«Кафка на берегу» Харуки Мураками, краткое содержание читать ~20 мин.
Роман Харуки Мураками «Кафка на берегу» – это сюрреалистический роман о Кафке Тамуре, пятнадцатилетнем мальчике, который уходит из дома, чтобы спастись от эдипова проклятия, предсказывающего ему убийство отца и секс с матерью и сестрой.
Мураками чередует главы, написанные от первого лица Кафки, с главами от третьего лица, которые следуют параллельно истории Накаты, пожилого инвалида, который обрёл способность разговаривать с кошками после того, как впал в кому в детстве. Пока Кафка ищет убежище в частной библиотеке в Такамацу, встречая двух женщин, которые, по его мнению, могут быть его матерью и сестрой, Наката убивает метафизическую сущность, которая принимает форму логотипа марки виски Johnnie Walker и убивает кошек, чтобы забрать их души.
Когда Кафка начинает сексуальные отношения с пятидесятилетней библиотекаршей мисс Саэки, он узнает, что его отец был убит, и считает, что он может быть в этом как-то виноват. Наката дружит с водителем грузовика по имени Хосино и выполняет своё загадочное предназначение – находит и открывает белый камень, который служит порталом между различными мирами. Ближе к концу романа эти две сюжетные линии сходятся, когда Наката приходит в библиотеку, чтобы сжечь записанные госпожой Саэки воспоминания; сделав это за неё, госпожа Саэки умирает за своим столом.
Пока «вход» открыт, Кафка путешествует вглубь леса и попадает в деревню, существующую в состоянии лимба. В разговоре с госпожой Саэки он прощает свою мать за то, что она бросила его в детстве. Роман заканчивается тем, что Наката умирает во сне, а Кафка возвращается в Токио, где он намерен рассказать полиции все, что знает, прежде чем вернуться в среднюю школу.
Опубликованный на японском языке в 2002 году и переведённый на английский в 2005 году Филипом Гэбриэлом, роман укрепил внутреннюю репутацию Мураками, попав в список 10 лучших книг 2005 года по версии New York Times и получив Всемирную премию фэнтези. В романе развиваются темы, встречающиеся во многих произведениях Мураками, включая существование параллельного мира, подсознательные желания и силу снов. В романе также присутствуют некоторые из фирменных тем Мураками, такие как секс, еда, классическая музыка, метафизика и кошки.
Сюжет
Роман «Кафка на берегу» начинается с того, что главный герой Кафка Тамура сбегает из дома в свой пятнадцатый день рождения. По сюжету Кафка едет на автобусе из Токио в Такамацу на острове Сикоку. В автобусе он знакомится с Сакурой, двадцатиоднолетней женщиной, к которой испытывает влечение и считает, что она может быть его давно потерянной сестрой. В своём повествовании от первого лица Кафка загадочно намекает на проклятие, от которого он пытается избавиться, но беспокоится, что оно заложено в его ДНК. В конце концов он открывает, что пытается спастись от эдипова пророчества, которое когда-то озвучил его отец: Кафке суждено убить отца и переспать с матерью и сестрой.
В чётных главах романа рассказывается история Накаты, пожилого инвалида. Из военных документов, ставших достоянием общественности, читатель узнает о несчастном случае в детстве, который ввёл Накату в кому и лишил его способности читать и писать. Собирая грибы с одноклассниками во время Второй мировой войны, Наката обнаруживает окровавленные полотенца, которые его учительница пыталась спрятать в лесу после того, как у неё внезапно начались месячные. Когда он показывает ей полотенца, она смущается, приходит в ярость и начинает бить его, пока он не теряет сознание. Его глаза двигаются из стороны в сторону, но он не реагирует на происходящее. Вскоре сознание теряют и другие дети.
Военные расследуют это дело, задаваясь вопросом, не стали ли дети жертвами вражеского нападения. Дело остаётся нераскрытым, и только у Накаты остаются травмы, полученные во время инцидента на холме Рисовой чаши.
