«По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя, краткое содержание читать ~10 мин.
«По ком звонит колокол» (англ. For Whom the Bell Tolls) — роман американского писателя Эрнеста Хемингуэя (Ernest Miller Hemingway), опубликованный в 1940 году. Произведение основано на событиях Гражданской войны в Испании и считается одним из лучших в творчестве автора.
Исторический контекст и название
Название романа заимствовано из проповеди английского поэта и священника XVII века Джона Донна. Эпиграф к книге содержит строки из этого произведения: “Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе… смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе”. Эта идея всеобщей связи и ответственности является центральной для романа.

Действие разворачивается на фоне Гражданской войны в Испании (1936–1939), конфликта между левым республиканским правительством и правыми националистами под предводительством генерала Франсиско Франко. Республиканцев поддерживали СССР и интернациональные бригады, состоявшие из добровольцев со всего мира, включая Хемингуэя. Франкистов поддерживали нацистская Германия и фашистская Италия. Эта война стала полем идеологической борьбы и предвестником Второй мировой войны.
Сюжет
Действие романа происходит в мае 1937 года. Главный герой — американец Роберт Джордан, профессор испанского языка, который приехал воевать на стороне республиканцев. Он получает задание проникнуть в тыл франкистов и взорвать стратегически важный мост, чтобы сорвать наступление противника. Его проводником становится крестьянин по имени Ансельмо, который приводит его в партизанский отряд, укрытый в горной пещере.
Лидер отряда Пабло встречает Джордана враждебно. Он выступает против подрыва моста, опасаясь за безопасность своих людей. Джордан подозревает, что Пабло может саботировать миссию. В лагере американец знакомится с Пилар, спутницей Пабло. Эта сильная, волевая женщина с цыганскими корнями является фактическим лидером группы. Между ней и Джорданом быстро возникает взаимопонимание.
В отряде также находятся другие бойцы: ненадёжный цыган Рафаэль, вспыльчивый Агустин, степенный Фернандо, старик Примитиво и братья Андрес и Эладио. Джордан встречает молодую девушку Марию, недавно спасённую партизанами после того, как её изнасиловали франкисты. Между Робертом и Марией вспыхивает сильное чувство.
Джордан и Ансельмо отправляются на разведку к мосту. По возвращении Пабло открыто заявляет об отказе участвовать в операции. Однако Пилар и остальные партизаны поддерживают Джордана, и Пабло вынужден уступить. Ночью Мария приходит к Роберту, они признаются друг другу в любви.
На следующий день Пилар, Роберт и Мария идут к Эль Сордо, командиру другого партизанского отряда, чтобы заручиться его поддержкой. Эль Сордо соглашается помочь, но выражает обеспокоенность тем, что операция назначена на дневное время, что усложнит отход. На обратном пути любовь Роберта и Марии достигает своей вершины, и девушка признаётся Пилар, что ощутила, как “двигалась земля”.
Вернувшись в лагерь, пьяный Пабло оскорбляет Джордана, пытаясь спровоцировать его. Остальные партизаны решают, что Пабло опасен и его следует убить. Однако тот неожиданно меняет своё решение и соглашается помочь со взрывом моста. Ночью Роберт и Мария снова вместе, мечтая о будущем в Мадриде.
Утром Джордан убивает вражеского кавалериста, замеченного у лагеря. Вскоре доносятся звуки боя — франкисты атакуют отряд Эль Сордо. Партизаны слышат бомбардировку и понимают, что их товарищи обречены. После жестокого боя все бойцы Эль Сордо погибают, и командир франкистов приказывает обезглавить их тела.
Осознав, что противник осведомлён об их планах, Джордан пишет донесение генералу Гольцу с рекомендацией отменить наступление. Он отправляет с письмом Андреса. Тем временем в Мадриде русский журналист Карков, друг Джордана, также узнаёт, что франкисты знают о готовящейся атаке.
Ночью Пилар будит Джордана: Пабло сбежал, прихватив с собой часть взрывчатки. Роберт решает продолжать миссию с тем, что осталось. Неожиданно Пабло возвращается. Он признаётся в минутной слабости и говорит, что в искупление своей вины привёл пятерых бойцов из соседних отрядов.
Путь Андреса в штаб оказывается полон препятствий. Его задерживают на республиканских постах, а затем влиятельный комиссар Андре Марти принимает его за шпиона. Вмешательство Каркова помогает освободить Андреса, но донесение попадает к генералу Гольцу слишком поздно — наступление уже началось.
