«Преступление и наказание», краткое содержание читать ~11 мин.
«Преступление и наказание» — роман русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в 1866 году в журнале «Русский вестник». Роман повествует о духовном и психологическом пути Родиона Раскольникова, бывшего студента, который совершает убийство, чтобы проверить свою теорию о «сверхчеловеке». В произведении исследуются глубины его душевного распада и путь к осознанию моральных последствий своего поступка.
Достоевский признан одним из величайших мастеров психологического романа в мировой литературе и ключевой фигурой русской классики. Его произведения, включая «Преступление и наказание», многократно адаптировались для кино, телевидения и театра.
Сюжет, кратко
«Преступление и наказание» рассказывает историю Родиона Раскольникова, бывшего петербургского студента, который планирует и совершает убийство старухи-процентщицы и её сводной сестры. Борясь с чувством вины и собственными теориями, он встречает Соню, молодую женщину, вынужденную заниматься проституцией. В конце концов он является с повинной в полицию, находя искупление через признание и каторгу.
Бедный и охваченный гордыней молодой студент Родион Романович Раскольников убеждает себя в том, что он — необыкновенный человек. Он разрабатывает теорию, согласно которой выдающимся людям дозволено совершать преступления во имя «всеобщего блага». Раскольников живёт в крошечной каморке, похожей на гроб, тратит последние деньги на странные, импульсивные акты помощи другим и вынашивает план ужасного деяния, которое должно доказать его превосходство.

Наконец, Раскольников решается проверить свою теорию на практике. Он топором убивает старуху-процентщицу Алёну Ивановну, которую считает бесполезной «вошью» на теле общества. Жертвой становится и её кроткая сводная сестра Лизавета, случайно вернувшаяся в квартиру. Раскольникову удаётся скрыться с места преступления, но вскоре он заболевает горячкой и проводит несколько дней в беспамятстве в своей тесной квартирке.
![]()
Психологизм в «Преступлении и наказании» Фёдора Достоевского
Фёдор Михайлович Достоевский считается одним из величайших мастеров психологической прозы в мировой литературе. Его роман «Преступление и наказание» – глубокое исследование человеческой души, раскрывающее сложнейшие процессы сознания и подсознания, мотивы поступков и их психологические последствия.
Действие романа разворачивается в Петербурге середины XIX века. Достоевский с пугающей реалистичностью описывает городские трущобы, узкие улочки, душные кабаки и нищету, которая толкает людей на отчаянные поступки. Петербург в романе — не просто фон, а полноценный персонаж, давящий на героев, усиливающий их душевные терзания и создающий атмосферу безысходности.
Придя в себя, Раскольников узнаёт, что его сестра Дуня (Авдотья Романовна) собирается выйти замуж за состоятельного, но надменного дельца Петра Петровича Лужина. Раскольников в ярости, так как понимает, что Дуня жертвует собой ради его благополучия. Когда Лужин навещает Раскольникова в Петербурге, Родион в гневе оскорбляет будущего родственника и выгоняет его.
Едва оправившись, Раскольников тайно уходит из дома. Каждый день после убийства он лихорадочно читает газетные хроники. Получив повестку по делу о неуплате долга за квартиру, он идёт в полицейскую контору. Там, услышав разговор об убийстве, он падает в обморок, чем вызывает первые подозрения. Выбежав на улицу, Раскольников видит, что его недавнего знакомого по трактиру, чиновника Мармеладова, раздавила карета.
Мармеладова приносят в его нищую квартиру, где тот умирает на руках у семьи. Сочувствуя горю его жены и особенно старшей дочери Соне, Раскольников отдаёт им все свои деньги на похороны.
Вернувшись к себе, Раскольников с удивлением встречает мать (Пульхерию Александровну) и сестру. Они приехали в столицу для подготовки к свадьбе Дуни и Лужина. Разгневанный Родион ставит ультиматум: он запрещает сестре выходить замуж за Лужина.
В Петербург также прибывает бывший работодатель Дуни, помещик Аркадий Иванович Свидригайлов. Когда-то его домогательства к Дуне вызвали скандал, едва не разрушивший её репутацию. Теперь, овдовев, Свидригайлов надеется соблазнить девушку.
Воспоминания об убийстве терзают Раскольникова. Узнав, что следователь Порфирий Петрович допрашивает всех клиентов убитой процентщицы, Раскольников сам идёт к нему под предлогом возврата заложенных вещей. Его странный разговор с Порфирием только усиливает подозрения следователя. Позже Раскольников знакомится ближе с Соней Мармеладовой. Он жалеет девушку, которую нищета вынудила стать проституткой, и обещает на следующий день назвать ей имя убийцы Алёны Ивановны и Лизаветы.
Порфирий снова допрашивает Раскольникова. Следователь уверен в его виновности, но прямых улик у него нет. Раскольников приходит к Соне и признаётся ей в содеянном. Их разговор подслушивает Свидригайлов, живущий в соседней комнате. Позже он пытается шантажировать Дуню, предлагая ей спасти брата в обмен на её благосклонность. Она отказывает и стреляет в него из револьвера, но промахивается. Поняв, что Дуня его никогда не полюбит, Свидригайлов отпускает её, а на следующий день совершает самоубийство. Впоследствии Дуня выходит замуж за друга Раскольникова, Дмитрия Прокофьевича Разумихина.
