовь; межличностные отношения через любовь; какие виды любви достойны похвалы; цель любви и т.п. Это первый крупный философский текст о любви в западной литературе. Его можно классифицировать как трагикомедию, используя элементы обоих жанров.
Вступительный диалог вводит сложные слои в повествование, поскольку читатель отдалён от первоначального рассказчика истории, Аристодема, и от тех времён, когда Аполлодор пересказывал эту историю. Сама история рассказывается с точки зрения Аристодема, который столкнулся с Сократом по пути на симпозиум Агатона. Он приглашает Аристодема, и они вместе с Федром, Павсанием, Эриксимахом, Аристофаном и другими едят и пьют у Агатона. После вчерашнего праздника некоторые из присутствующих все ещё находятся в состоянии похмелья, и они предлагают сосредоточиться на беседе, а не на выпивке. Эриксимах предлагает произнести хвалебные речи в честь Любви и все соглашаются.
Федр начинает речь, посвящённую добродетели храбрости в любви. Он рассказывает о происхождении любви как самого молодого бога, сына Хаоса и Земли. Его рассказы о самопожертвовании Ахилла и Алкестиды ради возлюбленного и возлюбленной служат примером храбрости любви. За этой речью следует Павсаний, причём в довольно самоуверенном тоне. Он делит любовь на обычную и небесную, приписывая последнюю исключительно гомосексуальным мужским отношениям. Он восхваляет Небесную любовь и рассуждает о роли закона, справедливости и обычаев в том, чтобы привести возлюбленных к добродетельному выбору в отношении любовников.
Во время речи Павсания у Аристофана была икота, что говорит о том, что он, возможно, издевается над Павсанием; из-за икоты он пропускает один оборот. Третью речь произносит врач Эриксимах, который расширяет идею любви за пределы межличностных отношений, утверждая, что любовь можно найти в сосуществовании противоположностей, в гармонии природы. Почти все может иметь любовь, и она имеет жизненно важное значение в его области медицины.
Излечившись от икоты, Аристофан произносит самую оригинальную речь о любви. Он рассказывает историю происхождения, в которой Зевс разрезал людей пополам. Раньше люди имели другую форму, похожую на два человеческих существа, соединённых вместе, и существовало три пола: мужской, женский и андрогинный (мужчина-женщина). Из-за нежелания почитать богов они были разделены, и теперь люди ищут свою вторую половину, стремясь к целостности. Он предупреждает, что мы можем снова разделиться, если не будем благочестивы и не будем почитать богов.
Агатон, хозяин собрания, произносит пятую речь. Его речь – одна из самых комичных, хотя он и трагик. Он восхваляет любовь красивой прозой, но предлагает мало нового. Он повторяет все добродетели, на которых каждый из предыдущих ораторов останавливался отдельно при определении морального характера любви: Мужество, Справедливость, Умеренность и Мудрость (которая заменяет Благочестие). Он описывает Любовь как обладание красотой и добром. Его речь – пародия на ораторский стиль Горгия, его учителя.
После речи Агатона Сократ, с разрешения и в сотрудничестве с ним, деконструирует его речь. Они соглашаются, что Любовь стремится к красоте и добру и что человек не желает того, что имеет. Поэтому Любовь не обладает этими качествами. Это описание Любви получает дальнейшее объяснение, когда Сократ рассказывает им о давнем диалоге с Диотимой о Любви. Он и Диотима утверждают, что Любовь бывает между красотой и уродством, между смертным и бессмертным (духом), между мудростью и невежеством.
Сократ пересказывает речь Диотимы, самую длинную и серьёзную за вечер, где она описывает «Лестницу любви», одну из самых известных идей романа. Любовь – сын Пороса (Ресурса) и Пения (Бедности), желающий красоты, которая является благом, ведущим к счастью. Любовь, однако, означает нечто большее, чем просто любовь между двумя людьми. Конечная цель любви – не просто найти свою вторую половинку. Скорее, цель любви – родить в красоте. Все люди беременны, будь то телом или душой. Размножение – это путь смертного к бессмертию, и оно происходит только в присутствии красоты. Любовь неразрывно связана со стремлением к бессмертию. Рождение от души – это более чистая форма любви и более сильная форма бессмертия, как у поэтов и политиков, и только мужчины могут быть беременны от души.
