«Джекил и Хайд» Стивенсона, краткое содержание читать ~4 мин.
«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (Strange Case of Dr Jekyll and Mr Hyde) — готическая повесть шотландского писателя Роберта Льюиса Стивенсона (Robert Louis Stevenson), впервые опубликованная в 1886 году. Произведение исследует двойственность человеческой натуры. Повествование ведётся преимущественно от лица лондонского юриста по имени Габриэль Джон Аттерсон, друга доктора Джекила.
Повествование начинается, когда Аттерсон во время прогулки со своим дальним родственником, мистером Энфилдом, слышит от него тревожную историю. Энфилд рассказывает, как видел отвратительного на вид человека по имени Хайд, который сбил с ног маленькую девочку. Чтобы избежать скандала, Хайд предоставил чек почти на сто фунтов, подписанный уважаемым доктором Джекилом. Энфилд указывает на дверь, из которой вышел Хайд, и Аттерсон узнаёт в ней вход в лабораторию, примыкающую к дому его друга, доктора Джекила.

Вернувшись домой, обеспокоенный Аттерсон изучает завещание доктора Джекила. Документ гласит, что в случае смерти или исчезновения Джекила всё его состояние должно перейти к некоему Эдварду Хайду. Подозревая, что его друга шантажируют, Аттерсон навещает Джекила, чтобы прояснить ситуацию, но тот отказывается обсуждать свои отношения с Хайдом и лишь просит не вмешиваться.
Спустя примерно год горничная становится случайной свидетельницей жестокого убийства. Она видит, как мистер Хайд с нечеловеческой яростью забивает тростью пожилого джентльмена. Погибшим оказывается сэр Дэнверс Кэрью, член парламента и клиент Аттерсона. На месте преступления находят обломок трости, которую Аттерсон ранее дарил Джекилу.
Аттерсон вместе с полицией отправляется на поиски Хайда в Сохо — неблагополучный район Лондона, но его и след простыл. Юрист вновь обращается к Джекилу, опасаясь за его безопасность. Доктор уверяет, что навсегда порвал с Хайдом, и показывает прощальное письмо от него. На какое-то время в жизни Джекила наступает затишье: он возвращается к общественной жизни и благотворительности.
Вскоре их общий друг, доктор Лэньон, внезапно заболевает. При встрече с Аттерсоном он выглядит смертельно больным и отказывается говорить о Джекиле. Вместо этого Лэньон передаёт юристу запечатанный конверт с указанием вскрыть его лишь после смерти или исчезновения Джекила. Через несколько недель доктор Лэньон умирает.
Однажды Аттерсон и Энфилд, снова прогуливаясь, видят Джекила в окне его кабинета. Они начинают беседу, но внезапно лицо доктора искажает выражение невыразимого ужаса, и он резко захлопывает окно. Друзья уходят в полном смятении, потрясённые увиденным.
Спустя некоторое время к Аттерсону в панике прибегает дворецкий Джекила, Пул. Он умоляет юриста пойти с ним, так как доктор уже несколько дней не выходит из своего кабинета, откуда доносятся странные звуки и голос, не похожий на голос хозяина. Аттерсон и Пул выламывают дверь лаборатории и находят на полу тело Эдварда Хайда в одежде Джекила. Хайд, очевидно, покончил с собой, приняв яд. На столе лежат новое завещание на имя Аттерсона и объёмный пакет с признаниями Джекила.
Аттерсон сперва вскрывает письмо, оставленное доктором Лэньоном. В нём описывается, как по просьбе Джекила Лэньон встретился с мистером Хайдом. На его глазах Хайд принял микстуру и превратился в доктора Джекила. Шок от увиденного — подтверждения, что трансцендентальная медицина Джекила реальна — подорвал здоровье Лэньона и привёл его к смерти.
Затем Аттерсон читает исповедь самого Джекила. Доктор пишет, что долгое время размышлял о двойственной природе человека, о добре и зле, сосуществующих в одной личности. Он создал сыворотку, способную физически отделить его тёмную сторону. Так появился Эдвард Хайд — воплощение всех его пороков и злых импульсов. Поначалу Джекил контролировал превращения, но со временем Хайд становился сильнее, а трансформации — спонтанными. В конце концов, Джекил утратил контроль. Понимая, что следующая трансформация будет необратимой, он написал прощальное письмо и, находясь в обличье Хайда, покончил с собой.
Повесть Стивенсона стала ярким отражением викторианской эпохи с её строгой моралью и подавлением естественных желаний. Идея о том, что под респектабельной внешностью джентльмена может скрываться чудовище, нашла глубокий отклик у читателей. Конфликт между цивилизованностью (Джекил) и первобытными инстинктами (Хайд) является центральной темой произведения.
В «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» рассматриваются темы безумия, пределов научных познаний и попыток человека изменить свою природу. Произведение было настолько хорошо принято, что его сюжет прочно вошёл в мировую культуру, а выражение «Джекил и Хайд» стало нарицательным для описания человека с двойственной натурой.
Комментирование недоступно Почему?