«Идеальный муж» Оскара Уайльда, краткое содержание читать ~16 мин.
Летом 1893 года Оскар Уайльд (Oscar Wilde) приступил к работе над романом «Идеальный муж» и завершил его зимой того же года. К этому моменту своей карьеры драматург уже привык к успеху.
Создавая «Идеального мужа», он рассчитывал закрепить за собой славу и обеспечить финансовое благополучие.
Работа над произведением стартовала в Горинг-он-Темз. В честь этого места автор назвал одного из персонажей лордом Горингом. Финальные правки вносились уже в Сент-Джеймс Плейс.

Первоначально Уайльд отправил готовую пьесу в театр Гаррика. Однако управляющий отклонил рукопись. Вскоре она была принята театром «Хеймаркет», где временное руководство осуществлял Льюис Уоллер. Уоллер был прекрасным актёром и лично исполнил роль сэра Роберта Чилтерна.
Постановка принесла театру «Хеймаркет» долгожданный успех и финансовую стабильность. После премьеры, состоявшейся 3 января 1895 года, спектакль выдержал 124 представления.
Стоит отметить, что «Идеальный муж» был единственной пьесой Уайльда, получившей одобрение Бернарда Шоу. В то время как другие критики находили недостатки, Шоу назвал постановку “нашим единственным вполне оригинальным спектаклем”, отметив остроумие и мастерство автора.
В апреле того же года Уайльд был арестован по обвинению в «грубой непристойности». Вследствие скандала его имя было публично убрано с афиш пьесы. 6 апреля, вскоре после ареста драматурга, постановку перенесли в театр «Критерион», где она шла с 13 по 27 апреля.
Текст пьесы был опубликован в 1899 году, хотя Уайльд не был указан в качестве автора. Эта печатная версия несколько отличается от сценической, так как писатель добавил множество фрагментов и сократил другие. В числе значительных дополнений — подробные ремарки к сценам и развёрнутые описания персонажей.
Уайльд был одним из первых, кто стремился сделать пьесы доступными и интересными для читающей публики, а не только для театральных зрителей. В 1897 году он написал письмо, описывающее процесс работы над «Идеальным мужем», которое позже вошло в сборник под названием «De Profundis».
Пьеса отчасти заимствует стиль Александра Дюма-сына, где театральный приём — в данном случае письмо — определяет развязку. Однако Уайльд сохраняет оригинальность своего произведения, насыщая действие постоянными ироничными поворотами сюжета и парадоксами.
На фабулу «Идеального мужа» во многом повлияли реальные события, происходившие в Париже в 1893 году, известные как «Панамский скандал». Директора компании Compagnie du Canal Interoceanique, возглавляемой Фердинандом де Лессепсом, растратили средства акционеров и прибегли к подкупу чиновников, чтобы скрыть банкротство.
Именно эта политическая коррупция лежит в основе пьесы Уайльда, трансформируясь в сюжет об Аргентинском канале.
Некоторые критики предполагают, что пьеса заимствует элементы романа «Позолоченный век» Марка Твена. Персонаж сэра Роберта Чилтерна, вероятно, создан по образцу двух политиков той эпохи: сэра Чарльза Дилка и Чарльза Стюарта Парнелла.
Сэр Чарльз Дилк, с которым Уайльд был хорошо знаком, занимал пост заместителя министра иностранных дел от Либеральной партии с 1880 по 1882 год и президента Совета местного самоуправления с 1882 по 1885 год. Его карьера внезапно оборвалась в 1885 году из-за скандального бракоразводного процесса. Парнелл, в свою очередь, обвинялся в причастности к политическому убийству, но был оправдан. Однако вскоре после этого он также стал фигурантом бракоразводного дела и был вынужден уйти из общественной жизни.
«Идеальный муж» — одна из самых серьёзных социальных комедий Уайльда. Она содержит мощный политический подтекст, иронично и цинично рассматривая современную политическую обстановку. Основное внимание уделено зачастую нечестным источникам огромного богатства, о которых широкая общественность, как правило, не подозревает.
