«Держи аспидистру в полёте» Джорджа Оруэлла, краткое содержание читать ~15 мин.
Опубликованный в 1936 году роман «Держи аспидистру в полёте» является одним из ранних романов известного писателя и активиста Джорджа Оруэлла. Гордон Комсток – главный герой романа, и его главная цель – бросить вызов тому, что делает общество – прославлению денег и статуса. Пытаясь оградить себя от этого эгоистичного мира, с ним впоследствии происходит несколько плохих вещей, которые приводят к основным конфликтам повести. Написанная до провозглашённых «1984» и «Фермы животных», книга «Держи аспидистру в полёте» – это ещё один из великих взглядов Оруэлла на литературу и мир.
Джордж Оруэлл родился 25 июня 1903 года в Британской Индии. Наиболее известный как автор антиутопических романов «1984» и «Ферма животных», он является одним из самых известных авторов 20-го века, а слово «оруэлловский» было названо в его честь для обозначения периода времени или концепции, которая кажется всемогущей. Урождённый Эрик Артур Блэр, Оруэлл изменил своё имя, чтобы не смущать родителей и не сообщать им о том, что он пишет. Некоторое время Оруэлл работал телеведущим на BBC, но все его голосовые записи таинственным образом исчезли, что привело к некоторым заговорам о нем.
Сюжет
Гордон Комсток – настолько стереотипный Сердитый Молодой Человек, что он почти пародия на себя самого, озлобленного и исполненного ненависти. Он объявил войну деньгам – хотя, кажется, у него их никогда нет – потому что считает, что общество слишком одержимо ими и находится в их власти. В знак протеста против того, как общество, похоже, контролируется желанием заработать деньги, он бросает работу копирайтера в рекламном агентстве в Лондоне – работу, в которой он действительно был очень хорош и которая сулила хорошие перспективы для его продвижения по службе и заработка в будущем. Вместо этого он намеренно устраивается на низкооплачиваемую работу и заявляет, что посвятит себя поэзии.
Гордон фактически вырос в богатой семье, но их звезда идёт на убыль. Наследственные деньги практически иссякли, но это не мешает Гордону чувствовать себя крайне раздражённым тем, что ему приходится зарабатывать на жизнь трудом. Выходец из знатной и высокопоставленной семьи, он считает, что его семья должна содержать его, пока он преследует свои литературные мечты.
Чувство собственного достоинства Гордона – это основа его существа. Не особенно приятный человек поначалу, он становится прямо-таки отвратительным, когда сталкивается с жизненными трудностями, такими как писательский блок и самообвинения в денежных проблемах. Он стал посмешищем и мелочен в отношениях со своей семьёй. Он также становится психически неуравновешенным.
Чтобы оплачивать основные счета – еду, аренду крошечной квартиры – он работает неполный рабочий день в небольшом книжном магазине, принадлежащем человеку по имени мистер Маккини. В свободное от работы время он работает над своей поэзией, которую он назвал своим «магнум опусом» – довольно грандиозное название для того, что представляет собой книгу стихов о его лондонских днях.
С каждым днём Гордон становится все более парадоксальным: он испытывает определённое удовольствие от своего скудного существования, как будто он доказывает что-то миру своей нарочитой бедностью, но в то же время он ненавидит бедность и возмущается тем, что живёт не так, как окружающие его люди.
Чем меньше у Гордона денег, тем больше он зацикливается на том, что деньги – корень всех пороков характера. Ему кажется, что никто больше не является настоящим или подлинным, потому что все человеческие отношения испорчены преклонением людей перед деньгами и тем, как они выступают в качестве социального индикатора. Его раздражает тот факт, что девушки не находят его привлекательным, но если бы у него было больше денег, они бы нашли.
Удивительно, но у Гордона действительно есть девушка: они с Розмари раньше вместе работали в рекламном агентстве, но её все больше расстраивает его финансовое положение. Ему даже приходится занимать деньги, чтобы купить ей выпивку в пабе.
У Гордона не так много друзей. Филипп Равелстон, однако, остаётся последним, когда дело доходит до дружбы со все более недоброжелательным Гордоном. Равельстон – марксист. Он издаёт марксистский журнал и является так называемым социалистом-шампанским, то есть он согласен с принципами социализма, но сам живёт очень хорошо, комфортно и богато. Это является предметом разногласий в дружбе между двумя мужчинами, но Равелстон все же пытается помочь Гордону скрыться под радаром, издав очень тоненький томик его сочинений и напечатав несколько его эссе.
