«Философские беседы. Евтифрон. Апология Сократа. Критон. Федон» Платона, кратко читать ~14 мин.
Пять диалогов Платона (Евтифрон. Апология Сократа. Критон. Федон) представляют философию Платона по отношению к его наставнику Сократу. Эти диалоги можно читать как повествование о жизни Сократа, они сродни действиям в драме или главам романа.
Первым актом или главой является «Евтифрон», который создаёт вводный фундамент текста. Эта глава обеспечивает необходимый контекст и закладывает основу для дальнейших диалогов, информируя читателей об обвинениях, которые будут выдвинуты против Сократа во втором акте «Апология».
Следующий раздел состоит из двух диалогов «Критон» и «Федон», в которых подробно описывается жизнь Сократа в тюрьме. Идея принятия ситуации выдвигается на первый план в опыте Сократа. Они показывают, как само принятие рождает элегантность, в отличие от попытки бежать из тюрьмы, которая является отчаянной и вульгарной. Таким образом, даже когда тело сдерживается и сжимается, слава и бессмертие души остаются.
Этимологически термин «апология» происходит от латинского слова «apologia», что означает «защита или оправдание», и от греческого слова «apologia», что означает «речь в защиту». Апология Сократа – это диалог Платона о юридической защите Сократа, когда он был юридически обвинён и осуждён за преступления нечестия и коррупции.
В этой защите Сократ обращается к присяжным из 500 афинян, которые, по словам Сократа, были отравлены и предвзяты предрассудками и сплетнями против него со стороны врагов, а именно Ликона, который представлял профессиональных риторов как группу интересов. Сократ говорит, что Ликон присоединился к обвинению, потому что был «раздосадован от имени риторов». Анит, богатый и социально выдающийся афинянин, который принципиально выступал против софистов. Сократ говорит, что Анит присоединился к обвинению, потому что был «раздосадован от имени ремесленников и политиков». Мелет, который был орудием Анита, и тот присоединился к обвинению, потому что «досадовал от имени поэтов», говорит Сократ. В этом процессе Сократ сталкивается с двумя группами обвинений, а именно в нечестии и в развращении афинской молодёжи.
Защита
Сократ начинает свою защиту с критического замечания в адрес своих противников, что они почти не произнесли ни слова правды, и просит присяжных позволить ему говорить на родном языке, без использования какого-либо систематически организованного витиеватого языка, как он обычно говорил на агоре. Затем он проводит различие между обвинениями и классифицирует их на два вида: 1) недавние и 2) древние, и ему очень интересно начать с последних. Затем он начинает рассматривать обвинения одно за другим.
Первое и самое главное обвинение, которое было выдвинуто против Сократа, – «развратитель афинской молодёжи».
Враги говорят, что “Сократ – злодей и любопытный человек, который исследует вещи под землёй и на небе, и худшее выдаёт за лучшее, и учит вышеупомянутым учениям других”. Но в ответ Сократ говорит: “Мелет – делатель зла, и зло это в том, что он шутит над серьёзным делом и слишком готов привлечь к суду других людей из притворного рвения и интереса к делам, в которых он на самом деле никогда не имел ни малейшего интереса”.
Допрашивая Мелета, Сократ говорит, что никто не станет намеренно совращать другого человека, потому что совратитель впоследствии может пострадать от мести совращённого человека. Вопрос о моральном развращении важен по двум причинам: 1) обвинение в том, что Сократ развратил богатую афинскую молодёжь, научив её атеизму, и 2) если он будет осуждён за развращение, это произойдёт потому, что драматург Аристофан уже развратил умы своих зрителей, когда они были молоды, высмеяв Сократа как философа-софиста в своей пьесе «Облака», комической пьесе, поставленной двадцатью четырьмя годами ранее. По словам Сократа, его высшей миссией было заниматься философией, то есть исполнять желание Бога, ибо он говорит: “Нет большего блага для государства, чем моё служение Богу”. И в первую очередь Сократ заботился о «великом усовершенствовании души», что никоим образом не развращало молодежь.
