«Путешествия Гулливера», краткое содержание читать ~13 мин.
Полное название оригинального произведения — «Путешествия Гулливера, или Путешествия в несколько отдалённых стран света, Лемюэль Гулливер». Автор — Джонатан Свифт (Jonathan Swift). Он написал произведение приблизительно между 1712 и 1726 годами, работая над ним в Лондоне и Дублине.
В «Путешествиях Гулливера» рассказывается история Лемюэля Гулливера, практичного англичанина, получившего образование хирурга, который после неудачи собственного бизнеса отправляется в море. В повествовании от первого лица Гулливер, редко проявляющий самоанализ или яркие эмоции, описывает свои приключения.
Сюжет
Приключения Гулливера в Лилипутии начинаются с кораблекрушения: очнувшись на берегу, он оказывается связанным множеством крошечных нитей и сталкивается с миниатюрными жителями, которые поклоняются ему, но готовы защищать своё королевство. Лилипуты не боятся применять силу, хотя их стрелы — лишь булавочные уколы. В целом они гостеприимны: кормят Гулливера, который съедает пищи больше, чем тысяча лилипутов. Его перевозят в столицу на специально построенной, огромной платформе, и представляют императору. Гулливер развлекает его, а тот, в свою очередь, волнует Гулливера своим вниманием.
С течением времени Гулливер становится стратегическим ресурсом армии Лилипутии в войне с Блефуску — страной, жителей которой лилипуты ненавидят из-за спора о правильном способе разбивать яйца. В конце концов Гулливера обвиняют в измене (за то, что он потушил пожар мочой в королевском дворце), приговаривают к ослеплению и голодной смерти. Он сбегает в Блефуску, чинит найденную лодку и возвращается в Англию.
Прожив дома с семьёй два месяца, Гулливер вновь отправляется в путь. Второе путешествие приводит его в страну великанов Бробдингнаг. Там его находит фермер, который сперва держит его как живую игрушку ради развлечения и выставляет на показ. Позже фермер продаёт Гулливера королеве, и тот становится придворным. Гулливер участвует в придворной жизни, но нередко испытывает отвращение к внешности бробдингнагцев, чьи физические недостатки кажутся ему особенно неприятными из-за их размеров. Его поражает не только внешний облик жителей, но и их невежество: даже король не разбирается в политике и истории других стран. В Бробдингнаге крупные животные и насекомые постоянно угрожают жизни Гулливера, а качество пищи из-за этого страдает. Однажды орёл подхватывает его клетку с балкона, и так Гулливер спасается, оказавшись снова в море.
В третьем путешествии Гулливер попадает после нападения пиратов на остров Лапута. Это плавающий остров, населённый теоретиками и учёными, который угнетает землю Балнибарби под собой. Научные исследования здесь бесполезны: жители увлечены экспериментами, не имеющими практического результата. Недолго пожив в Лапуте, Гулливер посещает Глуббдубдриб, встречает воскресших персонажей из истории — Юлия Цезаря и других военачальников, которые оказываются не столь впечатляющими, как в книгах. После знакомства с Струльдбругами (бессмертными, но дряхлыми) Гулливер возвращается в Японию, затем — в Англию.
В четвёртом путешествии Гулливер уже капитан корабля, но после мятежа команды и долгого заключения в каюте оказывается в неизвестной стране. Этой землёй правят хоуиннмы — разумные лошади, а яху (в некоторых переводах – еху) — деградированные, грязные, человекоподобные существа — служат им слугами. Гулливер начинает учить язык хоуиннмов и, завоевав доверие, рассказывает им о социальных устоях Англии. Лошади относятся к нему с добротой, обучают своей культуре, и Гулливер желает остаться с ними. Однако его сходство с яху вынуждает хоуиннмов изгнать его из страны. Гулливер страдает, но мастерит каноэ и перебирается на соседний остров, где его спасает португальский капитан. Испытав презрение к человеческому роду, Гулливер видит в людях только черты яху. В финале он выражает сомнение в идее колониализма и утверждает, что посещённые земли якобы принадлежат Англии по праву.
В каждом путешествии Свифт разворачивает отдельную сатирическую модель общества. Персонажи и события служат для размышлений о разных типах власти, знания, морали и общественного устройства.