Одним из главных разочарований в жизни Гордона, помимо его бедности, являются его отношения с Розмари, прежде всего её отказ заниматься с ним сексом до свадьбы. Однако она рада провести время вместе и предлагает провести день за городом. Деревенский воздух и время, проведённое вместе, кажется, ослабляют защиту Розмари, и Гордон тоже приободряется, полагая, что убедил её заняться с ним сексом. Желая покрасоваться перед ней, он решает пообедать в ресторане отеля с завышенными ценами и низким уровнем обслуживания. Счёт уничтожает деньги, которые он отложил на всю поездку. Он берет в долг у Розмари, напоминая ей, что ей придётся содержать обоих, если они в конце концов поженятся. Когда Розмари отказывается заниматься с ним сексом, потому что он не взял с собой контрацептивы, он злится и обвиняет её в том, что она отказывает ему, потому что у него нет денег, и потому что она не хочет забеременеть, зная, что не может позволить себе бросить работу, чтобы растить ребёнка.
После спорной ночной вечеринки с Розмари и Равелстоном, в конце которой Гордона штрафуют за пьянство и нарушение общественного порядка, об этом инциденте узнает репортёр и пишет об этом небольшую заметку в местной газете. Босс Гордона видит статью и увольняет его. Не получая денег, его поэтические соки иссякают.
Его жизнь катится по спирали вниз. Он устраивается на работу в библиотеку, где платят меньше, чем на прошлой работе, но ценит её за полное отсутствие требований к нему; она не требует ни амбиций, ни усилий, ни размышлений. Он снимает грязную комнату в грязном доме в ужасном районе. В этот момент его сестра Джулия и его теперь уже бывшая подруга Розмари решают, что необходимо что-то вроде интервенции. Они хотят убедить его вернуться в рекламное агентство.
Розмари случайно заходит к нему, хотя она избегала его, и они занимаются сексом без каких-либо эмоций. После очередного перерыва в общении Розмари приходит к Гордону в библиотеку, когда он работает, и говорит ему, что беременна его ребёнком. Гордон оказался на перепутье своей жизни: он может оставить Розмари воспитывать ребёнка в одиночку, подвергаясь остракизму со стороны семьи и вежливого общества в целом за то, что она незамужняя мать, или жениться на ней, найти работу и снова стать респектабельным.
Гордон выбирает респектабельность, беременность Розмари становится для него предлогом вернуться на работу с единственной целью – зарабатывать деньги, ссылаясь на её положение как на причину, позволяющую сделать это без ущерба для того, что он считает своими основополагающими принципами. Они снимают приятную квартиру на Эджвер-роуд, в самом центре пригорода, где живут представители низшего среднего класса. Гордон покупает растение аспидистра для их гостиной. Теперь их дом выглядит так же, как и все остальные. Преображение Гордона завершено.
Список персонажей
Гордон Комсток
Комсток – герой романа, которого часто считают похожим на самого Оруэлла, но ему очень трудно понравиться, потому что он прежде всего имеет право на жизнь и обижен. Несколько поколений назад семья Гордона была богатой и принадлежала к высшему классу, но унаследованные деньги были утеряны, и теперь все нынешние Комстоки вынуждены зарабатывать на жизнь трудом, что вызывает у Гордона глубокое недовольство.
Он считает, что имеет право на поддержку своей семьи, пока он находит себя в качестве поэта. Хотя несколько его стихотворений были опубликованы в небольшом томике, ему трудно выразить себя на бумаге, и большую часть времени он страдает от писательского блока. Его представление о себе иногда грандиозно; он называет свои стихи «magnum opus».
Гордон обижается на людей с деньгами, и в какой-то момент эта обида переросла в обиду на сами деньги. Он считает, что деньги слишком высоко ценятся в обществе и что им придаётся слишком большое значение. Например, когда Розмари не хочет спать с ним, потому что у него нет контрацептивов, он сердится на неё и говорит, что если бы она не боялась потерять работу и зарплату, она бы не боялась заводить ребёнка.
Гордон обладает талантом пускать себе пулю в ногу; именно тогда, когда кажется, что его жизнь налаживается, он бросает работу. После того как его увольняют с подработки, он вынужден устроиться на ещё менее оплачиваемую работу, поселиться в одной комнате в доме с ужасной хозяйкой и занимать деньги, чтобы купить пинту пива в пабе.