Персонажи и обстоятельства, окружающие сэра Роберта, миссис Чивли и покойного барона Арнхейма, отражают общество конца XIX века. Автор показывает, как финансы всё больше влияют на политическую жизнь. В рамках этой сферы социальная власть зависит не столько от денег, сколько от владения информацией. В пьесе тайные знания позволяют миссис Чивли иметь огромную власть над сэром Робертом Чилтерном.
Действие пьесы анализирует конфликты между общественной репутацией и личной моралью, а также исследует силу корысти. Сэр Роберт честен лишь тогда, когда это соответствует его интересам. Леди Чилтерн, при всех её рассуждениях о чести и нравственности, часто проявляет лицемерие в своей неспособности прощать других.
В произведении нет готовой формулы общественного успеха. Уайльд придерживается критического взгляда на светское общество. Драматург также рассматривает проблематичность брака, иногда изображая его как институт, способствующий пороку.
Чилтерны поступают опрометчиво, пытаясь создать «идеальный» союз, основанный на материалистических ценностях, таких как собственность и высокое социальное положение. Уайльд проводит аналогию между отсутствием искренности в их браке и дефицитом морали в государственных органах власти.
Уайльд создаёт своих персонажей подобно произведениям искусства. Он демонстрирует, как культура научила их вести себя с определённой долей притворства. Сюжет постоянно движется к поиску более высокого нравственного стандарта. Герои борются с нечестностью, лицемерием, двойными стандартами и коррупцией.
Неизменный посыл Уайльда заключается в том, что именно любовь, а не богатство или карьера, ведёт к подлинному счастью.
Сюжет
Акт I
Пьеса открывается светским приёмом в доме Чилтернов, где представлены все основные действующие лица. На этой вечеринке миссис Чивли шантажирует сэра Роберта. Она требует, чтобы он поддержал её аферу со строительством Аргентинского канала, в который она вложила значительные средства.
В её распоряжении находится компрометирующее письмо. Оно было написано Чилтерном в начале его карьеры: в нём он продал государственную тайну за огромное состояние, которое служит фундаментом его благополучия по сей день.
Перед лицом полного разорения и позора сэру Роберту ничего не остаётся, как принять условия шантажистки. Он соглашается выступить в Палате общин и публично поддержать проект канала. Позже ночью леди Чилтерн, гордящаяся тем, что у неё «идеальный муж», и не знающая о грехах прошлого сэра Роберта, взывает к его нравственности. Она вынуждает мужа написать письмо, в котором он отказывается от своего обещания, данного миссис Чивли.
Ближе к концу действия лорд Горинг и Мейбл Чилтерн находят бриллиантовую брошь, которую все считали потерянной. Горинг узнает в ней вещь, которую он подарил кому-то много лет назад. Лорд Горинг оставляет украшение у себя и просит Мейбл сообщить ему, если кто-нибудь начнёт искать пропажу.
Акт II
Лорд Горинг и сэр Роберт обсуждают сложившееся тяжёлое положение. Сэр Роберт рассказывает, почему он так много лет назад отправил письмо барону Арнхейму, продав государственную тайну.
Лорд Горинг предлагает другу во всём признаться леди Чилтерн. Однако Роберт не может представить, что разочарует супругу и разрушит её идеальное представление о нём. Вместо этого он отправляется в Вену на поиски информации о прошлом миссис Чивли, надеясь найти компромат для ответного удара. Входит леди Чилтерн, и сэр Роберт поспешно удаляется.
Лорд Горинг беседует с леди Чилтерн, пытаясь понять, как она отреагирует, узнав о неблаговидном поступке мужа. Леди Чилтерн высоко ценит супруга и не считает его способным на низость. Горинг предупреждает женщину, что у неё слишком суровые взгляды, и что в жизни нужно руководствоваться любовью, а не осуждением.
После отъезда лорда Горинга появляются леди Маркби и миссис Чивли. Последняя потеряла бриллиантовую брошь на вечеринке и спрашивает, не нашлась ли она. Дамы немного болтают, после чего леди Маркби уходит.
