«Исчезновение слона» Харуки Мураками, краткое содержание читать ~16 мин.
«Слон исчезает» (The Elephant Vanishes) – это сборник из 17 рассказов, название которого является названием последнего рассказа японского писателя Харуки Мураками. Рассказы были написаны в период с 1980 по 1991 год и опубликованы в Японии в различных журналах, а затем в сборниках. Рассказы обычно не следуют какой-то теме, но тему самоанализа можно найти в большинстве рассказов.
Содержание этого сборника было отобрано Гэри Фискетджоном (редактором Мураками в Knopf) и впервые опубликовано в английском переводе в 1993 году (японский аналог вышел позже, в 2005 году). Некоторые из рассказов уже появлялись (часто с альтернативными переводами) в журналах The New Yorker, Playboy и The Magazine (Mobil Corp.) до выхода этого сборника.
Рассказы сочетают в себе нормальность и сюрреализм и посвящены болезненным проблемам, связанным с потерей, разрушением, растерянностью и одиночеством.
Последний рассказ «Слон исчезает» повествует о слоне, который был привязан в центре Токио в условиях строжайшей безопасности и все же сбежал. Никаких зацепок о его местонахождении нет, и рассказчик делает вывод, что он исчез. Такие рассказы, как «Сон», «Сгорающий сарай» и «Тишина», заканчиваются «клифф-хэнгерами» и создают ощущение напряжённости. В некоторых рассказах также используется паранормальный элемент, как в «Танцующем карлике», «Маленьком зелёном монстре» и «Сне».
в 2009 году сборник вышел на русском языке в сокращённом виде (в переводе Рябовой), в книгу вошли не все рассказы. Эта статья ориентируется на оригинальное произведение.
Ветреная птица и женщина вторника
Безымянный писатель готовит еду у себя дома, когда ему звонит незнакомая женщина и просит десять минут, чтобы что-то уладить. Он говорит ей, что готовит еду, и она обещает скоро позвонить. Затем ему звонит жена и предлагает ему подработку по редактированию стихов в школьной газете, от которой он отказывается, так как имеет диплом юриста. У него наступает кризис четверти жизни, и он уходит с работы.
Он получает ещё один звонок от женщины, которая пытается завести с ним разговор о сексе, но он отключает звонок. Затем он отправляется на поиски сбежавшей кошки своей жены и в итоге разговаривает с девушкой, которая рассказывает ему о своих убийственных желаниях, пока он засыпает.
Вернувшись в дом, он застаёт жену уставшей и покинутой. Она обвиняет его в убийстве кошки, и тут звонит телефон, на который никто из них не отвечает.
Повторное нападение на булочную
Безымянный рассказчик и его жена просыпаются от необычайных приступов голода и обнаруживают, что в их доме нечего есть. Рассказчик начинает рассказывать ей о том, как они с другом напали на пекарню за хлебом, но хозяин убедил их послушать музыку, а потом забрать хлеб. Его жена говорит, что его неспособность ограбить ту булочную привела к голоду, который мучает их обоих. Она просит его ограбить другую булочную, и в итоге они грабят магазин McDonald’s, завершая нападение.
Коммуникация кенгуру
Рассказчик обрабатывает жалобы в универмаге и, наткнувшись на письмо, решает ответить на него, используя магнитофон. Он выражает знакомство с жалобщицей до такой степени, что проявляет к ней сексуальные чувства и заявляет о своей неудовлетворённости жизнью.
О встрече со стопроцентно идеальной девушкой одним прекрасным апрельским утром
Рассказчик видит девушку и понимает, что она на 100% идеальна для него. Он не может ничего ей сказать из-за нервозности и фантазирует, что они встретились четырнадцать лет назад и полюбили друг друга, но решили проверить свою любовь, пожив врозь, чтобы узнать, сведёт ли их судьба. Оба падают, заболевают и теряют память, а когда наконец встречаются, у них есть чувство узнавания, но нет памяти, чтобы узнать друг друга.
