Эллинистическое искусство:
эллинизм в античном мире читать ~6 мин.
В контексте классической античности термин «эллинизм» означает подражание идеям, стилю и культуре классической греческой цивилизации. Это явление было характерно для «эллинистической эпохи», которая традиционно датируется периодом с 323 года до н.э. (смерть Александра Македонского) по 30 год до н.э. (завоевание Птолемеевского Египта Римом после битвы при Акциуме в 31 году до н.э.). Эллинистический мир характеризовался глубоким уважением к греческой культуре, которое распространилось по всему цивилизованному миру того времени.
Страны и колонии Восточного Средиземноморья испытали сильное влияние греческого искусства, включая греческую скульптуру, керамику и архитектуру, особенно её ордерную систему. Эллинистические стили в скульптуре и архитектуре практиковались во всех греческих колониях, особенно в Анатолии (современная Турция). В то же время эллинистическая живопись ярко представлена египетскими фаюмскими портретами, которые относятся преимущественно к I – III векам н.э..
В Египте династия Птолемеев, основанная македонским полководцем Птолемеем I, не копировала греческие образцы слепо, а создавала синтез, сочетая местные строительные традиции с греческими элементами. В Европе как этрусское, так и римское искусство находились под сильным влиянием греческих стилей. Это особенно заметно в римской скульптуре, хотя и римская рельефная скульптура достигла высокого мастерства. В римской архитектуре на основе греческого опыта были сделаны инженерные прорывы, включая активное использование арки, свода, купола и бетона.
Распад империи Александра Великого
После смерти Александра Македонского в июне 323 года до н.э. его обширная империя, простиравшаяся от Греции до Индии, стала ареной борьбы между его главными полководцами — диадохами. Они разделили завоёванные территории и основали собственные правящие династии. Среди них были Селевкиды в Месопотамии и Сирии, Птолемеи в Египте и Атталиды в Пергаме.
Эллинистическая архитектура
Разделение империи Александра напрямую повлияло на развитие архитектуры. Каждая династия нуждалась в покровительстве и самоутверждении, что привело к созданию крупных градостроительных комплексов, таких как Антиохия, Пергам и Селевкия на Тигре. Пергам является особенно характерным примером эллинистической архитектуры. Его акрополь был преобразован царями из династии Атталидов в монументальный архитектурный ансамбль. Комплекс включал знаменитый алтарь Зевса в Пергаме (около 166–156 гг. до н.э.), украшенный мраморным фризом длиной 120 метров с изображением гигантомахии — битвы богов и гигантов из греческой мифологии. Эллинистический гигантизм также проявился в неоконченном храме Аполлона в Дидиме (Иония), строительство которого началось около 305 года до н.э. под руководством архитекторов Дафниса из Милета и Пеония из Эфеса.
О более поздних направлениях, вдохновлённых эллинистической архитектурой, см. статью «Классицизм в искусстве» (с 800 года).
Эллинистическая скульптура
В отличие от спокойствия и безмятежности древнегреческой скульптуры высокой классики (450–400 гг. до н.э.), примером которой служат статуи Парфенона, скульптура эллинистической эпохи была более динамичной, драматичной и эмоциональной. Скульпторы больше не ограничивались идеализированными образами и стали изображать более широкий круг персонажей, настроений и сцен. Лучшим примером драматизма в эллинистическом пластическом искусстве служит мраморная рельефная скульптура Пергамского алтаря, а также знаменитая группа «Лаокоон и его сыновья» (42–20 гг. до н.э., Музей Пио-Клементино), созданная Агесандром, Афинодором и Полидором. См. также: Пергамская школа эллинистической скульптуры (241–133 гг. до н.э.).
