«Путешествия Гулливера», краткое содержание читать ~26 мин.
Полное название оригинального произведения – «Путешествия Гулливера, или Путешествия в несколько отдалённых стран света, Лемюэль Гулливер». Джонатан Свифт написал его приблизительно между 1712 и 1726 годами, находясь в то время в Лондоне и Дублине.
В «Путешествиях Гулливера» рассказывается история Лемюэля Гулливера, практичного англичанина, получившего образование хирурга, который отправляется в море, когда его бизнес терпит неудачу. В бесстрастном повествовании от первого лица, редко демонстрирующем признаки самоанализа или глубоких эмоциональных реакций, Гулливер рассказывает о приключениях, постигших его во время этих путешествий.
Сюжет
Приключения Гулливера в Лилипутии начинаются с того, что, очнувшись после кораблекрушения, он обнаруживает себя связанным бесчисленными крошечными нитями и обращается к крошечным похитителям, которые благоговеют перед ним, но яростно защищают своё королевство. Они не боятся применять насилие к Гулливеру, хотя их стрелы не более чем булавочные уколы. Но в целом они гостеприимны, рискуют устроить голод на своей земле и кормят Гулливера, который съедает больше пищи, чем тысяча лилипутов вместе взятых. Гулливера доставляют в столицу на огромной повозке, специально построенной лилипутами. Его представляют императору, которого Гулливер развлекает, как и Гулливера, польщённого вниманием королевских особ.
В конце концов Гулливер становится национальным ресурсом, используемым армией в войне против жителей Блефуску, которых лилипуты ненавидят за доктринальные разногласия по поводу того, как правильно разбивать яйца. Но все меняется, когда Гулливера обвиняют в измене за то, что он своей мочой потушил пожар в королевском дворце, и приговаривают к выстрелу в глаза и голодной смерти. Гулливер бежит в Блефуску, где ему удаётся починить найденную им лодку и отплыть в Англию.
Прожив в Англии с женой и семьёй два месяца, Гулливер отправляется в следующее морское путешествие, которое приводит его в страну великанов под названием Бробдингнаг. Здесь его обнаруживает полевой рабочий. Фермер поначалу относится к нему не более чем к животному, держа его для развлечения. В конце концов фермер продаёт Гулливера королеве, которая делает его придворным развлечением и забавляется его музыкальными талантами. Светская жизнь становится лёгкой для Гулливера после его открытия при дворе, но не особенно приятной.
Гулливера часто отталкивает физическая форма бробдингнагцев, чьи обычные недостатки многократно усиливаются их огромными размерами. Так, когда несколько придворных дам позволяют ему поиграть на их обнажённых телах, его не привлекают, а скорее отвращают их огромные поры кожи и звук их обильного мочеиспускания. Его вообще поражает невежество здешних жителей – даже король ничего не знает о политике. Более тревожные находки в Бробдингнаге приходят в виде различных животных королевства, которые угрожают его жизни. Даже бробдингнагские насекомые оставляют на его пище слизистые следы, затрудняющие приём пищи. Во время путешествия на границу, сопровождая королевскую чету, Гулливер покидает Бробдингнаг, когда его клетку подхватывает орёл и роняет в море.
Далее Гулливер снова отправляется в плавание и после нападения пиратов попадает в Лапуту, где плавучий остров, населённый теоретиками и учёными, угнетает землю под названием Балнибарби. Научные исследования, проводимые в Лапуте и на Балнибарби, кажутся совершенно бессмысленными и непрактичными, а их жители – совершенно оторванными от реальности.
Совершив небольшое путешествие в Глуббдубдриб, Гулливер становится свидетелем того, как из истории появляются такие фигуры, как Юлий Цезарь и другие полководцы, которые кажутся ему гораздо менее впечатляющими, чем в книгах. После посещения Луггнагов и Струльдбругов, последние из которых являются дряхлыми бессмертными, доказывающими, что возраст не приносит мудрости, он может отплыть в Японию, а оттуда вернуться в Англию.
