«Боевой конь» Майкла Морпурго, краткое содержание читать ~9 мин.
Книга написана с точки зрения молодого коня по имени Джоуи и повествует о его путешествии и отношениях, которые он строит со своими различными владельцами во время Первой мировой войны. Этот любимый роман – история о крепкой дружбе и мужестве вопреки всем трудностям. Драматург Ник Стаффорд адаптировал «Боевого коня» в пьесу, удостоенную награды в 2007 году, и пьеса была принята критиками с одобрением, получив премию Оливье, театральную премию Evening Standard и театральную премию London Critic’s Circle за дизайн.
В 2011 году режиссёр Стивен Спилберг адаптировал роман в фильм, в котором снялись Джереми Ирвайн, Том Хиддлстон, Эмили Уотсон и Бенедикт Камбербэтч.
«Боевой конь» – детский историко-фантастический роман Майкла Морпурго. Книга была впервые опубликована в Великобритании в 1982 году издательством «Kaye & Ward» и в том же году заняла второе место в номинации «Уитбредовская книжная премия».
За несколько лет до начала Первой мировой войны в Девоне, Англия, рождается энергичный красно-гнедой жеребёнок по имени Джоуи, которого быстро покупает пьяный фермер. Однако Джоуи не идёт без боя, и к тому времени, когда они приезжают на ферму, он «промок от пота, а недоуздок (натёр) ему лицо». Жена фермера и его маленький сын Альберт навещают Джоя, и Альберт и лошадь сразу же притягиваются друг к другу. Альберт начинает ласково чистить промокшую от пота лошадь, разговаривая с ней при этом. Мать настаивает, что Джоуи не может понять Альберта, но мальчик верит, что между ними существует «непосредственная и инстинктивная связь доверия».
Когда он не в школе или не на работе, Альберт берет Джоуи на долгие прогулки, и Джоуи учится «приходить на его свисток, не из послушания, а потому что (он) всегда хочет быть с Альбертом». Отец продолжает пить, и каждый вторник он возвращается домой пьяным. Через два года после приезда Джоуи отец, пошатываясь, входит в стойло Джоуи с кнутом. Он говорит Джоуи, что заключил пари, что сможет приручить лошадь для вспашки поля в течение недели, и сделает все, что потребуется, чтобы выиграть. Когда отец поднимает хлыст, Джоуи бьёт его ногой. Разъярённый, отец угрожает пристрелить лошадь, но вместо этого говорит, что Альберт должен обучить лошадь за неделю, иначе Джоуи будет продан. Решив сохранить Джоуи, Альберт делает то, что должен: Его «нежные слова и доброта прошлого» сменяются криками и ударами хлыста «всякий раз, когда Альберт чувствует, что Джоуи не выкладывается по полной». В конце недели пари выигрывается, и Джоуи остаётся.
Британия вступает в Первую мировую войну, и Альберт хочет пойти в армию вместе с Джоуи. Дома происходят долгие споры, в основном между Альбертом и его матерью, по поводу пьянства и безответственного поведения отца. Мать говорит, что беспокойство отца по поводу закладной, выданной для того, чтобы Альберт мог в один прекрасный день получить ферму, доводит его до пьянства. Она просит Альберта «постараться увидеть в нём хорошее», но Альберт хочет, чтобы отец перестал постоянно жаловаться на Джоуи.
Однажды ночью отец посылает Альберта с поручением, чтобы тот выманил Джоя из стойла. Он продаёт его за 40 фунтов капитану Николсу из британской армии. Альберт прибывает в лагерь слишком поздно, чтобы остановить продажу, поэтому он предлагает вступить в кавалерию, чтобы остаться с Джоуи, но он слишком молод. Капитан обещает позаботиться о Джоуи и даёт Альберту время попрощаться. Альберт обещает Джоуи, что однажды они воссоединятся.
Вскоре Джоуи обучается быть боевым конём, работая с капралом Сэмюэлем Перкинсом, бывшим жокеем, которого «все боялись и солдаты, и лошади». Николлс навещает Джоуи, разговаривает с ним, как с Альбертом, и делает с него наброски. Джоуи также наслаждается компанией лучшего друга Николла, капитана Джейми Стюарта, и его коня Топторна. Топторн – впечатляющий чёрный конь, который соответствует Джоуи по силе и преданности. По мере того как Джоуи приспосабливается к новой жизни, он все реже вспоминает свою прежнюю жизнь. Однако «Альберт, его лицо и голос (остаются) в памяти Джоя».
Во время одного из визитов капитан Николс говорит Джоуи, что он не хочет быть на войне и боится, что его солдаты недооценивают серьёзность того, с чем они сталкиваются. Его опасения подтверждаются, так как кавалерия не сравнится с пулемётами и артиллерией, ожидающими их. Войска, прибывающие во Францию, встречают длинные вереницы раненых и мёртвых солдат. Джоуи познает окончательную смерть, когда в первом же бою капитана Николса ранят в спину и больше его не видят.
Следующим хозяином Джоуи становится молодой подмастерье кузнеца, троечник Уоррен, мягкий и добрый. Последняя лошадь, на которой ехал трупер Уоррен, была подбита, но Джоуи помогает ему найти в себе силы и мужество, чтобы снова сесть на лошадь. Джоуи, десантник Уоррен, капитан Стюарт и Топторн – единственные выжившие после битвы. Они высаживаются на вражеской территории, окружённые немецкими солдатами. Солдаты попадают в плен, а лошади идут на службу в немецкую армию.
