«Оглянись во гневе» Джона Осборна, краткое содержание читать ~4 мин.
«Оглянись во гневе» – пьеса об отчуждении и идентичности в Англии 1950-х годов. Пьеса считалась современной для своего времени и потрясла театральный мир своим мрачным изображением Джимми Портера как обычного человека, у которого нет ничего, кроме идеалов, идеалов, упакованных в ярость и гнев.
Зрители были опустошены пьесой, но это опустошение и интимный взгляд на реальную борьбу перед лицом меняющегося мира, мира, в котором у человека нет никакой власти, вызвали одобрение критиков и зрителей. Роль Джимми Портера была отмечена как архетип для многих современных персонажей. Эти мужские персонажи часто действуют сомнительными методами, несмотря на то, что у них якобы золотые сердца, или, по крайней мере, намеренно скрывают свои чувства. Стенли Марлона Брандо в «Трамвае по имени Желание» – один из примеров того, как этот беспокойный тип характера проникает в театр и литературу.
Пьеса «Оглянись во гневе» состоит из трёх актов и по своей структуре повторяет ранние произведения таких драматургов, как Ибсен. Начало первого и третьего действия зеркально отражают друг друга, указывая читателю или зрителю на то, что все может казаться неизменным, но в конечном итоге меняется.
Персонажи пьесы – Джимми Парсонс, немытый джазовый трубач, ненавидящий средний класс и идею конформизма в «современной» Англии; Элисон Портер, жена Джимми, представительница среднего класса, которую Джимми презирает за её робость и пассивность; Клифф Льюис, друг и сосед Джимми, который не имеет образования и работает вместе с Джимми в ларьке со сладостями; полковник Редферн, отец Элисон, тоскующий по эдвардианским временам и своему расцвету в Индии с 1913 по 1947 год; Хелена Чарльз, актриса, подруга Элисон, которая презирает Джимми, но в итоге заводит с ним роман.
Большую часть пьесы Джимми словесно издевается над Элисон, Клиффом и Хеленой за их самодовольство в Англии без веры и убеждений. Джимми жаждет, чтобы кто-то поверил в него, чтобы кто-то понял, почему жить без убеждений – все равно что не быть человеком. Джимми сравнивает апатию в Англии с отвращением, которое он видит в Америке 1950-х годов, и шутит, что все англичане станут американцами из-за отсутствия морали и убеждений. Это отсутствие морали или убеждений подчёркивает тему отчуждения и идентичности, которая звучит на протяжении всей пьесы.
Действие пьесы происходит после Второй мировой войны, и Англия все ещё оправляется от последствий этой войны, в дополнение к изменению социальных убеждений. Социальный микрокосм чердачной квартиры Портеров в Мидлендсе символизирует более широкую борьбу англичан того времени перед лицом беспомощности, одиночества, всеобщей апатии и смерти.
Джимми хочет, чтобы Элисон «проснулась» и поняла, как на самом деле устроен мир. Он желает этого любой ценой, даже заходит так далеко, что хочет, чтобы Элисон родила ребёнка и потеряла его. Элисон на самом деле беременна, но боится сказать об этом Джимми, чтобы он не подумал, что она спланировала это только для того, чтобы заставить его любить её сильнее. Это упоминание о потере и откровение о беременности Элисон в начале пьесы подготавливают трагическую потерю в конце, которая заставляет героев задаться вопросом, кто они есть на фоне кажущегося беспечным мира.
До драматического конца Элисон борется с самоидентификацией, нанося Джимми ответные удары всеми доступными ей способами, а затем в конце концов уходит с отцом, чтобы обрести мир и покой. В шокирующем повороте событий Хелена заводит роман с Джимми. К третьему акту она заменяет Элисон. Параллели между женщинами и их ролями кажутся удручающими. Финал оставляет каждую женщину в раздумьях о том, кто она есть и кем хочет быть по отношению к Джимми и всему миру.
Пьеса «Оглянись во гневе» заставит читателей исследовать предвзятые представления о героях, героинях, добре и зле. Борьба классов и личная борьба в пьесе позволяет читателям или зрителям задуматься о том, кто на самом деле побеждает, а кто проигрывает к концу пьесы. Действие пьесы происходит в настоящем, но несомненное прошлое оказывает влияние на каждого персонажа. Прошлое подчёркивает мечты и желания каждого героя, но при этом скрывает любые доступные представления о том, что может ждать их в будущем.
- «Лафайет в Соединенных Штатах» Сары Вауэлл, краткое содержание
- «Впусти меня» Йона Айвиде Линдквиста, краткое содержание
- «Оставленные без внимания» Лайзы Дженовы, краткое содержание
- «В поисках Аляски» Джона Грина, краткое содержание
- «Долгий путь вниз» Джейсона Рейнольдса, краткое содержание
- «Последняя ночь в Телеграфном клубе» Малинды Ло, краткое содержание
- «Повесть о двух городах» Чарльза Диккенса, краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?