«Повести Белкина», Пушкин, краткое содержание читать ~9 мин.
Прозаический цикл «Повести Белкина» был написан А. С. Пушкиным во время знаменитой «Болдинской осени» 1830 года и впоследствии опубликован анонимно. Цикл состоит из предисловия («От издателя») и пяти повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка».
«Повести Белкина» — первое завершённое прозаическое произведение в творчестве Пушкина. Все повести были написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года. Авторские датировки рукописей позволяют точно восстановить хронологию их создания: «Гробовщик» был закончен 9 сентября, «Станционный смотритель» — 14 сентября, «Барышня-крестьянка» — 20 сентября, «Выстрел» — 14 октября, а «Метель» — 20 октября.

Предисловие «От издателя», по мнению исследователей, было написано во второй половине октября или в самом начале ноября 1830 года. Впервые весь цикл, включая предисловие, увидел свет в книге «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» (Санкт-Петербург, 1831).
Иван Петрович Белкин — вымышленный Пушкиным персонаж, молодой помещик, который на досуге занимался сочинительством. Его краткая биография изложена в предисловии. Согласно этой литературной мистификации, Белкин скончался в 1828 году, оставив после себя рукописи пяти повестей. Кроме этого цикла, Белкину также приписывается авторство неоконченной «Истории села Горюхина».
В каждой повести Пушкин мастерски обыгрывает и пародирует популярные в то время литературные жанры и направления. «Выстрел» написан в духе романтизма, а «Метель», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» используют приёмы сентиментализма. В «Гробовщике» присутствуют элементы готической новеллы. Во всём цикле отчётливо прослеживается тема «маленького человека», которая станет одной из центральных в русской литературе XIX века.
Сюжет
От издателя
В предисловии издатель (под маской которого скрывается сам Пушкин) сообщает, что автором повестей является покойный молодой дворянин Иван Петрович Белкин. После смерти родителей он оставил службу в егерском полку и вернулся в своё имение, деревню Горюхино. Не имея хозяйственной жилки, Белкин вскоре разорил поместье. Зато он обладал даром слушать и записывать житейские истории. По словам издателя, Белкин умер в конце 1828 года от «простудной горячки», а его повести публикуются как «памятник благородного образа мыслей и трогательной дружбы».
«Выстрел»
Офицер Сильвио — признанный авторитет в полку, известный своей меткостью и загадочным прошлым. Его первенство оспаривает молодой и богатый граф, который пользуется всеобщим успехом. Соперничество приводит к дуэли. Граф стреляет первым и пробивает фуражку Сильвио в сантиметре ото лба, после чего со спокойным безразличием ест черешню в ожидании ответного выстрела. Раздражённый таким хладнокровием, Сильвио отказывается стрелять и оставляет выстрел за собой.
Спустя несколько лет, движимый жаждой мести, он разыскивает графа. Сильвио находит его счастливым в браке и требует завершить дуэль. Он вновь предлагает графу стрелять первым. Тот промахивается, попадая в картину на стене. В этот момент вбегает юная жена графа и в отчаянии бросается к ногам Сильвио. Увидев смятение и страх противника, Сильвио, удовлетворённый своей моральной победой, отказывается от выстрела. Уходя, он стреляет в картину и попадает точно в то же место, куда ранее попала пуля графа.
«Метель»
Молодые соседи, Марья Гавриловна и Владимир, влюблены друг в друга, но родители девушки против их брака из-за бедности жениха. Влюблённые решают тайно обвенчаться. Ночью, в сильную метель, Марья Гавриловна добирается до деревенской церкви. Владимир же, заплутав в буране, опаздывает. В это время у церкви оказывается проезжий гусарский полковник Бурмин. Свидетели по ошибке принимают его за жениха и почти силой ведут к алтарю. Церемония совершается, и лишь в конце Марья Гавриловна понимает, что обвенчалась с незнакомцем, который тут же скрывается.
