«Хроники заводной птицы» Харуки Мураками, краткое содержание читать ~9 мин.
Книга «The Wind-Up Bird Chronicle» была первоначально опубликована Харуки Мураками в трёх частях в середине 90-х годов и переведена на английский язык Джеем Рубином в 97 году. Эти три книги назывались «Книга вороватой сороки», «Книга пророческой птицы» и «Книга человека-птицелова».
Мураками начал писать в 29 лет, написав несколько романов и множество рассказов. Его стиль похож на сон и медитацию, он подходит для интроспективной, задумчивой художественной литературы. В этом романе отражено зарождающееся понимание социальных систем и общественно-политических проблем. Эта книга – ещё одна демонстрация способности Мураками исследовать тёмные стороны человеческого существования.
Часть рассказа была опубликована в журнале New Yorker, а слегка изменённая версия первой главы была опубликована в сборнике рассказов Мураками «Слон исчезает». Поскольку японская версия была выпущена в трёх частях, издатели Мураками попросили его вырезать 25 000 слов из рассказа, чтобы он мог быть опубликован в одном томе.
Харуки Мураками – сюрреалист, поэтому сюжет причудливый и иногда почти случайный.
Часть первая: «Вороватая сорока»
Тору Окада рассказывает читателю о своей попытке найти пропавшую домашнюю кошку для своей жены. Кумико, жена, советует ему проверить переулок за домом, что он и делает, но вместо кошки Тору находит загадочного, кокетливого подростка по имени Касахара. Подразумевается, что она что-то вроде бродячей сироты или, возможно, таинственной гостьи. Они наслаждаются выпивкой за заброшенным домом. Он засыпает в шезлонге у бассейна, просыпается и обнаруживает, что девушка пропала, и возвращается к себе домой. В доме он получает звонки от странной женщины, которая, кажется, мастурбирует на другом конце линии. Также звонит Мальта Кано и просит о встрече с Тору.
Кумико снова звонит и рекомендует Тору встретиться с Мальтой Кано, ясновидящей, утверждая, что она может помочь паре найти пропавшего кота. Мальта Кано – подруга брата Кумико, Нобору, который по странному совпадению тоже носит имя кошки. Это уже не первый раз, когда она советует ему обратиться к какому-нибудь знахарю – до этого был мистер Хонда, странный старик, чьи «экстрасенсорные» способности были просто бесконечным пересказом его военных историй.
В местной гостинице Тору встречает Мальту Кано и её сестру Крету. Позже Крета встречается с Тору у него дома и рассказывает историю о том, как Крета была изнасилована братом Кумико Ноборо. Она уходит. Кумико приходит домой с новыми духами, и Тору подозревает, что это подарок неизвестного мужчины.
Когда лейтенант Мамия звонит и сообщает, что Хонда умер, Тору узнает, что господин Хонда оставил ему что-то в завещании. Мамия заходит, чтобы передать Тору его небольшое наследство, и рассказывает странную историю о войне в Маньчжоу-Го, где он стал свидетелем того, как Квантунская армия заживо сдирала кожу с человека. Когда он уходит, Тору проверяет коробку с подарком Хонды и обнаруживает, что она пуста. Подарок – ничто.
Часть вторая: «Птица как пророк»
Теперь пропала и сама Кумико. Тору узнает от Ноборо и Мальты, что Кумико действительно спит с новым мужчиной, и он ей очень нравится, поэтому она уходит от Тору, возможно, навсегда. Тору расстроен. Чтобы отвлечься, Тору идёт к Мэй Касахара, и они отправляются на дно колодца, а затем в город, чтобы посмотреть на людей. Работа Мэй заключается в подсчёте лысых голов мужчин для компании по производству париков. Шалости не удаются, и Тору не может не вспомнить свою жену, их первое свидание, на котором они наблюдали за медузами.
В сюрреалистическом образе Тору представляет себе гостиничный номер с женщиной. Он замечает синюю линию на своём лице. Тору встречает женщину с певцом, и он знает певца из своего личного прошлого. Тору следует за ними, и певец становится жестоким. Тору удаётся спастись, защищаясь битой.
Часть третья: «Птицелов»
Женщина, которую встретил Тору, на самом деле Мускатный орех. Он возвращается на другой день, чтобы понаблюдать за людьми, и снова видит её. Они обсуждают какую-то работу, и она нанимает его для ублажения женщин среднего и пожилого возраста, которые платят за него. Он думает об ужасе и унижении проституции. Синяя метка так и не исчезла.
Новый доход Тору помогает ему купить заброшенный дом. У Мускатного ореха есть сын по имени Корица, который заботится о доме и чинит колодец. Тору по-прежнему ходит на дно колодца.
Однажды Тору видит пропавшего кота. Тору устраивает интернет-чат, чтобы поговорить со своей разлучённой женой.
Внезапно его осеняет озарение: Тору обнаруживает, что его заколдовала ведьма, он покидает дно колодца, находит гостиничный номер и сталкивается с Мускатным орехом, который на самом деле все это время был Кумико. Он узнает, что Нобору был сильно избит до состояния комы человеком с бейсбольной битой. Тору подходит под описание. Затем в номер отеля входит мужчина и нападает на Тору с ножом. Тору (что, возможно, неудивительно) убивает этого человека, как вы догадались, бейсбольной битой.
