«После землетрясения» Харуки Мураками, краткое содержание читать ~10 мин.
Широко известный как один из величайших писателей современности, Харуки Мураками написал книгу «После землетрясения» после катастрофического землетрясения в Кобе в 1995 году. Сборник рассказов был впервые опубликован в Японии в 2000 году.
В сборник «После землетрясения» вошли 6 рассказов: «НЛО в Куширо», «Пейзаж с утюгом», «Все дети Бога могут танцевать», «Таиланд», «Дружище Квак спасает Токио» (в оригинале «Суперлягушка спасает Токио») и «Медовый пирог». Каждый рассказ освещает землетрясение в Кобе с разных точек зрения, в нём представлены различные истории персонажей, психологически пострадавших от катастрофы, даже тех, кто не находился непосредственно на линии атаки.
Как написал переводчик английской версии, Джей Рубин: “Центральные герои книги «После землетрясения» живут вдали от физических разрушений, которые они наблюдают только по телевизору или в газетах, но для каждого из них масштабные разрушения, развязанные самой землёй, становятся поворотным моментом в их жизни. Им приходится столкнуться с пустотой, которую они носили в себе годами”.
Книга «После землетрясения» стала произведением, которое ещё больше укрепило позиции Мураками как влиятельного писателя японского духа. Некоторые из рассказов получили театральную, видео- и радиоадаптацию, и в целом сборник был хорошо принят.
Содержание рассказов
«После землетрясения» – это сборник из шести рассказов, действие которых происходит в Японии в 1995 году между двумя страшными национальными катастрофами: землетрясением в Кобе (отсюда и название) и токийской газовой атакой радикального террористического культа. В этих рассказах делается попытка осмыслить природу жизни в конкретных условиях, и, в отличие от большинства произведений Мураками, в них нет большого количества сверхъестественных элементов.
Мураками настаивает на том, чтобы все названия состояли исключительно из строчных букв английского языка.
«нло в куширо»
Комура – молодой коммивояжёр, живущий в Токио. Его жена, непривлекательная, но полноценная женщина, уходит от него после пяти дней пустого просмотра новостей о землетрясении, говоря, что жить с ним – все равно что жить с «куском воздуха». Комура берёт недельный отпуск, и его коллега Сасаки просит его передать сестре Кейко небольшую посылку в город Кусиро. Он так и делает, и когда он приезжает, его встречают две женщины: Кейко Сасаки и её неясная подруга и соратница Симао. Все трое отправляются в «отель любви», а Кейко уходит. После разговора о жене Комуры и «медвежьей истории» Шимао, они пытаются заняться сексом, но ничего не получается. Комура размышляет о содержимом таинственного пакета и о дыре внутри себя.
«пейзаж с утюгом»
Дзюнко – молодая женщина, живущая в маленьком городке на побережье, сбежавшая из дома и от своих обязанностей. Ее парень, Кейсуке, – начинающий музыкант. Около полуночи они спускаются к Мияке, одиноко живущему на побережье мужчине средних лет, который развёл очередной костёр. Кэйсукэ не понимает и вскоре уходит, но Дзюнко и Миякэ остаются, разговаривая о костре, мечтах, картинах Миякэ (включая его главную работу «Пейзаж с плоским железом») и, в конце концов, о смерти. Дзюнко чувствует опустошённость, срывается на плач и постепенно засыпает рядом со стариком и костром.
«все дети бога могут танцевать»
Йошия всю жизнь твердил своей матери-одиночке, что он «дитя Бога». Его мать обратилась к верующим, и обстоятельства его рождения действительно странные: его мать забеременела три раза, несмотря на чрезвычайно тщательные меры контрацепции, что заставило её поверить, что Йошия – продукт непорочного зачатия. Йошия, который не верит ни в одну из религий своей матери, убеждён, что его отец – это третий мужчина, от которого забеременела его мать, пожилой акушер с изуродованной мочкой правого уха.
Однажды, возвращаясь домой с работы, Йошия видит пожилого мужчину с такой же мочкой уха. Он идёт за этим человеком по пустынным местам, пока не достигает старого бейсбольного поля и не понимает, что он один. Он исполняет странный и проникновенный танец, размышляя о своей жизни и о своём «проводнике», господине Табата, который признался, что испытывал похоть к матери Йошии (чувство, от которого не был невиновен даже сам Йошия). Когда Йошия заканчивает свой танец, он слышит сирену вдалеке и завершает рассказ словами: “О Боже”.