Наконец, в четвёртом путешествии Гулливер отправляется в путь в качестве капитана корабля, но после мятежа команды и долгого заточения в каюте он прибывает в неизвестную страну. Эта земля населена хоуиннмами, рационально мыслящими лошадьми, которые правят, и яху, грубыми человекоподобными существами, которые служат хоуиннмам.
Гулливер начинает изучать их язык, а когда он может говорить, то рассказывает им о своих путешествиях и объясняет конституцию Англии. Лошади относятся к нему с большой вежливостью и добротой, его просвещают многочисленные беседы с ними и знакомство с их благородной культурой. Он хочет остаться с хоуиннмами, но его обнажённое тело показывает лошадям, что он очень похож на яху, и его изгоняют. Гулливер убит горем, но соглашается уехать. Он мастерит каноэ и добирается до соседнего острова, где его подбирает капитан португальского корабля, который относится к нему хорошо, хотя Гулливер теперь не может не видеть в капитане и во всех людях позорное подобие яху. Затем Гулливер завершает своё повествование утверждением, что земли, которые он посетил, по праву принадлежат Англии как её колонии, хотя он ставит под сомнение всю идею колониализма.
Темы
Сила против права
В «Путешествиях Гулливера» неявно ставится вопрос о том, что должно быть определяющим фактором социальной жизни – физическая сила или моральная праведность. Гулливер ощущает преимущества физической мощи и как тот, у кого она есть, – как великан в Лилипутии, где он может победить блефускудский флот благодаря своим огромным размерам, и как тот, у кого её нет, – как миниатюрный гость в Бробдингнаге, где его донимают огромностью все – от насекомых до домашних животных. Его первая встреча с другим обществом – это ловушка, когда его физически связывают лилипуты; позже, в Бробдингнаге, он попадает в рабство к фермеру. Он также наблюдает применение физической силы по отношению к другим, как, например, когда хоуиннмы заковывают в цепи яху.
Но наряду с применением физической силы существует также множество претензий на власть, основанных на моральной корректности. Суть спора о яйце, который поставил Лилипутию против Блефуску, заключается не просто в культурных различиях, а в религиозном и моральном вопросе, связанном с правильной интерпретацией отрывка из их священной книги. Это различие во мнениях, по крайней мере, в их глазах, оправдывает войну, которую оно вызвало. Точно так же применение физической силы против яху оправдывается для хоуиннмов их чувством морального превосходства: они чище, лучше себя ведут и более рациональны.
Но в целом роман показывает, что претензии на правление на основе моральной праведности часто столь же произвольны, как и простое физическое подчинение, а иногда и просто маскировка для него. Лапутяне держат в узде нижние земли Балнибарби с помощью силы, потому что считают себя более рациональными, хотя нам они могут показаться абсурдными и неприятными. Точно так же правящая элита Балнибарби считает себя правой, изгнав лорда Муноди из власти, хотя мы считаем, что Муноди – рациональная сторона. Претензии на моральное превосходство, в конце концов, так же трудно оправдать, как и случайное применение физической силы для доминирования над другими.
Личность против общества
Как и многие повествования о путешествиях в несуществующие страны, «Путешествия Гулливера» исследуют идею утопии – воображаемой модели идеального общества. Идея утопии – древняя, она восходит, по крайней мере, к описанию в «Республике» Платона города-государства, управляемого мудрыми, и наиболее известна на английском языке в «Утопии» Томаса Мора.
Свифт ссылается на оба произведения в своём повествовании, хотя его отношение к утопии гораздо более скептическое, и один из главных аспектов, на который он обращает внимание в известных исторических утопиях, – это тенденция отдавать предпочтение коллективу перед индивидуумом. Дети в «Республике» Платона воспитываются в общине, не зная своих биологических родителей, понимая, что такая система повышает социальную справедливость. У Свифта лилипуты тоже воспитывают своё потомство коллективно, но результаты этого не совсем утопичны, поскольку Лилипутию раздирают заговоры, ревность и предательство.
