«Повести Белкина», Пушкин, краткое содержание читать ~14 мин.
Прозаический цикл «Повести Белкина» был написан Пушкиным во время знаменитой «Болдинской осени» в 1830 году и затем опубликован анонимно. Серия состоит из предисловия («От издателя») и пяти повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка».
«Повести Белкина» – первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года. Благодаря авторской датировке повести были закончены: «Гробовщик» – 9 сентября, «Станционный смотритель» – 14 сентября, «Барышня-крестьянка» – 20 сентября, «Выстрел» – 14 октября и «Метель» – 20 октября.
Предисловие «От издателя» датируется предположительно второй половиной октября или 31 октября – началом ноября 1830 года.
Впервые весь цикл повестей, включая предисловие, был опубликован в книге «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные Александром Пушкиным».
Иван Петрович Белкин – персонаж, придуманный Пушкиным. Это молодой дворянин, который в свободное время занимался писательством и умер в 1828 году. Он написал 5 повестей. Его краткая биография описана в предисловии к книге. Помимо цикла повестей Белкин появился как автор хроники «История села Горухино».
Пушкин написал каждую повесть в том или ином направлении русской литературы, существовавшем в то время: «Выстрел» – реализм; «Метель», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» – сентиментализм; «Подкидыш» – содержит элементы готического романа. В произведениях легко прослеживается тема «маленького человека».
Сюжет
От издателя
В предисловии к циклу Пушкин сообщает, что автором повестей является умерший молодой человек, Иван Петрович Белкин, родившийся в деревне Горюхино. После смерти родителей он оставил службу в шассерах и вернулся в свою вотчину. Вымышленный Белкин не обладал деловыми способностями и вскоре разорил имение. Зато он проявлял необыкновенную склонность к женскому полу, а также выслушивал и сочинял забавные житейские истории. По словам Пушкина, Белкин умер в конце 1828 года от «простудной горячки». Сейчас повести доступны читателям как «памятник благородного образа мыслей и трогательной дружбы».
«Выстрел»
Коллеги по полку боготворят главаря, драчуна и меткого стрелка Сильвио. Но у него есть соперник – недавно назначенный молодой граф из богатой семьи, который очень нравится женщинам и тратит больше денег на друзей. Соперничество между ними доходит до дуэли. Противник попадает в фуражку Сильвио всего в дюйме от его лба, а затем ждёт своего выстрела со спокойным презрением, поедая вишни.
Разъярённый Сильвио отказывается стрелять сейчас и резервирует для выстрела момент, который он затем и выбирает. Несколько лет он горит мрачной местью, ожидая момента, когда граф не захочет умирать. Наконец Сильвио узнает, что его противник только что женился на прекрасной девушке. Он отправляется к графу в деревню и требует завершить незаконченную дуэль. Чтобы унизить соперника, Сильвио разрешает ему выстрелить во второй раз.
Граф снова промахивается и попадает в картину, висящую на стене комнаты. В комнату вбегает его молодая жена и падает к ногам Сильвио, умоляя не убивать мужа. Наслаждаясь растерянностью и робостью противника, Сильвио отказывается стрелять. Выходя, он делает выстрел в картину на стене – и метко попадает в след, оставленный графской пулей.
«Метель»
Молодые люди Мария и Владимир, будучи соседями, любят друг друга. Но родители Марии препятствуют их браку. По предложению Владимира Маша решает бежать ночью, чтобы встретить суженого в ближайшей церкви, обвенчаться там, а потом поставить отца и мать перед свершившимся фактом.
Бегство происходит зимой, во время страшной метели. Маша и выбранные Владимиром свидетели добираются до церкви, но сам он из-за густого снега сбивается с дороги и оказывается совсем в другой стороне. У церкви, где невеста упала в обморок в ожидании жениха, останавливается гусар, направляющийся в армию. Приняв его за Владимира, свидетели тащат гусара к священнику. Только в конце церемонии Мария, только что пришедшая в себя, понимает, что вышла замуж не за того. Гусар, поняв, что ввязался в неприятности, спешит уехать.