Немцы относятся к Джоуи и Топторну с величайшим уважением, даже предоставив им «роскошь конюшни». Они таскают санитарные машины на передовую и обратно и спасают жизни многих солдат (как немецких, так и британских). Конюшня, которую используют немцы, принадлежит пожилому французу и его внучке, юной Эмили. Эмили заботится о лошадях, как о своих, и проводит все своё время, разговаривая с ними. Однажды ночью Эмили заболевает и едва не погибает. Она чудом выкарабкивается, но её тело уже никогда не будет таким крепким, как прежде.
Немцы уходят, но разрешают Джою и Топторну остаться с дедушкой и Эмилией. Вскоре мирная жизнь лошадей на ферме снова прерывается прибытием новых немецких солдат. Они требуют, чтобы дедушка передал лошадей армии. Эмилия со слезами на глазах прощается с ними, но клянётся, что когда-нибудь вернёт их обратно. И снова Джоуи и Топторн отправляются на войну.
Война становится все труднее для людей и лошадей. Они проводят дни, пробираясь по грязи с язвами на ногах, по несколько дней обходятся без еды и отдыха. Даже сильный и послушный Топторн в конце концов поддаётся ужасным условиям и умирает от сердечной недостаточности. Джоуи остаётся рядом со своим другом столько, сколько может, но вынужден бросить труп Топторна, когда «первый в его жизни танк» надвигается на него. Отчаянно пытаясь убежать, он натыкается на моток колючей проволоки и ранит ногу. Когда он наконец освобождается, то «спотыкаясь, идёт в ночь, руководствуясь лишь верой в то, что там, где ночь была самой чёрной, он сможет найти хоть какую-то защиту от обстрела». В конце концов, Джоуи понимает, что находится на обширной, избитой местности между двумя вражескими лагерями: ничейная земля.
С обеих сторон ничейной земли появляются немецкий и британский солдаты с белым флагом и пытаются заманить Джоя к себе. Эти двое откладывают свои разногласия, чтобы обсудить, что лучше для лошади. Они решают, что ни один из лагерей не сможет в достаточной мере позаботиться о раненой ноге Джоя, поэтому они бросают монету, чтобы решить его судьбу. Выигрывает британский солдат, и немец спокойно оставляет их. Джоуи сажают в повозку и везут в британский ветеринарный госпиталь.
Там Джоуи встречают с благоговением как знаменитого коня, выжившего в ничейной земле. Его уводят, чтобы почистить молодого солдата, который оказывается Альбертом. Альберт вступил в кавалерию, как только стал достаточно взрослым, в надежде воссоединиться с Джоуи. Джоуи сначала узнает Альберта, но Альберт не уверен, пока тот не отходит от него и не подзывает лошадь своим специальным совиным свистком. Услышав это, Джоуи «легко рысью направляется к нему и зарывается головой в плечо Альберта». Наконец-то Джоуи и Альберт снова вместе.
Однако проблемы Джоуи ещё далеко не закончились. Рана на ноге Джоуи ухудшается, и ему ставят диагноз «столбняк». Надежды на выздоровление мало, поэтому майор Мартин, один из ветеринаров, предлагает его усыпить. Альберт и слышать об этом не хочет, и с помощью Дэвида он убеждает майора Мартина попытаться спасти Джоуи. Они соглашаются, и после долгого пути к выздоровлению Джоуи поправляется и выживает после болезни.
Война наконец заканчивается, но не без новых потерь. Дэвид, лучший друг Альберта, оказывается среди тех, кого потеряли к концу войны. Солдаты возвращаются домой, но узнают, что лошадей с ними не будет. Вместо этого они будут проданы с аукциона во Франции. Солдаты объединяются, чтобы накопить достаточно денег, чтобы купить Джоя на аукционе. Кажется, что план удастся, пока жестокий человек не перебивает их цену. У солдат заканчиваются деньги, и они не знают, что делать, когда дедушка выступает из толпы и делает более высокую ставку. Он уговаривает жестокого человека не поднимать цену, потому что он заплатит любую сумму, чтобы вернуть лошадь Эмилии. Аукцион заканчивается, и дедушка выигрывает ставку.
Альберт спешит к дедушке и спрашивает, почему он хотел купить Джоуи. Дедушка рассказывает ему об Эмилии и о том, как она умерла вскоре после того, как забрали лошадей. Перед смертью дедушка дал ей обещание, что сделает все возможное, чтобы снова найти лошадей и позаботиться о них. Теперь, когда он встретил Альберта, он думает, что Эмилия поймёт, что Джоуи будет лучше со своим прежним хозяином. Дедушка продаёт Джоя Альберту за один английский пенни и обещание, что тот будет заботиться о лошади и расскажет историю своей Эмилии. Альберт обещает, что так и будет, и они со слезами на глазах расстаются.
Альберта и Джоуи встречают дома как героев, но они «оба (знают), что настоящие герои не вернулись домой». Они вспоминают всех оставшихся позади людей, которые навсегда сформировали их собственные жизни. Альберт женится на своей девушке, Мейзи Браун, и они вместе создают семью. Альберт принимает ферму от своего отца, который теперь стал намного добрее. После долгой и страшной войны Джоуи и Альберт готовы к любым новым начинаниям.
- «Слон в саду» Майкла Морпурго, краткое содержание
- «Заабалави» Нагиба Махфуза, краткое содержание
- «Шерсть» Хью Хауи, краткое содержание
- «Виллетт» Шарлотты Бронте, краткое содержание
- «Истина и красота» Энн Пэтчетт, краткое содержание
- «Несломленный» Лоры Хилленбранд, краткое содержание
- «Медвежий камень» Уилла Хоббса, краткое содержание
- «Теории относительности» Барбары Хаворт-Аттард, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?