Хоуиннмы также практикуют строгое планирование семьи, предписывая родителям двух самок обмениваться ребёнком с семьёй из двух самцов, чтобы соотношение мужчин и женщин соблюдалось идеально. Действительно, по своей мудрости и рациональной простоте они ближе к утопическому идеалу, чем лилипуты. Но есть что-то тревожное в неясных личностях хуихнмов и в том, что они – единственная социальная группа, с которой сталкивается Гулливер, не имеющая собственных имён.
Несмотря на незначительные физические различия, все они настолько хороши и рациональны, что более или менее взаимозаменяемы, без индивидуальности. В своём абсолютном слиянии с обществом и отсутствии индивидуальности они в некотором смысле являются полной противоположностью Гулливеру, который почти не чувствует своей принадлежности к родному обществу и существует только как индивидуум, вечно скитающийся по морям. Сильное горе Гулливера, когда он вынужден покинуть хоуиннмов, возможно, связано с его стремлением к единению с обществом, в котором он может потерять свою человеческую идентичность. В любом случае, такой союз для него невозможен, поскольку он не лошадь, и все другие общества, которые он посещает, заставляют его также чувствовать себя отчуждённым.
По сути, «Путешествия Гулливера» можно назвать одним из первых романов о современном отчуждении, сосредоточившись на повторяющихся неудачах человека в попытках интегрироваться в общество, к которому он не принадлежит. Англия сама по себе не является для Гулливера родиной, и, поскольку его дело хирурга не приносит прибыли, а отцовского состояния недостаточно, чтобы содержать его, он, возможно, вправе чувствовать себя отчуждённым от неё. Он никогда не говорит об Англии с нежностью или ностальгией, и каждый раз, когда он возвращается домой, он быстро уезжает обратно.
Гулливер никогда прямо не жалуется на одиночество, но озлобленный и асоциальный мизантроп, которого мы видим в конце романа, явно является глубоко изолированной личностью. Таким образом, если сатира Свифта высмеивает излишества общинной жизни, она также может высмеивать излишества индивидуализма в своём портрете несчастного и одинокого Гулливера, разговаривающего со своими лошадьми дома в Англии.
Пределы человеческого понимания
Идея о том, что люди не предназначены для того, чтобы знать все, и что всякое понимание имеет естественный предел, очень важна в «Путешествиях Гулливера». Свифт особенно выделяет теоретические знания для нападок: его портрет неприятных и эгоцентричных лапутанов, которые демонстрируют явное презрение к тем, кто не погружён в частное теоретизирование, является явной сатирой на тех, кто гордится знаниями превыше всего.
Практические знания также подвергаются сатире, когда они не приносят результатов, как в академии Бальнибарби, где эксперименты по извлечению солнечных лучей из огурцов ни к чему не приводят. Свифт настаивает на том, что существует сфера понимания, в которую людям просто не следует соваться. Поэтому его изображения рациональных обществ, таких как Бробдингнаг и Хоуиннмланд, подчёркивают не знание или понимание этими людьми абстрактных идей, а их способность прожить свою жизнь мудро и стабильно.
Бробдингнагский король знает шокирующе мало об абстракциях политической науки, однако его страна кажется процветающей и хорошо управляемой. Точно так же хоуиннмы мало знают о таких заумных предметах, как астрономия, хотя они знают, сколько длится месяц, наблюдая за луной, поскольку эти знания имеют практическое значение для их благополучия. Стремление к более высоким областям знаний было бы для них бессмысленным и мешало бы их счастью. В таком контексте кажется, что счастливая и упорядоченная жизнь – это именно то, для чего, по мнению Свифта, полезно знание.
Свифт также подчёркивает важность самопонимания. Гулливеру изначально не хватает самоанализа и самосознания. Он не упоминает о своих эмоциях, страстях, мечтах или стремлениях и не проявляет никакого интереса к тому, чтобы описать нам свою психологию. Соответственно, он может показаться нам разочаровывающе полым или пустым, хотя вполне вероятно, что его личная пустота является частью общего смысла романа.