Но обряд уже совершён. Владимир не может теперь жениться на Маше. Из-за горя он отправляется на войну с Наполеоном в 1812 году и там погибает. Вышедшая замуж за незнакомца Мария несколько лет избегает всех претендентов на её руку, пока из Европы не возвращается кавалерист Бурмин и не привлекает её внимание. Бурмин очень нравится Марии, но он не решается начать объяснение и, наконец, рассказывает ей причину. Бурмин женат – это тот самый гусар, который раньше венчался с Машей в той церкви. Теперь он её не узнает. Мария рассказывает Бурмину правду.
«Гробовщик»
Немецкий сапожник Готлиб Шульце приглашает своего соседа – гробовщика Адриана Прохорова на серебряную свадьбу. На торжество собираются соседние ремесленники. На столе один из них предлагает выпить «за здоровье наших клиентов». Все гости тут же начинают смеяться над Адрианом, говоря, что он должен выпить за здоровье своих покойников.
Адриан раньше собирался пригласить соседей в свой новый дом, но теперь, из-за обиды, решает этого не делать. Когда он вернулся домой пьяным и лёг в постель, гробовщик сказал служанке, что лучше бы он назвал тех, с кем работает: Мёртвые православные.
На следующий день Адриан проводит день на похоронах купца Трухина. Вернувшись вечером домой, он видит у своей калитки несколько незнакомых людей. Войдя в комнату, гробовщик обнаруживает, что она полна мертвецов, которых хоронили раньше. Все они радостно приветствуют Прохорова, а один скелет пытается даже обнять его. От страха гробовщик начинает кричать и просыпается. Оказывается, во сне ему приснилась не только сцена с мертвецами, но и похороны Трухиной после пьяной попойки у Германа.
«Станционный смотритель»
У станционного смотрителя Самсона Вырина от умершей жены осталась дочь Дуня – женщина большой красоты. В него влюбляется богатый гусар Минский, остановившийся на станции. Притворившись больным, гусар остаётся у начальника станции на несколько дней. За это время он близко знакомится с Дуней и, уезжая, предлагает ей вместе доехать до церкви на окраине деревни.
Уехав с гусаром, Дуня не возвращается. Ее безутешный отец узнает, что Ротмистр Минский уехал в Петербург. Начальник станции едет в столицу, находит там Минского и требует вернуть дочь. Но Минский говорит, что Дуня уже отвыкла от их прежнего нищенского состояния и будет счастлива с ним, и прогоняет Вырина. Начальник станции начинает следить за гусаром, обнаруживает дом, где живёт Дуня, и проникает в её комнату. Увидев отца, Дуня падает без сознания, и Минский снова выбрасывает его на улицу.
Не найдя правды, начальник станции возвращается на свой участок, губит себя пьянством и вскоре умирает. Через несколько лет соседи видят, как на его могилу приходит богато одетая дама с тремя маленькими детьми.
«Барышня-крестьянка»
Соседи, помещики Берестов и Муромский, не посещают друг друга. Красивый сын Берестова Алексей возвращается в имение после окончания Московского университета. О пылком юноше сплетничают все соседские дамы. Дочь Муромских Лиза горит желанием увидеть Алексея, но у неё нет возможности сделать это из-за вражды их отцов.
Озорная Лиза все же находит способ исполнить свою мечту. Она переодевается в крестьянскую одежду и на рассвете отправляется в рощу на границе имения Берестовых. Там она встречает на охоте Алекса. Молодые люди очень нравятся друг другу. Они начинают часто встречаться. Лиза из скромности не открывает Алексу своего настоящего имени, называя себя крестьянкой Муромских – Акулиной.
Тем временем Берестов-старший видит однажды в лесу Муромского, упавшего с лошади. Из благородной вежливости он помогает ему добраться до дома. После этого давняя вражда двух помещиков быстро сменяется дружбой. Григорий Муромский приглашает Берестова с сыном к себе домой. Не желая, чтобы Алексей узнал её во время этого визита, Лиза полностью маскирует своё лицо, надевает старое платье, говорит только по-французски. Алексей по-прежнему в неведении, кто она такая, и рад продолжению знакомства с «крестьянкой Акулиной».
Берестов и Муромский тем временем решают поженить своих детей. Страстно влюблённый в Акулину Алексей отказывается жениться на Лизе. Его отец с угрозами настаивает на этом. В страшном волнении Алексей без предупреждения отправляется к Муромскому, чтобы дать объяснение о невозможности женитьбы на его дочери. Но войдя в дом, он вдруг видит там «Акулину», одетую не по-крестьянски, а в красивое платье.