Сон
Рассказчица живёт обыденной монотонной жизнью с мужем и сыном. В подростковом возрасте у неё случился приступ бессонницы. Однажды она переживает приступ сонного паралича и в дальнейшем не может заснуть без ущерба для здоровья и концентрации внимания. В это время она начинает читать книги или ездить на природу. У неё появляется тайная жизнь, в которой она использовала это время, чтобы делать все, что ей заблагорассудится.
Она осознает, насколько однообразна её жизнь. Когда она едет на машине и рассеянно размышляет, двое мужчин нападают на неё, пытаясь опрокинуть её машину. История заканчивается двусмысленным финалом, когда она не может сосредоточиться на своём ответе, как она опасалась из-за недостатка сна.
Падение Римской империи, восстание индейцев в 1881 году, вторжение Гитлера в Польшу и царство бушующих ветров
Рассказчик описывает свою обыденную неделю крупными событиями из истории, чтобы добавить немного привлекательности в свою обыденную жизнь. Он ждёт прихода своей девушки. Пока он ждёт, он замечает, как яркий безоблачный день, такой же величественный, как Римская империя, превращается в бурю.
Он получает звонок, который прерывается очень громким ветром, который он называет индийским восстанием 1881 года, и вспоминает, что вчера смотрел фильм о вторжении Гитлера в Польшу.
Lederhosen
Рассказчик рассказывает историю о том, как родители подруги его жены развелись из-за пары шорт Lederhosen из Германии. Ее мать была приглашена сестрой в гости в Германию, откуда отец попросил её привезти ему шорты Lederhosen.
В рамках политики магазина ей сказали, что они продадут шорты только тому, кто хотел их носить. Она находит мужчину с телосложением её мужа и, пока его подгоняют, понимает, насколько он ей противен, и решает развестись с ним.
Сжигание сарая
Рассказчик встречает девушку, которая учится пантомиме, и увлекается ею. Она работает моделью на полставки, и в основном её содержат несколько ухажёров. После смерти отца она получает в наследство немного денег и использует их для поездки в Алжир. Она возвращается с парнем.
Однажды они оба приходят к рассказчику, и после плотного обеда, выпивки и марихуаны парень рассказывает ему, что ему нравится сжигать амбары. Заинтригованный, рассказчик ищет сараи возле своего дома, как он описывал, но ничего не происходит. Он спрашивает его, действительно ли он сжёг сарай, на что тот отвечает, что да. Он также говорит, что не может найти её, что она как будто исчезла.
Маленькое зелёное чудовище
Рассказчица смотрит на дерево в своём саду, когда замечает, что из земли когтями вырывается чешуйчатое существо. Оно входит в её дом, выражая свою любовь, но рассказчицу оно отталкивает, вызывает отвращение. Она понимает, что существо может слышать её мысли, и хотя эта мысль ей не нравится, она использует её в своих целях, придумывая ужасные способы мучить его, пока оно не исчезнет.
Семейный роман
Рассказчик и его сестра живут вместе в Токио. Она хочет, чтобы он познакомился с парнем, который ей нравится, но ненавидит её. Оба они планируют пожениться. Их мнения сильно расходятся. Рассказчик понимает, что с этого момента он не может думать о сестре только как о своей сестре. Оба они в какой-то степени напуганы и взволнованы будущим.
Окно
Рассказчик описывает случай, когда он работал в компании, обучавшей написанию писем. Он был довольно популярен среди студентов и понял, что большинство студентов пишут ему просто за компанию. Он делился с ними личным и сердечным общением. Уходя из компании, он зашёл к одной из своих студенток, чтобы съесть гамбургер, и, несмотря на сексуальное напряжение, эти двое не спят. Он не может вспомнить её или подробности её писем, поскольку было слишком много студентов и слишком много писем, но он часто думал о её гамбургере.
Люди с телевизором
Рассказчик замечает, как трое мужчин несут и устанавливают телевизор в его доме без каких-либо комментариев. Ему кажется это странным, поскольку он не заказывал его, но при этом он не произносит ни слова.
