«Убить пересмешника», краткое содержание читать ~26 мин.
«Убить пересмешника» (англ. To Kill a Mockingbird) — роман американской писательницы Нелл Харпер Ли (Nelle Harper Lee), удостоенный Пулитцеровской премии в 1961 году. Книга повествует о расовых предрассудках и справедливости на Юге США времён Великой депрессии глазами ребёнка. Ежегодный тираж романа до сих пор превышает миллион экземпляров, а главная героиня Джин-Луиза «Скаут» Финч остаётся одним из самых любимых персонажей в американской художественной литературе.
Действие романа «Убить пересмешника» разворачивается в 1930-е годы в вымышленном городке Мейкомб, штат Алабама. Повествование ведётся от лица Скаут Финч — маленькой девочки, которая познаёт суровые реалии расизма и несправедливости. Её отец, адвокат Аттикус Финч, берётся защищать чернокожего мужчину Тома Робинсона, ложно обвинённого в изнасиловании белой женщины. Несмотря на очевидные доказательства невиновности Тома, его осуждают, что приводит к трагическим последствиям для него и его семьи. Это событие заставляет Скаут и её брата Джема столкнуться с жестокой действительностью их общества.
Роман написан от первого лица: взрослая Скаут Финч оглядывается назад и рассказывает о событиях своего детства, дополняя их размышлениями и оценками с высоты прожитых лет. Она не является всеведущим рассказчиком, но за прошедшие годы её взгляд на мир изменился. Теперь она с лёгкой иронией комментирует наивность своих детских мыслей и поступков. Скаут уделяет внимание не только собственным переживаниям, но и подробно описывает и анализирует поведение своего брата Джема.

Роман глубоко укоренён в истории американского Юга. События происходят в период действия законов Джима Кроу, которые закрепляли расовую сегрегацию и дискриминацию. Атмосфера того времени была пропитана предрассудками, а Великая депрессия лишь усугубила социальную напряжённость и бедность. Эти исторические реалии формируют фон, на котором разворачивается драма несправедливого суда и морального выбора.
Многие детали романа носят автобиографический характер. Харпер Ли, как и её героиня Скаут, выросла в маленьком городке Монровилл в Алабаме. Её отец, Амаса Колман Ли, был адвокатом и, подобно Аттикусу Финчу, защищал в суде чернокожих клиентов. Детская дружба Скаут с Диллом Харрисом — это отсылка к дружбе самой писательницы с её соседом, будущим знаменитым писателем Трумэном Капоте.
Сразу после публикации в 1960 году книга стала бестселлером и получила восторженные отзывы критиков за теплоту и юмор, несмотря на серьёзность поднимаемых тем. В 1962 году вышла одноимённая экранизация режиссёра Роберта Маллигана, получившая три премии «Оскар». Фильм, как и книга, стал классикой. «Убить пересмешника» входит в школьные программы по литературе во многих странах и остаётся символом борьбы за справедливость и человеческое достоинство.
Сюжет
Скаут Финч живёт со своим старшим братом Джемом и овдовевшим отцом Аттикусом в сонном алабамском городке Мейкомб. Хотя Мейкомб тяжело переживает Великую депрессию, Аттикус — уважаемый адвокат, и семья Финчей живёт в достатке по сравнению с другими горожанами. Одним летом Джем и Скаут знакомятся с мальчиком по имени Дилл, который приехал погостить к своей тёте. Троица всё время проводит вместе, разыгрывая различные истории. Вскоре Дилла очаровывает жутковатый дом на их улице — «Рэдли Плейс». В нём живёт мистер Нейтан Рэдли, чей брат Артур по прозвищу «Бу» много лет не выходит на улицу.
Осенью Скаут впервые идёт в школу, которая ей совсем не нравится. Вместе с Джемом они находят в дупле дерева на участке Рэдли подарки, оставленные для них неизвестным доброжелателем. Следующим летом Дилл возвращается, и дети затевают игру, изображающую историю жизни «Бу» Рэдли. Аттикус пресекает их забавы, призывая детей не судить о людях, не попытавшись взглянуть на мир их глазами. Однако в последнюю ночь перед отъездом Дилла они пробираются на участок Рэдли, и Нейтан Рэдли открывает по ним стрельбу. Убегая, Джем теряет штаны. Вернувшись за ними позже, он находит их починенными и аккуратно перекинутыми через забор.