Затем она описывает обряды любви, также называемые «Лестницей любви». Сначала человек любит одно тело, а затем находит красоту во всех телах. После этого он должен ценить красоту души больше, чем красоту тела. Это приводит к любви к деятельности и законам, или обычаям, что приводит к любви к определённым видам знаний. Она заканчивается стремлением к знаниям, или любовью к мудрости, которая есть философия. Достигнув этого, влюблённый увидит Красоту в её чистом виде и породит не образ добродетели, а истинную добродетель.
Атмосфера в зале изменилась после речи Сократа, но тут же была нарушена громким, пьяным появлением Алкивиада. Он попросил разрешения принять участие, но по предложению Эриксимаха сменил тему и стал восхвалять Сократа вместо Любви. Описывая Сократа и своё отношение к нему как к возлюбленному, он уподобляет его Эросу, иллюстрируя аргументы, приведённые в речи Диотимы.
Речь Алкивиада была встречена смехом, несмотря на то, что в ней на примере Сократа были изложены важные положения. Гости начинают расходиться, и в этот момент Аристодем засыпает. Он просыпается незадолго до рассвета, когда Агатон, Аристофан и Сократ всё ещё беседуют. Сократ пытается убедить их в том, что писатель должен владеть и комедией, и трагедией. Когда он уже собирается закончить свой спор, Аристофан засыпает, незадолго до Агатона. Сократ уходит, за ним последует Аристофан.
Список персонажей
Сократ
Сократ – главный герой текста, чья речь является одной из самых важных. Если бы не появился Алкивиад, он говорил бы последним, рассказывая свой вымышленный рассказ о диалоге, который он вёл с Диотимой, жрицей из Манитеи. Его речь отличается от всех остальных не только этим, но и своей структурой. Он начинает с того, что задаёт Агатону, предыдущему оратору, вопрос о качествах любви. Использование сократовского метода, постановка вопросов в том виде, в каком он обращается к Агатону, характерно для «Сократических диалогов» Платона.
На протяжении всего текста он высоко оценивает слова других (хотя и саркастически во многих случаях), а также описывается как уродливый и старый (самый старый член группы). Образ Сократа как личности, а не его философские идеи, является важной темой книги, проявляясь здесь более отчётливо, чем в других произведениях. Энкомий Алкивиада, речь, восхваляющая что-то, обращена к Сократу, и хотя некоторые её части следует воспринимать в шутку, большая её часть иллюстрирует серьёзные моменты. Сократ – любовник и возлюбленный Алкивиада, но его любили и учили многие юноши.
Диотима
Вымышленный персонаж, созданный Сократом, Диотима описана им как женщина, которая была мудра во многих вопросах. Вместо того чтобы произнести речь, как другие, Сократ рассказывает гостям Агатона о диалоге, который он вёл с этой женщиной из Манитеи много лет назад. Диалог начался в основном с того, что она задала ему вопрос, а затем перешёл в речь о Любви. Она определяет, кто такая Любовь, и объясняет, что предмет любви – это рождение в Красоте истинной добродетели, высший акт Любви, который совершается после прохождения описанной ею «Лестницы Любви». В самой серьёзной речи книги читатель отстранён от содержания с помощью дополнительного слоя косвенного повествования.
Алкивиад
Алкивиад был возлюбленным Сократа, который появился на ужине у Агатона поздно, после речи Диотимы, прервав серьёзное настроение. Он был богатым афинским аристократом, известным своей внешностью, и политиком. Он был самым знаменитым из молодых людей, учившихся у Сократа. Использование его характера носит комедийный характер, начиная с его пьяного входа и заканчивая восхвалением Сократа в его речи, но иллюстрирует важные аспекты прошлых речей, в частности, лестницу любви Диотимы.
Агатон (Агафон)
Агатон – хозяин вечеринки и трагик, получивший свою первую награду в ночь перед началом симпозиума. Он славился своей привлекательностью и оригинальностью своих пьес. Ученик Горгия, он был также известен своими трудами по софистической риторике. Его любил Павсаний, что было хорошо известно в Афинах. Его речь – самая комедийная в этот вечер, пародирующая формальный стиль Горгия. Хотя красивая проза остаётся неизменной, некоторые её элементы используются для пародии, и речь мало рассказывает о Любви.
