«Отчаяние» Владимира Набокова, краткое содержание читать ~6 мин.
«Отчаяние» – роман Владимира Набокова на русском языке, впервые опубликованный в парижском эмигрантском журнале «Современные записки» в 1934 году. В 1936 году он был опубликован в виде книги в издательстве «Петрополис» в Берлине.
«Отчаяние» – шестой русский роман Владимира Набокова, в котором автор вновь – как ранее в «Короле, даме, валете» и «Камере обскуре» – обращается к немецкому материальному и криминальному сюжету. Берлинский коммерсант средней руки задумывает и совершает «идеальное убийство», чтобы получить страховку, а затем пишет об этом роман и, прочитав его, с ужасом обнаруживает роковой изъян в своём хитроумном плане. В рамках детективной истории о воображаемой двойственности и об «убийстве как виде изящных искусств» Набоков по-особому обыгрывает вечные литературные темы гения и зла, истинного и ложного таланта, преступления и наказания, которые впоследствии будут развёрнуты в знаменитой «Лолите».
Интересно изложена история, заключённая в «Отчаянии» – от первого лица, с размышлениями, непоследовательными мыслями. В этих произведениях мы можем следить за героем, который сходит с ума.
Герман, рассказчик, как бы обретает ясность и понимание себя в конце книги, хотя ничего не может с этим сделать. Возможно, лёгкий оттенок безумия объясняется самим фактом рассказа истории героем, тем, что герой пишет историю по памяти, а наши воспоминания никогда не бывают ясными. Законченность и целостность истории удваивает красоту произведения, преступление совершено – приговор вынесен, все ясно.
Сюжет
Герман Карлович – русский немец, владелец шоколадной фабрики. Он встречает своего двойника, бездомного по имени Феликс. Он останавливает его на улице и комментирует тот факт, что они выглядят почти одинаково. Бездомный отвечает, что не видит сходства. Жена Германа – Лидия, несколько легкомысленная женщина.
В иносказательных выражениях подразумевается, что Лидия состоит в любовной связи со своим кузеном, мужчиной по имени Ардалион. Герман настаивает на том, что Лидия влюблена в него по уши и никогда не сможет переспать с другим. Даже когда он застаёт Ардалиона и Лидию наедине, за закрытой дверью, обнажёнными и обнимающимися, он решает, что это не может быть тем, чем кажется, и не обращает на это внимания.
Однажды Герман снова находит Феликса. Он спрашивает, не мог бы Феликс на время притвориться им. Феликс соглашается, принимает личность Германа и вживается в роль. После того как он убедительно сыграл свою роль, Герман хладнокровно убивает его, чтобы получить деньги по страховке, которую он имеет на свою собственную жизнь.
Герман делится своим мнением, что идеальное убийство – это ещё и произведение искусства и поэзии. Но, как ни крути, убийство Германа оказывается не таким уж идеальным. Последнее слово в этом вопросе остаётся за полицией, которая не видит никакого сходства между Германом и его жертвой, когда его неизбежно ловят.
Список персонажей
Герман Карлович
Этот немецко-русский бизнесмен владеет шоколадной фабрикой. Однажды он сталкивается с человеком, который кажется ему похожим на него. Бездомный, Феликс, не согласен, но они всё равно встречаются. Карлович не очень уважает свою жену, но ей все равно, ведь она ему изменяет. Герман следит за ней, увидев сцену, где она и Ардалион вместе, но сам он отрицает измену. Он заинтересован в убийстве своего двойника, чтобы получить деньги по своей страховке жизни.
Лидия
Лидия – жена Германа. С его точки зрения, она немного глупа, и Герман не очень-то её уважает. Она состоит в любовной связи со своим первым кузеном, мужчиной по имени Ардалион. У неё игривые, флиртующие отношения с Ардалионом, но однажды она становится слишком легкомысленной, и её тихо обнаруживает муж. Муж настолько убеждён, что Лидия боготворит его, что ей удаётся избежать наказания за измену.