Его жена, кажется, не замечает этого, хотя телевизор достаточно большой, чтобы его заметили. Он замечает, что те же люди в его офисе устанавливают тот же телевизор. Он спрашивает об этом коллегу, тот радостно отмахивается от этого вопроса и уходит без ответа.
В тот день его жена не возвращается, и один из мужчин материализуется из телевизора, говоря ему, что они строят самолёт. После этого разговора он понимает, что его собственное тело трансформируется в маленькую конструкцию телевизионных людей.
Медленная лодка в Китай
Рассказчик описывает, как он встретил первых трёх китайцев в своей жизни. Первым был надзиратель в китайской школе, куда он ходил писать экзамены. Второй была девушка, с которой он работал. Оба были увлечены друг другом, но после недоразумения девушка пропустила свой комендантский час, и он потерял её номер телефона, чтобы больше никогда её не увидеть. Третьего китайца он встретил в старших классах, который пришёл искать его в возрасте около двадцати лет. Он продавал энциклопедии, и рассказчик понимает, что Китай постепенно захватывает Японию.
Танцующий карлик
Рассказчик работает на фабрике, где делают настоящих слонов. Ему снится сон о танцующем карлике, который завораживает его. Он спрашивает об этом у других людей, которые рассказывают ему, что карлик танцевал при царском дворе до революции, но после неё сбежал в лес.
Рассказчик начинает ухаживать за девушкой, которая не отвечает ему взаимностью. Карлик предлагает соблазнить девушку, танцуя в его теле, с условием, что он будет владеть его телом вечно, если она заговорит.
В итоге он соблазняет девушку и успешно побеждает карлика, когда тот пытается разыграть его разум. Однако люди замечают его и выдают ордер на его арест. Ему удаётся бежать, и карлик просит его впустить его в своё тело. История заканчивается тем, что люди становятся ближе к нему.
Последняя лужайка после полудня
Рассказчик косит газон, чтобы заработать деньги на время, проведённое со своей девушкой, которая жила далеко. Когда она расстаётся с ним, он решает бросить работу, чтобы сосредоточиться на учёбе. На своей последней работе он встречает незнакомую высокую женщину, которая, кажется, соблазняет его, но он просто заставляет его посмотреть вещи её дочери. Он понимает, что никогда не любил свою девушку.
Тишина
Рассказчик разговаривает с боксёром Одзавой, когда они оба ожидают своих рейсов в аэропорту. Одзава рассказывает ему, что однажды он ударил одноклассника, Аоки, когда тот тренировался в боксёрском зале. Одзава ненавидел Аоки, считая его самовлюблённым психопатическим хулиганом.
Когда Одзава набрал больше очков, чем он, Аоки распустил слух, что Одзава жульничает. В порыве гнева Озава ударил его.
Три года спустя, когда один из учеников совершает самоубийство, Аоки распространяет слух о том, что Одзава издевался над ним, в результате чего его допрашивает полиция, а школа подвергает его остракизму. Он становится одиноким и подавленным, но вскоре понимает, что Аоки не достоин того, чтобы с ним боролись, его нужно жалеть. Осознав это, он находит в себе силы пройти через жизнь и других людей, таких как Аоки.
Слон исчезает
Рассказчик читает в газете о том, что в его городе пропал слон. Доказано, что его не забрал сторож и он не сбежал сам. Рассказчик выражает свои чувства женщине, с которой он работает. Он рассказывает ей, что видел слона в последний раз издалека, и ему показалось, что он уменьшился. Он считает, что слон исчез, уменьшившись до размеров, не заметных человеческому глазу. Похоже, что этот инцидент повлиял на него, и он не может вступить с ней в близкие отношения.
Список персонажей
Безымянный рассказчик в книге «Ветреная птица и женщина вторника»
Он безработный и занимается домом, в то время как его жена работает. Он настороженно относится к женщине, которая звонит ему и пытается заняться с ним сексом по телефону.
