«Кентервильское привидение» Оскара Уайльда, краткое содержание читать ~10 мин.
«Кентервильское привидение» было впервые опубликовано в 1887 году в журнале «The Court and Society Review». Первая часть была опубликована 23 февраля, а вторая – 2 марта. Она сопровождалась иллюстрациями.
К 1887 году Уайльд приобрёл значительную репутацию поэта, драматурга, лектора и яркого общественного деятеля. Начиная примерно с 1885 года, он также стал участвовать в жизни периодических изданий и журналов, сначала в качестве автора рецензий и статей. Этот переход к более стабильной форме заработка был важен, поскольку Уайльду теперь нужно было содержать жену и двух маленьких детей.
«Кентервильское привидение» – это юмористический рассказ Оскара Уайльда о призраке, который обитает в английском замке, но не может напугать американскую семью, которая переезжает к нему. В конце концов призрак подружился с младшей дочерью семьи и помог ей преодолеть страх перед ним, что привело к его освобождению от преследований замка.
«Кентервильское привидение» стало первым опубликованным произведением Уайльда в жанре короткой прозы, но за ним быстро последовали другие сказки и рассказы. К 1888 году он опубликовал свой первый сборник рассказов «Счастливый принц и другие сказки». «Кентервильское привидение» не было включено в этот сборник, но оно появилось в сборнике Уайльда 1891 года «Преступление лорда Артура Сэвила и другие рассказы». Уайльд написал эту историю после того, как провёл несколько месяцев в Америке в качестве лектора и оттачивал свои наблюдения над американской культурой.
Рассказ Уайльда – не только одно из самых антологизированных его произведений, но и одно из самых адаптируемых. Сэра Саймона – титулованного призрака – на экране изображали, среди прочих, Чарльз Лафтон, Джон Гилгуд и Патрик Стюарт. История Уайльда была адаптирована по меньшей мере в три различные оперы на трёх разных языках, а также в сценический мюзикл, графический роман, болливудский фильм и любое количество очень вольных адаптаций. Комедийность, небольшая длина и доступный стиль написания также сделали её популярной среди молодых читателей в качестве введения в жанр короткого рассказа.
Уайльд был не первым писателем, придумавшим идею комедийного призрака; предыдущие примеры включают призрак, который преследует Эбенезера Скруджа в «Рождественской песне» Чарльза Диккенса и заклятого врага Ичабода Крейна в «Сонной лощине». И даже Призрак прошлого Рождества и Всадник без головы были способны вызывать не только возгласы, но и смех – ни один из них и близко не вызывал у читателей больше визгов смеха, чем визгов тревоги. Так что, в очень реальном смысле, «Кентервильское привидение» служит прародителем для всех последующих комедий ужасов, от «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна» до «Охотников за привидениями» и «Шона мертвецов».
Сюжет
Гораций Б. Отис, богатый американец, покупает Кентервиль Чейз, старинное английское поместье, несмотря на предупреждения о том, что в доме водятся привидения. Он переезжает в дом в сопровождении жены, старшего сына Вашингтона, дочери Вирджинии и двух младших сыновей-близнецов. Сразу же по прибытии семья сталкивается с пятном крови в гостиной. Экономка, миссис Умни, объясняет, что пятно появилось здесь с 1575 года и является результатом жестокого убийства леди Элеоноры де Кентервиль её мужем, сэром Саймоном де Кентервилем.
Семья Отисов принимает прагматичную точку зрения и оттирает пятно; они повторяют этот процесс, когда пятно продолжает появляться каждое утро. Упорное повторное появление пятна, а также другие странные происшествия в доме заставляют их задуматься о том, что слухи о призраке могут быть не совсем беспочвенными. Эти мысли подтверждаются, когда однажды ночью звук звенящих цепей пробуждает мистера Отиса ото сна. Он встаёт с постели и сталкивается с ужасающим призраком, но в ответ лишь рекомендует призраку смазать цепи маслом, чтобы он не создавал столько шума, когда ходит по ночам.
Мистер Отис – не единственный член семьи, который не боится призрака: маленькие близнецы с удовольствием изводят его своими проделками. Призрак очень гордится своей традицией наводить ужас на гостей в течение сотен лет, и он полон решимости навести страх на американскую семью. Однако чем больше и больше он пытается напугать, тем больше они либо смеются над ним, либо игнорируют его. Кентервильское привидение достигает дна, когда близнецы, чтобы напугать настоящее привидение, создают собственного фальшивого призрака. Смирившись с тем, что он потерял свой статус и власть, он впадает в депрессию и начинает тосковать.
