Колонна Траяна читать ~6 мин.
Что такое колонна Траяна?
Один из самых известных примеров римского искусства, Колонна Траяна (Colonna Traiana) – это триумфальный памятник, воздвигнутый в Риме в честь военных побед римского императора Траяна (правил 98-117 гг. н.э.) в дакийских войнах (в Трансильвании и Карпатах). Эта мраморная колонна, построенная в период 106–113 годов на Форуме Траяна, недалеко от Квиринальского холма, украшена спиральным фризом, который 23 раза обвивается вокруг вала: замечательное повествование, которое представляет собой величайшее произведение рельефной скульптуры Древнего Рима и одно из лучших произведений в истории скульптуры.
Другие сопоставимые работы, вырезанные римскими скульпторами, это мраморный фриз процессии на Алтаре Мира (Ara Pacis Augustae, 13-9 г. до н.э.) на Марсовом поле, спиральный фриз на дорической колонне Марка Аврелия (около 180-193 г. н.э.) на площади Колонна и архитектурная рельефная скульптура на Арке Константина (312-15 гг.). Исторические рельефы составляют величайший вклад Рима в искусство скульптуры и выгодно отличаются от аналогичных, хотя и более редких, образцов греческой скульптуры. Известно, что колонна Траяна была спроектирована архитектором Аполлодором из Дамаска, а имена каменщиков и скульпторов, создавших рельефы для этого шедевра эллинистическо-римского искусства, остаются для нас утерянными навсегда.
Марк Ульпий Траян Кринит (Траян) был одним из величайших римских императоров. Его 19-летнее правление ознаменовалось серией успешных войн против немцев, парфян и даков, которые в наибольшей степени расширили границы Рима.
Дорическая архитектура
Пример дорического ордена римской архитектуры, Колонна Траяна, имеет высоту 35 метров, включая 7-метровый постамент. Внутрь пьедестала можно было попасть через бронзовые двери, ведущие справа на площадку и лестницу, а слева в камеру, которая служила хранилищем для двух золотых урн с прахом Траяна и его жены Помпеи. Полый ствол колонны построен из двадцати огромных цилиндров из паросского мрамора, каждый весом 32 тонны и диаметром 3,3 метра. Вверху шахты находится капитель – венчающий элемент, который весит ошеломляющие 53 тонны. Внутри шахты находится винтовая лестница, ведущая к смотровой площадке на вершине. Вплоть до смерти Траяна (117 г. н.э.) колонна была увенчана бронзовым орлом, а после его смерти – бронзовой статуей самого Траяна. В 1587 г. эта скульптура была заменена аналогичной статуей Святого Петра. Как и другие триумфальные колонны с выгравированными историческими рельефами, которые характерны для многих городов Римской империи, четкое архитектурное послание Колонны Траяна звучало так: «Вся слава могуществу Рима». Смотрите также: Греческая архитектура (900-27 гг. до н.э.).
Строительство
29 массивных мраморных блоков (общим весом 1100 тонн) были подняты на место с помощью кранов. Процесс, хорошо задокументирован в древних архитектурных и инженерных сочинениях, которые ясно показывают мастерство Рима в поднятии больших грузов с земли. Даже для римлян, подъем 53-тонного капителя на высоту 120 футов остается впечатляющим достижением, для которого потребовалось специальное возвышающееся расположение канатов, шкивов и шпилей, которыми управляли бригады рабов. (Стандартный римский кран с гусеничным колесом не подошел бы для этой работы). Более того, задача была еще более осложнена одновременным строительством близлежащей базилики Ульпия. Несмотря на все трудности строительства, а также ряд землетрясений в регионе, Колонна Траяна остается почти вертикальной по сей день, наклон составляет менее половины градуса. Для сопоставимых инженерных достижений классической античности см. Египетские пирамиды.
Исторический барельефный фриз
Спиральный фриз Колонны характерен для греческой керамики 5-го века – такая конструкция повторяется как в греческой скульптуре периода высокой классии из Парфенона и эллинистической греческой скульптуры из Пергамского алтаря. Он закручивается по спирали вверх вокруг вала от основания. Фриз был вырезан после завершения колонны, несомненно, лучшими скульпторами Рима. Он состоит из выгравированной полосы – 190 метров в длину и более метра в высоту – покрытой барельефной скульптурой глубиной около 2 см, которая непрерывно описывает военные кампании Траяна в Дакии (ныне Румыния). Верхние части фриза были предназначены для обзора не с уровня земли, а из галерей окружающих зданий. Тем не менее, были внесены коррективы для минимизации оптического ракурса: например, размер фигур в основании составляет около 90 см по сравнению с 1,3 метра вверху. (См. Также: Глоссарий архитектуры.)
Нижняя половина колонны описывает первую кампанию (101–102 г.), а верхняя половина – вторую (105–106 г. н.э.). Всего здесь 155 сцен с более чем 2500 фигурами, вырезанными в барельефе, включая 60 изображений самого Императора. События разворачиваются на плоском рельефном фоне; время от времени предлагается город с домами, стенами и мостами. Интересно, что менее 20 сцен показывают настоящие сражения между противостоящими армиями; большинство сюжетов рассказывают о повседневной деятельности римских легионеров, предоставляя множество визуальных данных о военной технике, оружии и обмундировании римской армии. Тем не менее, фриз действительно иллюстрирует некоторые конкретные события дакийских кампаний, в том числе первое пересечение Дуная римским легионом, путешествие Траяна вверх по Дунаю, капитуляцию даков в конце первой войны, великую жертву на Дунайском мосту во время второй войны, штурм дакийской столицы и смерть дакийского царя Декабала. Кроме того, дакийское оружие и доспехи тщательно проиллюстрированы на фризе постамента. На карнизе связки дубовых листьев, перевязанные лентами, держат орлы, два из которых хорошо сохранились.
Для получения дополнительной информации об искусстве Древнего Рима, посетите страницы Раннее римское искусство (510–27 до н.э.) и Христианское римское искусство (313 г. н.э. и позднее).
Вполне возможно, что очень подробная мраморная скульптура изображает собственный Комментарий Траяна о дакийских войнах (ныне утерянный), который он написал в период 106–110 гг. н.э. Полноразмерная копия Колонны Траяна построена в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Художественное влияние
Колонна Траяна, ее архитектура и скульптура оказали значительное влияние на всё искусство позднего Рима и важные римские здания. В частности, конструкция винтовой лестницы постепенно распространилась по всей империи. Впечатляющий дизайн колонны позже был принят императорами Антонином Пием и Марком Аврелием, а шестнадцать веков спустя очень похожая колонна с резным барельефом была возведена на Вандомской площади в Париже в ознаменование знаменитой победы Наполеона при Аустерлице.
Дополнительные ресурсы
Дополнительные сведения о древнем искусстве классической античности см. на следующих страницах:
Скульптура Древней Греции
Древняя Греческая скульптура (600-480 г. до н.э.)
Ранняя классическая греческая скульптура (480-450 г. до н.э.)
Поздняя классическая греческая скульптура (400-323 г. до н.э.)
Другие примеры нарративной рельефной скульптуры из Средиземноморья есть в статье Искусство классической античности (около 1000 г. до н.э. – 450 г. н.э.).
Чтобы проанализировать рельефы Древнего Рима, изучите страницу Как оценить скульптуру.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?