«Евтифрон» Платона, краткое содержание читать ~4 мин.
Философ Сократ и человек по имени Евтифрон встречаются в суде магистрата, отвечающего за религиозное право. Они узнают, что им обоим предстоит выступить в суде. Сократ объясняет, что молодой человек по имени Мелет обвинил его в том, что он развращает афинскую молодёжь, подвергая сомнению традиционные представления о богах и вводя новых богов.
Евтифрон говорит, что он тоже получал подобные обвинения раньше, и что нужно «встретить их лоб в лоб». Сократ отвечает, что его ситуация более серьёзная, поскольку в отличие от Евтифроно он учит своим убеждениям других и тем самым вызывает большее осуждение. Евтифрон оптимистично предсказывает, что просьба Сократа будет успешной.
Евтифрон объясняет, что пришёл в суд, чтобы выдвинуть обвинение против своего отца за убийство наёмного работника, который напился и перерезал горло рабу. Отец Евтифроно оставил работника связанным в канаве, пока ждал, что делать, и тот умер от голода и облучения. Родственники Евтифроно сердятся на него за то, что он преследует собственного отца за убийцу, совершая тем самым акт нечестивости по отношению к отцу. Евтифрон считает это серьёзным непониманием природы и требований благочестия.
Сократ заявляет, что раз Евтифрон такой знаток святости и благочестия, то он (Сократ) должен стать его учеником, и это поможет ему защитить себя в его тяжбе с Мелетом. Сократ начинает с того, что просит Евтифроно рассказать о святости и благочестии. Евтифрон отвечает, определяя святость как то, чем он сейчас занимается: “преследование преступника за убийство или святотатственную кражу… независимо от того, является ли этот человек его отцом, матерью или вообще кем-либо другим”. Евтифрон защищает свои действия по отношению к отцу, ссылаясь на Зевса, который заключил в тюрьму собственного отца за то, что тот проглотил своих сыновей.
Сократ отвечает, что Евтифрон просто привёл пример святости, а не дал её определение. Сократ призывает Евтифроно предложить «универсальное определение» или «единый стандарт» святости. Евтифрон предлагает следующее определение: “То, что угодно богам, свято, а то, что не угодно, не свято”. Сократ не соглашается с этим, потому что боги часто расходятся во мнениях о том, что свято. Евтифрон изменяет своё определение: Святое – это “то, что одобряют все боги”, а несвятое – “то, что не одобряют все боги”.
Однако Сократ хочет пойти дальше и выяснить сущностную основу святости. Он ставит вопрос следующим образом: Святое одобряется богами потому, что оно свято, или оно свято потому, что одобряется богами? Сократ отдаёт предпочтение первому варианту, заявляя, что вещь «получает одобрение, потому что она свята: она не свята по причине того, что получает одобрение».
В этот момент Сократ обвиняет Евтифроно в том, что тот избегает описывать сущность святости, а лишь описывает её атрибуты. Евтифрон соглашается с предположением Сократа, что святость – это разновидность справедливости: “Все святое справедливо”. Затем Сократ хочет выяснить, каким именно видом справедливости является святость. Евтифрон отвечает, что святость – это та часть справедливости, которая «связана с заботой о богах».
Сократу не нравится фраза «заботиться», потому что она подразумевает, что человек каким-то образом улучшает или приносит пользу богам, что кажется невозможным. Евтифрон уточняет свою фразу, уподобляя «заботу о богах» заботе рабов о своих хозяевах. Теперь Сократ спрашивает, какова цель или конечный результат такого служения богам. Евтифрон отвечает, что она заключается в умении молиться и приносить жертвы так, чтобы угодить богам и принести удачу домочадцам и городу. В противоположном случае, если боги будут недовольны, это приведёт к гибели.
Отсюда Сократ делает вывод, что “жертвоприношение – это подношение богам, а молитва – это просьба к ним”. Таким образом, святость – это своего рода “умение торговать между богами и людьми”. Итак, Сократ спрашивает: Что боги получают от этой торговли, что им выгодно?
Евтифрон отвечает, что единственная выгода, которую боги получают от нас, – это почёт, уважение и удовлетворение. Сократ понимает, что они вернулись к мысли о том, что святое – это то, что одобрено богами, но так и не пришли к пониманию того, что же такое святое.
Сократ все настойчивее призывает Евтифрону дать определение; он должен знать, ведь он взял на себя ответственность преследовать собственного отца и тем самым рискует вызвать недовольство богов, если он ошибся в святости. Евтифрон отстраняется от разговора, так как у него назначена срочная встреча. Сократ с некоторой иронией сетует, что теперь он никогда не узнает от Евтифроно, что такое святость, и таким образом сможет защитить себя от обвинений Мелета.
- «Философские беседы. Евтифрон. Апология Сократа. Критон. Федон» Платона, кратко
- «Симпозиум» Платона, краткое содержание
- «Федр» Платона, краткое содержание
- «Горгиас» Платона, краткое содержание
- «Теэтет» Платона, краткое содержание
- Горгиас
- «Ион» Платона, краткое содержание
- В рамках Платоновского фестиваля открыта выставка Александра Дайнеки
Комментирование недоступно Почему?