Следующей зимой Джем и Скаут находят в дупле новые подарки, очевидно, от таинственного «Бу». Вскоре Нейтан Рэдли заделывает дупло цементом. Некоторое время спустя загорается дом их соседки, мисс Моди. Пока Скаут стоит на улице, наблюдая за пожаром, кто-то незаметно накидывает ей на плечи одеяло. Дети уверены, что это сделал «Бу» Рэдли. Потрясённый Джем рассказывает отцу и о подарках, и о починенных штанах.
К большому недовольству расистски настроенной части белой общины Мейкомба, Аттикус соглашается защищать в суде Тома Робинсона — чернокожего мужчину, обвинённого в изнасиловании белой женщины. Из-за этого решения Джем и Скаут сталкиваются с нападками со стороны других детей. Даже на Рождество в семейном поместье Финчс-Лэндинг им приходится нелегко. Однажды Кэлпурния, чернокожая кухарка семьи Финчей, ведёт их в местную афроамериканскую церковь, где дружная община тепло принимает детей.
Следующим летом в дом Финчей приезжает сестра Аттикуса, Александра. В это же время в Мейкомб сбегает Дилл, который должен был жить со своим «новым отцом» в другом городе. Начинается суд над Томом Робинсоном. Когда обвиняемого переводят в городскую тюрьму, у её стен собирается толпа с намерением линчевать его. Аттикус в одиночку противостоит им. Джем и Скаут, тайком выбравшись из дома, присоединяются к отцу. Скаут узнаёт в толпе одного из мужчин и по-детски вежливо спрашивает о его сыне. Этот простой вопрос заставляет его одуматься и увести толпу за собой.
На суде дети сидят на «цветном балконе» вместе с чернокожими жителями города. Аттикус предоставляет убедительные доказательства лжи обвинителей — Майеллы Юэлл и её отца Боба. На самом деле Майелла сама пыталась соблазнить Тома Робинсона, но была застигнута отцом, который избил её. Чтобы скрыть свой позор, она и обвинила Тома в изнасиловании. Аттикус доказывает, что синяки на лице Майеллы мог оставить только её отец.
И всё же, несмотря на неопровержимые свидетельства невиновности Тома, состоящее из белых мужчин жюри присяжных признаёт его виновным. Вера Джема в справедливость рушится, он впадает в уныние. Позже Том пытается бежать из тюрьмы и погибает от пули охранника.
Несмотря на обвинительный приговор, Боб Юэлл считает, что Аттикус и судья выставили его на посмешище, и клянётся отомстить. Он преследует вдову Тома Робинсона, пытается проникнуть в дом судьи и, в конце концов, нападает на Джема и Скаут, когда те возвращаются домой с праздника Хэллоуин. Внезапно вмешивается «Бу» Рэдли. Он спасает детей и в завязавшейся борьбе смертельно ранит Юэлла его же ножом. «Бу» относит раненого Джема в дом Финчей. Чтобы защитить «Бу» от судебного разбирательства, шериф настаивает, что Юэлл сам споткнулся о корень дерева и упал на собственный нож. Проведя немного времени со Скаут, «Бу» Рэдли снова скрывается в своём доме.
Позже Скаут размышляет о случившемся и наконец понимает, каково это — быть на месте «Бу» Рэдли. Он перестаёт быть для неё призраком и становится человеком. Этот момент означает, что Скаут усвоила главный урок своего отца: проявлять сочувствие и понимание. Пережитые ненависть и предрассудки не смогли разрушить её веру в человеческую доброту.
Анализ
Роман «Убить пересмешника» — это история взросления, перехода от невинности к жизненному опыту. Наблюдая за тем, как её отец противостоит расистской системе правосудия на американском Юге, юная рассказчица Скаут открывает для себя сложные стороны жизни своего города, своей семьи и самой себя. Суд над Томом Робинсоном, несправедливо обвинённым чернокожим, заставляет её пересмотреть свои убеждения. Она также сталкивается с собственными предрассудками, когда знакомится с «Бу» Рэдли — таинственным затворником, которого она поначалу считала пугающим чудовищем.