В наши дни Наката вышел на пенсию и работает мебельщиком. Он живёт на государственную субсидию и проводит свободное время в поисках пропавших кошек. После аварии Наката узнал, что может разговаривать с кошками, и это умение он использует в своих поисках. Во время поисков кота по имени Гома, Наката приводится чёрной собакой в дом метафизической сущности, которая принимает облик Джонни Уокера, талисмана марки виски.
Уокер крадёт кошек и поедает их сердца, чтобы собрать их души, которые, по его словам, он использует для изготовления флейты. Он просит Накату убить его. Наката не хочет, но сильное чувство овладевает им, и он берет нож для стейка и наносит им Уокеру смертельный удар.
Спасший Гому, Наката возвращает кота и сдаётся полиции. Он честно рассказывает историю убийства, но офицер считает, что Наката сошёл с ума и все выдумал. На руках Накаты также нет крови. Наката объявляет, что на следующий день пойдёт рыбный дождь. Офицер ошарашен, когда на следующий день с неба падает рыба. Он также узнает, что известный скульптор Коити Тамура был найден мёртвым, зарезанным ножом для стейка.
Кафка укрывается в мемориальной библиотеке Комура в Такамацу, где знакомится с Осимой, молодым библиотекарем-трансгендером, и мисс Саэки, женщиной средних лет, которая, как подозревает Кафка, может быть его пропавшей матерью. Когда Кафка просыпается от потери сознания и обнаруживает, что он весь в крови, он остаётся на ночь у Сакуры, а затем возвращается в библиотеку. По совпадению, отец Кафки Коити найден убитым. Несмотря на то, что он слишком далеко от Токио, чтобы убить Коити, Кафка беспокоится, что он мог войти в портал сновидений и убить Коити.
Когда полиция выслеживает Кафку в библиотеке, Осима приводит Кафку в семейный домик в лесу, чтобы тот затаился. После возвращения Кафка начинает жить в свободной комнате в библиотечной пристройке. Пятнадцатилетний призрак мисс Саэки начинает посещать его по ночам.
Между Кафкой и реально существовавшей госпожой Саэки завязываются сексуальные отношения после того, как однажды ночью она начала заниматься с ним сексом во время лунатизма. В то время как он влюбляется в неё, Кафка навязчиво слушает песню под названием «Кафка на берегу», которую она записала в молодости. Госпожа Саэки и Кафка относятся друг к другу как к суррогатам потерянных ими людей: она воспринимает Кафку как парня, которого она потеряла в двадцать лет, а Кафка воспринимает госпожу Саэки как мать, которая бросила его.
После попыток и неудач сдаться Наката покидает Токио, поймав попутку. Он не знает почему, но его тянет на запад. С помощью Хосино, водителя грузовика, который носит гавайские рубашки, он следует за своей интуицией в Такамацу. Там Наката просит Хосино найти «входной камень» – большую белую скалу, которую Наката знает, что должен найти. Найдя его с помощью метафизической сущности, принявшей облик полковника Сандерса из франшизы KFC, Хосино переворачивает тяжёлый камень, открывая вход в другой мир. В перерывах между долгим сном, который берет Наката, пара отправляется на поиски следующего пункта назначения, и в конце концов прибывает в Мемориальную библиотеку Комуры.
Осима паникует, когда полиция выслеживает в Такамацу пожилого человека (Наката), подозреваемого в убийстве Коити. Осима возвращает Кафку в хижину и предупреждает его, что, по его мнению, госпожа Саэки, возможно, готовится к смерти, а Кафка, скорее всего, ускоряет её неизбежную смерть. Оставаясь в хижине, Кафка углубляется в лабиринтный лес, несмотря на предупреждение Осимы о том, что он может заблудиться и не сможет найти дорогу назад. Кафка встречает двух солдат, которые находятся в лесу со времён Второй мировой войны; они все ещё в форме. Они проводят его через «вход», и Кафка останавливается в хижине в небольшом поселении в долине.