«таиланд»
Сацуки, врач-эндокринолог, отправляется в отпуск в Таиланд. Там она доверяет свою неделю своему водителю Нимиту, пожилому, мудрому гиду, который возит её повсюду, организует мероприятия и подаёт еду. Сацуки проводит время, отдыхая у бассейна.
В последний день Нимит отвозит её к пожилой женщине в бедном районе города. Она смотрит в глаза Сацуки и озвучивает свой диагноз: у неё в животе белый камень, и ей должен присниться сон, в котором она схватывает гигантскую змею, которая съедает камень за неё. Женщина также сообщает ей, что её бывший муж не пострадал во время землетрясения в Кобе. Сацуки понимает, что слишком крепко держалась за жизнь и должна ценить смерть не меньше, чем жизнь. Она даёт Нимиту чаевые за то, что он подарил ей чудесную неделю, и улетает обратно в Таиланд.
«дружище квак спасает токио»
Катагири, банковский служащий в Токио, возвращается домой и обнаруживает, что его ждёт шестифутовая лягушка. Лягушонок представился и сказал, что ему нужна помощь Катагири, чтобы победить Червя, гигантского червя под зданием банка, чтобы предотвратить разрушительное землетрясение в Токио, более смертоносное, чем то, которое произошло в Кобе несколько дней назад.
Катагири, растерявшись, соглашается помочь, но по дороге на бой какой-то человек стреляет в него на улице, и он падает без сознания. В больнице он узнает, что в него на самом деле не стреляли, и землетрясения тоже не было. История заканчивается тем, что Квак снова появляется перед ним и заявляет, что его помощь была ценной в сдерживании Червя, после чего взрывается и исчезает. Катагири решает почитать Достоевского и Толстого, прежде чем снова заснуть.
«медовый пирог»
Дзюнпэй – молодой писатель, приближающийся к среднему возрасту, и он вовлечён в странную семейную историю, в которую вовлечены его давняя любовь и ближайшая подруга Сайоко, её бывший муж и хороший друг Дзюнпэя, Такацуки, и дочь Сайоко и Такацуки, Сала. Дзюнпей играет роль отца, от которой отказался Такацуки. Он рассказывает Сале историю о медведе по имени Масакити, который зарабатывает деньги, продавая мёд, и она предлагает продавать и медовые пироги, чтобы увеличить доход.
Дзюнпэй, Сайоко и Такацуки были хорошими друзьями в университете, где они вместе изучали литературу. Сайоко стала переводчиком, Такацуки – журналистом, а Дзюнпей – автором коротких рассказов. Все они преуспевали, и рассказы Дзюнпея начали получать небольшие награды. В конце истории он решает сделать Сайоко предложение, после того как они переспали в доме Сайоко. Он планирует продлить историю о медведе Масакити и сделать так, чтобы с Сайоко и Салой ничего не случилось.
Список персонажей
Комура
Комура – главный герой рассказа «НЛО в Кусиро». Через пять дней после землетрясения в Кобе он приходит домой и видит, что его жена оставила ему записку. Жена называет его «куском воздуха» – пустым, бессодержательным существом. На протяжении всей истории Комура пытается вернуть жену и тщательно обдумывает свою жизнь и личность.
Йошия
Йошия – главный герой рассказа «Все дети Бога могут танцевать». Мужчина, живущий со своей матерью, в молодости он считал, что его отец – это «наш Господь», потому что это ему посоветовал его отец. В рассказе он приходит к личному пробуждению после того, как танцует на бейсбольном поле и задумывается о своей жизни.
Катагири
Катагири – главный герой «Дружище Квак спасает Токио». Возвращаясь домой с работы, он видит лягушку, которая говорит ему, что собирается спасти Токио от сильного землетрясения. Миссия лягушки проваливается, но потом выясняется, что все это было сном.
Темы
Реакция на трагедию
Действие этих историй происходит через некоторое время после землетрясения в японском городе Кобе, в результате которого погибли тысячи людей. После такой трагедии становится трудно сохранять надежду, ведь катастрофа, кажется, характеризует жизнь. Герои этих историй по-разному справляются с трагедией землетрясения. Комура, главный герой «НЛО в Кусиро», кажется, потерял важную часть себя, чувствуя себя оцепеневшим и не реагирующим на окружающий мир. Дзюнко из «Пейзажа с утюгом» также чувствует пустоту внутри. «Дружище Квак спасает Токио» – запутанная история, но, похоже, она о реакции людей на трагедию: «Червь» – это огромный монстр под землёй, который растёт, питаясь ненавистью, а «Лягушка» нуждается в добросердечной поддержке таких людей, как Катагири, чтобы бороться с этим монстром ненависти, который угрожает уничтожить город. Лягушка – это символ того, что в мире войн нужно держаться за надежду и мир, отказываясь поддаваться нарастающей волне ненависти и недовольства.