Темы
Сила против права
В «Путешествиях Гулливера» поднимается вопрос о том, что определяет социальные отношения — физическая сила или нравственная правота. Гулливер оказывается по обе стороны: в Лилипутии — великан, способный сразить военный флот, в Бробдингнаге — беззащитный гость. Встреча с новыми обществами часто начинается с принудительного подчинения: в плену у лилипутов, в рабстве у фермера. Физическая сила проявляется и в отношениях хоуиннмов и яху — лошади держат этих существ в цепях.
Моральные притязания на власть — не менее важная тема: война с Блефуску оправдывается религиозными разногласиями по толкованию священных писаний лилипутов. Хоуиннмы оправдывают господство над яху чувством своего морального и рационального превосходства. Роман показывает, что претензии на праведность зачастую так же произвольны, как и доминирование за счёт силы; часто они маскируют истинные причины власти.
Лапутяне властвуют над земельными жителями Балнибарби посредством силы и технического превосходства, однако эта рациональность оказывается абсурдом. Даже изгнание лорда Муноди из власти оправдывается новой моралью, хотя Муноди в реальности рациональный и успешный управляющий. Свифт демонстрирует, что моральное превосходство и сила часто взаимозаменяемы, а доводы о благородстве подчас служат оправданием диктата.
Личность против общества
«Путешествия Гулливера» исследуют утопические модели общества, традиционно противопоставляя индивидуальные устремления коллективным. Свифт относится к утопии с иронией: лилипуты коллективно воспитывают потомство, но их общество раздирают интриги и предательства. Хоуиннмы практикуют идеальное планирование семей, однако у них отсутствует индивидуальность — все не имеют собственных имён и различаются лишь незначительно.
Абсолютное слияние с обществом у хоуиннмов противопоставляется отчуждённости Гулливера. В поисках места среди иных народов он постоянно сталкивается с непониманием и одиночеством. Его глубокое горе при изгнании из страны хоуиннмов — не просто тоска по чужому миру, но и желание раствориться в совершенстве общества, даже ценой потери своей человеческой идентичности. Возвращаясь в Англию, Гулливер не испытывает привязанности к родине и семье. В результате он становится примером одиночества и отчуждения среди людей.
Роман Свифта является ранним художественным свидетельством феномена современного отчуждения. Мысль о невозможности найти своё место ни среди идеальных лошадиных обществ, ни среди людей, подчёркивает неустроенность героя и его внутреннюю изоляцию. Асоциальность, проявляющаяся в конце романа, свидетельствует об утрате веры в себя и других.
Пределы человеческого знания
Ограниченность человеческого понимания — ещё одна из важнейших тем романа. Свифт сатирически изображает лапутян, утонувших в теоретических изысканиях, презирающих практиков. В академии Бальнибарби научные эксперименты бывают необычайно нелепыми: попытки извлечь солнечный свет из овощей не приводят к результатам.
Роман критикует тех, кто пытается проникнуть за пределы естественно отведённого круга знаний: не всегда стремление к абстракциям делает жизнь лучше. Рациональные общества, описанные Свифтом, благополучны не за счёт теорий, а благодаря умению вести простую, мудрую и спокойную жизнь. Король Бробдингнага мало знает о политике, но его страна процветает. Хоуиннмы, не сведущие в астрономии, прекрасно знают лунные циклы по необходимости. Свифт подчёркивает, что счастье зависит не от безграничного знания, а от умения мудро использовать доступный опыт.
Самопознание также ограничено. Гулливер на протяжении романа не занимается самоанализом, что делает его личность пустой. Только в финале, став мизантропом, он начинает осознавать свою чуждость человечеству — но это самопознание оказывается болезненным и приводит к отчуждению. Автор явно предупреждает: чрезмерный самоанализ может лишить человека возможности быть счастливым.
Список персонажей
Лемюэль Гулливер
Главный герой и рассказчик романа. Лемюэль Гулливер (Lemuel Gulliver) представлен как умный, образованный человек, однако его восприятие наивно и доверчиво. Эмоциональная жизнь героя почти не проявляется; его рассказы строго фактологичны. Иногда внимание к деталям становится чрезмерным, что отмечает и вымышленный редактор Ричард Симпсон, сокращая половину содержания. Гулливер не замечает сатирических параллелей между чужими обществами и Англией, позволяя читателю самому делать выводы.
