«Память о Каталонии» Джорджа Оруэлла, краткое содержание читать ~15 мин.
В 1938 году Джордж Оруэлл опубликовал «Память о Каталонии», автобиографический роман, в котором подробно описал своё участие и опыт участия в гражданской войне в Испании. Война велась между левыми республиканцами, которые были созданы в союзе с анархистами и коммунистами, и аристократическими националистами во главе с генералом Франко. Аристократы Франко в конечном итоге одержали победу, и он правил Испанией до своей смерти в ноябре 1975 года.
Предсказуемо, Оруэлл сражался на стороне марксистов, служа в их ополчении сначала рядовым, затем капралом и, наконец, лейтенантом. Марксистская организация была известна как Рабочая партия марксистского объединения и была объявлена незаконной, что делало членство в её ополчении тюремным заключением.
Оруэлл мог сделать одно из двух: продолжать сражаться и столкнуться с тюремным заключением или бежать. Учитывая, что он вступил в организацию случайно, это была серьёзная дилемма. Оруэлл, всегда привилегированный, ярый коммунист, хотел вступить в советские Интернациональные бригады, но, подав заявление через Британскую коммунистическую партию, лидер которой сразу же невзлюбил Оруэлла, получил отказ.
Оруэлл служил на Арагонском фронте, расположенном в автономном регионе на севере Испании, где он попал под обстрел коммунистического ополчения, с которым они должны были быть союзниками. Он едва не погиб, когда снайпер выстрелил ему в горло. Пока он выздоравливал, его и его жену Эйлин, которая в то время гостила у него, обвинили в троцкизме. Они вернулись в английскую сельскую местность, а затем во французское Марокко, где Оруэлл, несмотря на ухудшающееся здоровье, оставался увлечённым и одержимым гражданской войной в Испании.
Сначала Оруэлл отправил рукопись своему издателю, издательству Gollancz, которое отвергло её из-за своих коммунистических симпатий, оскорблённых критикой Оруэллом коммунистов в Испании. Ему больше повезло с Фредериком Варбургом, который разделял мировоззрение Оруэлла и издавал левую и анархическую литературу. Их сотрудничество было парой, созданной на небесах троицкистов, и Уорбург опубликовал известные классические произведения Оруэлла «Скотный двор» и «1984».
Книга была коммерческим позором, до 1950-х годов было продано всего девятьсот экземпляров. Широкая публика не проявляла особого интереса к гражданской войне в Испании и устала от левых догм, которые увековечивал Оруэлл. Продажи книги так и не восстановились, и многое из того, что Оруэлл написал в книге, было отвергнуто издателями и писателями, поддерживающими коммунистов.
Критика приняла книгу более неоднозначно, чем публика; многие критики, не согласные с Оруэллом в политическом плане, тем не менее, высоко оценили его стиль прозы и то, как он показал наивность тех, кто вовлечён в революцию, которая, по их мнению, должна изменить мир. Times Literary Supplement пренебрежительно отозвалась о книге, интересуясь, почему Оруэлл не потрудился встретиться или узнать лидеров, прежде чем боготворить или очернять их.
Небольшое оживление продаж и осведомлённости о книге произошло, когда она была впервые опубликована в Америке, с предисловием известного писателя Лайонела Триллинга, что придало Оруэллу дополнительное уважение в левых литературных кругах. Книга также стала вновь популярной в 1960-х годах, когда студенты и партизанские правительства вдохновились ею и сравнили Оруэлла с европейским Че Геварой.
Работы Оруэлла и сегодня считаются влиятельными; в 2008 году газета «Таймс» поставила его на второе место в списке пятидесяти величайших послевоенных британских авторов. Его влияние распространяется также на семантику и язык: он создал многие фразы, которые сегодня являются общеупотребительными в английском языке, но до Оруэлла просто не существовали. Даже к нашему современному телевизионному опыту прикоснулась его рука; концепция комнаты, полной незнакомых людей, за которыми наблюдают скрытые камеры, была введена Оруэллом в его романе «1984», воплотившись позже в популярное телешоу «Большой брат».
Оруэлл скончался в 1950 году, так и не дожив до возрождения популярности «Памяти о Каталонии».
Сюжет
В декабре 1936 года анархист Джордж Оруэлл прибывает в Барселону, Испания, где он сразу же чувствует себя в своей стихии, потому что здесь правят анархисты; социальная иерархия, по сути, упразднена. Даже язык изменился; больше нет «сэров» и «мэм», потому что нет языка, предполагающего, что один человек имеет более высокую ценность или ранг, чем другой. Революция идёт полным ходом, и Оруэлл рад, что оказался в месте, где существует видимость равенства. Свидетельства русского влияния встречаются повсюду, от граффити на стенах города до изменения названий улиц и мест в честь Ленина.