Развязка наступает, когда «Бу» спасает Скаут и её брата. Девочка понимает, что он — благородный и добрый человек. В то же время Скаут испытывает неизбежное разочарование, открывая для себя тёмные стороны человеческой натуры: укоренившийся расизм, несправедливый приговор и убийство Тома, злобу Боба Юэлла. На протяжении всей книги её отец, Аттикус, остаётся воплощением морали и справедливости, но Скаут видит, как тяжело ему оставаться добрым в мире, полном компромиссов.
Книга начинается с обрамляющего приёма: Скаут упоминает, что её брат Джем сломал руку в тринадцать лет. Она обещает рассказать о событиях, которые привели к этой травме, но не знает, с чего начать, поднимая вопрос о влиянии прошлого на настоящее. Проследив историю своей семьи, Скаут начинает повествование с того момента, когда ей было «почти шесть», а Джему — «почти десять». Она описывает Мейкомб как сонный, бедный городок, живущий по старым обычаям. В её воспоминаниях это идеальное место для детства, где они с братом целыми днями играют на улице. Эти начальные сцены безопасности и невинности резко контрастируют с её более поздними, зрелыми описаниями тёмных сторон города.
В последующих главах Скаут рассказывает несколько забавных историй, знакомя читателя с главными героями и социальным устройством Мейкомба. По настоянию своего друга Дилла, Скаут и Джем пытаются выманить из дома их таинственного соседа, «Бу» Рэдли. В подростковом возрасте он попал в беду и с тех пор живёт затворником в собственном доме; однажды он даже ранил своего отца ножницами. «Бу» стал героем местных сплетен, а его таинственная, почти призрачная фигура одновременно пугает и завораживает детей.
Когда Скаут идёт в школу, мы знакомимся с Уолтером Каннингемом, сыном бедной, но гордой фермерской семьи. Когда Уолтер приходит на обед в дом Финчей, Скаут получает выговор за насмешки над его манерами, что становится для неё одним из первых уроков сочувствия. Другой ребёнок, Беррис Юэлл, принадлежит к семье, которая сыграет важную роль в сюжете. Юэллы — злобный, асоциальный клан, живущий на пособие. Они отправляют своих детей в школу лишь на один день в году, чтобы избежать проблем с инспектором. Беррис угрожает учительнице, предвещая жестокость своего отца в будущем. Боб Юэлл становится антагонистом книги, олицетворяя расизм и тёмное прошлое Юга.
Завязка сюжета «Убить пересмешника» происходит в девятой главе, когда Скаут узнаёт от других детей, что её отец будет защищать Тома Робинсона. Когда их соседка, миссис Дюбоз, оскорбляет детей из-за работы их отца, Джем в гневе уничтожает её сад. В наказание его заставляют читать миссис Дюбоз вслух. Позже Аттикус объясняет детям, что она была зависима от морфия и решила побороть свою зависимость перед смертью. Этот эпизод развивает идею сопереживания. Он также вводит понятие храбрости как следования своим принципам, несмотря на личные трудности. Восхищение Аттикуса решимостью миссис Дюбоз умереть «свободной» перекликается с восхищением Скаут его собственной стойкостью.
Эта стойкость проявляется, когда Аттикус проводит ночь у тюрьмы, охраняя Тома. Белая община Мейкомба возмущена и пытается устроить самосуд, но Скаут, неожиданно для себя, разряжает обстановку. Она обращается к одному из мужчин в толпе, невольно напоминая ему о его собственных детях. Хотя она играет ключевую роль в этом событии, она не до конца понимает его значение. Это сочетание наивности и внимательного наблюдения характеризует повествование Скаут на протяжении всей книги.