Оставшись наедине, леди Чилтерн и миссис Чивли обмениваются колкостями. Миссис Чивли раскрывает тайну прошлого сэра Роберта как раз в тот момент, когда тот входит в комнату. Он приказывает шантажистке уйти, но она подчиняется только после того, как снова угрожает ему.
Леди Чилтерн умоляет мужа опровергнуть обвинения, но он молчит. Наконец, он рассказывает ей правду. Она в отчаянии отшатывается от него: её идеальный мир разрушен. Акт завершается тирадой, в которой сэр Роберт проклинает привычку женщин возводить мужчин на пьедесталы. Он говорит жене: “Ты погубила меня”, и уходит. Леди Чилтерн, испытывая сильную боль, пытается последовать за ним, но обнаруживает, что муж исчез.
Акт III
Уайльд представляет Фиппса, идеального дворецкого, и описывает сцену в доме лорда Горинга. Хозяин и слуга обсуждают уместность бутоньерки, пока Горинг готовится к вечернему выходу. Неожиданно приходит письмо от леди Чилтерн. В нём она сообщает, что нуждается в помощи и едет к нему.
Удивлённый Горинг готовится к её приходу. Однако визит прерывает приезд его отца, лорда Кавершема, который намерен поговорить о будущем своего сына.
Лорд Горинг незаметно сообщает Фиппсу, что ожидает визита дамы, и просит провести её в гостиную, если она появится во время разговора с отцом. Дама действительно появляется, но это миссис Чивли, а не леди Чилтерн. Фиппс, не зная, кого именно ждали, провожает её в гостиную. В ожидании хозяина миссис Чивли находит письмо леди Чилтерн к лорду Горингу и пытается украсть его, но не успевает.
После ухода лорда Кавершема прибывает сэр Роберт. Он находится в отчаянном положении и просит совета у друга. В тот момент, когда лорд Горинг собирается выпроводить сэра Роберта, в соседней комнате падает стул. Сэр Роберт требует узнать, кто подслушивал. Горинг пытается помешать ему, так как уверен, что там находится леди Чилтерн.
Сэру Роберту всё же удаётся войти в комнату. Увидев миссис Чивли, он с отвращением покидает дом. Лорд Горинг поражён, поняв, кто на самом деле скрывался в гостиной. Начинается разговор, в ходе которого миссис Чивли пытается убедить лорда Горинга жениться на ней, предлагая взамен роковое письмо сэра Роберта. Он отвергает предложение, заявляя, что она опошлила идею любви и прощения ей нет.
Лорд Горинг показывает собеседнице брошь, найденную им на вечеринке. Она признаёт, что потеряла её. Зная происхождение украшения, Горинг обвиняет её в краже у своей кузины, леди Беркшир. Миссис Чивли отрицает обвинение, но брошь на самом деле является браслетом с секретным замком. Лорд Горинг защёлкивает его на её руке, и миссис Чивли не может освободиться.
Под угрозой вызова полиции она вынуждена отдать письмо сэра Роберта. Потерпев поражение, миссис Чивли в гневе покидает дом, но перед уходом успевает тайно выкрасть письмо леди Чилтерн, пока лорд Горинг не видит.
Акт IV
Лорд Кавершем сообщает сыну о блестящей речи сэра Роберта в парламенте, осуждающей план строительства Аргентинского канала. Газеты превозносят политика. Вскоре после этого лорд Горинг делает предложение Мейбл Чилтерн, и она соглашается.
Затем он сообщает леди Чилтерн, что сэр Роберт в безопасности, поскольку компромат уничтожен. Однако он предупреждает её, что у миссис Чивли есть её письмо, отправленное накануне вечером, и шантажистка планирует переслать его сэру Роберту, выдав за любовное послание. Вдвоём они думают, как перехватить письмо.
В этот момент врывается сэр Роберт с письмом в руках. Он полагает, что жена написала эти тёплые слова именно ему. Леди Чилтерн подыгрывает мужу, и он несказанно радуется примирению. Сэр Роберт соглашается, что теперь он должен оставить политику из-за своего позорного прошлого.