Несмотря на то, что Оруэлл чувствует себя комфортно в своём окружении, он все же видит некоторые очевидные проблемы с анархистским ополчением, в первую очередь то, что, несмотря на то, что работа поручена мужчинам, они в основном мальчики. Кроме того, традиционно испанский темп жизни, включающий ежедневную послеобеденную сиесту и тенденцию ждать завтрашнего дня, чтобы сделать все.
В начале следующего года Оруэлл и его до прибывают за боевые действия на передовую линию фронта в Сарагосе. Убожество и грязь местности сразу же поражают его, а винтовки, которые им выдают, столетней давности и явно не приспособлены для успешной стрельбы. Оружие, которым пользуются их противники, более чем способно стрелять, и пуля едва минует Оруэлла благодаря его быстрым рефлексам и тому, что он успевает увернуться.
Представляя себе участие в анархическом восстании лишь в интеллектуальном качестве, сидя в кресле у себя дома, Оруэлл обнаруживает, что большую часть времени конфликт развивается очень медленно, а война на истощение в реальной жизни очень скучна. Противоборствующие армии окопались в своих траншеях, и хотя они забрасывают друг друга словесными боеприпасами, битва, кажется, застопорилась. Единственное, что делает этот опыт приятным для Оруэлла, – это очевидное равенство, существующее в рядах ополчения. Ополченцы подчиняются приказам, потому что они хотят этого и потому что они видят, что приказы, которые им отдают, имеют какую-то цель, кроме того, что они просто говорят им, что делать. Они воспринимают приказы как средство достижения цели.
После трёх недель, проведённых на фронте в лютый холод, Оруэлл и другие английские ополченцы из его подразделения отправляются в Монте-Оскуро по приказу Независимой рабочей партии, марксистского ответвления традиционной Британской рабочей партии. Находясь там, бойцы узнают о падении Малаги в пользу националистов, которое, как они понимают, должно было произойти из-за предательских действий коммунистической группы, которая должна была поддерживать анархистов. В феврале подразделение Оруэлла отправляют за пятьдесят миль в Уэску, где ополченцы пытаются вернуть город. Это коммерческая столица провинции Арагон, и поэтому она играет ключевую роль в борьбе за господство. Он также невероятно и умопомрачительно скучен. Оруэлл отмечает, что самое интересное, что там происходит, – это смена времён года. Там также есть вши и грызуны; Оруэлл, который до этого так или иначе не испытывал никаких чувств к крысам, попадает в больницу с заражением крови после укуса крысы, что также вызывает фобию крыс на всю жизнь.
Наступление на Уэску на самом деле является отвлекающей атакой, призванной отвлечь большинство солдат националистов от главного района города, который был занят анархистами. Взвод Оруэлла захватывает позицию националистов, а также крадёт оружие и боеприпасы, которые намного новее и по своей сути более функциональны, чем те, что им выдали. Этот рейд – самый значительный вклад Оруэлла в боевые действия.
Когда три месяца спустя Оруэлл возвращается в Барселону, произошедшие изменения выглядят так, как будто прошло три года, но в то же время часы переведены на три года назад. Классовые различия в обществе вновь появились, и уже есть признаки того, что между богатыми и бедными существует разделение. Оруэлл настолько возмущён, что хочет оставить свой собственный полк и присоединиться к анархистам. Он принимает участие в уличных боях, вспыхнувших по всей Барселоне. Это разочаровывает его; хотя формально он сражается вместе с рабочим классом, уличная борьба кажется ему ниже его достоинства и явно неинтеллектуальной, не имеющей ничего общего с какой-либо политической или социальной идеологией. Когда он наконец возвращается к более организованным боевым действиям на фронте, его военная карьера резко обрывается, когда снайпер стреляет ему в горло. Он попадает в госпиталь, где после долгой серии обследований его официально признают негодным к боевым действиям, но не вовремя, чтобы избежать статуса беглеца; его организация POUM была объявлена незаконной, и поэтому быть её членом теперь незаконно. Он убегает из своего номера в отеле, чтобы избежать ареста.
Когда его жена приезжает навестить его, они совершают побег, перебравшись через границу Пиренеев во Францию, без проблем и стычек.
