«Лолита» Набокова, краткое содержание читать ~5 мин.
«Лолита» (англ. Lolita) — роман русско-американского писателя Владимира Набокова (рус. Владимир Владимирович Набоков, англ. Vladimir Nabokov), опубликованный в 1955 году в Париже издательством Olympia Press. Американские издательства отказались публиковать книгу из-за её скандальной тематики, однако роман почти сразу привлёк внимание литературных критиков и стал предметом общественных дискуссий. В 1958 году «Лолита» наконец вышла в США, и с тех пор неоднократно включалась в списки величайших англоязычных романов XX века.
Повествование ведётся от лица Гумберта Гумберта, профессора литературы средних лет, одержимого своей двенадцатилетней падчерицей Долорес Хейз (по прозвищу Лолита). Чтобы приблизиться к девочке, он женится на её матери, а затем отправляется с Лолитой в путешествие по Америке, где начинает сексуальные отношения с ней. Роман исследует тревожную природу этой связи и трагические последствия зависимости, лжи и манипуляции.
Книга соединяет в себе черты психологического романа, сатиры, детективной и эротической прозы. Особое место занимает образ ненадёжного рассказчика: повествование Гумберта предстаёт как субъективная исповедь, где факты искажаются в угоду его самооправданию.

Роман оказал значительное влияние на культуру. По нему снято два кинофильма: в 1962 году — режиссёром Стэнли Кубриком, в 1997 году — Эдрианом Лайном. Кроме того, по мотивам «Лолиты» создавались театральные постановки, балеты и оперы. Значение романа проявилось и в языке: слово «лолита» стало использоваться в значении соблазнительной девочки-подростка, а также дало название целому направлению в моде, связанному с подчёркнуто кукольной эстетикой.
Предисловие к «Лолите» приписано вымышленному Джону Рэю-младшему, редактору научной психиатрической литературы. Он утверждает, что рукопись — это почти не редактированная исповедь автора, скрывающегося под псевдонимом Гумберта Гумберта, который умер в тюрьме до суда. Лолита же, по словам Рэя, погибла во время родов. После этого предисловия начинается собственно повествование героя.
В начале книги Гумберт рассказывает о своём детстве во Франции. Родившись в 1910 году, он влюбился в девочку по имени Аннабел Ли на Французской Ривьере. Их связь оборвалась её смертью, и это событие стало ключевым — на протяжении всей жизни он был одержим девочками в возрасте от девяти до четырнадцати лет, которых называет «нимфетками».
Гумберт старается оправдать свою одержимость, приводя исторические и литературные примеры взрослых мужчин с юными возлюбленными. Он живёт в Париже, пытается строить обычные отношения, даже вступает в кратковременный брак с женщиной по имени Валерия, которая вскоре уходит от него. Перед Второй мировой войной он эмигрирует в США.
В Америке он пишет учебники и поселяется в городке Рамсдейл, где снимает комнату у вдовы Шарлотты Хейз. Её дочь Долорес поражает его сходством с Аннабел. Хотя Гумберт не испытывает любви к Шарлотте, он женится на ней ради близости к Лолите. В дневнике он записывает свои мысли и планы относительно девочки. Когда Шарлотта случайно находит записи, она убегает из дома и трагически погибает под колёсами автомобиля.
Гумберт забирает Лолиту из летнего лагеря. Он скрывает правду и увозит её в отель «Зачарованные охотники», где намеревается усыпить девочку, но не решается. Наутро Лолита сама признаётся, что у неё уже был сексуальный опыт, и отношения с Гумбертом вступают в физическую фазу. Позже он открывает ей правду о смерти матери. Их совместные путешествия превращаются в череду остановок по мотелям и дорогам Америки.
Во второй части романа Гумберт изображает из себя отца Лолиты, а она всё больше тяготится зависимостью от него. Они едут из города в город: он — в роли контролирующего взрослого, она — в роли жертвы, вынужденной подчиняться. В городке Бёрдсли Лолита адаптируется к школьной жизни, Гумберт — к роли учителя, хотя их тайная связь продолжается. Постепенно отношения осложняются: Лолита требует деньги, свободу и участие в школьной постановке того же «Зачарованного охотника», пьесы, авторство которой принадлежит Клэру Куилти. Гумберт ошибочно считает, что пьесу написала женщина.
Вскоре Лолита требует вернуться к путешествиям. В пути Гумберт замечает их преследователя — загадочного мужчину, с которым Лолита, как ему кажется, тайно общается. Когда девочка заболевает и попадает в больницу, она исчезает. Гумберт долго уверен, что её похитили.
Постепенно из различных намёков, записей и каламбуров в регистрационных книгах отелей он догадывается, что за ними следил именно Клэр Куилти. Лолита же вступила с ним в связь по собственной инициативе. Спустя годы она пишет Гумберту письмо: сообщает, что замужем, беременна, живёт в маленьком городке и нуждается в деньгах.
Гумберт встречает её уже взрослой и узнаёт, что муж Лолиты не имеет отношения к её исчезновению. Истинным спутником был именно Клэр Куилти, драматург и постановщик, любовник Лолиты. Он увёз её на своё ранчо, но затем выгнал, когда она отказалась сниматься в порнографическом фильме. Понимая, что Лолита никогда не любила его, Гумберт оставляет ей деньги. Затем он находит Куилти и убивает его в своём особняке.
На страницах рукописи из тюрьмы Гумберт размышляет о своём псевдониме и утверждает, что, несмотря на всё произошедшее, увековечивает Лолиту в своём искусстве.
Роман вызвал острые споры о морали, цензуре и свободе художественного высказывания. Набокова одновременно обвиняли в оправдании педофилии и восхваляли за филигранный язык и сложность повествования. Сегодня «Лолита» рассматривается как один из важнейших романов XX века, где сталкиваются тема одержимости и искусство психологической прозы.
Комментирование недоступно Почему?