Входит лорд Кавершем с известием: сэру Роберту предложили освободившееся место в кабинете министров. Несмотря на искушение, тот отказывается, считая, что жена желает его ухода из публичной сферы.
Лорд Горинг убеждает леди Чилтерн повлиять на мужа, чтобы тот принял пост. Он объясняет, что принуждение супруга к отказу от призвания не приведёт к счастливому браку. Вдохновлённый поддержкой жены, сэр Роберт соглашается на должность.
Лорд Горинг объявляет о намерении жениться на Мейбл, но сэр Роберт отказывает ему, ссылаясь на присутствие миссис Чивли в доме друга прошлой ночью.
Леди Чилтерн вынуждена признаться: лорд Горинг ожидал именно её, а письмо, которое Роберт считает своим, на самом деле было адресовано Горингу как просьба о помощи. Сэр Роберт всё понимает, прощает жену за то, что она скрыла правду, и даёт благословение на брак сестры. Пьеса заканчивается провозглашением начала новой жизни, где любовь стоит выше идеалов.
Список персонажей
Сэр Роберт Чилтерн
Заместитель министра иностранных дел, видный член английского общества. Женат на честной и порядочной леди Чилтерн. В начале своей карьеры продал государственные секреты барону Арнхейму, благодаря чему сколотил состояние. Прошлое настигает его, когда появляется шантажистка с доказательствами его проступка. Чилтерн разрывается между страхом разоблачения и желанием жить честно. Ему удаётся избежать позора, и он находит в браке и работе ещё большее счастье, чем прежде.
Лорд Горинг
Умный щёголь, живущий в роскоши и избегающий какой-либо работы. Всегда безупречно одет, демонстрирует острый ум и склонность к глубокому анализу человеческого поведения. Гордится тем, что отвергает ожидания общества. Будучи близким другом сэра Роберта, мудро советует ему в кризисной ситуации. Горинг успешно разрушает коварный план миссис Чивли (с которой когда-то был помолвлен) и фактически становится спасителем семьи Чилтернов. В финале обретает счастье с Мейбл.
Леди Гертруда Чилтерн
Красивая 27-летняя супруга сэра Роберта. Сторонница женского образования, член Женской либеральной ассоциации, обладательница высоких моральных принципов. Училась в школе вместе с миссис Чивли и знает о её нечестности. Ожидает от мужа совершенства, поэтому ей трудно принять его прошлые ошибки. В конце концов осознаёт, что любовь важнее идеализации.
Миссис Чивли
Школьная знакомая леди Чилтерн. Нечестная, эгоистичная манипуляторша. Главная злодейка пьесы. Пытается заставить Роберта Чилтерна поддержать финансовую аферу, угрожая публикацией компромата. Наслаждается властью над людьми. Позже лорд Горинг уличает её в краже и разрушает её планы.
Мейбл Чилтерн
Сестра сэра Роберта. Постоянно дразнит лорда Горинга и флиртует с ним. Жалуется на назойливые ухаживания Томми Траффорда. В финале принимает предложение руки и сердца от лорда Горинга.
Лорд Кавершем
Отец лорда Горинга. Человек старой закалки, гордящийся своим достоинством. Постоянно критикует сына за праздность, призывая его заняться делом и жениться. Считает, что здравым смыслом наделены только мужчины.
Леди Бэзилдон и Миссис Марчмонт
Светские дамы, гостьи на приёме. Обсуждают насущные темы, жалуются на скучную идеальность своих мужей. Выступают в качестве декоративных персонажей, оттеняющих атмосферу светского общества.
Леди Маркби
Приятная женщина традиционных взглядов. Подруга миссис Чивли, именно она приводит её в дом Чилтернов. Скептически относится к женскому образованию и тоскует по «старым добрым временам».
Фиппс
Дворецкий лорда Горинга. Олицетворяет собой «господство формы». Известен своей абсолютной невозмутимостью и умением скрывать эмоции, что делает его идеальным слугой.