К концу он приближается к своего рода извращённому самопознанию в своей безумной вере в то, что он – Yahoo. Его отвращение к человеческому бытию, проявившееся в его грубом обращении с великодушным доном Педро, распространяется и на него самого, так что он заканчивает роман в тонко замаскированном состоянии ненависти к себе. Свифт, возможно, хочет сказать, что самопознание имеет свои необходимые границы, как и теоретические знания, и что если мы будем слишком пристально смотреть на себя, то, возможно, не сможем жить счастливо.
Список персонажей
Лемюэль Гулливер
Рассказчик и главный герой этой истории. Хотя яркий и подробный стиль повествования Лемюэля Гулливера даёт понять, что он умён и хорошо образован, его восприятие наивно и доверчиво. У него практически нет эмоциональной жизни, или, по крайней мере, нет осознания этого, а его комментарии строго фактологичны.
Действительно, иногда его одержимость фактами навигации, например, становится невыносимой для нас, как это делает его вымышленный редактор Ричард Симпсон, когда объясняет, что ему пришлось вырезать почти половину словоблудия Гулливера. Гулливер никогда не думает, что абсурды, с которыми он сталкивается, смешны, и никогда не устанавливает сатирических связей между землями, которые он посещает, и своим собственным домом. Наивность Гулливера делает сатиру возможной, поскольку мы замечаем то, чего не замечает Гулливер.
Хотя Гулливер – смелый искатель приключений, посетивший множество стран, его трудно считать по-настоящему героическим. Даже задолго до того, как в конце книги он скатывается в мизантропию, он просто не показывает того, из чего делают великих героев. Он не труслив – напротив, он переживает тревожные события: его едва не пожирает гигантская крыса, он попадает в плен к пиратам, терпит кораблекрушение на далёких берегах, подвергается сексуальному насилию со стороны одиннадцатилетней девочки и получает ядовитые стрелы в лицо.
Кроме того, изоляция от человечества, которую он переносит в течение шестнадцати лет, должна быть тяжёлой, хотя Гулливер редко говорит о таких вещах. Однако, несмотря на мужество, которое Гулливер проявляет во время своих путешествий, его характеру не хватает элементарного величия. Такое впечатление может быть связано с тем, что он редко проявляет свои чувства, раскрывает душу или испытывает сильные страсти. Но другие литературные авантюристы, такие как Одиссей в «Одиссее» Гомера, кажутся героическими, не проявляя особенно открыто своих эмоций.
Гулливеру больше всего не хватает не мужества или чувств, а драйва. Один современный критик назвал Гулливера обладателем самой слабой воли во всей западной литературе: он просто лишён чувства миссии, цели, которая превратила бы его блуждания в поиск.
Цель Одиссея – вернуться домой, цель Энея в «Энеиде» Вергилия – основать Рим, но цель Гулливера в его морском путешествии неопределённа. Он говорит, что ему нужно заработать денег после провала его бизнеса, но на протяжении всего произведения он редко упоминает о финансах и почти никогда не упоминает о доме. У него нет осознания какого-либо величия в том, что он делает, или в том, к чему он стремится. Короче говоря, у него нет никаких стремлений. Когда он впервые покидает дом и отправляется в путешествие, у него не создаётся впечатления, что он считает себя причастным к великому начинанию или приступающим к новому захватывающему испытанию.
Мы также можем отметить отсутствие у Гулливера находчивости и смекалки. Другие великие путешественники, такие как Одиссей, выходили из опасных ситуаций, проявляя смекалку и умение обмануть других. Гулливер кажется слишком скучным для сражений за остроумие и слишком несмышлёным, чтобы придумывать уловки, и поэтому в большинстве ситуаций, в которые он попадает, он оказывается пассивным. На протяжении своего путешествия он несколько раз попадает в плен, но ни разу не освобождается благодаря собственным уловкам, полагаясь в своём освобождении на волю случая.
Когда ему предоставляется возможность выбраться, он прилагает все усилия, чтобы спастись, как, например, когда он ремонтирует найденную им лодку, которая доставляет его из Блефуску, но он никогда не проявляет активной изобретательности в достижении свободы. Этот пример хорошо резюмирует интеллект Гулливера, который скорее фактический и практический, чем образный или интроспективный.