Аристофан
Комедийный поэт, Аристофан произнёс четвёртую речь за вечер, вне очереди, из-за икоты, которую он, возможно, преувеличил во время речи Павсания. В этом рассказе о любви есть легкомысленные моменты, но в целом он серьёзен, что отличает его от комедийных произведений. Он рассказывает историю происхождения людей и любви с помощью изобретательной речи. Тема благочестия как добродетели проходит через все его повествование, что в некоторой степени параллелится с Бытием как историей происхождения.
Павсаний
Павсаний – ученик Продика и знаменитый поклонник Агатона. Второй оратор вечера, он создаёт дихотомию между хорошей и плохой любовью – небесной и обычной Афродитой, соответственно. Он также фокусируется на идеях справедливости как добродетели в любви. Он страстно защищает гомосексуальную мужскую любовь, отвергая все другие отношения. Его самодовольная манера речи вызывает смех у Аристофана, у которого во время этой речи началась икота.
Эриксимах
Эриксимах занимается медициной, о чём он часто напоминает всем на протяжении всего текста. Его речь, третья за вечер, расширяет идею любви за пределы межличностных отношений и включает почти все вещи на Земле, опираясь на идею гармонии в медицине как стремления к любви через действия умеренности. Его педантичная манера – это пародия. Он предложил тему вечера и вместе с Федром поддерживает разговор гостей на тему восхваления Любви.
Федр
Первый оратор на вечеринке, Федр восхваляет Любовь и поведение, которое она вызывает у людей. Он помогает своему другу Эриксимаху продолжать беседу и является одним из гостей, к которым обращаются ораторы, начиная и заканчивая свои речи.
Аристодем
Спутник Сократа на вечеринке Агатона, Аристодем рассказал Аполлодору и Фениксу историю той ночи. Читатель слышит его точку зрения и воспоминания о той ночи. Сократ встретил его непосредственно перед вечеринкой и пригласил с собой, и Аристодем ушёл перед самым рассветом вместе с Сократом.
Аполлодор
Аполлодор – рассказчик, пересказывающий речи симпозиума безымянному другу. Он не присутствовал на ужине Агатона, но услышал историю от Аристодема и проверил несколько фактов у Сократа.
Глаукон
Аполлодор пересказывает историю Глаукону, рассказывая её своему другу. Он услышал эту историю от Феникса, который услышал её от Аристодема, но рассказ Феникса содержал неверные сведения, поэтому Глаукон попросил Аполлодора пересказать ему историю.
Темы
Любовь
Любовь – центральная тема диалогов Симпозиума. Предложенная Эриксимахом в качестве темы для разговора, каждый гость решается воздать хвалу богу Эросу. Речи начинаются с описания качеств бога Любви и поведения, которое он внушает людям. Вначале Любовь описывается как обладающая красотой, мудростью и добром, но Сократ оспаривает это представление, утверждая, что Любовь находится между красотой и уродством, между мудростью и невежеством и желает добра, которым не обладает. Кроме того, Любовь – это не божество, а дух, находящийся между смертным и бессмертным.
Межличностные отношения занимают центральное место во многих речах, хотя Эриксимах распространяет любовь на гармонию в природе, а Диотима приравнивает её к философии и Красоте. Конечным объектом любви является стремление к мудрости и бессмертию, или стремление к Красоте. Алкивиад, имея личные отношения с Сократом, в своей речи уподобляет Сократа Эросу.
Обычная и небесная любовь
Тема любви к душе и любви к телу звучит во всех диалогах, причём первая является объектом гораздо более высокой похвалы, чем вторая. Первоначально это разделение возникает в речи Павсания, который строит дихотомию между обычной и небесной любовью. Обычная любовь вульгарна и часто встречается в гетеросексуальных отношениях, а Небесная любовь более достойна похвалы и встречается исключительно в мужских, гомосексуальных отношениях. Эта дихотомия подразумевается во многих речах, хотя только Павсаний так сурово осуждает гетеросексуальную любовь.
В речи Диотимы она говорит, что цель любви – размножение в красоте. Все люди беременны телом или душой, и хотя все пытаются достичь одной и той же цели – бессмертия, последняя более долговечна. Физические отношения – необходимая ступень в «восхождении к Любви», но любовь к душе – более высокая ступень, чем любовь к телу.