Виконт де Наньяк
Гость на вечеринке, атташе при французском посольстве. Чрезмерно, почти комично хвалит всё английское.
Темы
Политическая коррупция
Тема коррупции пронизывает сюжет «Идеального мужа». Безупречная репутация сэра Роберта оказывается под угрозой из-за греха молодости. Ирония заключается в том, что счастливый финал возможен лишь при условии сокрытия правды. Предложение поста в кабинете министров никогда бы не поступило, знай общественность о прошлом кандидата.
Уайльд подчёркивает актуальный момент: современная политическая арена — это место, где пороки часто идут рука об руку с властью. Нравственность многих людей основана скорее на страхе перед разоблачением, чем на истинных ценностях добра и зла.
Институт брака
Уайльд рассматривает брак как сложные отношения и высмеивает попытки создать «идеальный союз», основанный лишь на социальном статусе. Леди Чилтерн изначально любит не столько мужа, сколько его безупречный образ.
Второстепенные персонажи, леди Бэзилдон и миссис Марчмонт, жалуются на своих мужей именно из-за их «идеальности» и предсказуемости. Лорд Горинг выступает проповедником любви, допускающей недостатки. Его отношения с Мейбл построены на принятии друг друга такими, какие они есть, без завышенных ожиданий.
Триумф любви
В конце первого акта люстра освещает панно с сюжетом «Триумф любви», что предвосхищает развитие событий. Финальная реплика пьесы: «Любовь, и только любовь».
Благодаря лорду Горингу леди Чилтерн постигает силу прощения. Она понимает, что истинное чувство способно пережить разочарование в идеалах. Сэр Роберт, в свою очередь, переходит от поклонения богатству к осознанию того, что семья — самое важное в жизни. Таким образом, именно любовь побеждает зло и корысть.
Современность и страх перемен
Герои пьесы озабочены модой и веяниями времени. Леди Маркби замечает, что Мейбл становится всё более «современной», и видит в этом опасность. Уайльд часто упоминает современность в ироничном ключе.
Сэр Роберт отмечает, что состояния в нынешнем веке строятся на владении инсайдерской информацией, оправдывая этим необходимость нечестных путей. Всеобщий страх перед новизной говорит о социальной слабости — неспособности общества органично принять перемены.
Прощение
Вопрос прощения является центральным для морального конфликта пьесы. Сэр Роберт справедливо замечает: когда человек оступается или ранен, он больше всего нуждается в любви, а не в суде. Любовь обязана прощать.
Миссис Чивли — единственный персонаж, не способный на этот акт милосердия, что и приводит её к краху. Лорд Горинг утверждает, что прощение — важнейшая часть брака, так как через него мы признаем всеобщее человеческое несовершенство.
Влияние прошлого
Прошлое незримо присутствует в каждой сцене. Миссис Чивли уверена, что ошибки молодости искупить нельзя. Леди Чилтерн также судит людей по их истории, считая, что прошлые поступки определяют характер навсегда.
Однако развитие сюжета опровергает этот фатализм. Хотя прошлое настигает героев (письмо Роберта, кража броши миссис Чивли), именно настоящее отношение к этим событиям определяет будущее. Уайльд показывает, что человек сложнее, чем его худший поступок.
Роль женщин в обществе
Пьеса содержит множество комментариев о положении женщин. Лорд Горинг, выступая резонёром автора, произносит речь о том, что задача жены — не подавлять амбиции мужа, а поддерживать его. Леди Чилтерн, будучи сторонницей эмансипации и образования, в итоге принимает эту позицию ради сохранения семьи.
В то же время женские персонажи часто показаны более проницательными или, наоборот, более жестокими, чем мужчины. Сосуществование полов представлено как постоянная борьба и диалог, которые, в конечном счёте, необходимы для гармонии.
- Спектакль «Идеальный муж», поставленный Богомоловым, удивил зрителей
- «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Веер леди Уиндермир» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Как важно быть серьёзным» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «De Profundis» (Тюремная исповедь) Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Счастливый принц и другие сказки» Оскара Уайльда
Комментирование недоступно Почему?