Гулливер легковерен, как и следует из его имени. Например, он не замечает очевидных способов, с помощью которых лилипуты эксплуатируют его. Хотя он весьма искусен в навигационных расчётах и обыденных деталях мореплавания, он гораздо менее способен к глубокому критическому размышлению о себе и своей нации. Путешествуя по таким разным странам и возвращаясь в Англию между каждым плаванием, он, казалось бы, может сделать несколько замечательных антропологических рассуждений о культурных различиях в мире, о том, как общества похожи, несмотря на различия, или различны, несмотря на сходство.
Но, к сожалению, Гулливер не даёт нам ничего подобного. Он даёт нам только буквальные факты и повествовательные события, никогда не обобщая и не философствуя. В конце он становится самоненавидящим, самопровозглашённым Яху, громко заявляя о своей мизантропии, но даже такое отношение трудно принять как мораль истории. Гулливер – это не фигура, с которой мы отождествляем себя, а скорее часть множества личностей и моделей поведения, о которых мы должны выносить суждения.
Император
Правитель Лилипутии. Как и все лилипуты, император ростом менее шести дюймов. Его сила и величие производят на Гулливера глубокое впечатление, но нам он кажется одновременно смехотворным и зловещим. Из-за его крошечного роста его вера в то, что он может управлять Гулливером, кажется глупой, но его готовность казнить своих подданных по незначительным причинам политики или чести придаёт ему пугающий облик. Он гордится тем, что у него самые высокие деревья и самый большой дворец в королевстве, но при этом он весьма гостеприимен и тратит целое состояние на еду для своих пленников. Император – это одновременно и сатира на самодержавного правителя, и странно серьёзный портрет политической власти.
Крестьянин
Первый хозяин Гулливера в Бробдингнаге. Фермер разговаривает с Гулливером, показывая, что он готов поверить, что относительно маленький Гулливер может быть таким же разумным, как и он сам, и относится к нему с мягкостью. Однако фермер выставляет Гулливера на всеобщее обозрение в Бробдингнаге, что ясно показывает, что он скорее хочет извлечь выгоду из его открытия, чем разговаривать с ним как с равным. Его эксплуатация Гулливера в качестве рабочего, в результате которой Гулливер едва не умирает от голода, кажется не столько жестокой, сколько простодушной. В целом, фермер представляет собой среднего бробдингнагца, не обладающего особыми дарованиями или умом, но обладающего необычайной властью над Гулливером просто в силу своих огромных размеров.
Глумдалклитч
Девятилетняя дочь фермера, рост которой составляет сорок футов. Глюмдальклич становится другом и нянькой Гулливера, укрывая его на ночь в своём чулане и обучая его бробдингнагскому языку днём. Она мастерски шьёт и делает Гулливеру несколько комплектов новой одежды, с удовольствием одевая его.
Когда королева обнаруживает, что никто при дворе не подходит для ухода за Гулливером, она приглашает Глумдальклич жить при дворе в качестве единственной няньки, которую она выполняет со всей серьёзностью и вниманием. Для Глумдальклича Гулливер, по сути, живая кукла, символизирующая общий статус Гулливера в Бробдингнаге.
Королева
Королева Бробдингнага, которая настолько восхищена красотой и обаянием Гулливера, что соглашается купить его у фермера за 1 000 золотых. Гулливер ценит её доброту после тех лишений, которые он терпит у фермера, и проявляет свою обычную льстивую любовь к королевской особе, целуя кончик её мизинца, когда предстаёт перед ней. Она обладает, по словам Гулливера, «бесконечным» остроумием и юмором, хотя это описание может повлечь за собой характерную для Гулливера лесть начальству.
Королева кажется искренне заботливой: она спрашивает Гулливера, согласен ли он жить при дворе, а не просто взять его в качестве домашнего животного, и интересуется причинами его холодного прощания с фермером. Она ни в коем случае не герой, а просто приятный, властный человек.
Король
Король Бробдингнага, который, в отличие от императора Лилипутии, кажется настоящим интеллектуалом, хорошо разбирающимся в политологии и других дисциплинах. В то время как его жена поддерживает интимные, дружеские отношения с миниатюрным гостем, отношения короля с Гулливером ограничиваются серьёзными дискуссиями об истории и институтах родной страны Гулливера. Таким образом, он является представителем рационального мышления, в некоторой степени предвосхищающим Хоуиннмов в четвёртой книге.