Кульминация книги наступает в зале суда во время оглашения вердикта. Скаут и Джем пробираются внутрь и садятся на балкон вместе с чернокожими зрителями, хотя Аттикус запретил им присутствовать. Аттикус доказывает, что Том физически не мог напасть на Майеллу. Он предполагает, что на самом деле Майелла сама проявила интерес к Тому, а её отец, Боб Юэлл, избил её, когда застал их вместе. Допрашивая Майеллу, Аттикус рисует мрачный портрет её семьи, показывая экономическое неравенство в Мейкомбе. Несмотря на убедительную защиту и уверенность судьи в невиновности Тома, присяжные выносят обвинительный приговор. Скаут потрясена. Контраст между её удивлением и спокойствием отца показывает, как много иллюзий ей ещё предстоит потерять. Позже Тома застрелят при попытке к бегству. Это событие подчёркивает, насколько система правосудия подвела Тома и всю афроамериканскую общину Мейкомба.
Развязка наступает в ночь на Хэллоуин, через несколько месяцев после суда. Боб Юэлл, чувствуя себя униженным, жаждет мести. Он нападает на Скаут и Джема, ломая Джему руку. Внезапно появляется «Бу» Рэдли, который спасает детей, убив Боба его же ножом. Появление «Бу» показывает, что община может быть и защитной силой, что несколько смягчает социальную критику романа. Однако решение скрыть правду о смерти Юэлла говорит о том, что даже такие люди, как Аттикус, видят в обществе потенциальную угрозу. Доброта «Бу» восстанавливает веру Скаут в человечество. Её слова о том, что «ничего по-настоящему страшного нет, только в книгах», говорят о её готовности принять мир с новым, взрослым пониманием его сложностей.
Темы
Сосуществование добра и зла
Главная тема романа — исследование моральной природы человека: добры люди по своей сути или злы? Роман раскрывает этот вопрос через взросление Скаут и Джема. Они переходят от детской невинности, в которой все люди кажутся добрыми, к взрослой перспективе, где им приходится столкнуться со злом и вписать его в свою картину мира.
В результате этого перехода от невинности к опыту возникает важная подтема: угроза, которую ненависть и невежество представляют для невинных. Такие люди, как Том Робинсон и «Бу» Рэдли, не готовы к злу, с которым сталкиваются, и становятся его жертвами. Даже Джем, открыв для себя расизм во время суда, получает душевную травму. В то время как Скаут удаётся сохранить веру в людей, вера Джема в справедливость оказывается подорванной.
Моральным компасом в романе выступает Аттикус Финч. Он уникален тем, что, познав зло, не утратил веры в человеческую доброту. Аттикус понимает, что в большинстве людей есть и хорошие, и плохие качества. Важно ценить хорошее и стараться понять плохое, относясь к другим с сочувствием. Он пытается преподать этот урок своим детям, чтобы они могли жить по совести, не впадая в цинизм. Так, Аттикус способен восхищаться мужеством миссис Дюбоз, осуждая при этом её расизм. Развитие Скаут как персонажа заключается в её постепенном приближении к пониманию уроков отца. В финале она наконец видит в «Бу» Рэдли человека, что говорит о её духовной зрелоosti.
Важность нравственного воспитания
Поскольку исследование моральных вопросов происходит с точки зрения детей, тема воспитания проходит через весь роман. Сюжет отслеживает нравственное становление Скаут. Вопрос о том, как воспитывать детей и как помочь им перейти от невинности к взрослой жизни, постоянно поднимается в книге. Эта тема наиболее ярко раскрывается в отношениях Аттикуса с его детьми, в которых он целенаправленно воспитывает социальную совесть.
Сцены в школе служат контрастом эффективному воспитанию Аттикуса. Скаут сталкивается с учителями, которые либо нечувствительны к нуждам детей, либо лицемерны. Вывод романа заключается в том, что самые важные уроки — это уроки сочувствия и понимания. Способность Аттикуса поставить себя на место своих детей делает его прекрасным учителем, в то время как слепая приверженность мисс Кэролайн методикам из колледжа делает её неэффективной.
Существование социального неравенства
Различия в социальном статусе исследуются через сложную иерархию Мейкомба, тонкости которой постоянно ставят детей в тупик. Относительно обеспеченные Финчи находятся на вершине социальной лестницы, а большинство горожан — ниже. Сельские фермеры, такие как Каннингемы, стоят ниже горожан, а Юэллы — ниже Каннингемов. Чёрная община, несмотря на свои достоинства, находится в самом низу, что и позволяет Бобу Юэллу самоутверждаться за счёт преследования Тома Робинсона. Эти жёсткие социальные разделения показаны в книге как иррациональные и разрушительные. Например, Скаут не может понять, почему тётя Александра запрещает ей дружить с Уолтером Каннингемом. Ли использует недоумение детей, чтобы критически оценить роль классового статуса и предрассудков в человеческих отношениях.