Наката и госпожа Саэки приветствуют друг друга, как будто им суждено было встретиться. Она признается, что давно открыла портал. Наката говорит, что знает только то, что должен все исправить. Она даёт ему рукопись всех своих воспоминаний, чтобы он сжёг её. Они с Хосино сжигают бумаги в высохшем русле реки, а затем возвращаются в квартиру, которую для них приготовил полковник Сандерс. Наката становится сонным.
Утром Хосино обнаруживает, что Наката умер. Хосино не знает, что делать, но понимает, что должен как-то закрыть вход. В конце концов на балконе появляется кошка и разговаривает с Хосино, который понимает, что может разговаривать с кошками. Согласно инструкциям, Хосино уничтожает большое змееподобное существо, которое выползает изо рта Накаты, использовав его тело как портал. Хосино случайно закрывает вход, перевернув камень, который он пытался поднять, чтобы раздавить им змееподобное существо. Хосино благодарит мёртвое тело Накаты за то, что оно помогло ему по-новому взглянуть на жизнь, и отправляется в путь с существом в мешке, который он собирается сжечь.
В деревне Кафка снова встречает пятнадцатилетнюю и пятидесятилетнюю госпожу Саэки, но теперь это не призраки. Они говорят об этом месте как о лимбе, нейтральном пространстве между жизнью и смертью. Говоря с госпожой Саэки так, словно она его мать, Кафка прощает её за то, что она бросила его в юности. Хотя Кафка вынужден остаться, он возвращается из леса, чувствуя себя более умиротворённым в мире, потому что ему удалось противостоять своим подсознательным страхам.
Брат Осимы отвозит Кафку обратно в библиотеку, где Кафка узнает от Осимы о смерти госпожи Саэки. Он прощается с Осимой и возвращается в Токио, чтобы продолжить обучение в средней школе. Перед отъездом из города он звонит Сакуре, и они договариваются встретиться в Токио летом. Кафка проливает слезу в поезде, возвращаясь в Токио.
Список персонажей
Кафка Тамура
Кафка – главный герой романа. Умный и физически крепкий пятнадцатилетний мальчик, Кафка убегает из дома, чтобы спастись от эдипова проклятия, которое наложил на него отец, объявив, что Кафке суждено убить отца и спать с давно потерянными матерью и сестрой. Кафка оказывается вынужденным исполнить элементы пророчества, когда он считает, что, возможно, убил отца, войдя в портал сновидений.
Аналогичным образом Кафка вступает в сексуальные отношения с госпожой Саэки и Сакурой, которые, по его мнению, могут быть его матерью и сестрой соответственно. Кафка обретает свободу от своей судьбы, уйдя глубоко в лес и простив свою мать за то, что она бросила его в детстве. Кафка любит читать и взял себе вымышленную фамилию Кафка, потому что восхищается чешским писателем Францем Кафкой.
Сатору Наката
Наката – пожилой инвалид, который был вовлечён в таинственный инцидент, когда был школьником. В результате инцидента он впал в кому, потерял память и способность читать. Однако Наката обрёл способность разговаривать с кошками, которую он использует, чтобы помочь людям найти пропавших кошек. Наката говорит о несчастном случае из своей юности так, как будто он умер на три недели.
Когда он вернулся в мир, то обнаружил, что тень, которую он отбрасывал на землю, была в два раза темнее, чем у других людей. Живя в человеческой оболочке, Наката находит себя вынужденным выполнять обязанности, которые включают убийство Джонни Уокера, поиск входного камня и сжигание мемуаров мисс Саэки.
Наката обладает способностью вызывать с неба дождь из рыбы и пиявок. Когда кто-нибудь упоминает о еде, Наката говорит, что это блюдо – одно из его любимых, и часто упоминает, что его абсолютное любимое блюдо – угорь. Наката умирает во сне после того, как сжигает мемуары госпожи Саэки.
