Колонна Траяна читать ~5 мин.
Колонна Траяна (Colonna Traiana) в Риме — один из самых известных примеров римского искусства и выдающийся триумфальный памятник. Она была воздвигнута в честь побед императора Траяна (годы правления 98–117 н.э.) в Дакийских войнах. Мраморная колонна, построенная между 106 и 113 годами на Форуме Траяна, недалеко от Квиринальского холма, украшена спиральным фризом, который обвивает её ствол 23 раза. Этот выдающийся повествовательный рельеф — величайшее произведение рельефной скульптуры Древнего Рима и один из шедевров в истории мировой скульптуры.
Среди других значимых произведений римских скульпторов можно выделить мраморный фриз на Алтаре Мира (Ara Pacis Augustae, 13–9 гг. до н.э.) на Марсовом поле, спиральный фриз на колонне Марка Аврелия (около 180–193 гг. н.э.) и архитектурную рельефную скульптуру на Арке Константина (312–315 гг.). Исторические рельефы — это величайший вклад Рима в искусство скульптуры, и они выгодно выделяются на фоне похожих, хотя и более редких, образцов греческой скульптуры. Известно, что колонну Траяна спроектировал архитектор Аполлодор из Дамаска, однако имена скульпторов, создавших рельефы для этого шедевра эллинистическо-римского искусства, остаются неизвестными.
Марк Ульпий Траян (Marcus Ulpius Traianus) был одним из величайших римских императоров. Его 19-летнее правление ознаменовалось серией успешных войн против германцев, парфян и даков, в результате которых Римская империя достигла максимального расширения своих границ.
Архитектура и конструкция
Колонна Траяна, выполненная в дорическом ордере римской архитектуры, имеет общую высоту 35 метров, включая семиметровый постамент. Бронзовая дверь в основании вела в помещение, где находились две золотые урны с прахом Траяна и его жены Помпеи Плотины, а также начиналась винтовая лестница. Полый ствол колонны состоит из девятнадцати огромных блоков каррарского мрамора, каждый весом около 32 тонн и диаметром 3,7 метра. Ствол венчает капитель весом 53 тонны. Внутри проходит винтовая лестница из 185 ступеней, ведущая на смотровую площадку наверху. Изначально колонну венчала бронзовая статуя самого Траяна, но в 1587 году её заменили статуей Святого Петра. Как и другие триумфальные колонны с историческими рельефами, характерные для многих городов Римской империи, Колонна Траяна символизировала мощь и величие Рима. Смотрите также: Греческая архитектура (900-27 гг. до н.э.).
Строительство
Всего для колонны и пьедестала было использовано 29 мраморных блоков общим весом более 1000 тонн. Их поднимали на место с помощью сложных кранов. Этот процесс, описанный в античных трактатах по архитектуре и инженерии, демонстрирует высочайший уровень мастерства римлян в подъёме тяжестей. Даже для них подъём 53-тонной капители на высоту более 30 метров был выдающимся достижением, потребовавшим создания специальной системы канатов, шкивов и лебёдок, приводимой в движение силой сотен рабов. Задачу усложняло одновременное строительство соседней Базилики Ульпия. Несмотря на все трудности и произошедшие за века землетрясения, Колонна Траяна до сих пор стоит почти вертикально: её наклон составляет менее половины градуса. Для сравнения с другими инженерными достижениями античности см. Египетские пирамиды.
Исторический барельефный фриз
Хотя повествовательные рельефы были известны и в греческом искусстве, например на фризе Парфенона или Пергамского алтаря, непрерывная спиралевидная композиция Колонны Траяна является уникальным римским новшеством. Лента фриза общей длиной около 190 метров и высотой более метра покрыта барельефом, повествующим о военных кампаниях Траяна в Дакии (современная Румыния). Скульптуры были вырезаны уже после возведения колонны, несомненно, лучшими мастерами Рима. Чтобы компенсировать оптическое искажение для зрителей на земле, фигуры у основания имеют высоту около 90 см, а наверху — уже 1,3 метра. (См. также: Глоссарий архитектуры.)
Нижняя половина колонны описывает первую кампанию (101–102 гг.), а верхняя — вторую (105–106 гг. н.э.). Всего на фризе 155 сцен и более 2500 фигур, включая около 60 изображений самого императора. События разворачиваются на фоне условного пейзажа, где появляются изображения городов, стен и мостов. Интересно, что непосредственно сражениям посвящено менее 20 сцен. Большинство сюжетов изображают повседневную деятельность римских легионеров, что делает фриз ценнейшим визуальным источником информации о военной технике, оружии и обмундировании римской армии. Тем не менее, на фризе запечатлены и ключевые события дакийских кампаний: первое пересечение Дуная римским легионом, путешествие Траяна вверх по реке, капитуляция даков, жертвоприношение на Дунайском мосту, штурм дакийской столицы и смерть царя Децебала. На пьедестале колонны тщательно изображены дакийское оружие и доспехи.
Для получения дополнительной информации об искусстве Древнего Рима посетите страницы Раннее римское искусство (510–27 до н.э.) и Христианское римское искусство (313 г. н.э. и позднее).
Предполагается, что подробный скульптурный рассказ основан на «Комментариях о дакийских войнах» (Commentarii de bellis Dacicis) самого Траяна (ныне утерянных), которые он написал в период 106–110 гг. н.э. Полноразмерная гипсовая копия Колонны Траяна выставлена в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Художественное влияние
Архитектура и скульптура Колонны Траяна оказали значительное влияние на всё позднеримское искусство. В частности, её конструкция с винтовой лестницей внутри постепенно распространилась по всей империи. Впечатляющий дизайн колонны позже заимствовали императоры Антонин Пий и Марк Аврелий, а шестнадцать веков спустя очень похожая триумфальная колонна с резным барельефом была возведена на Вандомской площади в Париже в честь победы Наполеона в битве при Аустерлице.
Дополнительные ресурсы
Дополнительные сведения об античном искусстве классической античности см. на следующих страницах:
Скульптура Древней Греции
Древняя Греческая скульптура (600-480 гг. до н.э.)
Ранняя классическая греческая скульптура (480-450 гг. до н.э.)
Поздняя классическая греческая скульптура (400-323 гг. до н.э.)
Другие примеры нарративной рельефной скульптуры из Средиземноморья есть в статье Искусство классической античности (около 1000 лет до н.э. – 450 г. н.э.).
Чтобы проанализировать рельефы Древнего Рима, изучите страницу Как оценить скульптуру.
- Фриз Кап-Блан: Мадленская рельефная скульптура, Дордонь
- Пещерный фриз Рок-де-Серс: солютрейские рельефы, наскальные гравюры
- Фризлайт. Искусство остановки света
- В Челябинске вспомнили режиссёра и неравнодушного человека Евгения Садакова
- ТОП-5 лучших программ для рисования и редактирования изображений в помощь художникам
- В саратовском драмтеатре с успехом прошла премьера «Ромео и Джульетты»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?