Мудрейший человек
По мнению Сократа, это обвинение имеет давние корни. И он объясняет это. Сократ и сам знал, что он невежда. Но то, что он услышал от пифийской пророчицы в Дельфах, что нет человека мудрее его, натолкнуло его на размышления. Услышав это, Сократ захотел разрешить этот божественный парадокс – как невежественный человек может быть мудрейшим из всех людей. Сократ размышлял над этой загадкой, что если бы он только мог найти человека, который мудрее его, то он мог бы пойти к Богу с опровержением в руках и сказать Богу, что вот человек, который мудрее его.
Итак, Сократ отправился на поиски человека, который мудрее его. Прежде всего он обратился к одному из политиков. Допрашивая его, Сократ не мог отделаться от мысли, что тот не совсем мудр, хотя многие считали его мудрейшим, а он сам был мудрее всех. Позже Сократ обратился к другому политику, более философски настроенному, но результат был точно таким же. Затем он обращается к поэту, думая, что тот научит его чему-нибудь, но вывод был трагичен: даже поэты не могли истолковать и понять смысл собственных произведений. Затем он обращается к ремесленникам, но судьба повторилась та же. Ремесленники были хорошо оснащены во многих аспектах, но во многих других областях они были невежественны. И он сам стал свидетелем и доказал, что оракул был прав, потому что Сократ, по крайней мере, знал, что он ничего не знает, и был готов это признать.
Нечестие
Затем Сократ отвечает на второе обвинение – нечестие против афинских пантеонов, – в котором Мелет говорит, что Сократ – атеист. На перекрёстном допросе Сократ заставляет Мелета противоречить самому себе, утверждая, что Сократ – атеист, но при этом верит в духовных агентов и полубогов. Сократ говорит судьям, что Мелет противоречит сам себе, и спрашивает, не разработал ли Мелет тест на выявление логических противоречий в качестве теста на интеллект.
Затем Сократ продолжает говорить, что невежество – это неспособность различать, что есть добро и что есть зло. Затем он связывает это со смертью, говоря, что люди, которые боятся смерти, показывают, что они невежественны, потому что смерть может быть благом, но люди боятся её как зла, хотя они не могут знать, добро это или зло. Затем он говорит о власти. Как гражданские лица, люди обязаны уважать закон государства, созданный людьми.
Но есть и другой закон – божественный. Поэтому, если между ними возникает конфликт, призывает Сократ, повиновение божественному авторитету превосходит человеческий. В каком-то смысле он защищается тем, что призван Богом заниматься философией и тем самым провозглашает себя выразителем мнения Дельфийского оракула. Поэтому он говорит, что не прекратит заниматься философией, так как обязан больше повиноваться Богу.
Приговор
Присяжные признают Сократа виновным, и тогда Сократ вносит предложение о своём приговоре. Обвинение предложило смертную казнь. Вероятно, они ожидали встречного предложения об изгнании, но вместо этого Сократ дерзко предложил присяжным вознаградить его, а не наказывать. По словам Платона, Сократ попросил бесплатную еду в Пританеуме, общественном зале в центре Афин. Предложенное Сократом наказание возмутило присяжных, и они подавляющим большинством голосов проголосовали за смерть.
После вынесения присяжными приговора Сократ делает замечание об уходе. В ответ он обращается к присяжным, которые осудили его на смерть. Это было не просто замечание, а пророчество. Он предупреждает их в двух направлениях: 1) он просит их быть готовыми принять критику со стороны своих последователей за то, что они отправили его на смерть, и 2) его смерть заставит молодёжь выступить вперёд и заменить его в качестве социального овода, подстёгивая этическое поведение граждан Афин, в более досадной манере, чем он.
В конце Сократ понимает, что смерть может быть и благом: либо смерть – это уничтожение, своего рода освобождение от земных забот, которого не стоит бояться, либо смерть – это переселение на высший план бытия, где обитают души людей и героев.