Осима
Осима – библиотекарь в возрасте около 20 лет, работающий в мемориальной библиотеке Комура, который сближается с Кафкой. Осима щедр к Кафке и помогает ему на протяжении всего пути, начиная с того, что помогает ему остаться в библиотеке, и заканчивая тем, что разрешает ему жить в своём домике в горах.
Осима становится своего рода наставником Кафки, разделяя с ним интерес к классической музыке и греческим мифам; он также даёт советы и рекомендации относительно ситуации Кафки. Осима рассказывает, что при рождении его пол был женским, но сейчас он идентифицирует себя как гомосексуалист.
Госпожа Саэки
Госпожа Саэки – женщина средних лет, главный библиотекарь, отвечающая за работу мемориальной библиотеки Комуры. Кафка считает, что она может быть его потерянной матерью. Считается, что госпожа Саэки потеряла часть себя, когда её парень умер, когда им было по двадцать лет. В то же время она выпустила хит-сингл под названием «Кафка на берегу».
У мисс Саэки есть пятнадцатилетний призрак, который посещает спальню Кафки, пока тот остаётся в библиотеке. Ближе к концу романа между мисс Саэки и Кафкой завязываются сексуальные отношения. Она умирает за своим столом, отдав Накате свои мемуары и велев ему сжечь их.
Сакура
Сакура – молодая парикмахерша, которую Кафка встречает в автобусе в Такамацу. Кафка предполагает, что она может быть его давно потерянной сестрой, так как она старше его на шесть лет. Сакура и Кафка флиртуют друг с другом, но Сакура часто упоминает о своём парне в Токио.
Коити Тамура
Коити Тамура – отец Кафки. Известный скульптор, Коичи сказал Кафке, что однажды Кафка убьёт его и переспит с его собственной матерью и сестрой. Подразумевается, что альтер-эго Коичи – Джонни Уокер.
Мальчик по имени Ворон
Мальчик по имени Ворон является альтер-эго Кафки и, похоже, существует в метафизическом состоянии. Он сопровождает Кафку на протяжении всей истории, одновременно дразня и мотивируя его. Ворон покидает Кафку в конце рассказа, когда Кафка сталкивается со своими страхами в глубине леса.
Хошино
Хосино – водитель грузовика, который подвозит Накату, а затем бросает работу, чтобы помочь Накате в его загадочной миссии. У Хосино была трудная юность, он попадал в неприятности с полицией и служил в Силах самообороны, прежде чем стать дальнобойщиком. Он курит «Мальборо» и носит гавайские рубашки. В конце романа Хосино выражает благодарность Накате за то, что тот помог ему по-новому взглянуть на свою жизнь и мир.
Полковник Сандерс
Полковник Сандерс – метафизическое существо, принимающее человеческий облик основателя компании Kentucky Fried Chicken. Он показывает Хосино, где тот может найти входной камень. Полковник Сандерс также работает сутенёром и настаивает, чтобы Хосино занялся сексом с молодой женщиной, прежде чем он покажет ему камень.
Джонни Уокер
Джонни Уокер – «метафизическое существо», которое во время общения с Накатой принимает человеческий облик талисмана марки виски Johnnie Walker. Джонни Уокер похищает кошек, расчленяет их и съедает их сердца, чтобы собрать их души. Он говорит, что собирает души кошек, чтобы создать гигантскую флейту.
Джонни Уокер просит Накату убить его, что Наката делает только для того, чтобы он перестал убивать кошек на глазах у Накаты. Когда отца Кафки, Коичи, находят убитым таким же образом (зарезанным ножом для стейка) в тот же день, подразумевается, что Джонни Уокер может быть альтер-эго Коичи.
Темы
Судьба
Судьба – развитие событий в соответствии с предначертаниями судьбы и не зависящих от человека – является доминирующей темой в романе «Кафка на берегу». Случай, который приводит в движение сюжет романа, – это заявление отца Кафки о том, что Кафке суждено убить отца и спать с матерью и сестрой. Желая избежать этой неприятной участи, Кафка уходит из дома. Однако он обнаруживает, что неподвластные ему силы заставляют его исполнить мрачное пророчество отца.