Предрассудки
Расизм и предрассудки занимают центральное место в романе. Расовый конфликт лежит в основе самых напряжённых сцен и приводит к двум трагическим смертям. С одной стороны, взгляд на предрассудки в книге кажется упрощённым: белые расисты — плохие, а те, кто им противостоит, — хорошие. Аттикус рискует своей репутацией и безопасностью семьи, потому что он не расист, а значит, хороший. Боб Юэлл ложно обвиняет чернокожего, плюёт в Аттикуса и пытается убить детей, потому что он расист, а значит, плохой. Однако роман также пытается показать сложности жизни в расистском обществе. Джем и Скаут сталкиваются с враждебностью, когда их семья выступает против общепринятых предрассудков.
Трактовка предрассудков в романе упрощена и с точки зрения перспективы. Может показаться, что расизм — это проблема, существующая только между образованными и невежественными белыми людьми. Чернокожие герои редко высказываются на эту тему. Если они и говорят, то в основном выражают благодарность добрым белым горожанам, а не гнев или сопротивление. Когда чернокожие персонажи пытаются противостоять расизму, они делают это через избегание, как, например, Том Робинсон, пытающийся бежать из тюрьмы. Критика белых людей со стороны афроамериканцев, как в случае с Лулой в церкви, осуждается самой чёрной общиной.
Закон
Хотя суд над Томом Робинсоном занимает лишь десятую часть книги, он является её смысловым центром. Этот процесс служит обвинительным актом против правовой системы, какой она была в Мейкомбе. Процедурно всё проходит верно: адвокаты выбирают присяжных, стороны представляют свои доводы. Но полностью белое жюри выносит вердикт, основываясь не на доказательствах, а на собственных предрассудках. Обвинительный приговор Тому Робинсону демонстрирует ограниченность закона. Хотя Аттикус понимает несовершенство системы, он твёрдо верит в судебный процесс. В то же время он считает, что закон следует применять по-разному к разным людям, проявляя снисхождение к тем, чья жизнь тяжела и лишена возможностей.
Ложь
В основе романа лежат две лжи. Майелла Юэлл лжёт, что Том Робинсон её изнасиловал. Шериф Хэк Тейт лжёт, что Боб Юэлл сам упал на свой нож. Первая ложь губит невинного человека из-за его расы. Вторая — спасает невинного человека из-за его затворнического образа жизни. Эти две лжи показывают, как обман может быть использован и во вред, и во благо. Они также демонстрируют, как уязвимы самые слабые члены общества перед тем, что о них говорят другие. Социальный статус определяет, кому позволено лгать. На суде Том не может прямо обвинить Майеллу во лжи, потому что слово белой женщины весит больше, чем правда чернокожего мужчины. Аттикус же, будучи белым мужчиной с высоким статусом, может позволить себе обвинить её во лжи.
Список персонажей
Скаут Финч
Рассказчица и главная героиня. Джин-Луиза «Скаут» Финч живёт со своим отцом Аттикусом, братом Джемом и чернокожей кухаркой Кэлпурнией. Она умна и, по меркам своего времени, настоящая сорвиголова. У Скаут обострённое чувство справедливости и вера в доброту людей. По ходу романа эта вера подвергается испытанию ненавистью и предрассудками. В конце концов, она обретает более зрелый взгляд на мир, который позволяет ей ценить человеческую доброту, не отрицая при этом человеческого зла.
Скаут — необычная девочка: умная (научилась читать до школы), уверенная в себе (не боится драться с мальчишками) и вдумчивая. Она носит комбинезон и лазает по деревьям, в то время как большинство девочек её круга носили бы платья. Воспитание Аттикуса позволило ей стать открытой и прямолинейной. Поведение людей часто озадачивает её, но она всегда действует из лучших побуждений.