Тем временем красота Вирджинии привлекает внимание молодого герцога Чеширского, который приезжает погостить в Кентервиль Чейз. Во время его визита Вирджиния неожиданно натыкается на тайное логово призрака. Призрак объясняет ей свою печаль и страдания, говоря, что жаждет мирного переживания смерти. Он также говорит ей, что благодаря своей чистоте и невинности она может помочь ему достичь этого покоя. Несмотря на свой страх, Вирджиния соглашается помочь; они вдвоём проходят через тайное отверстие в стене и исчезают.
Когда Вирджинию не удаётся найти, её семья и герцог очень расстраиваются. Через несколько часов Вирджиния появляется в темноте на вершине лестницы. Единственное объяснение её исчезновения заключается в том, что она помогла наконец обрести вечный покой Кентервильскому призраку. В знак благодарности и привязанности сэр Саймон подарил ей шкатулку, наполненную драгоценностями. Вирджиния ведёт семью в тайную комнату, где их встречает вид его скелетных останков. Через четыре дня тело сэра Саймона наконец-то упокоилось с надлежащим погребением.
Впоследствии Вирджиния выходит замуж за герцога Чеширского. Хотя она никогда никому не рассказывает о том, что пережила, когда исчезла вместе с Призраком, она всегда с нежностью вспоминает о нём и его памяти.
Список персонажей
Сэр Саймон Кентервиль, Кентервильское привидение
Сэр Саймон Кентервиль был английским аристократом XVI века, жившим в Кентервиль Чейз, где он убил свою жену. В результате, когда он умер девять лет спустя, он стал призраком, которому было суждено преследовать дом, вместо того чтобы отправиться в мирную загробную жизнь. Сначала он наслаждался своей славой Кентервильского призрака, но после неприятных встреч с семьёй Отисов начинает тосковать по мирному покою.
Вирджиния Отис
Дочь-подросток мистера и миссис Отис. Она переезжает жить в Кентервиль Чейз вместе со своей семьёй и является одним из немногих персонажей, проявляющих симпатию к призраку.
Герцог Чеширский
Герцог Чеширский – богатый молодой английский аристократ, который влюбляется и в конце концов женится на Вирджинии Отис.
Хайрам Б. Отис
Хайрам Отис – состоятельный американский мужчина средних лет, который покупает Кентервиль Чейз, чтобы жить там со своей семьёй. Он прагматичный и незлобивый человек, но, похоже, он также довольно снисходительный отец, поскольку не делает никаких попыток наказать своих детей за неподобающее поведение.
Лукреция Таппан Отис (миссис Отис)
Лукреция – жена Хайрама Отиса и мать Вашингтона, Вирджинии и близнецов.
Звезды и полосы (близнецы Отис)
Самые младшие дети Отиса – мальчики-близнецы, которые в рассказе ни разу не названы по имени, вместо этого их называют»Старс и Страйпс». Большую часть истории они мучают призрака и, кажется, совсем его не боятся.
Вашингтон Отис
Вашингтон – старший ребёнок в семье Отисов.
Миссис Умни
Миссис Умни работает экономкой в Кентервиль Чейз. Изначально её нанимает семья Кентервилей, но она продолжает работать там и после того, как семья Отисов покупает поместье и переезжает в него.
Лорд Кентервиль
Лорд Кентервиль – английский аристократ и потомок сэра Саймона. В начале истории он продаёт свой родовой дом семье Отис.
Преподобный Огастус Дампир
Уважаемый британский священнослужитель и интеллектуал.
Темы
Американская и британская культуры
Противоречие между культурами Нового и Старого Света проходит через всю повесть. Британские персонажи, такие как лорд Кентервиль, миссис Умни и само Кентервильское привидение, заинтересованы в сохранении статус-кво, уважении традиций, соблюдении церемоний и ритуалов. Им свойственно уважение к прошлому, а также к рангу и статусу человека. Американская семья Отисов, с другой стороны, скептична, материалистична и приземлена. Они верят только в то, что видят перед собой, и всегда ищут наиболее прямой и прагматичный способ решения проблемы.
