«Потики» Патриции Грейс, краткое содержание читать ~5 мин.
Роман Патриции Грейс «Потики», первоначально опубликованный в 1986 году, повествует об общине маори в Новой Зеландии и их борьбе за выживание против попыток застройщиков купить, запугать и заставить их покинуть свою землю. Однако застройщики не понимают, что никакая сумма денег не сможет отвадить этих людей от их священной земли и зданий, и что в конечном счёте коллективные усилия общины, работающей вместе для борьбы с несправедливостью, имеют больше силы, чем коррупция и необузданная власть.
Повествование ведётся иногда от имени Роиматы, иногда от имени Токо, а в остальное время от неопределённого третьего голоса. Эти фрагментарные рассказы принимают форму воспоминаний персонажей о событиях или флэшбэков и располагаются в разных точках прошлого. Часто две главы могут повествовать об одном и том же событии, но с точки зрения двух разных персонажей. В результате получается сплетение событий из разных временных точек и с разных точек зрения, которые в совокупности рассказывают богатую и сильную историю.
Пролог романа рассказывает историю резчика, который сделал «варенуи» (дом собраний маори) для общины, о которой идёт речь в романе. Нарушив одно из главных правил своего ремесла, которое гласит, что на «пупу» (резных деревянных фигурах), украшающих дом собраний, нельзя изображать предков из живой памяти, он вырезает изображение самого себя. Однако, поскольку у него нет детей, он не может завершить резьбу и говорит своему народу, что место под его ногами должно остаться пустым до будущего времени.
В начале первой части Роимата знакомит читателя со своей семьёй: мужем Хеми и четырьмя детьми – Джеймсом, Танги, Ману и Токо. Они живут с сестрой Хеми, Мэри, которая ежедневно вытирает пыль и полирует дом собраний и питает особую привязанность к последнему «пупу», сделанному резчиком из Пролога. Роймата знает и любит Хеми и Мэри с пятилетнего возраста.
Она рассказывает историю своего возвращения домой после двенадцати лет, проведённых вдали от дома по воле умершего отца, и застаёт Хеми, его семью и всю общину маори, оплакивающих потерю матери Хеми. Он верит, что её возвращение было каким-то образом предопределено, и рад её видеть.
Затем Роимата рассказывает историю о том дне, когда Мария рожает Токо в море, что становится неожиданностью для всей семьи, которая даже не подозревала о беременности Марии. Ребёнок шокирующе уродлив, однако, когда он подрастает, становится очевидно, что он обладает особыми знаниями и даром предвидения. Токо предвидит, что их общину ожидает какой-то конфликт, и предупреждает об этом Роимату.
Тем временем Хеми теряет работу и использует эту возможность, чтобы вернуться к своей мечте – работать на земле, чтобы обеспечить средства к существованию своей семье и общине, – занятию, от которого он был вынужден отказаться много лет назад. Часть 1 заканчивается рассказом Токо о соседнем племени Те Опе, которые стали жертвами проекта постколониального правительства по захвату земли, по праву принадлежавшей общине маори, и обустройству её так называемыми удобствами. Эта история предвещает события, о которых рассказывается в части 2.
Часть 2 открывается подробным рассказом об одной из многочисленных встреч между народом маори и застройщиком, мистером Долманом, которого народ прозвал Долларманом, что отражает корыстные мотивы всех аргументов, которые он использует, чтобы убедить народ маори отказаться от своей земли и позволить перенести дом собраний и место захоронения. Хотя отказ народа маори дать разрешение застройщикам на строительство дорог перед их домами до поры до времени остаётся в силе, в конце концов начинаются работы по сносу холмов за их землёй, чтобы проложить новые подъездные пути к будущему курорту.
Тем временем планы Хеми по развитию садов и сбыту продукции воплощаются в жизнь, и община получает удовольствие от возрождения своих несколько утраченных традиций. В течение недели проходят акции протеста, в ходе которых представители местной общины, а также некоторые молодые маори блокируют дороги с плакатами и знаками; однако это не надолго останавливает строительные работы.
Как обычно, лето приносит проливные дожди, и однажды утром жители просыпаются и обнаруживают, что их могильник затоплен, а одна его сторона смыта. Матиу и Тимоти, принадлежащие к другому племени и работающие в строительной компании, нанятой для выполнения работ, сообщают им, что наводнение было намеренно вызвано строительством дамбы, построенной для отвода воды на землю маори. По факту инцидента начинается официальное расследование, но его результаты оказываются неубедительными, а народ маори признается виновным в фальсификации доказательств.
Следующей стратегией застройщиков, направленной на выселение маори с их земли, является поджог дома собраний. Хотя община поначалу расстроена потерей священного здания, Мэри удаётся спасти из-под обломков останки своего любимого «пупу», и при поддержке народа Те Опе люди строят новый дом собраний. В новом доме собраний для Токо и его инвалидного кресла вырезают специальную дверь и отводят ему особое место для сидения: под «пупу» Мэри.
В начале третьей части мы узнаем, что Токо умер. В последующих главах рассказывается о том, как произошла эта трагедия: однажды ночью он отправляется на поиски своего брата Ману, который во сне забрёл в дом собраний. Войдя в здание через специальную дверь, он погибает. Вскоре после его смерти Джеймс, освоивший мастерство резьбы, понимает, что Токо – это человек, которому суждено заполнить место, оставленное бездетным мастером-резчиком под его «пупу». Поэтому он вырезает «пупу», изображающий Токо, давая своему умершему брату новый дом в доме собраний.
Из рассказов, которыми члены общины маори делятся друг с другом вечером в доме собраний, мы узнаем, что Танги добилась своей цели – добиться справедливости за убийство брата, а также за другие преступления против её народа, и что на следующий день семья будет сопровождать её и Джеймса в суд.
- «Псевдоним Грейс» Маргарет Этвуд, краткое содержание
- «Там, где гора встречает луну» Грейс Лин, краткое содержание
- «Милые обманщицы» Сары Шепард, краткое содержание
- «Похвала глупости» Дезидерия Эразма, краткое содержание
- «Поэтика» Аристотеля, краткое содержание
- «После первой смерти» Роберта Кормье, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?