В начале романа Скаут — невинный ребёнок, не знакомый со злом. По мере развития сюжета она впервые сталкивается с ним в форме расовых предрассудков. Главный вопрос её взросления — сможет ли она сохранить свою совесть и оптимизм. Благодаря мудрости Аттикуса, она учится сочувствию и пониманию. Развитие Скаут в человека, способного принять сложность мира, является кульминацией романа.
Аттикус Финч
Отец Скаут и Джема, адвокат из Мейкомба. Вдовец с сухим чувством юмора, он привил своим детям сильное чувство морали и справедливости. Аттикус — один из немногих жителей города, кто придерживается принципов расового равенства. Согласившись защищать Тома Робинсона, он навлёк на себя и свою семью гнев белой общины. Благодаря своим убеждениям, мудрости и сочувствию Аттикус выступает моральным стержнем романа.
Джем Финч
Старший брат Скаут и её товарищ по играм. Джереми Аттикус «Джем» Финч — типичный американский мальчик, который мечтает играть в футбол и не боится принимать вызовы. Он на четыре года старше Скаут и по мере взросления постепенно отдаляется от её детских игр, но всегда остаётся её защитником. Идеалы Джема рушатся под тяжестью несправедливости, которую он видит во время суда над Томом Робинсоном.
Артур «Бу» Рэдли
Затворник, который никогда не выходит из дома, «Бу» будоражит воображение Джема, Скаут и Дилла. Он является мощным символом добра, скрытого под маской жуткой тайны. Он оставляет детям подарки и в решающий момент спасает их жизни. Умный ребёнок, чья психика пострадала от жестокости отца, «Бу» — один из «пересмешников» романа, хороший человек, ставший жертвой зла.
Кэлпурния
Чернокожая кухарка семьи Финчей. Кэлпурния — строгий воспитатель и, по сути, приёмная мать для детей. Она служит связующим звеном между миром белых и афроамериканской общиной Мейкомба.
Боб Юэлл
Пьяница и безработный, член беднейшей семьи Мейкомба. Своим заведомо ложным обвинением в адрес Тома Робинсона он олицетворяет тёмную сторону Юга: невежество, нищету и расовую ненависть.
Чарльз Бейкер «Дилл» Харрис
Летний сосед и друг Джема и Скаут. Дилл — невысокий, но уверенный в себе мальчик с живым воображением. Он одержим тайной «Бу» Рэдли и на протяжении всего романа олицетворяет детскую невинность.
Мисс Моди Аткинсон
Соседка Финчей, остроумная вдова и давний друг семьи. Мисс Моди разделяет стремление Аттикуса к справедливости и является лучшим другом детей среди взрослых Мейкомба.
Тётя Александра
Сестра Аттикуса, волевая женщина, преданная своей семье. Александра — образец южной леди, и её приверженность традициям и приличиям часто приводит к конфликтам со Скаут.
Майелла Юэлл
Забитая, одинокая и несчастная дочь Боба Юэлла. Хотя Майелла вызывает жалость из-за своего деспотичного отца, её нельзя простить за ложное обвинение в адрес Тома Робинсона.
Том Робинсон
Чернокожий работник, обвинённый в изнасиловании. Том — один из «пересмешников» романа, важный символ невинности, разрушенной злом.
Линк Дис
Работодатель Тома Робинсона. В своей готовности не обращать внимания на цвет кожи и ценить честность, Дис является полной противоположностью предрассудкам.
Миссис Генри Лафайет Дюбоз
Пожилая, сварливая и расистски настроенная соседка Финчей. Хотя Джем считает её злой женщиной, Аттикус восхищается её мужеством в борьбе с морфиновой зависимостью.
Нейтан Рэдли
Старший брат «Бу» Рэдли. Нейтан жестоко обрывает общение «Бу» с детьми, заделывая дупло в дереве, где тот оставлял им подарки.
Хэк Тейт
Шериф Мейкомба и главный свидетель на суде. Хэк — порядочный человек, который старается защищать невинных.
Мистер Андервуд
Издатель газеты Мейкомба. Мистер Андервуд уважает Аттикуса и в трудную минуту оказывается его союзником.