Список персонажей
Иван Белкин
Этот гипотетический персонаж даёт своё имя этим рассказам, а в прологе мы узнаем, что он был чувствительным парнем из Горюхино, деревни, в которой он в конце концов остался сиротой. Хотя Белкин умирает в 1828 году, он передаёт эти рассказы, которые попали в печать. Он – вымышленный персонаж, но, возможно, существовал реальный Иван Белкин с другим именем. Возможно, настоящий автор – просто Пушкин, чья фамилия в любом случае имеет один слог.
Сильвио
В «Выстреле» Сильвио – боец и главарь. Он попадает на дуэль, где его чуть не убивает спокойный нападающий, который во время обмена выстрелами ест вишни. Он приберегает свою пулю для другого раза, понимая, что его обошли, а затем снова бросает вызов, когда у противника появляется новая горячая подружка. На этот раз он побеждает, но все равно щадит своего противника.
Владимир и Мария
Эта молодая пара учится браку и ухаживанию в «Метели». Из-за непогоды они уединяются в церкви, в которой им предстоит венчаться. Священник случайно венчает Марию с другим, и Владимир по ошибке теряет жену. Он погибает на войне. Мария встречается с тем же мужчиной, за которого случайно вышла замуж, но спустя годы, и сначала она его не узнает.
Адриан Прохоров
В рассказе «Гробовщик» этот человек соседствует с парнем по имени Готлиб Шульц, и он посещает мероприятие, где все они дразнят его за то, что он работает с мёртвыми. Адриан – гробовщик по профессии. Когда он видит во сне своих мертвецов, все мёртвые, разлагающиеся тела оживают и обнимают его. Они любят его, но он в ужасе.
Дуня
Дочь «станционного смотрителя» – Дуня. Ее мать умерла, поэтому она остаётся одинокой и незамужней, пока проезжают путешественники. К ней подкатывают ухажёры, но её отец – такой безрассудный алкоголик, что история обрывается, и Дуня вскоре наблюдает, как он умирает от одиночества и страданий.
Темы
Ухаживание и романтика
Несколько рассказов в этом небольшом сборнике посвящены романтике и искусству создания семьи. Но мы не видим завершения этого пути; вместо этого рассказы рассказывают о жизненных недостатках героев, которые мешают им быть счастливыми, например, когда «станционный смотритель» слишком много пьёт, чтобы поддержать свою дочь, когда она встречается с женихами. Кроме того, в «Метели» есть прекрасная, странная история о том, как женщина выходит замуж за «неправильного» мужчину, который в конце концов оказывается правильным человеком, причём странным, окольным путём.
Смерть
Несомненно, рассказ под названием «Гробовщик» является центральной темой сборника. В этом рассказе директор похоронного бюро приглашён на вечеринку, где над ним смеются за то, что он работает с мёртвыми. В кошмарном сне он видит, как его мертвецы возвращаются из смерти (в виде гнилых трупов), чтобы обнять его, потому что они его любят. Тематически это портрет смерти и любви. В романе «Станционный смотритель» смерть также является центральной темой, потому что дочь осиротела, когда её отец напился до смерти после смерти собственной жены.
Конкуренция
В «Выстреле» соперничество является центральной темой, а также косвенно возникает в «Метели», когда гусары ухаживают за дочерью начальника вокзала. Акт романтического соперничества – это животный инстинкт, призванный показать потенциальным партнёрам, что человек заинтересован, и не только заинтересован, но и компетентен. Возможно, именно поэтому Сильвио возвращается к дуэли с соперником только тогда, когда он уже с кем-то; он хочет, чтобы его соперник знал, что это личное.
«Повести Белкина» были написаны осенью 1830 года Пушкиным в Болдине. Творческий подъем, который писатель обычно ощущал осенью, в эту осень был с особой силой. В Болдине, по его собственным словам, он «писал так, как давно не писал».
Помимо ряда лирических произведений, Пушкин написал пять повестей в прозе, которые опубликовал в 1831 году, озаглавив их «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Писатель хотел скрыть своё авторство, так как это был его первый опыт в области отечественной прозы.
В «Повестях Белкина» Пушкин расширил круг своих наблюдений. В «Гробовщике» он описал нравы городского среднего класса, в «Станционном смотрителе» впервые показал в лице Самсона Вырина униженного человека, мелкого чиновника, чья жалкая судьба вызывает жалость.