Сохраняя некоторые классические черты, такие как тщательная проработка драпировок и естественность поз, эллинистические работы стали более экспрессивными. Примерами могут служить поворот бедра в статуе «Венера Милосская» (ок. 130–100 гг. до н.э.) и расслабленная поза спящего сатира, известного как Фавн Барберини (ок. 200 г. до н.э., Глиптотека, Мюнхен). Чувственность передана в таких работах, как «Афродита, Пан и Эрос» (ок. 100 г. до н.э., Национальный археологический музей, Афины) и «Афродита Киренская» (ок. 100 г. до н.э., Национальный музей Рима). Эллинизм также породил интерес к индивидуальной психологии, что отражено в меланхоличной статуе Демосфена (ок. 280 г. до н.э.) работы Полиевкта.
Для сравнения можно рассмотреть рельефы Алтаря Мира Августа в Риме (ок. 13–9 гг. до н.э.).
Достижения в технике литья способствовали созданию монументальной бронзовой скульптуры. Ярчайшим примером был 32-метровый Колосс Родосский — одно из Семи чудес древнего мира, созданный Харетом из Линдоса (292–280 гг. до н.э.). К сожалению, большинство эллинистических бронзовых изваяний были позднее переплавлены на оружие или монеты.
В эллинистической Греции также была распространена терракотовая скульптура, использовавшаяся как в погребальных, так и в декоративных целях. Новые методы формовки позволяли создавать детализированные миниатюрные статуэтки с высоким уровнем натурализма. Наряду с изящными фигурками скульпторы создавали и множество «гротесков»: статуэток горбунов и других персонажей с искажёнными чертами, что, возможно, было ранней формой карикатуры.
Эллинистическая пластика оказала большое влияние на индийскую скульптуру, особенно на греко-буддийское искусство Гандхарской школы в Пешаваре, а затем в Таксиле.
Подробнее о влиянии эллинизма на художников XX века см.: Классическое возрождение в современном искусстве (1900–1930).
Статьи по теме
Эллинистическая греческая скульптура (ок. 323–27 до н.э.)
Эллинистические статуи и рельефы (ок. 323–27 до н.э.)
Эллинистическо-римское искусство (ок. 27 г. до н.э. – 200 г. н.э.)
Скульптура Древней Греции: Общее руководство
Эллинистическая живопись и мозаика
Образцы монументальной греческой живописи почти не сохранились. Немногие уцелевшие росписи и фрески находятся в плохом состоянии. Однако изучение римских копий позволяет судить о высоком уровне греческих мастеров. Лучшими примерами сохранившейся живописи эллинистической традиции являются фаюмские портреты — большая серия погребальных портретов на досках, написанных в технике энкаустики и темперы в I – III веках н.э. в Римском Египте.
Мозаичное искусство также достигло большой популярности. Одним из известнейших мастеров был Сос Пергамский, работавший во II веке до н.э. Его мастерство в технике trompe-l’oeil (обманки) упоминал Плиний Старший. Примерами его работ считаются «Неподметённый пол» в Музеях Ватикана и «Голуби» в Капитолийских музеях в Риме.
Статьи по теме
Греческая живопись: архаический период (ок. 600–480 до н.э.)
Греческая живопись: классический период (480–323 гг. до н.э.)
Греческая живопись: эллинистический период (323–27 гг. до н.э.)
Эллинистическая керамика
В отличие от других видов искусства эллинистического периода, гончарство переживало некоторый упадок, особенно в росписи. Эллинистические вазы часто имели однородный чёрный цвет с глянцевой поверхностью и украшались простыми мотивами, такими как гирлянды. В то же время появились сосуды со сложными рельефными изображениями животных или мифологических существ. Образцы эллинистической керамики находят на обширной территории, вплоть до современного Пакистана, например в городе Таксила, который и сегодня остаётся центром керамического искусства.
Для вводного руководства по декоративно-прикладному искусству Эгейского региона
см. статью «Искусство классической древности» (ок. 1000 лет до н.э. – 450 г. н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Coole Website ;-)
Комментирование недоступно Почему?