Лорд Муноди
Лорд Лагадо, столицы слаборазвитой земли под Лапутой, который принимает Гулливера и проводит для него экскурсию по стране во время третьего путешествия Гулливера. Муноди – редкий пример практичного ума как в Лагадо, где прикладные науки дико непрактичны, так и в Лапуте, где никто даже не считает практичность добродетелью. Он вышел из милости у правящей элиты, посоветовав здравый подход к сельскому хозяйству и управлению землёй в Лагадо, и этот подход был отвергнут, хотя он оказался успешным, когда был применён в его собственном процветающем поместье.
Лорд Муноди служит для Гулливера проверкой реальности во время его третьего путешествия, объективным контрастом теоретическим заблуждениям других жителей Лапуты и Лагадо.
Яху
Неопрятные человекоподобные звери, живущие в рабстве у хоуиннмов. Яху, по-видимому, принадлежат к различным этническим группам, поскольку среди них есть как светловолосые яху, так и темноволосые и рыжеволосые. Мужчины отличаются волосатым телом, а женщины – низко висящей грудью. Они голые, грязные и крайне примитивные в своих пищевых привычках. Яху не способны к управлению, поэтому их держат в качестве слуг у хоуиннмов, они тянут их повозки и выполняют ручную работу.
Они отталкивают Гулливера своими развратными сексуальными аппетитами, особенно когда одиннадцатилетняя девочка-яху пытается изнасиловать Гулливера, когда он купается обнажённым. Однако, несмотря на отвращение Гулливера к этим отвратительным существам, в конце своих произведений он называет себя яху, как и хоуиннмы, которые с сожалением изгоняют его из своего царства. Таким образом, «яху» становится ещё одним термином для обозначения человека, по крайней мере, в полуизмененном и ненавидящем себя сознании Гулливера в конце его четвёртого путешествия.
Houyhnhnms
Рациональные лошади, которые поддерживают простое, мирное общество, управляемое разумом и правдивостью – в их языке даже нет слова «ложь». Хоуинхнмы похожи на обычных лошадей, за исключением того, что они очень умны и глубоко мудры. Они живут в своего рода социалистической республике, где потребности общества ставятся выше индивидуальных желаний. Они являются хозяевами яху, диких человекоподобных существ в стране хоуиннм.
В целом, хоухиннмы оказывают на Гулливера самое большое влияние на протяжении всех его четырёх путешествий. Он горюет, покидая их, а не испытывает облегчение, как при отъезде из трёх других земель, и в Англии он лучше общается со своими лошадьми, чем с человеческой семьёй. Таким образом, гуихнмы – это показатель того, насколько Гулливер стал мизантропом, или «человеконенавистником»; в конце концов, он, конечно, становится любителем лошадей.
Хозяин Гулливера – Хуихнм
Хоуинхнм, который первым обнаруживает Гулливера и принимает его в своём доме. Сначала хозяин настороженно относится к внешнему виду Гулливера, похожему на яху, и не решается вступить с ним в контакт, но способность Гулливера подражать словам самого Хуыхнма убеждает хозяина защитить Гулливера.
Домашняя чистота, ухоженность и спокойная разумность речи хозяина оказывают на Гулливера необычайное влияние. Именно благодаря этой лошади Гулливеру удаётся переоценить различия между людьми и зверями и поставить под сомнение претензии человечества на рациональность. Дон Педро де Мендес
Португальский капитан, который возвращает Гулливера в Европу после того, как он вынужден покинуть землю хуынмов. Дон Педро от природы благосклонен и щедр, он предлагает полубезумному Гулливеру свой лучший костюм взамен изорванной одежды. Но Гулливер встречает его щедрость с отвращением, поскольку не выносит общества яху. К концу плавания дон Педро покоряет Гулливера настолько, что тот может вести с ним беседу, но общий яхонтовый характер капитана в глазах Гулливера отдаляет его от Гулливера до самого конца.