Ардалион
Ардалион – второстепенный персонаж в этой истории. Он – первый кузен Лидии, и поскольку он член семьи, Герман не подозревает, что он проводит с Лидией много времени. Однако втайне между Ардалионом и Лидией завязывается роман. Он часто ночует в доме Карловича, а когда муж уходит на работу, Ардалион и Лидия устраивают свои маленькие эскапады. Однажды Карлович застаёт Ардалиона голым в постели с его женой, но Ардалион так и не узнает об этом.
Феликс
Главным действием романа, как ни странно, является не роман. Герман встречает человека, который, как он утверждает, похож на него. Конечно, это ещё можно обсуждать, потому что сам Феликс говорит, что не видит никакого сходства. Когда Герман убивает Феликса, чтобы получить деньги по страхованию собственной жизни, полиция быстро ловит его, потому что Феликс был прав. Они действительно не так уж сильно похожи. Это просто доказательство ошибочного восприятия Германа.
Темы
Воображаемое качество литературы
В конце романа есть скрытая шутка. Если бы по роману был снят фильм, то либо Феликса и Германа играл бы один и тот же актёр, либо они выглядели бы по-разному. Но в романе все совершенно неоднозначно. Мы знаем, что Герман видит жуткое сходство, но Феликс его не замечает. В конце концов, шутка заключается в том, что на самом деле эти два человека совершенно не похожи друг на друга. Дело в том, что роман указывает на тот факт, что читатель не мог знать достаточно о внешности мужчин, чтобы понять, сойдёт ли Герману это с рук или нет.
Психопатия
Книга рассказывает о жизни хладнокровного убийцы. Его нельзя назвать гневливым человеком. Когда, например, он застаёт свою (психопатическую) жену во время полноценного инцеста, он просто уходит. Но затем он убивает случайного человека. В результате создаётся впечатление, что этот человек действительно безумен, да ещё и психопат.
Идентификация
Не позволяя своим семейным узам остановить их, Лидия и Ардалион вступают в запретную любовь. Не видя своего собственного лица, Герман ошибочно опознает двойника. Герман совершает убийство, чтобы убить кого-то похожего на себя, подразумевая, что в психологии персонажей существуют пограничные проблемы, особенно в их самоощущении.
Есть важные наблюдения, которые читатель может сделать, но на которые роман не указывает явно. Во-первых, Герман откровенно игнорирует кровосмесительную связь своей жены. Это свидетельствует о неуравновешенном человеке. Затем читатель может заметить, что при убийстве он, кажется, проецирует свой собственный образ на ничего не подозревающего человека, но больше всего читатель может заметить, что Герман чувствует себя комфортно, убивая своё собственное изрыгаемое изображение.
Смысл этого комфорта в том, что он указывает на то, что Герман не в ладах с самим собой. Его жизнь далека от того, чем кажется на первый взгляд. Внешне он счастливый производитель конфет с любящей женой. Под ним скрывается человек, униженный своей женой, с психикой, которая, без сомнения, невменяема. Давление заставляет его сломаться, и его убийство имеет эффект квазисуицида.
В конечном итоге последнее слово остаётся за полицией. Когда полицейские приехали за телом, они увидели, что мёртвый человек, несомненно, не Герман. Видимо, восприятие Германа все это время было ошибочным. Эффект романа заключается в том, что неуверенность в собственном восприятии в сочетании с уникальными страданиями приводит к ненависти к себе, которая в свою очередь приводит к убийственной ярости.
- Крик отчаяния и надежды на кардинальные перемены
- «Говори, память» Владимира Набокова, краткое содержание
- Рассказы Владимира Набокова, кратко
- «Пнин» Набокова, краткое содержание
- «Бледный огонь» Набокова, краткое содержание
- «Лолита» Набокова, краткое содержание
- «Бледный огонь» Владимира Набокова: Волшебство художественного открытия» — открытия Брайана Бойда
- Американская история Владимира Набокова. По пути к Лолите
Комментирование недоступно Почему?