Жена рассказчика в «Ветреной птичке и женщине вторника»
Она работает долгие часы, пока её муж сидит дома. Несмотря на то, что она просит его оставаться дома и сосредоточиться на писательской работе, она недовольна тем, что ей приходится работать. Она также совершенно опустошена исчезновением своего кота.
Неназванная таинственная девочка из «Ветреной птицы и женщины вторника»
Это подросток, который сидит дома из-за травмы. Она не снимает очки и очень загадочна. Она также кажется очарованной смертью.
Неназванный рассказчик в рассказе «Повторное нападение на булочную»
Это недавно женившийся мужчина в возрасте около двадцати лет. Он покорный человек и следует указаниям своей жены. Он также боится конфронтаций и смотрит на свою жену, чтобы получить указания.
Жена рассказчика в рассказе «Повторное нападение на булочную»
Она является лидером в отношениях. Она методична и решительна. Она принимает решения после тщательного обдумывания и любит готовиться ко всем возможным сценариям. У неё также есть чувство морали, которое проявляется, когда она решает заплатить за прохладительные напитки в ресторане, поскольку они воровали только гамбургеры.
Неназванный рассказчик в «Кенгуру Коммюнике»
Это одинокий человек, который становится одержимым женщиной, приславшей письмо с жалобой. Он также имеет склонность к ОКР, так как у него есть подробные ритуалы для выполнения обыденных задач.
Неназванный рассказчик в рассказе «Сон»
Она занимается домашним хозяйством, в то время как её муж работает дантистом. Раньше она была заядлой читательницей, но из-за замужества забросила это и другие занятия. Когда ей не удаётся заснуть, она решает использовать это время для чтения и осознает, как она забыла о себе, и начинает бунтовать против своей обыденной жизни, занимаясь небольшими делами.
Неназванная мать в «Ледерхозен»
Она послушная жена и мать. Когда она покупает пару брюк для своего мужа, она понимает, что была настолько поглощена своим долгом жены, что не осознавала, как ненавидит своего мужа, и тогда решает уйти от него.
Неназванный рассказчик в рассказе «Сгоревший сарай»
Он писатель, который увлекается девушкой, встреченной им на вечеринке. Он влюблён в неё, хотя она не проявляет к нему особого интереса.
Девушка из «Сгоревшего сарая»
Она учится пантомиме и пользуется поддержкой нескольких парней. Она отправляется в путешествие в Африку и находит богатого, загадочного парня. Она хороший слушатель, но не проявляет никакой привязанности к рассказчику.
Таинственный парень в рассказе «Сгоревший сарай»
Девушка встречает его в Африке и возвращается с ним в Японию. Он водит дорогие машины, но, похоже, не имеет работы или бизнеса. Он признается, что ему нравится сжигать амбары.
Неназванный рассказчик в рассказе «Семейное дело»
Он безответственный, беспечный брат. Он также ревнует сестру к её парню, поскольку тот кажется более обеспеченным в жизни.
Сестра в рассказе «Семейное дело»
Она прилежная студентка, и её чувства к жениху и брату противоречивы.
Нобору Ватанабер в рассказе «Семейный роман»
Он – жених сестры. Он кажется идеальным мужчиной, у него аллергия на алкоголь и его ненавидит брат.
Темы
Сюрреализм
Сюрреализм – общая тема большинства рассказов Мураками. Сюрреализм описывается как искусство, выражающее бессознательное. Сюрреализм отличается от сверхъестественного тем, что последнее настаивает на сущностях, внешних по отношению к человеческому разуму, в то время как сюрреализм объясняет эти же сущности как проявление бессознательного разума.
В рассказах Мураками часто встречается этот мотив, особенно в таких рассказах, как «Сон», которые следуют за рациональными событиями, но вызываются появлением старика во сне рассказчицы, от которого у неё начинается бессонница.
Экзистенциализм
Экзистенциализм – ещё одна тема в рассказах. Герои Мураками всегда осознают свою жизнь, они не определяют список целей или желаний, которые они должны исполнить, но они всегда осознают, насколько обыденна их жизнь.