Бробдингнаги
Великаны, которых Гулливер встречает во время своего второго путешествия. Бробдингнаги – в основном разумный и добродушный народ, руководствующийся чувством справедливости. Даже фермер, который в самом начале издевается над Гулливером, относится к нему мягко и вежливо прощается с ним, когда покидает его.
Дочь фермера, Глюмдальклич, оказывает Гулливеру, пожалуй, самое доброе обращение за все время его путешествия. Бробдингнагцы не эксплуатируют его в личных или политических целях, как лилипуты, и его жизнь там довольна и спокойна. Но бробдингнагцы относятся к Гулливеру как к игрушке. Когда он пытается серьёзно поговорить с королём Бробдингнага об Англии, король отвергает англичан как одиозных паразитов, показывая, что глубокая дискуссия для Гулливера здесь невозможна.
Лилипуты и Блефускудианы
Две расы миниатюрных людей, которых Гулливер встречает во время своего первого путешествия. Лилипуты и блефускудийцы склонны к заговорам и ревности, и хотя они достаточно хорошо относятся к Гулливеру в материальном плане, они быстро используют его в политических интригах различного рода.
Эти две расы давно враждуют друг с другом из-за толкования упоминания в их общем священном писании о том, как правильно есть яйца. Гулливер помогает лилипутам победить блефускудский флот, но в итоге покидает Лилипутию и получает тёплый приём при дворе Блефуску, чем Свифт сатирически изображает произвол международных отношений.
Лапутяне
Рассеянные интеллектуалы, живущие на плавучем острове Лапута, с которыми Гулливер сталкивается во время своего третьего путешествия.
Лапутяне – это пародия на теоретиков, которые не обращают внимания на практические результаты своих исследований. Они настолько погружены в свои мысли, что их приходится выводить из задумчивости специальными слугами, называемыми лапутянами, которые трясут погремушками в их ушах. Во время пребывания Гулливера среди них, они не плохо обращаются с ним, но в целом неприятны и считают его интеллектуально неполноценным. Их не волнуют такие приземлённые вещи, как ветхость их собственных домов, но сильно беспокоят такие абстрактные вещи, как траектории комет и ход солнца. В своих материальных потребностях они зависят от земли под ними, называемой Лагадо, над которой они парят благодаря магнитному полю и с которой периодически поднимают запасы продовольствия.
В более широком контексте путешествий Гулливера лапутаны являются пародией на чрезмерность теоретических изысканий и бесполезность чисто абстрактных знаний.
Мэри Бартон Гулливер
Жена Гулливера, чьё пустяковое упоминание в первых абзацах «Путешествий Гулливера» демонстрирует, насколько Гулливер несентиментален и безэмоционален. Он не упоминает о какой-либо привязанности к своей жене ни здесь, ни позже в своих путешествиях, когда он находится вдали от неё, и его отстранённость настолько холодна, что вызывает вопросы о его способности формировать человеческие привязанности.
Когда он возвращается в Англию, она – всего лишь часть его прежнего существования, и он не выказывает никаких эмоций, даже когда она дико обнимает его. Самые важные факты о ней в сознании Гулливера – это её социальное происхождение и доход, который она приносит.
Ричард Симпсон
Двоюродный брат Гулливера, самопровозглашённый задушевный друг, а также редактор и издатель «Путешествий Гулливера». Именно от имени Ричарда Симпсона Джонатан Свифт организовал публикацию своей повести, тем самым несколько смешав вымышленный и реальный миры. Симпсон – вымышленный автор предисловия к «Путешествиям Гулливера», озаглавленного «Издатель – читателям».
Это примечание оправдывает то, что Симпсон удалил почти половину оригинального рукописного материала на том основании, что он не имеет отношения к делу, и Свифт включает это заявление, чтобы мы могли усомниться в общей мудрости Гулливера и его способности отличать важные факты от мелочей.