Иногда кажется, что он и в самом деле хотел бы вернуться в вежливое общество, потому что жизнь в нищете, которую он сам себе навязал, немного утомила его, но гордость не позволяет ему сделать это. Поэтому беременность его девушки – это благословение для него; он может вернуться на работу под видом «правильного поступка», не отказываясь от своих принципов. В конце романа Гордон живёт обычной жизнью среднего класса в пригороде, дополненной растением аспидистра в окне гостиной.
Розмари Уотерлоу
Розмари – многострадальная подруга Гордона. В романе нам не удаётся узнать её особенно хорошо; мы знаем, что она познакомилась с Гордоном, когда они вместе работали в рекламном агентстве, знаем, что она продолжает там работать, и знаем, что она работает за кулисами, чтобы его работа оставалась открытой для него в надежде, что она и его сестра смогут убедить его вернуться туда. Мы также знаем, что она хорошая девушка из хорошей семьи, и если она родит ребёнка вне брака, то будет подвергнута остракизму.
Помимо этих основных сведений о её жизни, мы мало что узнаем о её характере. Она – парадокс во многих отношениях; она кажется достаточно сильной, чтобы манипулировать Гордоном, отказываясь спать с ним в одну минуту, проводя с ним день в другую; уступая ему, а затем исчезая на месяц или около того без единого слова. Мы узнаем, что она в хороших отношениях с его сестрой и что обе женщины пытаются вмешаться в разладившуюся жизнь Гордона.
В конце романа Розмари, гораздо более уравновешенная, чем Гордон, менее условно относящаяся к среднему классу, чем Гордон, борется с ним на каждом шагу за приобретение аспидистры.
Филип Равелстон
Ещё один персонаж, основанный на реальном человеке, Равелстон – социалист, издающий марксистский журнал и в то же время ведущий разгульную жизнь на семейные деньги. Он один из немногих, кто остаётся другом Гордона даже в самых неприятных ситуациях, и даже пытается помочь ему, уговаривая знакомого в издательской индустрии опубликовать небольшой сборник его стихов. Гордон так и не узнает, что именно Равелстон помог ему стать опубликованным поэтом.
Равелстон неравнодушен к женщинам и агрессивно флиртует с Розмари, что заставляет её чувствовать себя неловко, а Гордона – злиться. На протяжении всего романа они остаются своего рода друзьями.
Джулия Комсток
Несмотря на то, что Джулия происходит из той же семьи, что и Гордон, ей не свойственно чувство собственного достоинства или обида на то, что ей приходится работать. Она не видит себя в каком-то грандиозном свете и не считает, что не должна работать, как все остальные. Джулия и Гордон – пример спора о природе и воспитании, поскольку очевидно, что именно природа Гордона, а не то, как его воспитывали, делает его таким неприятным и мелочным.
Джулия не является ни тем, ни другим. Она очень заботится о своём брате и неоднократно помогала ему материально, несмотря на то, что он беден по собственному выбору, а также несмотря на то, что она не может себе этого позволить, поскольку у неё не намного больше денег, чем у него.
В конце концов, Джулия тоже теряет терпение от идеологической бедности Гордона и вступает в сговор с Розмари, чтобы заставить его вернуться на работу.
Мистер Маккини
Мистер Маккини – шотландец, заведующий книжным магазином, где Гордон работает на полставки. Он ленив, но порядочен. Он не пьёт и не одобряет тех, кто пьёт, но любит побаловать себя табаком.
Мистер Эрскин
Гордону удаётся выставить мистера Эрскина дураком, позволив ему повысить его в рекламном агентстве «Альбион», а затем быстро уйти. Эрскин – менеджер по работе с клиентами компании и видит огромный потенциал в способностях Гордона как копирайтера. Он по-прежнему убеждён, что у него есть талант, и по просьбе Розмари предлагает ему вернуться на прежнюю работу.
Темы
Поклонение общества деньгам
Гордон, главный герой книги, считает, что общество судит о каждом человеке по количеству денег, которые он зарабатывает, и по вещам, которые он накопил. Постепенно это перерастает в неприятие денег и той власти, которую они имеют над людьми. Поэтому Гордон решает отыграться на деньгах, не имея их, и показать, что он может прожить вполне достойную жизнь в бедности. Единственная проблема с этим планом заключается в том, что он не может жить достойно в бедности; он живёт ужасно, и каждый раз, когда он становится хуже в финансовом отношении, его жизненный опыт ухудшается.