С рассветом группа приступает к операции. Джордан и Ансельмо закладывают взрывчатку под мостом. В ходе боя гибнут Эладио и новые люди Пабло, смертельно ранен Фернандо. Джордан взрывает мост, но осколком убивает Ансельмо. Агустин обвиняет Пабло в том, что тот убил своих людей ради их лошадей.
Во время отступления пуля франкистов попадает в лошадь Джордана. Падая, она ломает ему ногу. Понимая, что его придётся оставить, Роберт прощается с Марией, уверяя, что мысленно всегда будет с ней. Пилар и Пабло уводят убитую горем девушку.
Оставшись один, Джордан готовится к последнему бою, чтобы задержать врага. Он благодарен судьбе за то, что за эти несколько дней прожил целую жизнь. Впервые он ощущает полную гармонию с миром. Когда приближается офицер франкистов, Джордан берёт его на прицел, чувствуя, как его сердце бьётся о покрытую хвоей землю.
Темы
Потеря невинности на войне
Каждый из героев романа так или иначе теряет свою невинность. Некоторые переживают физическую травму: Хоакин лишается семьи, а Мария подвергается насилию со стороны франкистских солдат. Но война наносит и глубокие психологические раны. Роберт Джордан, приехавший в Испанию с идеалистическими представлениями о борьбе за правое дело, постепенно становится циничнее и утрачивает веру.
Невинность теряют не только жертвы, но и те, кто совершает насилие. Участники расправы над франкистами в родном городе Пабло вынуждены столкнуться с собственной жестокостью. Ансельмо подавляет в себе отвращение к убийству, а лейтенант Беррендо — к бесчеловечным приказам.
Хемингуэй показывает, что мораль на войне субъективна и условна. В романе нет однозначно правых и виноватых, нет ощущения славной победы или триумфа добра над злом. Война предстаёт как трагедия, где стираются границы между героизмом и жестокостью.
Ценность человеческой жизни
В романе постоянно ставится вопрос о том, что может оправдать убийство другого человека. Ансельмо и Пабло воплощают две крайности в этом вопросе. Ансельмо ненавидит убивать, хотя и готов делать это по необходимости. Пабло же принимает убийство как часть жизни и в итоге готов лишить жизни своих же товарищей ради лошадей.
Позиция Роберта Джордана находится между этими двумя полюсами. Он не любит размышлять об убийствах, но хладнокровно выполняет свой долг. Его внутренняя борьба завершается компромиссом: он осознаёт, что не имеет права ничего забывать, но зацикливаться на чувстве вины во время войны контрпродуктивно.
Вопрос об оправданности убийства усложняется тем, что некоторые персонажи, включая Джордана, признаются в чувстве азарта во время боя. Хемингуэй не даёт однозначных моральных оценок, показывая, что война пробуждает в человеке самые тёмные инстинкты, что делает её моральный облик ещё более неоднозначным.
Романтическая любовь как спасение
На фоне жестокости и цинизма войны в романе сохраняется вера в романтическую любовь. Даже умудрённая опытом Пилар в своих воспоминаниях о матадоре Финито проявляет романтический, идеалистический взгляд на мир. Любовь Роберта Джордана и Марии, вспыхнувшая с первого взгляда, предстаёт величественной и всепоглощающей.
Это чувство наполняет жизнь Джордана новым смыслом и даёт ему повод для борьбы после разочарования в республиканском деле. Он верит в любовь вопреки материалистической философии, распространённой среди его знакомых. Это принятие идеальной любви становится для Джордана одним из важнейших шагов на пути отказа от абстрактных теорий в пользу интуиции и действия.
Список персонажей
Роберт Джордан
Американский доброволец, сражающийся на стороне республиканцев, и главный герой романа. Джордан прагматичен, превосходно знает своё дело и не позволяет эмоциям мешать работе. Он ценит простые физические удовольствия. При этом он постоянно рефлексирует о своей роли на войне и в мире. Его внутренние диалоги составляют значительную часть повествования.
Пабло
Лидер партизанского отряда. Пабло — индивидуалист, который заботится только о себе. Хемингуэй часто сравнивает его с упрямыми и неприятными животными. Когда-то он был храбрым бойцом, но со временем «сломался», начал пить и потерял уважение товарищей. Уставший от войны, он готов предать общее дело ради собственной безопасности.
Пилар
Спутница Пабло. Её имя по-испански означает «опора», и она действительно является стержнем партизанского отряда. Пилар — хранительница очага, отважный боец и материнская фигура для Роберта Джордана. Она обладает глубокой интуицией и житейской мудростью, что делает её неформальным лидером группы.