Мистер Дольфус Реймонд
Богатый белый мужчина, который живёт со своей чернокожей сожительницей и их детьми. Реймонд притворяется пьяницей, чтобы у жителей Мейкомба было объяснение его поведению. На самом деле он просто устал от лицемерия белого общества и предпочитает жить среди афроамериканцев.
Мистер Уолтер Каннингем
Бедный фермер, который был в толпе, пытавшейся линчевать Тома Робинсона. Мистер Каннингем проявляет свою человечность, когда вежливый вопрос Скаут заставляет его одуматься и увести людей от тюрьмы.
Уолтер Каннингем
Сын мистера Уолтера Каннингема и одноклассник Скаут. Однажды в школе Уолтер не может позволить себе обед и случайно создаёт для Скаут неприятности.
Вопросы и ответы
— Почему Том Робинсон является пересмешником?
Выражение «грех убить пересмешника» означает намеренное и бессмысленное уничтожение чего-то или кого-то безвредного. Пересмешник — певчая птица, а не вредитель. Убивать его — акт ненужной жестокости. Когда присяжные признают Тома Робинсона виновным, несмотря на отсутствие доказательств, они совершают ту же неоправданную жестокость. Город Мейкомб уничтожает хорошего человека, который никогда никому не причинял вреда, просто из-за цвета его кожи. Однако Том не единственный «пересмешник» в романе. Шериф Хэк Тейт также называет пересмешником «Бу» Рэдли — безобидного человека, ставшего жертвой жестокости.
— Что символизирует бешеная собака, в которую стреляет Аттикус?
В десятой главе Аттикус убивает бешеную собаку. Этот эпизод имеет два значения. Во-первых, Джем и Скаут узнают, что их тихий отец — лучший стрелок в округе, и начинают его больше уважать. Во-вторых, в символическом смысле бешеная собака представляет угрозу для общества. Застрелив её, Аттикус защищает город от опасности. Точно так же, защищая Тома Робинсона, он пытается защитить общество от его самых опасных, расистских проявлений. Как говорит мисс Моди, в мире есть люди, «которые родились, чтобы делать за нас неприятную работу. Твой отец — один из них».
— Как Джем сломал руку?
В первом предложении романа Скаут сообщает, что Джем сломал руку, и обещает рассказать, как это произошло. Вся книга является предысторией этого события. В конце романа Боб Юэлл нападает на Джема и Скаут. В завязавшейся борьбе Джем получает перелом руки. Этот приём служит обрамлением для всей истории. Если вначале читатель может подумать, что травма — результат детской шалости, то к концу романа он понимает тёмную и сложную правду, стоящую за этим несчастным случаем.
— Какое значение имеют подарки, которые «Бу» Рэдли оставляет в дупле?
В первых главах Джем и Скаут находят в дупле дерева небольшие предметы: от жвачки до карманных часов. Эти подарки, оставленные «Бу» Рэдли, — первый из его добрых поступков по отношению к детям. Они представляют собой способ, которым «Бу» пытается взаимодействовать с миром, не нарушая своего уединения. Несмотря на затворничество, «Бу» относится к детям Финчей с большей добротой, чем многие другие взрослые.
— Почему присяжные признают Тома виновным?
Решение присяжных признать Тома виновным, несмотря на очевидную невиновность, является вопиющей судебной ошибкой. Главная причина — укоренившийся расизм, который не позволяет Тому рассчитывать на справедливый суд. Другая причина — лжесвидетельство Майеллы и Боба Юэллов. Система правосудия предполагает, что свидетели говорят правду, но Юэллы предпочли солгать, чтобы скрыть свой позор. Расовые предрассудки в сочетании с их ложью оказались достаточными для обвинительного вердикта.
— Какую роль играет Кэлпурния в семье и в романе?
Кэлпурния заменяет Джему и Скаут мать, учит их манерам и честности. Аттикус ей безоговорочно доверяет. Она также является для детей окном в афроамериканскую общину Мейкомба. Однажды она берёт их в свою церковь, что позволяет им позже сидеть на «цветном» балконе во время суда. Кэлпурния умеет читать и писать — редкость для её общины в то время.
— Почему Дилл — важный персонаж?