Джеймс Бейтс
Выдающийся лондонский хирург, у которого Гулливер служит подмастерьем после окончания Кембриджа. Бейтс помогает Гулливеру получить его первую работу в качестве корабельного хирурга, а затем предлагает открыть вместе с ним практику. После смерти Бейтса у Гулливера возникают проблемы с ведением дела, что ставит под сомнение его компетентность, хотя у него самого есть и другие объяснения неудач в бизнесе.
Бейтс почти не упоминается в путешествиях, хотя он, несомненно, несёт ответственность за благополучие Гулливера не меньше, чем некоторые из более экзотических фигур, с которыми Гулливер встречается. Тем не менее, Гулливер гораздо более подробно описывает в своём повествовании такие фигуры, как королева Бробдингнага, подчёркивая резкий контраст между его сдержанностью в отношении Англии и его многословием в отношении иностранцев.
Абрахам Паннелл
Командир корабля, на котором Гулливер совершает первое плавание, «Ласточка». Путешествуя по Леванту, или восточному Средиземноморью, и за его пределами, Гулливер проводит на корабле Паннелла три с половиной года. О Паннеле практически ничего не говорится, что усиливает ощущение того, что увлечение Гулливера экзотическими типами не сопровождается интересом к его соотечественникам.
Уильям Причард
Хозяин «Антилопы», корабля, на котором Гулливер отправляется в Южные моря в самом начале своего первого путешествия, в 1699 году. Когда «Антилопа» тонет, Гулливера выбрасывает на берег Лилипутии. О личности Причарда не сообщается никаких подробностей, и он не играет важной роли ни в жизни Гулливера, ни в разворачивании сюжета романа. То, что Гулливер старается точно назвать его имя, усиливает наше впечатление, что он одержим фактами, но не всегда надёжен в оценке общей значимости.
Флимнап
Главный казначей Лилипутии, который начинает ревностно ненавидеть Гулливера, когда тот начинает верить, что у его жены с ним роман. Флимнап – явный параноик, поскольку возможность любовной связи между Гулливером и лилипуткой крайне маловероятна. Флимнап – это портрет слабостей характера, которым подвержен любой человек, но которые становятся особенно опасными для тех, кто обладает большой властью.
Релдресал
Главный секретарь по частным делам в Лилипутии, который объясняет Гулливеру историю политических противоречий между двумя основными партиями королевства, Высокородными и Низкородными. Релдресал – скорее источник столь необходимой Гулливеру информации, чем развитая личность, но он проявляет личное мужество и доверие, позволяя Гулливеру держать его на своей ладони, пока он говорит о политике. В запутанном контексте фракций и заговоров Лилипутии такое дружелюбие напоминает нам, что тёплые личные отношения всё ещё могут существовать даже в этом перегретом политическом климате.
Скайреш Болголам
Верховный адмирал Лилипутии, единственный член администрации, выступающий против освобождения Гулливера. Гулливер считает, что враждебность Скайреша носит просто личный характер, хотя видимых причин для такой вражды нет. Возможно, враждебность Скайреша – лишь средство отвлечь Гулливера от более широкой системы лилипутской эксплуатации, которой он подвергается.
Трамексан
Также известная как «Высокие каблуки», лилипутская политическая группа, напоминающая британских тори. Считается, что политика Трамексана более соответствует древней конституции Лилипутии, и, хотя Высокородных больше, чем Низкородных, их власть меньше. Считается, что кронпринц, в отличие от короля, симпатизирует трамексанцам: он носит один низкий и один высокий каблук, из-за чего слегка прихрамывает.
Сламексан
«Низкие каблуки» – лилипутская политическая группа, напоминающая британских вигов. Король постановил, что все правительственные администраторы должны выбираться из этой партии, к большому недовольству Высоких каблуков королевства. Таким образом, хотя слэмексанцев в Лилипутии меньше, чем трамексанцев, их политическая власть выше. Симпатии короля к сламексанцам проявляются в том, что при дворе он носит туфли на чуть более низком каблуке.
- «Гамлет», краткое содержание
- «Унесённые ветром», краткое содержание
- «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Код да Винчи», краткое содержание
- «Убить пересмешника», краткое содержание
- «Сирано де Бержерак», краткое содержание
- «Над пропастью во ржи», краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?