Вернувшись домой, в свой одинокий колодец, Тору попадает под подъем воды, но его спасает Корица. Спустя несколько дней Мускатный орех наконец проясняет ситуацию: Да, Тору находится под сверхъестественным проклятием, а на самом деле у Нобору просто случился инсульт, и поэтому он действительно находится в коме.
Кумико решает выдернуть вилку, поддерживающую жизнь Нобору, и убивает его. Мэй говорит Тору, что Кумико это удалось, и Тору говорит, что будет ждать её, даже если ей придётся отбывать наказание в тюрьме за своё преступление.
Список персонажей
Тору
Главный герой, странный, послушный человек, не имеющий ни малейшего направления, за исключением блестящего коварства его жены-колдуньи Кумико.
Кумико
Жена, а также немного антагонист. Она отправляет своего мужа к глупым ясновидящим, бросает его ради другого мужчины и в конце концов накладывает на него заклятие, заставляя его стать мужчиной-проститутом для старых женщин. Втайне она – Мускатный орех.
Нобору
Брат Кумико, мифический персонаж, который редко появляется. Также имя пропавшего кота, который был назван в честь брата.
Мэй Касахара
Кокетливый подросток, который соблазняет Тору на жизнь на дне колодца.
Мальта Кано
Ясновидящая, работающая вместе со своей сестрой.
Крета Кано
Сестра Мальты, которая устраивает сеанс ясновидения с Тору, но в итоге рассказывает ему о том, как Нобору грубо изнасиловал её. За это Нобору должен заплатить.
Господин Хонда
Странный символический персонаж, который не появляется в повествовании, кроме как в рассказах. Его переживания военного времени подавляют его.
Лейтенант Мамия
Друг Хонды, который пришёл, чтобы передать Тору его законное наследство по последней воле господина Хонды. На самом деле подарок представляет собой пустую коробку.
Мускатный орех
Завораживающий персонаж, который иногда кажется хорошим парнем, иногда плохим, но всегда интересным. Втайне это Кумико, но она заколдовала своего мужа, чтобы он её не узнал.
Корица
Сын Мускатного ореха, который, возможно, является воображаемым. А может быть, это сын от будущего брака.
Темы
Брак и самостоятельность
Большая часть романа связана с неким негласным колдовством, с помощью которого, например, Тору видит ложный образ, когда смотрит на свою жену, образ по имени Мускатный орех, который заставляет его сексуально обслуживать старых женщин. Роман даже открывается дилеммой независимости. Тору любит есть простые обеды и ужины, он наслаждается своим джазом и свободным временем. Но ему постоянно докучают другие люди, что свидетельствует о его мнении о других. В совокупности это приводит к тому, что большая часть романа, кажется, обсуждает двойную идентичность, которую испытывают женатые люди: они полностью подчиняются другому человеку, но в то же время свободны и независимы.
Сексуальное желание
Эффект постоянных несчастий и отвержения Тору указывает на то, что он находится в ловушке психического состояния неутолимого желания. Его жизненный опыт кажется ему в лучшем случае неудовлетворительным, и он открывает себя для манипуляций со стороны духов, имеющих женскую природу.
Литературная история этой идеи «роковой женщины» или «анимы» восходит к древнему фольклору. В этой истории она наиболее ярко представлена в рогоносцах Тору (у его жены был очень приятный роман) и ненасытности (кажется, что он желает 15-16-летнюю девочку, что символизирует его неспособность иметь то, что он хочет).
Сюрреализм и лиризм
Мураками говорил об этом романе, что в своих произведениях он старается выстраивать идеи, которые льются подобно джазовому произведению, и большая часть романа функционирует именно с этой целью. Поэтому книга является яркой защитой красивого языка (в отличие от структуры сюжета или непрерывности, которых роману очень не хватает).
Мураками известен своим чередованием коротких рассказов и длинных романов. Роман начинается с короткого рассказа, который ранее был опубликован под названием «Ветреная птица и женщины вторника», хотя есть различия в переводе (он пишет на японском языке). Предпосылки этой новеллы очень похожи на действие романа «Хроники заводной птицы» в целом, поэтому по форме кажется, что структура повествования всего романа представляет собой «вариации на тему» оригинальной новеллы, то есть аналитически роман рассказывает о жене, которая не присутствует в браке (ее вообще почти нет в романе), и о той прискорбной власти, которую женщины имеют над Тору.
Как главный герой, Тору сложен. С одной стороны, он, кажется, имеет холодный, спокойный взгляд на вещи, и может довольствоваться простой тарелкой спагетти и хорошим джазовым альбомом. Но в то же время он ненасытен. Его лучшим другом кажется девушка, которая слишком молода для его ухаживаний. Его жена сексуально неудовлетворена им. Он мало что делает в жизни. Во многих отношениях все его окружение считает его слабым человеком и неудачником.
Однако это не вся история; Тору также выбивает кровь из двух случайных мужчин (которые, по общему признанию, могут быть иллюзиями). Поэтому более элегантный анализ романа может заключаться в том, что Мураками создаёт сюрреалистическую историю, чтобы показать взрослые последствия чего-то вроде Эдипова комплекса. Таким образом, Мэй, Кумико, Мускатный орех и даже Крета символически являются одним и тем же персонажем: Они являются вариациями на тему «анимы» или даже «суккуба».
- «Хроники Заводной Птицы» Харуки Мураками
- «После землетрясения» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Кафка на берегу» Харуки Мураками, краткое содержание
- «1Q84» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Исчезновение слона» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Мой любимый sputnik» Харуки Мураками, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?