После того как в убийстве ложно сознаётся маляр Миколка, к Раскольникову приходит Порфирий Петрович. Он прямо говорит, что знает правду, и предлагает Родиону явиться с повинной, чтобы смягчить наказание. После мучительной ночи, заручившись поддержкой Сони, Раскольников идёт в полицейский участок и даёт признательные показания. Его приговаривают к восьми годам каторжных работ в Сибири. Соня следует за ним. Там, на каторге, для Раскольникова начинается долгое и трудное духовное перерождение.
Список персонажей
Родион Романович Раскольников («Родя», «Родька»)
Главный герой романа. Бывший студент, живущий в крайней нищете в тесной каморке под крышей доходного дома. Основной драматизм романа сосредоточен на его внутреннем конфликте: сначала — решиться ли на убийство, а затем — признаться ли в содеянном, чтобы вернуться к людям. На протяжении всего романа Раскольников физически болен, его терзают отчуждение и ненависть к себе.
Софья Семёновна Мармеладова («Соня», «Сонечка»)
Возлюбленная Раскольникова и дочь Семёна Мармеладова. Соня вынуждена заниматься проституцией, чтобы содержать мачеху и её детей. Она кротка и застенчива, но при этом обладает сильной религиозной верой. Она — единственный человек, с которым Раскольников способен установить глубокую духовную связь.
Авдотья Романовна Раскольникова («Дуня», «Дунечка»)
Сестра Раскольникова. Дуня умна, горда и красива, как и её брат, но при этом нравственна и сострадательна. Она решительна и смела: расторгает помолвку с Лужиным, когда тот оскорбляет её семью, и пытается отбиться от домогательств Свидригайлова выстрелом из револьвера.
Аркадий Иванович Свидригайлов
Развращённый и циничный помещик, бывший работодатель Дуни. Свидригайлов до последнего надеется завоевать любовь Дуни. Смерть жены, Марфы Петровны, пробуждает в нём некоторую щедрость, но в целом он остаётся угрозой как для Дуни, так и для Раскольникова.
Дмитрий Прокофьич Разумихин
Друг Раскольникова по университету. Бедный бывший студент, он справляется с нуждой не озлоблением, а усердной работой. Разумихин — своего рода антипод Раскольникова; его доброта и общительность подчёркивают глубину отчуждения главного героя. Он берёт на себя заботу о Пульхерии Александровне и Дуне, фактически заменяя им Раскольникова.
Катерина Ивановна Мармеладова
Жена Мармеладова, страдающая от чахотки (туберкулёза). Болезнь проявляется в лихорадочном румянце на щеках и кровавом кашле. Она очень горда, постоянно вспоминает о своём благородном происхождении и тяжело переживает нищету.
Порфирий Петрович
Пристав следственных дел, занимающийся расследованием убийств. Порфирий Петрович — тонкий психолог, который с самого начала разгадывает замысел Раскольникова и понимает его душевное состояние. Он главный интеллектуальный противник Раскольникова, и, хотя его появления в романе редки, его незримое присутствие ощущается постоянно.
Семён Захарович Мармеладов
Титулярный советник в отставке, алкоголик, с которым Раскольников знакомится в трактире. Мармеладов осознаёт, что его пьянство губит семью, но не в силах остановиться. Остаётся неясным, была ли его гибель под колёсами кареты случайностью или осознанным самоубийством.
Пульхерия Александровна Раскольникова
Мать Раскольникова. Пульхерия Александровна глубоко предана сыну и готова пожертвовать всем ради его будущего. Даже после признания Раскольникова она не может поверить, что её сын — убийца. Её рассудок мутится от горя ещё до вынесения приговора, и вскоре после этого она умирает.
Пётр Петрович Лужин
Жених Дуни, дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой. Лужин — расчётливый, скупой и самовлюблённый человек. Его заветное желание — жениться на красивой, умной, но бедной девушке, чтобы та всю жизнь чувствовала себя обязанной ему.
Андрей Семёнович Лебезятников
Суетливый молодой человек, сосед Лужина по комнате. Лебезятников увлекается «новыми философиями», такими как нигилизм и утилитаризм, которые были популярны в Петербурге. Хотя он эгоцентричен и наивен, он всё же обладает некоторым чувством порядочности.
Алёна Ивановна
Старая коллежская секретарша, занимающаяся ростовщичеством, которую убивает Раскольников. Он презирает Алёну Ивановну, считая её «вошью», наживающейся на бедняках, и держит в фактическом рабстве свою сестру Лизавету.
Лизавета Ивановна
Сводная сестра Алёны Ивановны. Лизавета — тихая, забитая и безответная женщина, находящаяся в полном подчинении у сестры. Позже Соня рассказывает Раскольникову, что они с Лизаветой были подругами и обменивались крестами.
