«Никомахова этика» Аристотеля, краткое содержание читать ~5 мин.
«Никомахова этика» Аристотеля состоит из 10 книг, в которых рассматривается лучший образ жизни. Работа была составлена из собрания заметок, основанных на лекциях Аристотеля в его школе, Ликее. Философ был учеником Платона и наблюдательным учёным.
В «Никомаховой этике» даётся дорожная карта для достижения счастья, которое заключается не в богатстве или удовлетворении, а в «доброй душе», которая является продуктом добродетели. В этой работе Аристотель даёт определение добродетелей и исследует их роль в содействии счастью и общему благу. Аристотель считается одним из отцов современной науки и философии. «Никомахову этику» превозносят за её непреходящий резонанс и за создание фундамента для западной философии.
Никомахова этика» Аристотеля – это исследование того, как лучше жить. Аристотель считает, что достижение счастья, которое, по его мнению, является синонимом блага, определяется добродетельными поступками человека. Он утверждает, что добродетель – это результат намеренных решений; ни один человек не может быть добродетельным случайно.
В центре работы три темы: Значение блага и счастья; Поиск равновесия в добродетели; Важность отношений для блага. Аристотель утверждает, что счастье является целью всех людей, а добродетель – это путь к его достижению. Каждая книга в этом томе разделена по темам, и Ирвин также делит каждую книгу на подзаголовки, чтобы помочь прояснить и упорядочить представленные идеи.
В Книге 1 Аристотель научно излагает темы счастья и блага. Он приравнивает эти два понятия, объясняя, что счастье – это конечная цель, результат наилучшего образа жизни. Хотя люди могут достичь других удовлетворительных целей, таких как богатство или слава, они не приближаются к счастью. Аристотель считает, что люди стремятся к счастью ради него самого. Все хотят его, но не все понимают, как его достичь. Единственный способ достичь счастья – это добродетель, которую Аристотель определяет во второй книге.
Добродетель делится на две категории: добродетель мысли и добродетель характера. Каждая добродетель находится между двумя пороками или крайностями. Например, храбрость – это среднее между трусостью и бесстрашием. Добродетель – это действие, результат сознательного и намеренного выбора. Чтобы достичь добродетели, человек должен стремиться к равновесию. Удовольствие и боль играют свою роль в добродетели. Поступая хорошо, человек получает удовольствие, а поступая плохо – боль. Однако Аристотель предупреждает, что и в этой динамике необходимо равновесие. Удовольствие и боль могут направлять человека к правильным действиям, но слишком много того и другого может привести к пороку.
В третьей книге Аристотель рассматривает добродетель как добровольную и недобровольную. Чтобы достичь счастья, добродетель должна быть достигнута с намерением. Люди могут проспать всю свою жизнь и, таким образом, жить добродетельно, никогда не совершив ни одного дурного поступка. Однако счастье приходит только к тем, кто должен принимать сложные решения, отрицающие крайности порока. Храбрость и воздержанность представляют собой две важные добродетели характера.
Крайние пороки лежат прямо за границами каждой из этих добродетелей. Нахождение баланса – это ключ к достижению добродетели. В четвёртой книге Аристотель исследует добродетели и недобродетели и их средства. Он рассматривает несколько добродетелей характера, включая великодушие и спокойствие, и повторяет мысль о том, что добродетель – это равновесие.
Пятая книга посвящена справедливости. Аристотель исследует, как справедливость и несправедливость связаны со счастьем, благом и добродетелью. Он утверждает, что человек может испытывать несправедливость даже тогда, когда никто не совершал несправедливости. Его подход к этой теме отражает его акцент на равновесии, как показано в теме «Поиск равновесия в добродетели». Философ старательно показывает, что каждая представленная тема имеет много сторон и много соображений. Даже в случае со справедливостью необходимо равновесие.
В шестой книге Аристотель рассматривает добродетели мысли и состояния души. Для философа добродетели мысли имеют приоритет перед добродетелями характера. Он считает, что именно добродетели мысли отличают людей от животных и приближают их к божественному, делая их более богоподобными. Научное знание и понимание являются примерами добродетели мысли.
Книга 7 отходит от обсуждения добродетели и сосредотачивается на пороке. Аристотель уделяет много времени анализу недержания, недостатка самоконтроля. Он отличает недержание от невоздержанности, утверждая, что недержание не требует намерения. Оно связано с желанием получить удовольствие, а невоздержанность предполагает выбор, направленный на получение крайнего удовольствия, а не просто стремление к нему.
Книги 8 и 9 посвящены дружбе. Аристотель считает, что дружба делает человека лучше и приближает его к божественному качеству блага. Полноценная дружба побуждает к правильным действиям и правильным мыслям. Душа каждого человека получает пользу от этих отношений. Аристотель также представляет другие виды дружбы: дружба пользы и дружба удовольствия. Эти дружеские отношения недолговечны; они существуют лишь до тех пор, пока взаимно выгодны.
Как и во всем, философ подчёркивает баланс. Полноценная дружба зависит от равенства. Он также рассматривает важность любви к себе или дружбы с собой: Эти отношения с самим собой могут быть не менее важны, чем дружба вне себя. Однако, как и любая добродетель, самолюбие может быть доведено до крайности и стать пороком.
В последней книге Аристотель ещё раз размышляет об удовольствии. Он отвергает представление о том, что удовольствие – это либо хорошо, либо плохо, и предлагает вместо этого считать, что это занятие, которым нужно пользоваться разумно. Удовольствие неразрывно связано с жизнью. Люди стремятся к удовольствию, потому что любят жить, и стремятся к жизни, потому что любят удовольствие. Аристотель считает, что лучший способ достичь счастья – это добродетель мысли, а именно созерцание и понимание. Изучение – это высший способ, которым человек отличает себя от животного мира, и это его самое божественное качество.
- «О душе» Аристотеля, краткое содержание
- «Поэтика» Аристотеля, краткое содержание
- «Спасибо за спор: чему Аристотель, Линкольн и Гомер Симпсон могут научить нас об искусстве убеждения» Джея Хайнрихса, краткое содержание
- «Ночь твистеров» Айви Ракман, краткое содержание
- «Женщина, не стоящая внимания» Оскара Уайльда, краткое содержание
- «Моя последняя герцогиня» Дейзи Гудвин, краткое содержание
- «Новолуние» Стефани Майер, краткое содержание
- «Новости мира» Полетт Джайлс, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?