Для Владимира это становится ударом. Он уходит в армию и погибает в Бородинском сражении. Марья Гавриловна, ставшая богатой наследницей, несколько лет хранит верность своему тайному мужу и отвергает всех женихов. Однажды она знакомится с полковником Бурминым и чувствует к нему симпатию. Он тоже влюблён, но не может сделать предложение, так как признаётся, что женат на неизвестной девушке, с которой случайно обвенчался несколько лет назад. Марья Гавриловна узнаёт в нём своего тайного мужа, и тайна раскрывается.
«Гробовщик»
Гробовщик Адриан Прохоров переезжает в новый дом и получает приглашение на серебряную свадьбу к своему соседу, немецкому сапожнику Готлибу Шульце. Во время застолья один из гостей предлагает тост «за здоровье наших клиентов». Эта шутка задевает Адриана, и он, обидевшись, заявляет, что на своё новоселье позовёт не соседей, а своих покойников.
Вернувшись домой в дурном настроении, он ложится спать и видит сон. В его дом приходят мертвецы, которых он когда-то хоронил. Они приветствуют его, а один из них, отставной сержант, пытается его обнять. В ужасе Адриан отталкивает скелета и просыпается от крика. Оказывается, и гости-мертвецы, и даже недавние похороны купчихи Трюхиной — всё это было лишь сном после выпитого на празднике.
«Станционный смотритель»
У станционного смотрителя Самсона Вырина есть дочь-красавица Дуня. Проезжий ротмистр Минский, очарованный ею, притворяется больным и на несколько дней остаётся на станции. За это время он завоёвывает расположение Дуни и, уезжая, уговаривает её проводить его. Девушка не возвращается. Убитый горем отец отправляется в Петербург на поиски. Он находит Минского, который признаётся, что Дуня живёт с ним, но отказывается её вернуть, откупаясь от старика деньгами.
Вырину удаётся разыскать квартиру дочери. Увидев отца, Дуня падает в обморок, а Минский снова выгоняет его на улицу. Потеряв всякую надежду, смотритель возвращается на станцию, начинает пить и вскоре умирает. Несколько лет спустя на его могилу приезжает богато одетая барыня с тремя маленькими детьми, в которой рассказчик узнаёт повзрослевшую Дуню.
«Барышня-крестьянка»
Два соседа-помещика, Берестов и Муромский, враждуют между собой. Сын Берестова Алексей, вернувшийся из университета, становится предметом интереса всех уездных барышень. Дочь Муромского Лиза тоже мечтает с ним познакомиться. Она переодевается крестьянкой и под именем Акулины встречает Алексея в лесу. Молодые люди влюбляются друг в друга и начинают тайно встречаться.
Тем временем их отцы случайно встречаются на охоте и мирятся. Муромский приглашает Берестовых в гости. Чтобы остаться неузнанной, Лиза сильно белится, жеманится и говорит с Алексеем исключительно по-французски, представляя собой карикатуру на уездную барышню. Алексей её не узнаёт и продолжает тайно встречаться с «Акулиной».
Отцы решают поженить своих детей. Алексей, влюблённый в крестьянку, пишет Лизе письмо с отказом и едет к Муромским для решительного объяснения. Войдя в дом без доклада, он застаёт Лизу в её обычном виде за чтением его же письма. Тайна раскрывается к всеобщему счастью.
Ключевые персонажи
Иван Белкин
Вымышленный автор цикла, чьё имя вынесено в заглавие. В предисловии он представлен как скромный провинциальный дворянин, наблюдательный и чувствительный человек, записывавший истории, услышанные от разных людей. Использование этого персонажа-рассказчика позволило Пушкину создать эффект литературной игры и дистанцироваться от текста, представляя себя лишь издателем.
Сильвио
Главный герой повести «Выстрел». Это типичный романтический герой байронического склада, одержимый идеей мести и чести. Его поступки продиктованы сложным внутренним кодексом, а его загадочность и демонизм притягивают и одновременно пугают окружающих. Он ставит моральную победу над физической расправой.