Когда Кафка встречает Сакуру, его влечение к ней связано с верой в то, что она может быть его сестрой. Точно так же он задаётся вопросом, не может ли госпожа Саэки – ещё одна женщина, к которой его безнадёжно влечёт, – быть его матерью. Кафка спит с обеими женщинами, так и не определившись, являются ли они его давно потерянными родственницами или просто суррогатами, с которыми ему суждено встретиться.
Кафка также обнаруживает, что потерял сознание и весь в крови в ту же ночь, когда был убит его отец. Хотя физически он не мог присутствовать на месте убийства, Кафка считает, что судьба распорядилась так, что он каким-то образом убил своего отца, войдя в портал сновидений. Судьба также играет заметную роль в жизни Накаты.
Лишённый желаний, которые обычно движут людьми, Наката действует в соответствии с идеями, которые он спонтанно получает как команды из другого мира. Он вынужден совершить действия, чтобы открыть входной камень и найти госпожу Саэки, по причинам, которые он не может объяснить, кроме того, что он знает, что это его судьба – всё исправить.
Существование параллельного мира
В тандеме с темой судьбы работает основная тема существования альтернативной реальности – параллельного мира, который существует наряду с миром, известным большинству людей. Параллельный мир представляется царством мёртвых душ, подсознательных желаний и зла. Мураками исследует тему существования параллельного мира, наполняя страницы романа «Кафка на берегу» необъяснимыми сверхъестественными явлениями и персонажами, которые действуют в обоих мирах.
Персонаж, наиболее ярко иллюстрирующий существование параллельного мира, – Наката, чья детская кома приводит к тому, что часть его души покидает тело и отправляется в другой мир. Живя в реальном мире с ослабленным познанием, тенью, которая лишь наполовину темнее, чем у обычных людей, и способностью разговаривать с кошками, Наката в конце концов оказывается вынужденным по велению из другого мира исправить таинственный дисбаланс, из-за которого два мира стали пористыми друг с другом. Сначала Наката должен открыть портал в другой мир, найдя и перевернув входной камень. Когда он это сделает, Кафка сможет погрузиться в лимб – нейтральное пространство, через которое души проходят между жизнью и смертью, чтобы встретиться со своими подсознательными страхами.
К концу истории госпожа Саэки, которая, как и Наката, живёт, разделённая между мирами, умирает, её душа полностью переходит в царство мёртвых. Наката тоже умирает, оставив после себя тело, похожее на оболочку, которое он занимал в мире живых.
Подсознательное желание
Основная тема подсознательного желания дополняет тему судьбы и существования параллельного мира. Помимо того, что это царство мёртвых душ, параллельный альтернативный мир переплетён с подсознанием – частью человеческого разума, которая влияет на чувства и действия человека без его полного осознания.
Когда отец объявляет об эдиповом пророчестве, Кафка беспокоится, что не сможет избежать своей участи, потому что подсознательные желания связаны с проклятием. Подобно тому, как Эдип невольно убил своего отца и женился на своей матери, Кафка беспокоится, что что-то глубоко внутри него направляет его к подобной судьбе.
Веря в силу подсознания, Кафка убегает из дома, чтобы не иметь возможности убить своего отца. Однако Кафка обнаруживает, что он мог убить своего отца во сне, который можно интерпретировать как окно в подсознание. Точно так же Кафке снится, что он насилует Сакуру, и он просыпается с чувством вины, считая, что он действительно совершил насилие над ней, просто представив себе это. Когда Кафка посещает лесную деревню в лимбе, он может встретиться со своим подсознанием и примириться со своими страхами.
Метафизика
Метафизика – ещё одна важная тема в «Кафке на берегу». Определяемая в широком смысле как отрасль философии, которая разрабатывает теории об абстрактных концепциях, существующих за пределами физического или природного мира, метафизика и метафизическое напрямую упоминаются персонажами несколько раз в тексте.