Чарльз Бейкер Харрис, или Дилл, — важный друг для Джема и Скаут. Его богатое воображение подстёгивает их фантазию, а его детский энтузиазм контрастирует с зарождающейся серьёзностью Джема. По мере развития сюжета становится ясно, что его собственная семья нестабильна, и Финчи, по сути, становятся для него настоящей семьёй. Он олицетворяет детскую невинность и дружбу.
— Чему миссис Дюбоз учит Скаут и Джема?
Несмотря на то что миссис Дюбоз — злобная расистка, она преподаёт детям урок мужества. Когда Джем в наказание читает ей вслух, она борется со своей зависимостью от морфия. После её смерти Аттикус называет её «самым храбрым человеком, которого он когда-либо знал». Этот эпизод учит детей, что люди не всегда такие, какими кажутся, и даже у неприятных людей могут быть героические качества.
— Почему Дольфус Реймонд прячет кока-колу в бумажный пакет?
Дольфус Реймонд, белый мужчина, предпочитающий компанию афроамериканцев, использует пакет, чтобы все думали, будто он пьёт алкоголь. Он притворяется пьяницей, чтобы у людей было простое объяснение его «странному» поведению. Он говорит Скаут и Диллу: «Это помогает людям, если они могут ухватиться за какую-то причину». Так он избегает осуждения за свой осознанный выбор.
— Как Мейкомб реагирует на смерть Тома Робинсона?
Жители Мейкомба реагируют на смерть Тома по-разному. Афроамериканская община расстроена и разгневана, но не может открыто это показать. Многие белые расисты считают, что правосудие свершилось. Некоторые белые горожане испытывают стыд и огорчение. Редактор местной газеты возмущён, потому что Том был «калекой» и его нельзя было убивать. Боб Юэлл доволен, а Джем — раздавлен и потрясён.
— Что происходит во время прогулки Скаут и Джема домой после праздника урожая?
Возвращаясь домой с праздника, Джем и Скаут вступают на «долгий» путь в переносном смысле, так как события этой ночи навсегда изменят их жизнь. На них нападает Боб Юэлл, но из тени появляется «Бу» Рэдли и спасает детей. Эта кульминационная ночь объединяет две основные сюжетные линии романа: тайну «Бу» Рэдли и трагические последствия суда.
— Почему Аттикус берётся за дело Тома Робинсона, зная, что проиграет?
Аттикус берётся за дело из чувства личной честности и веры в то, что расистские устои Юга со временем изменятся. Он рассматривает этот процесс как возможность сделать маленький шаг на пути к переменам. Аттикус предполагает, что проиграет суд, но надеется на апелляцию. После суда он обескуражен результатом, но не сломлен.
— Почему Майелла Юэлл лжёт на суде?
Майелла лжёт, потому что боится своего отца, Боба Юэлла, и стыдится собственного влечения к Тому Робинсону. На самом деле её избил отец, когда увидел, что она обнимает чернокожего мужчину. Отец, вероятно, угрожал ей и велел, что говорить на суде. Она сказала присяжным то, что они хотели услышать, чтобы защитить себя.
— Какие качества делают Аттикуса хорошим отцом?
Хотя Аттикус, по словам Скаут, «старый» отец, он очень любит своих детей и служит для них примером честности, мудрости и порядочности. Он позволяет им быть детьми, но настаивает на трудолюбии и взаимопомощи. Аттикус ценит образование и справедливость превыше всего, обладает открытым сердцем и непредвзятым отношением к людям.
— Почему тётя Александра переезжает в дом Финчей?
Тётя Александра приезжает в дом Финчей накануне суда, чтобы присматривать за детьми и дать им «женское воспитание». Она считает, что им нужно больше узнать о приличиях и традициях их благородной семьи, а Скаут пора научиться быть настоящей южной леди — носить платье, подавать чай и вести светские беседы.
- «Пойди поставь сторожа» Харпер Ли, краткое содержание
- «Неистовые часы» Кейси Сеп, краткое содержание
- Нелл Харпер Ли: “Я надеялась на малое, но получила всё …”
- Издательство HarperCollins выпустило новый роман Харпер Ли — «Go Set a Watchman»
- «Над пропастью во ржи», краткое содержание
- «Унесённые ветром», краткое содержание
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Merci beaucoup c’est très complet
Комментирование недоступно Почему?