Гулливер — отважный путешественник, переживший множество испытаний и опасностей: нападение гигантской крысы, плен пиратов, кораблекрушения, угроза насилия со стороны животных и даже человекоподобных существ. Однако героизма ему не хватает — он не раскрывает внутренние чувства, мечты, стремления. Цель его путешествий неопределённа: заработок после провала бизнеса не становится мотивом для открытий. Он не проявляет инициативы и находчивости, часто становится заложником обстоятельств, а успех зависит от случайностей.
Гулливер редко философствует, не делает антропологических выводов, хотя его опыты могли бы служить для этого основой. В финале, объявив себя мизантропом и Яху, он становится несчастным и одиноким. Гулливер — интересный объект для анализа, но не для отождествления.
Император
Правитель Лилипутии, ростом менее 15 сантиметров. Его величие производит впечатление на Гулливера, однако читателю он кажется комичным и даже зловещим: несмотря на крошечный рост, он жестоко обращается с подданными ради политики или чести. Гордость императора проявляется в заботе о величии дворца, но он также гостеприимен, щедро кормит Гулливера. Император — сатира на самодержавного правителя, соединяющая смешное и опасное в образе власти.
Крестьянин
Первый хозяин Гулливера в Бробдингнаге. Фермер проявляет интерес и доброжелательность, однако быстро превращает героя в объект выгоды, выставляя его на показ. Эксплуатация Гулливера не столько жестока, сколько выражает прагматизм и простодушие. Власть фермеру даёт исключительно огромный размер, в остальном он типичный представитель народа.
Глумдалклитч
Девятилетняя дочь крестьянина, рост — около 12 метров. Она становится близким другом и заботливой няней Гулливера, учит его языку и мастерит одежду. После покупки Гулливера королевой, Глумдалклитч живёт при дворе и продолжает заботиться о нём. Для неё Гулливер — живая кукла, что отражает отношение всего общества к нему.
Королева
Королева Бробдингнага отказывается от безразличия фермера и проявляет доброту к Гулливеру. Она покупает его за тысячу золотых и позволяет ему чувствовать себя принятым в обществе. Королева проявляет заботу и юмор, однако описание её характера строится в основном на субъективных впечатлениях Гулливера, склонного к лести. Она добросердечна, но не выделяется героизмом.
Король
Король Бробдингнага внешне кажется интеллектуалом, хотя, по мнению Гулливера, мало разбирается в политике. Отношения короля и героя отличаются рациональностью: король ведёт серьёзные беседы о нравах и институтах Англии и ставит под сомнение достоинства английского общества. В этом образе находит отражение сатира Свифта на политическую теорию.
Лорд Муноди
Владелец поместья в Лагадо, столице Балнибарби. Муноди — пример практичного разума: его хозяйство процветает, хотя его методы отвергнуты правящей элитой. В обществе, пренебрегающем здравым смыслом, Муноди служит точкой реальности и помогает Гулливеру понять иллюзорность местных идеалов.
Яху
Человекоподобные существа в стране хоуиннмов. Яху лишены разума, грязны, отличаются дикостью и грубым поведением. Среди них встречаются яху разных цветов кожи и волос. Мужчины волосаты, женщины с низко опущенной грудью. Яху — рабы, занимающиеся тяжёлым трудом. Гулливер испытывает отвращение к этим существам, особенно после инцидента с попыткой насилия. В конце романа Гулливер идентифицирует себя с яху, выражая внутренний конфликт и отчуждение.
Хоуиннмы
Высокоразумные лошади, основа общества четвёртой страны. Они честны, уравновешенны, не знают лжи, живут в гармоничном сообществе, где общественное превыше личного. Хоуиннмы содержат яху в качестве рабов. Влияние общества хоуиннмов на Гулливера — максимально: после изгнания он тоскует по ним и предпочитает общество лошадей человеческому. Обретённая мизантропия — прямое следствие пребывания среди хоуиннмов.
Хозяин Гулливера — хоуиннм
Лошадь-хоуиннм, впервые встретившая Гулливера. Сначала он насторожен из-за сходства героя с яху, но после общения меняет отношение на доброе и заботливое. Взаимоотношения с этим персонажем определяют переосмысление Гулливером границы между человеком и животным, рационалистом и дикарём.