Мария
Молодая девушка из отряда Пабло, влюбившаяся в Роберта Джордана. Она стала жертвой насилия со стороны франкистов. Её образ часто ассоциируется с природой и землёй. Хемингуэй сравнивает её движения с движениями жеребёнка, а Джордан ласково называет её «Кролик».
Ансельмо
Пожилой и надёжный партизан, ставший проводником Джордана. Для Роберта он олицетворяет лучшие черты испанского народа: преданность, надёжность и глубокую связь с землёй. Ансельмо — охотник, но он ненавидит убивать людей и тяжело переживает каждый отнятый им выстрел.
Агустин
Надёжный и вспыльчивый партизан, пулемётчик. Агустин часто сквернословит, он прямолинеен и предан делу. Тайно влюблён в Марию.
Фернандо
Партизан средних лет, отличающийся серьёзностью и буквальным восприятием всего. Он не терпит бюрократии, легко обижается и лишён чувства юмора, из-за чего часто становится объектом насмешек Пилар.
Примитиво
Пожилой партизан. Несмотря на возраст, он сохранил некоторый идеализм, не заразившись цинизмом войны. Его имя, означающее «первозданный», подчёркивает его простую, земную натуру.
Рафаэль
Цыган из отряда, которого часто называют добродушным, но «никчёмным». Он ненадёжен и не проявляет интереса к политическим идеалам, противопоставляясь верному своему долгу Ансельмо.
Андрес
Молодой партизан, брат Эладио. Пытаясь доставить донесение Джордана, он сталкивается с бюрократией и подозрительностью республиканского командования. Андрес, как и Пабло, испытывает азарт при убийстве, но, в отличие от лидера отряда, научился контролировать эту жажду.
Эладио
Старший брат Андреса, один из бойцов отряда. Он играет в романе незначительную роль. Его смерть в финале происходит почти незаметно.
Эль Сордо (Сантьяго)
Лидер соседнего партизанского отряда. Эль Сордо (по-испански «глухой») — немногословный и опытный боец. Как и Джордан, он прагматичен, радуется удачной операции и скорбит о потерях.
Хоакин
Молодой боец из отряда Эль Сордо. Он потерял семью от рук франкистов и верит в республиканскую пропаганду. Однако в предсмертный час он обращается к религии, что иллюстрирует тщетность политической риторики перед лицом смерти.
Генерал Гольц
Русский генерал на службе у республиканцев, который поручает Джордану миссию. Роберт считает его лучшим командиром из всех, под чьим началом ему доводилось служить. Однако его действия скованы неэффективностью и бюрократией республиканской армии.
Кашкин
Русский подрывник, работавший с отрядом Пабло до Джордана. Он не появляется в романе, но упоминается как пример человека, не выдержавшего нервного напряжения партизанской войны, в противовес выдержке Джордана.
Карков
Влиятельный советский журналист в Мадриде, друг Роберта Джордана. Умный и проницательный, он знакомит Джордана с циничной реальностью военной политики.
Андре Марти
Французский комиссар Интернациональных бригад. Его образ является сатирой на реального исторического деятеля. В романе Марти предстаёт параноиком, одержимым поиском врагов и шпионов, что наносит вред общему делу.
Лейтенант Пако Беррендо
Офицер-франкист, который приказывает обезглавить людей Эль Сордо. Его горе по погибшему другу и размышления о бессмысленности войны делают его сложным и неоднозначным персонажем. Его образ подчёркивает, что враг не безликая масса, а состоит из людей, сталкивающихся с трудным моральным выбором.
Финито де Паленсия
Бывший возлюбленный Пилар, матадор, погибший от ран, полученных на корриде. Он появляется только в воспоминаниях Пилар как пример мужества перед лицом страха, воплощая ценимый Хемингуэем «кодекс героя».
Отец Роберта Джордана
Слабый, религиозный человек, который покончил с собой, не выдержав давления властной жены. Джордан стыдится слабости отца и считает его самоубийство трусостью.
Дед Роберта Джордана
Ветеран Гражданской войны в США и индейских войн. Храбрый и решительный человек, он является для Джордана большим авторитетом и примером для подражания, чем собственный отец.
- «Праздник, который всегда с тобой», краткое описание
- «Старик и море» Хэмингуэя, краткое содержание
- «Райский сад» Эрнеста Хемингуэя, краткое содержание
- «Прощание с оружием» Эрнеста Хемингуэя, краткое содержание
- «В наше время» Эрнеста Хемингуэя, краткое содержание
- «Мизантроп» Мольера, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?