Отношения между любящим и любимым
Отношения влюблённых и возлюбленных не только обсуждаются в речах, но и играют роль в динамике самого симпозиума, особенно между Алкивиадом, Агатоном и Сократом. Отношения наставник-ученик были институционализированными отношениями между пожилыми и молодыми мужчинами, для обучения последних в обмен на сексуальное удовлетворение первых.
Старший мужчина был любовником, а молодой – возлюбленным, которого преследует любовник. Речи, похоже, сходятся на том, что мужские отношения, особенно такие, были высшей похвалой, практикой Небесной Любви. Они приводят к беременности в душе. Будучи первым философским произведением в западной литературе на тему Любви, знаменательно, что наиболее высоко оценивается гомосексуальная, мужская любовь.
Изображение Сократа
Характеристика Сократа в «Симпозиуме» – одна из самых подробных у Платона, и это распространённая причина, по которой люди читают это произведение. Речь Сократа – одна из самых важных на вечере, и он явно является центральной фигурой, которой восхищаются другие гости. Он участвует в диалоге между персонажами в перерывах между речами, и структура его речи наименее условна: он начинает с вопроса предыдущему оратору, как это принято в трудах Платона о нем; затем он делится рассказом о вымышленном разговоре, который он представляет как фактический.
Сократ описан как старый и непривлекательный. Он изображён как воплощение Любви, описанной Диотимой – не красивой, но ценящей красоту, не мудрой, но и не невежественной, и духом, находящимся между смертным и бессмертным. Чтобы полюбить Сократа, нужно достичь лестницы любви, то есть человек должен быть философом, чтобы полюбить Сократа. Энкомий Алкивиада описывает эти качества, а также его силу духа, и уподобляет Сократа Эросу. Однако в конце своей речи он описывает их отношения, представляя Сократа и как любовника, и как возлюбленного.
Добродетель
Добродетель Любви – ещё одна тема, занимающая центральное место в диалогах. Федр с первой же речи вводит центральную роль добродетели в человеческих отношениях. Агафон говорит о «моральном характере» Любви, который включает в себя четыре кардинальные добродетели: Справедливость, Умеренность, Храбрость и Мудрость. Хотя Агатон говорит обо всех этих добродетелях, каждый из предшественников Агатона сосредоточивался на одной из добродетелей в любви: Павсаний – на справедливости, Эриксимах – на умеренности, Федр – на храбрости, а Аристофан заменяет мудрость благочестием. Только увидев чистую Красоту, пройдя по лестнице любви Диотимы, человек рождает истинную добродетель, становясь бессмертным.
Лестница любви
«Обряды любви» объединяют речь Диотимы, которая опирается на все предыдущие речи, и после описания того, что такое Любовь, она предлагает ряд ступеней для понимания последней тайны: цели любви.
Лестница начинается с любви к одному прекрасному телу, затем к любви ко всем прекрасным телам. Это приводит к тому, что человек ценит красоту души больше, чем тела. Отсюда он переходит к любви к деятельности, законам и обычаям, от которых он переходит к различным видам знания. Затем человек увидит красоту знаний и станет любителем мудрости, или философом, чтобы познать и полюбить высший объект любви, Красоту, на основе которой он породит добродетель.
Форма Красоты
Форма красоты описана в диалогах, особенно в диалоге Диотимы. Цель платоновских форм – объяснить конечную реальность, из которой проистекает все остальное, и это одна из таких форм. Форма Красоты – это объект Любви, конечная цель лестницы Диотимы. Она чиста, неизменна, и её нельзя увидеть глазами или пока человек не совершит «обряды любви». Несмотря на множество видов любви, все они направлены на Красоту, которая, достигнув её, позволяет человеку родить «истинную добродетель», ведущую к бессмертию.
- В Великом Новгороде прошел II Международный научный симпозиум Национального комитета ИКОМОС, Россия «Памятники всемирного культурного наследия – проблемы и перспективы»
- «Федр» Платона, краткое содержание
- «Философские беседы. Евтифрон. Апология Сократа. Критон. Федон» Платона, кратко
- «Евтифрон» Платона, краткое содержание
- «Горгиас» Платона, краткое содержание
- «Теэтет» Платона, краткое содержание
- «Республика» Платона, описание и анализ
- Горгиас
Комментирование недоступно Почему?