Марья Гавриловна и Владимир
Центральные персонажи «Метели», воплощающие собой архетипы героев сентиментальной повести. Их любовь, вдохновлённая французскими романами, сталкивается с суровой реальностью и волей случая. Судьба Марьи Гавриловны иллюстрирует одну из ключевых идей цикла: иррациональность и непредсказуемость жизни, где случайность оказывается сильнее человеческих планов.
Адриан Прохоров
Гробовщик, главный герой одноимённой повести. Он — человек сугубо практичный, для которого смерть является лишь ремеслом и источником дохода. Его сон, в котором мертвецы приходят к нему в гости, становится столкновением обыденного, материального мира с миром сверхъестественным, заставляя его на мгновение ужаснуться своей циничной профессии.
Дуня Вырина
Дочь станционного смотрителя, один из самых трагических образов цикла. Её история — это вариация на тему блудного сына (в данном случае — дочери). Судьба Дуни остаётся неоднозначной: с одной стороны, она обрела богатство и положение в обществе, с другой — стала причиной гибели отца и, возможно, утратила душевный покой. Её образ положил начало галерее «соблазнённых и покинутых» героинь в русской литературе.
Основные темы
Любовь и судьба
Во многих повестях исследуется природа любви и её столкновение с судьбой, роком или случайностью. Пушкин с иронией рассматривает романтические штампы: тайные побеги, роковые страсти, клятвы верности. В «Метели» слепой случай соединяет людей, а в «Станционном смотрителе» любовь приводит к трагедии. Автор показывает, что жизнь сложнее литературных сюжетов, а счастье часто зависит от непредсказуемого стечения обстоятельств.
Честь и социальный статус
Проблема чести является центральной в «Выстреле», где сложный поединок чести растягивается на годы. В других повестях тема социального статуса определяет судьбы героев. Неравенство мешает браку Владимира и Марьи Гавриловны, а бедность толкает Дуню в объятия богатого офицера. В «Барышне-крестьянке», напротив, социальные барьеры с лёгкостью преодолеваются благодаря любви и хитрости.
«Маленький человек»
Одной из главных тем цикла, особенно ярко выраженной в «Станционном смотрителе», является судьба «маленького человека». Пушкин одним из первых в русской литературе обратился к образу простого, униженного чиновника, показав глубину его страданий. Самсон Вырин, бесправный и раздавленный горем, вызывает у читателя глубокое сочувствие и заставляет задуматься о социальной несправедливости.
Художественные особенности и значение
«Повести Белкина» стали поворотным моментом в истории русской прозы. Пушкин сознательно скрыл своё авторство, поскольку это был его первый крупный опыт в прозаическом жанре, и он стремился к объективности повествования. Создав образ вымышленного автора Ивана Белкина, Пушкин смог экспериментировать со стилями и сюжетами.
В этом цикле писатель расширил круг своих наблюдений. Он изобразил быт и нравы не только дворянства («Выстрел», «Метель»), но и городских ремесленников («Гробовщик»), а также мелких чиновников («Станционный смотритель»). Героиня «Метели», Марья Гавриловна, воспитанная на сентиментальных романах, отчасти пародирует тип «уездной барышни с французской книжкой в руках». Пушкин с иронией цитирует её образ мыслей: “Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена”.
Главная особенность прозы Пушкина в этом цикле — предельная краткость, точность и простота изложения, лишённого избыточных украшений. Каждый сюжет отличается динамизмом, а неожиданные развязки поддерживают интерес читателя. Писатель не даёт подробных психологических объяснений поступкам героев, но благодаря художественному чутью показывает их характеры через действия, создавая живые и правдивые образы.
Важную роль в цикле играет тема Отечественной войны 1812 года, которая становится фоном для событий «Метели». Пушкин описывает всеобщий патриотический подъём: “Незабвенное время! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество! Как сладки были слёзы свидания!”
«Повести Белкина» открыли дорогу для дальнейшего развития русской реалистической прозы. За ними последовали другие прозаические шедевры Пушкина: «Дубровский», «Пиковая дама» и «Капитанская дочка». Пушкин выступил новатором как в поэзии, так и в прозе, заложив основы, на которых выросла вся великая русская литература XIX века.
Комментирование недоступно Почему?