Список персонажей
Сократ
Сократ является главной фигурой в каждом из диалогов, а вместе они образуют серию, повествующую о его суде и последующем самоубийстве. К этому моменту Сократу около 70 лет, и одни считают его мудрейшим человеком в Афинах, а другие – самым опасным. В «Евтифроне» Сократ предстаёт перед судом по обвинению в нечестивости, и последующие диалоги будут следить за ходом этого судебного процесса и станут основой для большинства происходящих дебатов.
Евтифрон
Евтифрон имеет необычное призвание профессионального пророка, но его встреча с Сократом в зале афинского суда связана с тем, что он находится там, чтобы разобраться с собственными обвинениями в нечестивости, предъявленными его собственному отцу за убийство, несмотря на то, что убийство было случайным. Главное различие между ними, которое делает успешным философский диспут, заключается в том, что в то время как Сократ скромно оценивает свою мудрость, Евтифрон очень доволен состоянием своей проницательности.
Мелет
Мелет – человек, выдвинувший против Сократа обвинения, которые привели его в суд. Он один из трёх обвинителей, но знаменит тем, что именно над ним Сократ одерживает явную моральную победу, несмотря на то, что его фактически признают виновным и приговаривают к смерти. Обвинения, которые Мелет выдвигает против старика – святотатство и развращение молодых – оспариваются Сократом во время перекрёстного допроса, когда он с помощью логики доказывает, что эти обвинения прямо противоречат друг другу и поэтому не могут быть одновременно правдой.
Критон
Прошёл месяц с тех пор, как Сократ был признан виновным и приговорён, но казнь была отложена из-за ежегодного плавания государственного корабля на Делос. Теперь корабль должен вернуться, а это значит, что Сократ вскоре будет казнён, поэтому его друг Критон прибыл сюда, чтобы с помощью логики убедить философа, что самое мудрое – это сбежать, пока у него ещё есть шанс. Этот диалог, по сути, является аргументом Сократа в пользу того, что хотя созданные человеком законы по определению могут быть обвинены в несправедливости, каждый человек обязан действовать морально справедливо, подчиняясь даже тем законам, которые он считает несправедливыми.
Эхекрат
К моменту диалога «Федон» Сократ уже умер. В результате этот диалог строится как диалог между другом Платона Федон и философом по имени Эхекрат. Основная цель персонажа философа – задавать наводящие вопросы и таким образом вовлекать Федона в диалог, а не превращать его в монолог. Внутри диалога между двумя живыми людьми, однако, находится настоящая суть диалога «Федон».
Федон
Настоящая суть – это то, что происходит в камере, в которой Сократ ожидает казни в последний день своей жизни. Критон и два ученика по имени Цебес и Симмиас уже присутствуют вместе с Сократом, когда появляется Федон. С помощью посетителей последний аргумент Сократа касается необъятности Вселенной, бессмертия души и морали самоубийства.
Темы
Евтифрон: Что такое благочестие?
Главная тема спора в «Евтифроне» – что такое благочестие. Сократ и главный герой вовлечены в судебные процессы, связанные с обвинениями в нечестивости. Когда Сократ просит софиста дать определение этому термину, тот может лишь привести примеры. В конце концов, Сократ нападает на аргумент своего оппонента, что благочестие зависит от указаний богов относительно того, что является святым, но Сократ возражает, что такое определение просто означает, что благочестие – это то, что говорят боги. При таких условиях, если бы они сказали прямо противоположное, то это считалось бы благочестивым поведением. Следовательно, благочестие предшествует богам, а святое существует вне религиозных догматов.
Апология: Нравственность личности
Тема, затронутая в «Апологии», связана с нравственными поступками. Если человек не готов отстаивать свои убеждения перед лицом суровых последствий, таких как смерть, он может сохранить свою моральную ценность даже после смерти. Если же, напротив, человек стремится уйти от ответственности, предаваясь погоне за удовольствиями, то моральное возмущение не только останется неразрешённым, но и станет морально и духовно слабее.