И полковник Сандерс, и Джонни Уокер говорят о себе как о метафизических сущностях, существующих вне разума, вне материи и вне морали; они просто принимают физическую форму, чтобы взаимодействовать с людьми.
Параллельный мир душ и подсознания также существует как нечто, находящееся за пределами известного физического мира. В конечном итоге, Мураками использует метафизические воплощения, чтобы драматизировать взаимодействие между физическим миром, который объясняется наукой, и необъяснимыми или сверхъестественными явлениями, которые переживают физические существа.
Преобразующая сила музыки
Трансформирующая сила музыки – ещё одна доминирующая тема в романе. Музыка – обычно классическая и джазовая – способна переносить героев в их сознание, помогая им выйти за пределы приземлённого физического опыта. Музыка действует как абстрактный язык, который будоражит эмоции и передаёт невыразимое.
В «Кафке на берегу» жизнь Хосино меняется после того, как он случайно слышит в кафе «Эрцгерцогское трио» Бетховена для фортепиано, скрипки и виолончели. Потрясённый композицией, Хосино покупает пластинку и навязчиво слушает её в квартире, которую полковник Сандерс выделил для него и Накаты.
В отличие от того, как музыка перестраивает все взгляды Хосино на жизнь, Наката, чья душа покинула его в детстве, говорит, что музыка не оказывает на него никакого влияния: он воспринимает её так, как большинство людей воспринимают ветер. С помощью этой детали Мураками предполагает, что музыка напрямую общается с душой.
Табуированная сексуальность
Наряду с музыкой, табуированная сексуальность является ещё одной фирменной темой Мураками. Как пятнадцатилетний мальчик, достигший половой зрелости, мысли Кафки часто обращаются к сексу. Однако его эдипово проклятие означает, что он не может испытывать влечение, не фильтруя его через страх, что тот, кто его привлекает, должен быть давно потерянным родственником. Впервые это происходит, когда он встречает Сакуру в автобусе и наблюдает за её спящим телом, думая, что она может быть его сестрой. Позже она делает ему массаж руки, задавая вопросы о его сестре.
Эта тема также возникает, когда Кафку привлекает госпожа Саэки, которая, как он подозревает, может быть его матерью. Вместо того чтобы избегать её по этой причине, Кафка не может не вступить с ней в сексуальные отношения. Эта тема вновь возникает, когда Кафке снится, что он насилует Сакуру. Хотя во сне он понимает, что поступает неправильно, он продолжает заниматься с ней сексом без её согласия. Хотя поначалу он боялся проклятия, которое гласило, что ему суждено заниматься сексом со своими родственниками, к концу романа Кафка принимает своё влечение к госпоже Саэки и Сакуре и примиряется с тем, что они могут быть его матерью и сестрой.
Разделение тела и души
Отделение души от тела – ещё одна важная тема. После травмирующего инцидента на холме Рисовой чаши Наката приходит в себя после комы без личности, желаний и интеллекта, которыми он обладал раньше. Один из медиков, проводивших осмотр, говорит, что случай Накаты напоминает ему литературный троп из «Повести о Гэндзи», в котором души людей покидают свои тела.
В то время как души отправляются в путешествие в параллельный мир, тело человека остаётся в мире живых как оболочка прежнего «я». Душа госпожи Саэки также покидает её тело, когда её парень умирает, когда ей было двадцать лет. В результате она выглядит замкнутой и отстранённой для людей, которые встречаются с ней в реальном мире. В доказательство того, что их души разделились, и Наката, и госпожа Саэки отбрасывают тени лишь наполовину сильнее, чем обычные люди.
- «1Q84» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Хроники заводной птицы» Харуки Мураками, краткое содержание
- «После землетрясения» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Исчезновение слона» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Мой любимый sputnik» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Норвежский лес» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Погоня за дикими овцами» Харуки Мураками, краткое содержание
- Харуки Мураками удостоен немецкой литературной премии
Комментирование недоступно Почему?