Смерть
Смерть также является главной темой этих историй. Землетрясение в Кобе привело к смерти в больших масштабах, и этим героям приходится смиряться с ней в малых, конкретных масштабах. Наиболее примечательны персонажи «Пейзажа с утюгом» и «Таиланда»; в первом случае Дзюнко испытывает глубокую, серьёзную тягу к смерти, несмотря на желание продолжать жить, и она начинает плакать от несправедливости того, что ей приходится жить, когда смерть так маняще близка и в то же время так нежелательна. «Таиланд» рассказывает историю Сацуки, которая живёт так, словно отчаянно держится за жизнь. Потребуется урок от старой женщины, читающей духи, чтобы убедить её принять смерть как нечто столь же важное, как и жизнь.
Отношения
Как и в большинстве произведений Мураками, в основе этих историй лежат отношения. В нескольких рассказах главные герои переживают развод или расставание со своими бывшими возлюбленными, включая главного героя в «НЛО в Куширо» и любовный интерес главного героя в «Медовом пироге». В «Все дети Бога могут танцевать» оплакиваются утраченные и загадочные отношения, в то время как в «Медовом пироге» рассказывается о начале новых прекрасных отношений. Отношения – одна из главных потребностей человеческой жизни, и Мураками изображает их в потрясающей, реалистичной манере.
«После землетрясения» (на самом деле, автор просил писать в нижнем регистре) – это глубокий, пронзительный ответ на трагедии землетрясения в Кобе и газовой атаки в Токио в 1995 году. В «НЛО в Кусиро» Комура осознает, что после землетрясения и ухода жены он безвозвратно потерял часть себя, часть, которая испытывает сильные эмоции, такие как любовь и страсть. Такая реакция, вероятно, была обычной после землетрясения, но Мураками представляет её отрезвляюще в этой меланхоличной истории. «Пейзаж с плоским железом» демонстрирует мысли о собственной смерти, которые неизбежно посещают человека в современном мире; смерть показана как неизбежность, и она даже привлекательна в некоторых смыслах, но это суровая и пугающая реальность.
«Все дети бога могут танцевать» – это запутанная история, которая одновременно празднует и оплакивает жизнь, любовь и семью. В «Таиланде» Сацуки учится принимать смерть – понятие, которое она выбрасывала из головы, чтобы не сталкиваться с ней. «Дружище Квак спасает Токио» – сюрреалистическое произведение, которое подчёркивает важность внутреннего исцеления и принятия после трагедии, а не принятия ненависти и горечи. Наконец, «Медовый пирог» показывает, как после разочарования и трагедии можно создать крепкие связи, даже на личном уровне. Это самый оптимистичный из всех рассказов, и «Медовый пирог», и «Дружище Квак спасает Токио» демонстрируют, как правильно жить дальше после трагедии, сохраняя надежду на жизнь.
Эти рассказы уникальны в каноне Мураками. Во-первых, в них гораздо меньше сверхъестественных элементов, которые обычно присущи его произведениям. Это больше в духе лёгкого магического реализма, скорее, видение реальности как магии, чем введение магии в реальность. Этот более тонкий стиль хорошо подходит к такого рода рассказам, которые представляют собой размышления о трагедии и самой жизни в медленном, вдумчивом, реалистичном ключе.
Во-вторых, и это, возможно, более важно, эти истории имеют личное значение для Мураками. Землетрясение в Кобе в 1995 году непосредственно затронуло его собственную семью, разрушив дом его родителей и заставив их переехать и заново строить свою жизнь. Наблюдая за ужасными последствиями этого события, Мураками написал этот сборник рассказов как способ изучения проблем и преодоления собственного опыта. Эти рассказы, безусловно, отражают это обострённое чувство личного опыта: они трогательны в своём великолепии.
- «Хроники заводной птицы» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Кафка на берегу» Харуки Мураками, краткое содержание
- «1Q84» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Исчезновение слона» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Мой любимый sputnik» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Норвежский лес» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Погоня за дикими овцами» Харуки Мураками, краткое содержание
- Харуки Мураками удостоен немецкой литературной премии
Комментирование недоступно Почему?