Театральность и представление
Кентервильское привидение может превращаться в различные формы, и эти проявления представлены так, как будто это разные персонажи, которых он играет. Его процесс подготовки к появлению в определённой форме сравнивается с подготовкой актёра к исполнению определённой роли, а гордость, с которой он провоцирует страх, повторяет то, как актёр надеется добиться определённого эмоционального воздействия на зрителей. Уайльд использует эту тему театральности для создания комедии, поскольку становится ясно, что призрак не страшен по своей природе: ему приходится прилагать сознательные и намеренные усилия, чтобы казаться таким. Эта тема также помогает понять, почему призраку обидно, когда семья Отисов не реагирует на него, ведь его сравнивают с неудавшимся артистом, который больше не может произвести впечатление на зрителей.
Традиции и наследие
Как древний член семьи Кентервиль, который всё ещё живёт в доме, Призрак олицетворяет традиции и наследие. Несмотря на то, что его присутствие может быть неприятным, он считается частью наследия семьи Кентервиль, и поэтому к нему относятся с уважением и почтением такие персонажи, как миссис Умни.
На самом деле, количество людей, которых он напугал на протяжении веков, позволяет предположить, что он даже немного знаменит и востребован, и что семья Кентервилей, вероятно, гордится тем, что может сказать, что их семейное наследие прослеживается на протяжении веков. Семья Отисов, однако, отдаёт предпочтение современным удобствам и лёгкости перед уважением к традициям, что объясняет, почему они пытаются найти способы сделать присутствие призрака менее разрушительным.
Невинность
Благодаря своему юному возрасту, защищённому воспитанию и доброму сердцу, Вирджиния Отис является олицетворением невинности в этой истории. Призрака тянет к ней, потому что он верит, что она будет сочувствовать его страданиям, а также потому, что он знает, что Вирджиния может ему помочь. Его греховное и порочное прошлое означает, что Ангел Смерти не станет слушать его мольбы о мирном покое в Саду Смерти; однако если Вирджиния сможет заступиться за него, у него появится надежда на искупление. Невинность показана как способ снятия проклятия и искупления.
Стыд
По мере того, как призрак все больше и больше пытается вселить страх в семью Отисов, он начинает чувствовать себя неудачником и стыдится того, что больше не может вызывать страх. Его идентичность долгое время была основана на успешном выполнении своей роли: он находит удовлетворение в том, что люди испытывают сильную реакцию на него, а также чувствует долг и обязанность выполнять свои призрачные задания. Когда его личность оказывается под угрозой, призрак сначала кричит, а затем впадает в стыд и отчаяние.
В конце концов, его стыд оказывается продуктивным: он помогает ему понять, что пора двигаться дальше и отпустить свою роль, чтобы обрести покой.
Деньги
Деньги – тонкая, но важная тема в этой истории; подразумевается, что причина, по которой лорд Кентервиль вынужден продать свой семейный дом семье Отисов, заключается в том, что ему нужны деньги.
В то время, когда Уайльд писал свою повесть, все чаще английские аристократы страдали от экономических проблем, даже если они владели огромными домами и многими ценными экспонатами.
В отличие от них, новая волна богатых американцев обладала большим количеством наличных денег и стремилась приобрести вещи, которые, как они надеялись, помогут им казаться изысканными. Американцы часто покупали артефакты и землю у европейских аристократов, а также выдавали своих дочерей замуж в знатные семьи. Хотя они нарушают многие обычаи и традиции, к семье Отисов относятся терпимо и в конце концов даже принимают их благодаря богатству, которое они могут предложить.
Мир
Поначалу призрак кажется очень довольным своей жизнью, создавая хаос и беспорядок. В конце концов он признается, что жаждет покоя: он хотел бы, чтобы его приняли в Сад смерти, где он сможет спокойно отдыхать вечность, зная, что его грехи прощены. Его желание обрести покой побуждает Вирджинию помочь ему, и когда он наконец упокоится, читатель может предположить, что призрак достиг искупления и покоя, о котором так долго мечтал.
- Кентервильское привидение. 6+
- «Веер леди Уиндермир» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Идеальный муж» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Как важно быть серьёзным» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «De Profundis» (Тюремная исповедь) Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Счастливый принц и другие сказки» Оскара Уайльда
- «Баллада Редингской тюрьмы» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Женщина, не стоящая внимания» Оскара Уайльда, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?