Список персонажей
Джордж Оруэлл
Для автора «Homage To Catalonia» служит мемуарами Оруэлла о его работе репортёром во время гражданской войны в Испании. Книга представляет собой размышления Оруэлла о войне, идеологии и Испании в качестве левого добровольца во время гражданской войны в Испании. Книга представляет собой в основном анекдоты Оруэлла о его работе в Барселоне в качестве добровольца, участвующего в военных действиях. Хотя он вступает в войну, оптимистично оценивая её цели, к концу войны Оруэлл разочаровывается во всей этой истории. Он бежит из Испании, когда P.O.U.M. (его идеологическая фракция) была подавлена. После войны Оруэлл возвращается в Англию.
Жена Оруэлла
Жена Оруэлла, которая приехала с ним в Испанию. Хотя в повести она не названа (ее настоящее имя – Эйлин Блэр), жена Оруэлла поддерживала его на протяжении всей войны. В конце книги она помогает Оруэллу бежать из Испании, спрятавшись в своём номере в отеле. Жена Оруэлла помогает ему избежать властей через Барселону, когда деятельность P.O.U.M. подавляется и Оруэллу приходится бежать из Испании. Получив паспорт, Оруэлл и его жена возвращаются в Англию.
Итальянский милиционер
Несмотря на то, что Оруэлл появляется в книге лишь вскользь (Оруэлл даже не знает его имени), итальянский милиционер – самый важный персонаж во всей книге. Воспоминание Оруэлла об итальянском ополченце – это первое важное воспоминание о гражданской войне в Испании. Все воспоминания Оруэлла вытекают из его мимолётной встречи с ополченцем по прибытии в Испанию. Образ, который, по мнению Оруэлла, определяет всю войну в ретроспективе.
Жорж Копп
Бельгийский доброволец и член P.O.U.M., которого Оруэлл встречает во время гражданской войны в Испании. Копп несколько раз появляется в книге на передовой и является важным офицером с его отношениями с Оруэллом. Копп служит для Оруэлла идеальной моделью идеологического солдата, но это не спасает Коппа к концу книги. Кульминация книги начинается, когда P.O.U.M. объявляют вне закона, а Коппа арестовывают. В конце книги Оруэлл пытается вызволить Коппа из тюрьмы, но ему это не удаётся.
П.О.У.М.
P.O.U.M. или Partido Obrero de Unificacion Marxista (Рабочая партия марксистского объединения) – это испанская политическая партия, к которой Оруэлл присоединяется после вступления в Гражданскую войну в Испании. P.O.U.M. была одной из основных политических организаций среди многочисленных фракций во время гражданской войны в Испании. Сама P.O.U.M. была радикальной левацкой группой, которая к концу войны была подавлена сталинистскими элементами Каталонии. В результате подавления многие члены P.O.U.M. были арестованы, исчезли и казнены. В связи с этим к концу книги Оруэлл бежит из Испании из-за жестокого подавления. Последнее событие, которое полностью омрачает его впечатления от гражданской войны в Испании.
Темы
Классовое разделение
Одна из вещей, которую Оруэлл особенно ненавидит в Британии, – это классовая структура и строго придерживающееся классовое деление, которое делает практически невозможным перемещение между классами по восходящей линии. Одна из вещей, которая привлекает его в ополчении в Испании, – это равенство, которое, кажется, существует во всем социальном спектре. Особенно в Барселоне, когда он впервые прибывает в город, он с удовольствием отмечает, что здесь нет никаких признаков прежнего разделения между классами, и что любые упоминания в языке, намекающие на то, что один класс или человек выше другого, были удалены – такие слова, как «сэр» и «мадам» больше не используются. Он также отмечает, что к рабочим классам относятся так же, как и к высшим. Таково представление Оруэлла об утопическом обществе.
Однако, когда он возвращается в Барселону всего через три месяца, эти изменения, к его разочарованию, сменились на противоположные. Снова существует классовое разделение, потому что без него невозможно было иметь успешное ополчение или вооружённые силы. Если никого не обучать, не считать и не уважать как лидера, а значит, превосходящего других, то получается беспринципный сброд, который не может сражаться. Оруэлл не видит этого и просто сокрушается по поводу факта, считая, что неумелость коммунистических сил стала причиной столь быстрого возвращения к статус-кво.
Предательство / измена
Коммунисты и POUM создали альянс с целью борьбы с Франко и лоялистами; однако, когда Малага, важный морской порт, захватывается лоялистами, которые, похоже, заранее знали о планируемом нападении, Оруэллу и другим становится очевидно, что коммунисты предали левый альянс и предупредили лоялистов о том, что должно произойти. Этот вид предательства является тематическим как в книге, так и в самой войне. По сути, это должна была быть легко разделяемая война двух сторон, левого и правого крыла, но это было не так. У каждой фракции была своя цель участия в войне, и каждая из них в разное время понимала, что очевидным завершением войны будет победа генерала Франко, поэтому политически и стратегически было важнее создать своего рода союз с ним, а не со своими идеалистическими коллегами. Франко будет иметь дело только с одной из групп, поэтому предательство марксистского альянса было единственной возможностью, которая, по мнению коммунистов, могла повлиять на будущее Испании.