Критон: Справедливый ответ на несправедливые законы
Основная тема главы «Критон» связана с тем, что является справедливым. В обществе законы создаются человеком, в результате чего неизбежно некоторые законы, считающиеся справедливыми для большинства, окажутся несправедливыми для некоторых. Это неизбежно, поскольку необходимо ставить благосостояние одних людей выше интересов других. Поскольку законы существуют для того, чтобы способствовать установлению порядка, который, в свою очередь, позволяет гражданам заниматься своими делами в психическом состоянии, не подверженном хаосу и страху, каждый гражданин обязан подчиняться любому закону, даже тому, который он считает несправедливым, даже если он выступает против несправедливого характера закона.
Федон: Бессмертие души
Диалог в главе «Федон» – это воспоминание о беседе, которую вёл Сократ в своей камере в последний день жизни. В результате характер дискуссии фокусируется на более метафизических аспектах: необъятности Вселенной и малом месте человека в ней, а также на доводах в пользу существования души и её способности существовать после физической смерти тела.
Евтифрон, Апология, Критон и Федон составляют то, что часто называют «сократическими диалогами Платона». (В оригинальном тексте между главами Критон и Федон есть ещё одна – «Мено», в русском переводе эта часть не выделена в отдельную главу). Взятые вместе, они представляют собой своего рода мини-сериал, который охватывает обвинения, арест, суд и казнь Сократа. На самом деле «Мено» не очень хорошо сочетается с другими диалогами, но в итоге становится важным элементом взаимосвязи благодаря случайному появлению персонажа, который позже станет одним из обвинителей в зале суда на процессе.
В главе «Евтифрон» Сократ обвиняется Мелетом в развращении афинской молодёжи. «Апология» похожа на судебную драму, в которой рассказывается о процессе. Критон объясняет причины побега философа из тюрьмы после осуждения в «Апологии». Федон предлагает заглянуть в философию человека, которому грозит верная смерть от казни. Таким образом, для создания линейной последовательности можно начать с «Мено», а затем в хронологическом порядке перейти к «Федону». Важно понимать, что хотя диалоги, за исключением «Мено», имеют определённое встроенное качество «Продолжение следует», все они являются самостоятельными произведениями, посвящёнными конкретным и специфическим темам философских интересов.
Например, «Евтифрон» глубоко озабочен проблемами и аргументами, связанными с вопросами благочестия и нечестия. Название «Апологии» может ввести в заблуждение, поскольку легко предположить, что Сократ должен извиниться за проступки, в которых его обвиняют, но в данном случае апология – это синоним защиты. Здесь Сократ представляет аргумент, защищая себя от обвинений в развращении нравов молодёжи и нечестивости.
Критон и Федон – наиболее близкие к продолжению друг друга диалоги Сократа, потому что они посвящены не только последним дням философа, но и раскрывают влияние его учения на его горячих защитников. Как это часто бывает, именно в этом месте – связь между «Критон» и «Федотом» – качество «минисериала» достигает наибольшей интенсивности и драматического воздействия. И именно это качество делает сократические диалоги Платона, в которых прослеживается продвижение к трагическому финалу, возможно, самого известного философа в истории, такими своевременными.
Эти диалоги читали, изучали, анализировали и обсуждали на протяжении двух тысяч лет, но их структура, возможно, никогда не была столь идеально подходящей для молодых читателей так, как в наше время. И «молодые» – это очень слабое применение. Те, кто впервые выстроился в очередь, чтобы увидеть финал оригинальной трилогии «Звёздных войн», уже близки к старшему возрасту, когда их дети и внуки выстраиваются в очередь, чтобы увидеть последнюю часть третьей трилогии «Звёздных войн» или любого из множества киносериалов. Несколько поколений выросло на идее, что самостоятельные истории являются важными звеньями в более крупной повествовательной цепи.
Мено, Евтифрон, Апология, Критон и Федон – это древнегреческий философский эквивалент Железного человека, Невероятного Халка, Тора, Капитана Америки и Мстителей. Это философия, как будто специально создана для поколения любителей просмотра сериалов.
Комментирование недоступно Почему?