Зосимов
Доктор, друг Разумихина. Зосимов — молодой, довольно самодовольный врач, который наблюдает за больным Раскольниковым. Он с самого начала подозревает, что у его пациента не только физическое, но и душевное расстройство.
Настасья Петровна («Настенька», «Настасьюшка»)
Служанка в доме, где Раскольников снимает свою каморку. Настасья приносит ему еду и ухаживает за ним во время его болезни после убийства.
Илья Петрович («Порох»)
Помощник квартального надзирателя. Раскольников сталкивается с ним в конторе в первый раз после убийства, и именно ему он в итоге является с повинной. Илья Петрович вспыльчив и несдержан, за что и получил прозвище «Порох».
Александр Григорьевич Замётов
Письмоводитель в полицейской конторе. Он один из первых начинает подозревать, что Раскольников и есть убийца Алёны Ивановны и Лизаветы.
Николай Дементьев («Миколка»)
Красильщик, работавший в пустой квартире по соседству с квартирой Алёны Ивановны в день убийства. Будучи старообрядцем-раскольником, он берёт на себя чужую вину, желая «пострадать», и даёт ложные показания.
Полина Михайловна Мармеладова («Поля», «Поленька», «Полечка»)
Десятилетняя дочь Катерины Ивановны от первого брака, сводная сестра Сони.
Темы
Отчуждение от общества
Отчуждение — центральная тема романа. Изначально гордыня Раскольникова отделяет его от общества. Он считает себя выше других и потому неспособен общаться с ними на равных. В рамках своей философии он рассматривает людей как средства для достижения целей. После убийства его изоляция усугубляется чувством вины и страхом. Раскольников раз за разом отталкивает тех, кто пытается ему помочь, — Соню, Дуню, Разумихина, — и страдает от последствий одиночества.
В конце концов, полное отчуждение, на которое он сам себя обрёк, становится невыносимым. Только в эпилоге, осознав свою любовь к Соне, Раскольников находит в себе силы разрушить стену гордости и эгоцентризма, которая отделяла его от остального мира.
Психология преступления и наказания
То, как в романе рассматриваются преступление и наказание, отличается от привычного. Преступление совершается в первой части, а формальное наказание наступает лишь в эпилоге, сотни страниц спустя. Роман сосредоточен не на этих двух событиях, а на том, что лежит между ними, — на глубоком исследовании психологии преступника.
Внутренний мир Раскольникова, полный сомнений, бреда, страха и отчаяния, составляет ядро повествования. Достоевского волнуют не столько внешние последствия убийства, сколько то, как оно заставляет героя бороться с мучительным чувством вины. Уделяя мало внимания тюремному заключению, автор показывает, что истинное наказание — это не каторга, а душевные муки, которые испытывает преступник.
Порфирий Петрович подчёркивает этот психологизм. Он проницательно понимает, что преступник с совестью неизбежно пройдёт через душевные пытки, и уверен, что Раскольников либо признается сам, либо сойдёт с ума. Искусные психологические поединки, которые следователь ведёт с Раскольниковым, лишь усиливают это напряжение.
Идея «сверхчеловека»
В начале романа Раскольников видит себя «сверхчеловеком» — личностью, стоящей выше моральных законов, обязательных для остальных. Это убеждение заставляет его отделиться от общества. Убийство процентщицы для него — это попытка доказать свою исключительность и ответить на вопрос: “Тварь ли я дрожащая или право имею?”.
Однако неспособность Раскольникова справиться с последующим чувством вины доказывает ему, что он не «сверхчеловек». Хотя он осознаёт свою несостоятельность, он до последнего цепляется за свою теорию, пытаясь убедить себя, что убийство было оправданным. Только приняв любовь Сони и радость этого чувства, он окончательно отказывается от идеи собственного превосходства и от той ужасной изоляции, которую она принесла.
Христианские мотивы и искупление
Важную роль в романе играют христианские мотивы, в особенности тема страдания, искупления и воскрешения. Соня Мармеладова, воплощающая христианское смирение и всепрощение, становится духовным проводником Раскольникова. Ключевой сценой является совместное чтение Евангелия, а именно притчи о воскрешении Лазаря, которая предвещает возможное духовное возрождение главного героя. Каторга в Сибири становится для него не просто наказанием, а местом очищения и обретения новой веры через любовь и страдание.
Нигилизм
Нигилизм — философское течение, распространившееся в России в 1860-х годах и известное своим отрицанием устоявшихся ценностей. Нигилисты отвергали семейные и общественные узы, а также эмоции и эстетику в пользу строгого рационализма и материализма. С этим течением был связан утилитаризм — идея о том, что нравственность поступка определяется его пользой для большинства.
Раскольников первоначально оправдывает убийство Алёны Ивановны с утилитарных позиций, утверждая, что избавление общества от бесполезной «вши» принесёт пользу бедным. Он пренебрегает чувствами других и социальными условностями. Однако в конце романа, открывая для себя любовь и сострадание, Раскольников отказывается от нигилизма. Этим автор показывает нигилизм как пустую и разрушительную идеологию.
Комментирование недоступно Почему?