«Повести Белкина» можно рассматривать, как и всю поэзию Пушкина в целом, как пробуждающую в людях добрые чувства и способствующую общественному прогрессу.
Повествовательное мастерство «Повестей Белкина» весьма примечательно – лаконичное, быстрое, не задерживающееся на деталях. Занимательные сюжеты, тайны, которые раскрываются только в конце, неожиданные, но оправданные глубокие развязки – все это постоянно поддерживает интерес читателей и делает повествование чрезвычайно увлекательным. Таким образом, богатство социального содержания сочетается в пушкинских повестях с изяществом и гармонией формы.
В первых двух романах – «Выстрел» и особенно в «Метели» – изображены романтические страсти, присущие дворянской молодёжи. Основной темой «Выстрела» является вопрос о дуэли, которая была в начале 20-х годов ХІХ века широко распространённой модой среди дворянства. Участие в дуэлях считалось неким героизмом, было стилем романтического поведения. Все это отражено в романе «Выстрел», который основан на наблюдениях Пушкина во время его пребывания в ссылке в Кишинёве в начале 20-х годов.
Марья Гавриловна, героиня повести «Метель», находится во власти «романтических» настроений, заимствованных из французских романов, на которых она воспитывалась. Романтическое воображение толкает её на согласие бежать из дома и на тайный брак с бедным армейским поручиком, за которого богатые родители её не выдают замуж. Это своего рода «уездная барышня с французскими книгами в руках».
Чувства Марьи Гавриловны весьма поверхностны. Неизвестно, насколько серьёзной была её любовь к Владимиру, и если это не было следствием её увлечения французскими романами, то в романе есть ироническая аллюзия: “Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена”.
Но есть одна вещь, которая вносит серьёзную ноту в ироническую картину провинциальной жизни: это война 1812-1814 годов, которая является частью сюжета. Описывается всеобщий патриотический энтузиазм, охвативший весь русский народ при славе возвращающейся из-за границы армии, “Незабвенное время! Время славы и энтузиазма! Как затрепетало русское сердце при слове «Отечество»! Как сладки были слезы воссоединения!”
В рассказе «Гробовщик» мы выходим из мира военных и попадаем в Москву среди мелких ремесленников и купцов.
Этот маленький мир интересует только прибыль. Гробовщик Адриан не может не ждать смерти купчихи Трухиной и беспокоится, что другие гробовщики, воспользовавшись его переездом в Басман на Никитской улице, перехватят богатые похороны. К покойникам Адриан относится как к клиентам. Ему безразлично, кем эти люди были в жизни. И даже во сне, когда они поздравляют его с новым домом, персонаж различает их только с точки зрения прибыли или убытков от похорон.
Главная особенность прозы Пушкина вообще, и «Повестей Белкина» в частности – это краткость и простота изложения, из которого нельзя вычеркнуть ни одного слова, потому что каждое слово необходимо. Пушкин избегает излишнего украшательства. Каждая мелочь ведёт к чему-то, связанному со всеми остальными вещами.
Пушкин никогда не вдаётся в подробности, объясняя поступки своих героев, но он всегда угадывает с помощью своего блестящего художественного чутья, как должен поступить человек в силу своих индивидуальных особенностей, социальных навыков и других причин. И угадывает правильно, так что мы без всяких объяснений, просто чувствуем живую правду, видим реальных людей, со всеми их противоречиями.
«Повести Белкина» стали поворотным пунктом в истории русской художественной прозы. За ними последовали другие прозаические произведения Пушкина: «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», в которых ещё правдивее, шире и глубже отразилась русская жизнь.
Как в поэзии, так и в прозе Пушкин был новатором. От него идёт все дальнейшее развитие русской прозы, достигшей в ХІХ веке небывалого идейного и художественного расцвета.
- «Капитанская дочка», краткое содержание
- «Пиковая дама», краткое содержание
- «Медный всадник», краткое содержание
- «Борис Годунов», краткое содержание
- «Евгений Онегин», краткое содержание
- Новый сезон «Болдинской осени» — источник радости и вдохновения для новых поколений
- Фестиваль «Пушкин в Британии» завершился победой Галины Лазаревой из Австралии
- Частные коллекционеры подарили Пушкинскому музею редкие картины
Комментирование недоступно Почему?