Военная хитрость
POUM и их альянс – не самые подготовленные силы в мире, и уж точно не самые хорошо вооружённые. Их винтовки были практически антиквариатом, им было более ста лет, и они настолько заржавели, что едва стреляли. Стратегические знания были минимальными. Во время первого общения со своим подразделением Оруэлл отметил, что они обучали мальчиков выполнять работу мужчин, а также то, что мальчики не понимали, зачем они воюют. Отсутствие основ во всех областях ведения войны – стратегии, вооружения и понимания цели учений – с самого начала делало практически невозможным процветание левого альянса в войне.
Растущий политический цинизм
В ходе пережитого Оруэлл развил в себе чувство политического цинизма, которое проявилось в его поздних произведениях, особенно в романе «Ферма животных». Он считал себя коммунистом, но понял, что коммунисты относятся к рабочему классу не более разумно, чем фашисты или основные партии, что привело его к замечанию «все животные равны, но некоторые равнее других» в «Ферме животных». Он определённо разочарован, и это разочарование тем более усиливается, что до войны он так искренне верил в советскую машину. Это разочарование переходит в политический цинизм; в книге язвительно описывается поведение коммунистов и то, как они бросили ПОУМ под автобус; она также жестока, когда описывает то, как фашисты обращались с руководством ПОУМ, которое было казнено без суда и следствия. В конце книги он считает, что если бы испанские коммунисты были лучше подготовлены и вооружены, то они не были бы так зависимы от России, и поэтому исход войны мог бы быть другим.
Мемуары Джорджа Оруэлла «Homage To Catalonia» размышляют о тщетности идеологии в гражданской войне в Испании. В своём личном рассказе о конфликте Оруэлл размышляет о том, как он находился на передовой в Каталонии, сражаясь с наступлением националистов. То, что начиналось как наивное желание освободить Испанию от фашистского контроля, заканчивается полным разочарованием Оруэлла в гражданской войне в Испании и идеологической борьбе в целом.
Будучи журналистом, Оруэлл приехал в Испанию в поисках поддержки POUM (Рабочей партии марксистского объединения) в этом конфликте. Оруэлл вступил в войну в качестве иностранного добровольца, полностью поддерживая дело и усилия антифашистов. Однако на протяжении всей книги неспособность множества различных испанских анархистских и коммунистических/социалистических/марксистских фракций объединиться меняет восприятие Оруэлла. От плохого командования на поле боя, нехватки припасов, неудачных военных действий и почти ареста к концу книги, «Память о Каталонии» отражает неспособность левых идеологий (в основном анархизма) объединиться против надвигающейся угрозы фашизма в Европе в то время (в глазах Оруэлла).
Оруэлл посвящает большую часть книги разговору о том, как догмы идеологии не смогли послужить антифашистскому делу. Он обвиняет испанские идеологические разногласия в том, что они подвели войска, сражавшиеся против националистического фронта Франко. В то время как националисты боролись за единое дело объединения Испании, испанские левые не смогли договориться о деле объединения Испании. Анекдоты Оруэлла показывают, как идеологическое разделение в военных усилиях. Идеологическая пропаганда войны скрывала любую прямую причину или повод для её ведения. Не имея чёткого направления, левое дело погрязло в междоусобицах и буквально завязло в окопах.
В конечном итоге Оруэлл приходит к выводу, что любая чистая идеологическая «революция» была саботирована в ходе гражданской войны в Испании, что положило конец его оптимизму в отношении этого дела. Побег Оруэлла из Испании окончательно подтверждает его отношение ко всему этому делу. Однако сквозь все это Оруэлл все ещё видит невинный образ Испании. Испании, которая была до того, как Гражданская война заслонила её красоту. Затем Джордж Оруэлл возвращается в Англию, где оба образа Испании кажутся далёкой фантазией.
Книга завершается как дань уважения идеологическому провалу Каталонии.
- «Фунты лиха в Париже и Лондоне» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Держи аспидистру в полёте» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Скотный двор» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Политика и английский язык» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Бирманские дни» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Размышления о Ганди» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Поднимаясь в воздух» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- Быть в меньшинстве и держаться правды — не значит быть безумным
Комментирование недоступно Почему?