Фактически, осознание бессмысленности своей жизни становится точкой, в которой начинает развиваться дуга персонажа. В частности, в таких рассказах, как «Сон» или «Тишина», рассказчики осознают бессмысленность своей жизни и претерпевают значительные изменения в своих эмоциях.
Человеческая связь
Во всех историях подчёркивается необходимость человеческой связи в той или иной форме. Во многих рассказах есть ситуации, когда главные герои встречают случайных людей и в итоге устанавливают с ними сильную связь.
В таких рассказах, как «Медленная лодка до Китая», «Горящий сарай», главные герои встречают людей, которых они не очень хорошо знают, но они оказывают на них самое разное влияние.
Сопротивление переменам
Персонажи Мураками испытывают тревогу из-за перемен. Они могут не выражать этого, но в конечном итоге они переносят это сопротивление в свою жизнь. В рассказе «Семейное дело» братьям и сёстрам трудно думать о своей жизни после замужества сестры. Они не говорят об этом, но становятся раздражительными и постоянно спорят друг с другом.
В других рассказах, таких как «Последняя лужайка лета», рассказчик, хотя и признается в отсутствии чувств к своей девушке, понимает, что глубоко переживает разрыв их отношений.
Паранормальное
Мураками не использует призраков или духов, чтобы сделать свои рассказы паранормальными, он полагается на подсознание. Его призраки появляются из подсознания его героев и преследуют их. В таких рассказах, как «Танцующий карлик» и «Люди из телевизора», героев преследуют люди, которых видят только они, но все знают о них.
Этот сборник Харуки Мураками состоит из рассказов, различных по жанру и тематике, с очень небольшим количеством очевидных сходств. В основном, сходство заключается в стиле повествования и обстановке. В большинстве рассказов используются обширные метафоры для описания окружающих вещей или паранормальных идей.
Общая черта всех рассказов – анонимность рассказчика. Ни в одном из рассказов рассказчик не назван по имени, как и большинство персонажей. Персонажи названы только в том случае, если главным героем истории является кто-то другой, а не рассказчик, как в «Тишине», но обычно это не так, как в «Ледерхозен».
Имя Нобору Ватанабэ носят разные персонажи нескольких рассказов. Нобору Ватанабэ – настоящее имя популярного японского иллюстратора Мидзумару Андзаи, очень близкого друга Мураками. Отсутствие имён хорошо работает, так как с каждым рассказом число главных героев не увеличивается. Это также помогает создать ощущение вездесущности повествования, помогает увековечить, что в рассказчике нет ничего особенного.
Несколько рассказов содержат элемент сюрреализма, с некоторыми намёками на сверхъестественное. Ярким примером этого является рассказ «Сон», где рассказчица страдает от приступов сонного паралича, после чего она понимает, что потеряла способность или потребность спать.
В других рассказах, таких как «Люди из телевизора», «Танцующий карлик» или «Слон исчезает», присутствует сюрреалистический элемент, где рациональность теряется, чтобы внести элемент неизвестности в бессвязное повествование. Это создаёт повествование, которое невозможно понять, если попытаться использовать сознательное мышление. Для того чтобы понять и согласиться с ним, требуется предположение о силе или неизвестности.
Другим сходством является использование отношения персонажей к переменам. Они настороженно относятся к изменениям в своём образе жизни, почти все конфликты в повести происходят именно таким образом. Персонажей доводят до точки, где они чувствуют себя наиболее некомфортно, и их реакция, а не выбор, становится центральной точкой повествования. Это может быть причиной того, почему многие истории остаются в напряжённых клиффхэнгерах.
- «После землетрясения» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Хроники заводной птицы» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Мой любимый sputnik» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Кафка на берегу» Харуки Мураками, краткое содержание
- «1Q84» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Норвежский лес» Харуки Мураками, краткое содержание
- «Погоня за дикими овцами» Харуки Мураками, краткое содержание
- Харуки Мураками удостоен немецкой литературной премии
Комментирование недоступно Почему?