Гордон также считает, что если бы у него было больше денег, он был бы более привлекательным для женщин и людей в целом. Ему не приходит в голову, что именно его личность отталкивает женщин и людей в целом. Ему удаётся избежать самоанализа, обвиняя в своей непопулярности отсутствие денег.
Классовая система в Британии
Название романа – это намёк на важность классовой системы в Британии. Каждый класс, определённый особым образом, имеет свои собственные идиосинкразии и стереотипы. Если говорить о представителях низшего среднего класса, то их можно узнать по их насмешливым викторианским домам и большому растению аспидистра, виднеющемуся в переднем окне.
Гордон также является примером классовой системы, поскольку он происходит из богатой семьи высшего класса. К сожалению, их финансовая звезда померкла, и их «старые деньги» практически исчезли, что вынуждает Гордона и его сестру устраиваться на работу, чтобы свести концы с концами. Это ещё одна причина недовольства Гордона, и его взгляд на классовую систему окрашен чувством собственного достоинства и гневом из-за того, что его семья растратила его наследство.
Для Гордона работа в рекламном агентстве – это ужасно средний класс, но в конце романа он стереотипизирует себя, переезжая в викторианский дом и покупая аспидистру для гостиной.
Женские приличия
В романе существует очень чёткая грань между «хорошими девочками» и «плохими девочками». Ни хозяйки Розмари, ни Гордона не разрешают посетителям противоположного пола приходить к своим постояльцам в комнаты, а Розмари долгое время отказывается спать с Гордоном, потому что они не женаты. В конце концов, она сдаётся, но беременеет.
Гордон понимает, что если он не женится на Розмари, она будет подвергнута остракизму со стороны своей семьи за внебрачную беременность. Существует огромный двойной стандарт в отношении к женщинам и мужчинам в то время; стыдно быть неженатой матерью, какой, возможно, станет Розмари, но не стыдно быть неженатым отцом, как Гордон. Это пример того, как по-разному оценивались мужчины и женщины, и того, как приличия женщины считались гораздо более важными, чем её желания или чувства.
В романе присутствует тонкий вопрос об ответственности, который Гордон не может разрешить. Возможно, в его неприятии бизнеса и маркетинга есть благородство, никто не может этого отрицать, потому что он явно понимает всю несостоятельность маркетинга и капитализма, который формирует его мир, а возможно, он также буквально лишён права на истинное богатство – в конце концов, он может зарабатывать только тем, что приносит прибыль другим людям – но все же остаётся вопрос его собственной готовности столкнуться со своей личной ответственностью.
Для более детального рассмотрения дилеммы самости, с которой сталкивается Гордон, читатель может исследовать эмоциональные столкновения Гордона со смущением. В широком смысле, он чувствует себя неловко из-за социальных обязательств, которые его семья заставляет его выполнять из-за их исторического богатства и привилегий. Но их богатство уменьшается, поэтому его способность жить в соответствии с их стандартами омрачается паникой в его обществе по поводу потери богатства, поэтому он чувствует давление, чтобы спасти всю свою семью, вернуть их к богатому образу жизни, который он всегда ненавидел в любом случае.
Когда он отвергает богатство и деньги, это одновременно является отвержением восприятия жизни его семьи. Вопрос, стоящий перед ним, касается радости и счастья, поэтому его можно сформулировать как этическую проблему, потому что Гордон не видит пути вперёд. Он отвергает мировоззрение, принятое им в детстве, но, не имея нового, которое могло бы заменить его, он остаётся постоянным параноиком и не может принять решение о новом образе жизни. Он терпит поражение, но его поражение – это мученичество, которое отражает слом его общества.
Вопрос ответственности заключается лишь в том, должен ли он был стать мучеником, или он мог бы проиллюстрировать слом общества каким-то другим способом.
- «Фунты лиха в Париже и Лондоне» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Память о Каталонии» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Скотный двор» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Политика и английский язык» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Бирманские дни» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Размышления о Ганди» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Поднимаясь в воздух» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- Быть в меньшинстве и держаться правды — не значит быть безумным
Комментирование недоступно Почему?