Дон Педро де Мендес
Португальский капитан, спасший Гулливера после изгнания из страны хоуиннмов. Дон Педро проявляет доброту, отдаёт Гулливеру свою одежду, однако мизантропия Гулливера мешает дружеским отношениям. В конце путешествия между ними устанавливается доверие, но герой продолжает видеть в людях отражение яху.
Бробдингнагцы
Великаны, встретившиеся во втором путешествии. Бробдингнагцы, как правило, справедливы, проявляют доброту к Гулливеру. Однако они воспринимают его как игрушку, не равного, что затрудняет глубокие контакты. Даже король относится к английской политике с критикой и презрением, блокируя попытки Гулливера серьёзно представить английское общество.
Лилипуты и блефускудийцы
Два народа миниатюрных людей, враждующих из-за религиозно-ритуальных разногласий — метода разбивания яиц. Лилипуты используют Гулливера для победы над флотом Блефуску, но позже герой сбегает в соседнюю страну, где его также принимают двусмысленно. Сатира на произвол международных отношений и мелкие причины для больших конфликтов получает яркое воплощение.
Лапутяне
Жители плавающего острова Лапута — учёные и теоретики, оторванные от практики. Они погружены в размышления, а слуги вынуждены выводить их из задумчивости погремушками у ушей. Абстракции для лапутян важнее бытовых проблем, из-за чего их дома и быт приходят в упадок. Реальную заботу о потребностях осуществляют жители Балнибарби. Лапутяне — сатирический образ крайностей теоретического знания и отрывов от реальности.
Мэри Бартон Гулливер
Жена Гулливера, мимоходом упомянутая в начале книги. Гулливер не проявляет по отношению к ней чувств; её роль в его жизни минимальна. Даже при возвращениях домой он отчуждён, её объятия не вызывают у него эмоций. Самые важные сведения о жене касаются её социального положения и дохода.
Ричард Симпсон
Двоюродный брат и редактор, вымышленный комментатор и издатель «Путешествий Гулливера». От его имени происходит обращение к читателям в предисловии — так Свифт смешивает художественную и реальную стилистику. Симпсон сокращает половину материала, подчёркивая недостаток мудрости у Гулливера, его склонность к деталям и неумение отличить важное от второстепенного.
Джеймс Бейтс
Лондонский хирург, наставник Гулливера. После окончания Кембриджа Гулливер работает у него, а позже Бейтс предлагает открыть совместную практику. После смерти Бейтса финансовое положение Гулливера ухудшается. Герой редко вспоминает наставника, отдавая предпочтение описанию экзотических персонажей.
Абрахам Паннелл
Капитан корабля «Ласточка», на котором совершается первое плавание Гулливера в восточные страны. О Паннелле говорится очень скупо, что усиливает контраст между описанием англичан и подробностями об иностранных типах.
Уильям Причард
Капитан корабля «Антилопа», с которого начинается первое плавание Гулливера в 1699 году. После крушения судна герой оказывается в Лилипутии. Причард не описан подробно: Гулливер фиксирует его имя, подчёркивая свою склонность к деталям.
Флимнап
Казначей Лилипутии, страдающий паранойей: он подозревает Гулливера в связи со своей женой, хотя это маловероятно. Флимнап — сатира на слабости характера, опасные при большой власти.
Релдресал
Секретарь по частным делам в Лилипутии, информирует Гулливера о политических противоречиях между партиями. Релдресал доверяет Гулливеру, позволяя держать себя на ладони. Его доброжелательность — редкость в атмосфере интриг.
Скайреш Болголам
Верховный адмирал, противник освобождения Гулливера. Причины его враждебности неясны; вероятно, он служит отвлекающим элементом в системе лилипутской эксплуатации.
Трамексан
Группа «Высокие каблуки» — партия, напоминающая британских тори. Трамексаны претендуют на верность старой Конституции, но реальной власти у них меньше. Кронпринц носит обувь с разной высотой каблуков, символизируя двойственность политических симпатий.
Сламексан
«Низкие каблуки» — партия, аналог британских вигов, контролирует администрацию по приказу короля. Власть принадлежит им меньше по числу, больше по статусу. Особенность партийной борьбы — обувь короля на более низком каблуке.
Комментирование недоступно Почему?